Турист Иван Кучин (Ivan_Kuchin)
Иван Кучин
был 4 февраля 2023 7:36

Новая Ладога, Шлиссельбург — Россия Май 2017
Характер и канальная экзотика

Кто-то может сказать, что название я позаимствовал из работ доктора Фрейда. Когда-то я начинал знакомство с его работами именно со статьи «Характер и анальная эротика».

Могу ответить, что много чего делается по Фрейду. А здесь речь пойдет об экзотической поездке по Ладожскому каналу, в которой нам довелось испытать свой характер. Поэтому и название такое.

Характер и канальная экзотика

Наш лодочный пробег по Новоладожскому каналу занял два полных дня, в общей сложности мы преодолели по воде 110 километров. Учитывая, что дело было в начале мая, нам пришлось в борьбе с канальными трудностями проявить свой характер. Ну, а экзотика была постоянно по левому и правому берегу. Так что название вполне заслуженное.

Началось все с малого — купил брат Миша лодку…

Не большую, не маленькую. Резиновую, надувную.

Характер и канальная экзотика

Ну купил и купил. А делать-то чего-то надо! Ждали-ждали и дождались, когда лед сойдет. И поехали мы с ним в путешествие по Новоладожскому каналу. Дело было в мае.

Характер и канальная экзотика

Лодку спустили на воду напротив Шлиссельбурга, в поселке Морозова. Там берет свое начало река Нева, там же стоит знаменитая крепость Орешек, видавшая виды и участвовавшая не в одной войне.

Остров-крепость обошли снизу по течению и взяли курс на канал.

Характер и канальная экзотика

Наверное, здесь уместно сказать несколько слов о самом канале.

Как известно, в давние времена по южной части Ладожского озера проходил знаменитый торговый путь. Торговые суда проходили из финского залива через Неву в Ладогу, потом шли в Волхов, до Великого Новгорода, далее через Старую Руссу до волока и потом уже в Волгу.

Характер и канальная экзотика

Много опасностей было на том пути, и одна из них — это Ладожское озеро. Дело в том, что рельеф дна Ладоги и некоторые другие природные факторы способствовали частому образованию штормов именно возле южных берегов озера. Кто-то скажет, разве на озере бывают штормы? Бывают, еще какие, ведь Ладожское озеро по размерам превосходит некоторые настоящие соленые моря. Не зря же его называют «пресным морем».

К тому же в холодное время намерзющий лед постоянно прибивало к берегу, что сильно затрудняло проход судов. Надо было строить канал. Впервые идея строительства канала пришла в голову государственным мужам еще во время царствования Петра I. Один из указов Петра от 1718 года: «… какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…»

И вот в XVIII веке появился Старолодожский канал. Иногда его еще называют Петровский.

Характер и канальная экзотика

Уровень воды в Староладожском канале был выше уровня воды в Ладоге — это позволило сэкономить на выемке грунта при строительстве. Обратной стороной такой экономии была необходимость строительства и содержания шлюзов. За счет шлюзов канал постоянно пополнялся из впадающих в него рек — Назии, Кобоны и разных мелких ручьев.

И сейчас еще в некоторых местах Староладожский канал представляет собой вполне приличный водоем.

Характер и канальная экзотика

Канал нужно было поддерживать в рабочем состоянии, но денег уже в то время не хватало и он постепенно зарастал и мелел. И вот в XIX веке Александр II поставил вопрос ребром и объявил тендер на расчистку и восстановление работоспособности канала. Однако желающих чистить канал не нашлось и тогда было принято стратегическое решение копать новый. Рядом, параллельно.

Новоладожский канал построили очень быстро, всего за пять лет. Даже для нынешнего времени это поистине ударные темпы — по 22 километра в год. Это почти по 2 километра в месяц. Получается, что каждый день строители выкапывали примерно по 50 метров!

