Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 16:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Мценск — Россия Март 2018

Добраться в Спасское-Лутовиново можно тремя способами:

— на авто, дорога отличная

— электричкой из Орла или Тулы до станции Бастыево. Затем 5 км пешком.

— из Орла на автобусе за 88 рублей до Мценска, а затем из Мценска на автобусе до Спасское за 35 руб. Цены на март 2018 года.

Я выбрал третий способ потому что хотел посмотреть Мценск: https://www.tourister.ru/responses/id_22642 Леди Макбет Мценского уезда. Уездный город Мценск и его обитатели,

а также потому что электричка из Орла на Бастыево отходила слишком рано и в выходной хотелось нормально выспаться.

В гости к Тургеневу...

В обед я прервал своё знакомство со Мценском, чтобы вернуться к нему поздно вечером и отправился на автобусе в 13:30 в знаменитую усадьбу Тургенева.

Из-за нехватки времени обедать пришлось дежурным привокзальным пирожком прямо в пути в Спасское в автобусе.

Автобус в пути около получаса.

В гости к Тургеневу...

Дорога как видите тут отличная. Подлатали у нас дороги в последние годы, видимо Ротенберг став миллиардером от введения «Платона» отстегнул от своих щедрот.

К тому же в ноябре этого года 200-летний юбилей рождения писателя и по любому дорогу отремонтировали бы чтобы не кранеть перед туристами.

В гости к Тургеневу...

Вот по этой бы дороге я шагал бы пешком целый час от станции Бастыево если бы уехал сюда рано утром из Орла на электричке. Вряд ли на станции дежурят таксисты. А сейчас я еду «с комфортом» на автобусе.

Последняя экскурсия начинает работу в 17:00, а заканчивается она в 18:00. Поэтому позже чем приехал я, Вам ехать сюда не стоит.

Ну чтобы неторопясь погулять по парку и музею раз уж Вы добрались в такую глушь.

В гости к Тургеневу...

Комплексная экскурсия стоит 530 рублей. Как видите из прейскуранта — можете купить экскурсию только в один из объектов подешевле. Я решил не экономить раз уж раз в жизни наконец попал сюда.

Сказать по правде я небольшой поклонник творчества Тургенева. Из школьного курса литературы помню как нам в сельской школе безумно скучно было слушать про нигилизм Базарова и принципы героев «Отцы и дети» и прочих произведений писателя.

Видимо чтобы понять мысли этого русского писателя нужно читать его в зрелом возрасте, а не в детстве. Однако, вряд ли я в своей жизни когда-то найду время на изучение его трудов, так как оно теперь всё заполнено интернетом и Вашими туристерскими отчётами. Интернет плотно вошёл в нашу жизнь и книги мы с Вами теперь не читаем. Только то о чём рассказали нам в советских школах на уроках литературы теперь мы и имеем в памяти.

Помню в школе мы предпочитали читать о Павке Корчагине «Как закалялась сталь» Островского и «Белеет парус одинокий» Катаева.

Интересно изучают теперь нынешние школьники подобные произведения?

А Базаров с непонятным для советского обывателя каким-то нигилизмом и прочие «Записки охотника» нагоняли откровенную скуку.

Ну разве что мы с детства вспоминаем трогательное «Муму» с немым дворником и барыней самодуркой, да и то немногие вспомнят что именно Тургенев автор этого грустного произведения.

В гости к Тургеневу...

Комплексная самая дорогая и включает в себя посещение парка, храма, выставочного центра, литературной экспозиции (флигеля изгнаника).

До начала экскурсии было около 15 минут и я пока побродил по территории усадьбы.

В гости к Тургеневу...

Вот на таких санях катают всех желающих.

Сани повседневные не для туристов

Конюшня.

Начало экскурсии было в 14:25 и продлилась она чуть больше часа.

Я подошёл в назначенное время и обнаружил что на экскурсии я один. Миловидная дама моих лет специально для меня одного будет рассказывать и показывать усадьбу. Такое у меня впервые и я ощутил себя ВИП-персоной, всего-то менее чем за 10 $.

В гости к Тургеневу...

До посещения Спасского-Лутовиново я уже побывал в гостях у Сергея Есенина в Константиново и у Льва Николаевича в Ясной Поляне: https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/32521 В гости к Льву Николаевичу в Ясную Поляну.

И сказать по правде у Есенина и Толстого мне показалось красивее, общирнее, интереснее, веселее. Может дело в том что там я побывал не зимой, а весной в мае?

А когда всё цветёт, то всегда всё интереснее?

В гости к Тургеневу...

Экскурсия началась с посещения храма «Спаса Преображения».

Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви с таким названием. В конце 16 века Иван Грозный пожаловал это село Ивану Лутовинову.

Колокольня.

Важную роль в истории усадьбы сыграл Иван Иванович Лутовинов (1753–1813). Карьера выпускника Пажеского корпуса не задалась, он недолго прослужил в Новгородском пехотном полку, дослужился до секунд-майора и поселился в своём поместье.

В 1778 г. мценские дворяне избрали его уездным судьёй. Он владел поместьями в Тульской, Тамбовской, Калужской губерниях и 5000 крепостных.

Он решил создать усадьбу: её центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичём дом (с библиотекой, театром и хорами для музыкантов), перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для полиции, лаборатория. Работы по устройству усадьбы велись с рубежа веков до 1809 года.

В гости к Тургеневу...

Это им высажен парк возле усадьбы. Иван Иванович обладал строгим характером и спуску крепостным садовникам не давал. Он был большим оригиналом.

Если взглянуть на парк с высоты птичьего полёта, то можно будет увидеть что дорожки аллей и расположение ряда деревьев изображают собой римскую цифру XIX.

В гости к Тургеневу...

Таким образом эксцентричный барин хотел отметить в алееях парка наступление нового века.

И. И. Лутовинов имел связи с Новиковым и Радищевым. Многим он давал деньги взаймы, в том числе и деду Льва Толстого.

В 1813 г. он умер и был похоронен в часовне над родовым склепом.

В гости к Тургеневу...

Рядом с этой часовней находится могила со стелой, где говорится, что здесь покоится Николай Этьен Веней Дефрен из Нанси, приехавший в Россию в 1769 г. и умерший в 1793 г.. В эпитафии говорится, что он был учителем, однако известно, что в эти времена никаких детей здесь не проживало. Кто он и как сюда попал, до сих пор неизвестно. Да, тогда приезжали на заработки в Россию, а сейчас всё наоборот.

Семья писателя Ивана Сергеевича Тургенева происходила из древнего рода тульских дворян Тургеневых. В памятной книжке мать будущего писателя записала: «1818 года 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра».

Отец Ивана С. Н. Тургенев (1793–1834) служил в то время в кавалергардском полку.

Фото из интернета.

Беспечный образ жизни красавца-кавалергарда расстроил его финансы («кавалергарда век недолог»), и для поправки своего положения он вступил в 1816 году в брак по расчёту с весьма состоятельной Варварой Лутовиновой (1787–1850). В 1821 году в звании полковника кирасирского полка отец вышел в отставку.

Иван был вторым сыном в семье. Мать будущего писателя, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи. Её брак с Сергеем Николаевичем не был счастливым. В 1830 году отец уходит из семьи и умирает в 1834 году, оставляя троих сыновей — Николая, Ивана и рано умершего Сергея.

Мать была властной и деспотичной женщиной. Она сама рано лишилась отца, страдала от жестокого отношения своей матери (которую внук позднее изобразил в образе старухи в очерке «Смерть»), и от буйного, пьющего отчима, который нередко её бил. Из-за постоянных побоев и унижений она позже переехала к своему дяде вышеназванному И. И. Лутовинову, после смерти которого стала владелицей великолепного имения Спасского-Лутовиново и 5 000 душ.

В гости к Тургеневу...

В. П. Лутовинова, мать писателя. Фото из интернета.

Варвара Петровна была непростой женщиной. Крепостнические привычки уживались в ней с начитанностью и образованностью, заботу о воспитании детей она сочетала с семейным деспотизмом.

Она была расчётливой хозяйкой, сама вела все дела имения и получала от этого хороших доход. Нещадно секла крепостных за провинности, хозяйка была строгая.

Говорят что она была прототипом рассказа «Муму», но в отличие от вздорной ленивой барыни из того произведения, Варвара Петровна обладала деловой хваткой «бизнес вумен» и ленивой никак не была.

Подвергался материнским побоям и Иван, несмотря на то что считался любимым её сыном. Грамоте мальчика обучали часто сменявшиеся французские и немецкие гувернёры. В семье Варвары Петровны все говорили между собой исключительно по-французски, даже молитвы в доме произносились по-французски. Она много путешествовала и была просвещённой женщиной, много читала, но также преимущественно на французском. Но и родной язык и литература были ей не чужды.

До девяти лет Иван Тургенев жил в наследственном матушкином имении в Спасском-Лутовиново. В 1822 г. семья Тургеневых совершила путешествие в Европу, во время которого четырёхлетний Иван чуть было не погиб в Берне, сорвавшись с перил рва с медведями (Беренграбен); его спас отец, поймав за ногу. В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве.

В мае 1839 г. в усадьбе произошёл большой пожар. Однако новое строительство не было затеяно и к уцелевшей части дома были сделаны пристройки. Театр, большой зал, комнаты для гостей и прочее не были восстановлены. Парк также запустел.

Маменька прочила младшему Ивану гражданскую карьеру (далеко не литературную), старшему Николаю — военную. Однако оба не оправдали её надежд не только в карьере, но и в личной жизни.

Например старший Николай влюбился в гувернантку имения француженку. Маменька Варвара закатила скандал, но сынок проявил характер. Любопытно что француженка изменяла Николаю направо и налево, но он не порывал с ней. От этой связи родился ребёнок, которого Варвара Петровна так и не приняла.

В гости к Тургеневу...

Любопытно что когда старая барыня в 1850 г. умирала, то повелела пронести ребёнка Николая и гувернантки перед её окнами чтобы полюбоваться хоть перед смертью. Посмотрела через окно, велела унести и больше не показывать. На этом всё.

Род брата И. С. Тургенева прервался со смертью этого ребёнка.

Тургеневу 20 лет, 1838 г. Фото из интернета.

Своей семьёй сам великий писатель И. С. Тургенев также как и его брат так и не обзавёлся. Ещё в юности он сошёлся с крепостной белошвейкой Авдотьей. От этой связи родилась дочь Пелагея. Она проживала в Спасском-Лутовиново сироткой, а её маму белошвейку Варвара Петровна отправила с глаз долой из имения.

Говорят что когда в имение приезжали гости соседи, то чтобы повеселить гостей Варвара Петровна наряжала в красивые одежды девочку и приводила к столу.

Барыня со смехом спрашивала гостей на кого похожа эта девочка? Девочка как две капли воды походила на своего отца, И. С. Тургенева.

Когда писатель в очередной раз приехал в Спасское, то обнаружил что его дочь грязная восьмилетняя девочка носит тяжелые кастрюли по кухне, выполняет грязную работу.

Тургенев забрал дочь с собой и с восьми лет она воспитывалась в семье Полины Виардо во Франции, где Тургенев изменил её имя с Пелагеи на Полина.

Во Францию Иван Сергеевич приехал лишь через шесть лет, когда его дочери уже исполнилось четырнадцать. Полинет почти забыла русский язык и говорила исключительно по-французски, что умиляло её отца. В то же время его огорчало то, что у девочки сложились непростые отношения с самой Виардо.

В гости к Тургеневу...

Полина Виардо. Фото из интернета.

В семнадцатилетнем возрасте Полинет познакомилась с молодым предпринимателем Гастоном Брюэром (1835–1885). Тургенев дал согласие на брак дочери. В качестве приданого отец подарил немалую по тем временам сумму — 150 тысяч франков. Девушка вышла замуж за Брюэра, вскоре разорившегося, после чего Полинет при содействии отца скрывалась от мужа в Швейцарии.

Дочь Тургенева Полинет (Пелагея). Фото из интернета.

Поскольку наследницей Тургенева была Полина Виардо, дочь после его смерти оказалась в затруднительном материальном положении. Умерла в 1919 г. в возрасте 76 лет от рака. Дети Полинет — Жорж-Альбер и Жанна — потомков не имели. Жорж-Альбер умер в 1924 г.

Жанна Брюэр-Тургенева так и не вышла замуж; жила, зарабатывая на жизнь частными уроками, так как свободно владела пятью языками. Умерла в 1952 г. в возрасте 80 лет, а с ней оборвалась и родовая ветвь Тургеневых по линии Ивана Сергеевича.

В 1850 г. Варвара Петровна мама писателя умерла, Ивану Тургеневу, уступившему брату Николаю все самые доходные поместья и дом в Москве, досталось родовое гнездо Спасское, где он провёл своё детство (до 1828 г.) и куда он регулярно приезжал на каникулы и на отдых.

В гости к Тургеневу...

Карикатура на сжигание «Записок охотника», 1852 г. Фото из интернета.

С 1852 г. по личному распоряжению Николая Первого Тургенев пребывал в Спасском в ссылке под надзором полиции.

Так называемый «флигель изгнанника». К писателю был приставлен специальный жандарм строго следивший за контактами и передвижениями ссыльного.

Писатель оказался в разлуке с Полиной Виардо.

И. С. Тургенев отпустил на волю дворовых.

С соседями он подружиться не сумел, периодически к нему приезжали Щепкин, Аксаков, Фет. Здесь же он пишет повесть «Постоялый двор» и роман «Два поколения» (не опубликован).

В конце 1853 писателю была «объявлена свобода с разрешением выезжать из столицы».

Однако уже осенью следующего года Тургенев возвращается в Спасское, пишет здесь очерк «О соловьях» и принимает у себя Некрасова. В 1855 здесь за семь недель пишется роман «Рудин».

В 1856 Спасское посетил Лев Толстой.

В гости к Тургеневу...

Сотрудники «Современника». 1856 г. Фото из интернета.

Затем Иван Сергеевич на некоторое время уехал в Европу. По возвращении он пишет в Спасском произведения: «Дворянской гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Затем Тургенев вновь по большей части проводит время за границей.

В гости к Тургеневу...

Приезжая сюда он открывает школу для крестьянских детей и богадельню для престарелых крестьян.

Ещё в усадьбе можно увидеть погреб, баню, каретный сарай.

Последний раз Тургенев побывал здесь в 1881 г..

В 1883 он умер во Франции от рака костей позвоночника, в городе Буживаль.

Врач Боткин свидетельствовал, что истинная причина смерти была выяснена лишь после вскрытия, во время которого учёными-физиологами был также взвешен его мозг. Как оказалось, среди тех, чей мозг был взвешен, Иван Сергеевич Тургенев обладал самым большим мозгом (2012 граммов, что почти на 600 граммов больше среднего веса).

В гости к Тургеневу...

Могила Тургенева на Волковском кладбище. Фото из интернета.

Наследники вывезли из Спасского мебель, а в 1906 дом сгорел.

В 1918 г. имущество писателя стало национальным достоянием.

В 1921 году в соответствии с декретом «Об охране садов и парков» Спасское объявили государственным заповедником.

В 1937 г. были отпущены средства на восстановление усадьбы.

Во время Великовой Отечественной войны территория Спасского находилось в зоне оккупации и была заминирована.

В гости к Тургеневу...

После освобождения в 1943 году тут находился госпиталь и многие умершие от ран солдаты похоронены именно в этом парке.

В 1976, на основе проекта художника Луки Никитича Перепелицы, был открыт восстановленный главный дом с воспроизведённой на момент 1881 г. обстановкой.

В 1980 году были проведены лечебные мероприятия со знаменитым, посаженным самим Тургеневым, дубом.

В гости к Тургеневу...

Вот кстати и сам дуб. Жив, курилка.

Дом-музей сейчас активно реставрируется снаружи.

В гости к Тургеневу...

Сейчас он вот в таком состоянии, но работы ведутся.

И к 200-летнему юбилею рождения писателя обещают его сделать уже таким.

Так что приезжайте 9 ноября 2018 года и полюбуйтесь. Заодно отчёт напишите.

На этом экскурсия наша была окончена. Жаль что нельзя было сфотографировать внутри личные вещи, фото и предметы которых касались руки писателя. Вещи сохранили родственники Тургенева.

Многие эти вещи Иван Сергеевич упоминал в своих произведениях.

Очень понравилась большая библиотека состоящая из множества книг на разных языках, изрядная доля которых посвящена путешествиям.

В гости к Тургеневу...

Я ещё полчаса в быстром темпе погулял по парку и возле пруда.

В парке на льду луж катались местные ребятишки, потомки тех детей для которых писатель создавал на свои деньги школу.

Кстати, Толстой в своей Ясной Поляне совсем недалеко отсюда соседней Тульской Губернии создал подобную школу для деревенских ребятишек.

В гости к Тургеневу...

Эти картины русской природы вдохновляли писателя на написание его произведений.

Автобус отходит от выставочного центра где я уже побывал на экскурсии. Жаль фото увиденного там внутри нельзя сделать.

В гости к Тургеневу...

Уехал я на последнем автобусе в Мценск в 17:00.

Пообедать в столовой недалеко от кассы я вновь не успел из-за нехватки времени.

Ничего, заодно и пообедаю и заодно и поужинаю в Мценске:

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.