Характер и канальная экзотика

В 1866 году строительство нового канала было закончено и он получил название «Канал Александра II Освободителя». Потом по понятным причинам его переименовали в Новоладожский. Канал использовался по назначению в течение длительного времени. По нему даже ходили пассажирские суда. Сейчас это редкость, но иногда бывает. Встретили мы одно судно, судя по всему, перегоняли его в Санкт-Петербург.

А вообще, канал сейчас используется в основном для прохода всяких мелких лодок, типа нашей.

Характер и канальная экзотика

Или используется для стоянки больших судов в межсезонье.

Этот поход был чем-то сродни путешествию на Марс. Перед стартом я даже не знал, существует ли по берегам канала жизнь. Сведения были очень скудными.

Оказалось, что существует. Есть вполне приличные населенные пункты, к которым можно добраться не только по воде, но и по суше.

Характер и канальная экзотика

Есть различные базы отдыха и кемпинги. В основном, все завязано на рыбалке.

Характер и канальная экзотика

Я по рыбалке не специалист, а вот брат Миша говорит, что рыбалка там зачетная…

Характер и канальная экзотика

Меня больше интересовали исторические детали — как строился канал, как там были обустроены шлюзы, как он использовался во время Великой Отечественной войны.

Недалеко от Шлиссельбурга отмечено памятным знаком место высадки советского десанта на захваченную фашистами территорию. Попытка была неудачной, но память о ней осталась.

Эти места связаны с боевыми действиями — недалеко проходила дорога жизни, были наведены временные железнодорожные мосты через старый канал. И хотя сами каналы непосредственно в боевых действиях не были задействованы, все же они находились в соответствующей зоне.

Характер и канальная экзотика

Тем временем, путешествие наше продолжалось…

По берегам канала довольно много всяких поселков, деревень. В основном, дома и жилые постройки используются для отдыха, как дачи, таких населенных пунктов не знает ни Гугл ни Яндекс. Однако есть и такие, в которых люди живут постоянно.

Характер и канальная экзотика

Мы сделали остановку в Кобоне — сошли на берег, осмотрелись. Именно отсюда во время войны был проложен самый опасный участок Дороги жизни — по льду Ладожского озера.

Там на одной из баз отдыха энтузиасты организовали частный музей с экспонатами, которые собственноручно подняли со дна Ладоги.

Характер и канальная экзотика

Погода на Ладоге не предсказуемая. Только что светило солнце, как вдруг поднялся штормовой ветер и стал заливать нашу лодку водой. Вот тут и пришлось проявить характер. Все мокрые и замерзшие мы все-таки достигли нашей дневной цели — деревни Черное, где у нас был запланирован ночлег.

Характер и канальная экзотика

Черное — почти Венеция, небольшие каналы прорыты по всей деревне и до дома можно добраться прямо на лодке.

Тут у нас был забронирован отель. Ну как отель? Конечно, не Хилтон, но для закалки характера самое то.

Характер и канальная экзотика

Утром двинулись дальше. Наплавные мосты на канале небольшие плавсредства преодолевают самостоятельно. Кто-то вылезает из лодки, с помощью лебедки разводит мост, пропускает лодку и потом выполняет обратную последовательность действий. Вот интересно, были ли случаи, когда кто-то мост развел и обратно его не свел? Как тогда люди переберутся обратно на материк?

Второй день путешествия был похож на первый. Погода, правда, была без сюрпризов, не устраивала нам больше проверок.

Характер и канальная экзотика

Так, потихоньку, с остановками на чай-кофе и дошли до Новой Ладоги.

Ну, а там нас уже поджидала машина, доставившая нас в лоно цивилизации — в мир теплых ванн, мягких ковров, горячего чая и интернета. Всего-то каких-то сто километров, а какая разница!

Характер и канальная экзотика

В этом году брат Миша опять зовет по каналу, на этот раз от Новой Ладоги до Свири. Думаю, опять поеду!

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм