Турист Анна Смирнова (Isabell_lea)
Анна Смирнова
была 17 июня 2019 17:30

Минск — Беларусь Март 2018

Мой папа любит рассказывать, что если бы моя мама приняла другое решение на 9 месяце беременности, я родилась бы в Беларуси, в городе Барань. И была бы баранкой, что папу моего особенно радует! Так что Беларусь мне почти родная. В 2008 году я проездом была в Бресте, где впечатлили меня две вещи: крепость и отель с дежурными на этажах и гречневой кашей с котлетами на завтрак. Про Минск отзывы слышала смешанные: родители мужа были впечатлены чистотой, друзья жаловались, что делать нечего. Впрочем, у нас с мужем есть особенный подход к осмотру новых городов, позволяющий увидеть их «нетуристическую», но очень интересную сторону. Мы ищем стритарт.

Итак, около 12 часов на машине в пути из Санкт-Петербурга. Вот так нас встретила Беларусь.

Стритарт и другие радости Минска

Пальмы — это хорошо. А еще за день в Минске выпала месячная норма снега, и это в начале марта. Передвигаться было непросто, но к чести городских служб, центр почистили быстро. Поразили холмы и лестницы в городе — необходимость подниматься по скользким ступенькам не всегда радовала.

Поселились мы в гостинице «Орбита», выбрав ее исключительно потому что наши друзья живут в пяти минутах. Нормальная гостиница, пожаловаться могу только на абсолютно холодную яичницу на завтрак. С утра сквозь снег мы отправились осматривать город. Трудно было не заметить, что социальной рекламы, пожалуй, даже больше, чем коммерческой. Минчанам постоянно напоминают о необходимости присматривать за детьми и платить алименты. А еще есть такая прелесть.

Стритарт и другие радости Минска

Впрочем, обычная реклама тоже бывает…интересная.

Путь наш лежал на улицу Октябрьскую, где в прошлом году проходил фестиваль стритарта Vulica Brazil. Старания местных и бразильских художников полузаброшенный промышленный район превратил в интересное хипстерское место, крайне привлекательно выглядящее. Для Инстаграма самое то. Вот такими мы добрались туда от метро.

Стритарт и другие радости Минска

Лед на усах, отмороженные от необходимости фотографировать красоту руки — это того стоило, разумеется, если вы такое любите. Я очень люблю.

Да, в поисках стритарта иногда приходится забредать в странные места — особенно живописны привокзальные районы — но хочу подчеркнуть, что все эти мюралы легальны и по сути являются достопримечательностью города, современным искусством, включенным в актуальный контекст. Они нарисованы в разных стилях, темы кого-то могут оттолкнуть или привлечь, но талант художников очевиден, а яркие краски очень красят серые районы города. Например, вот такую красоту нарисовал бразилец Рамон Мартинес — называется мюрал «Беларусь в калейдоскопе».

Стритарт и другие радости Минска

Рожерио Фернандес нарисовал Фриду Калло, Ван Гога и влюбленных жирафов. «Прохожий должен включить свою фантазию и понять, что здесь нарисовано. Не хочется всё разжёвывать и преподносить на блюдечке, тогда люди не будут фантазировать. Дети в играх развивают свою фантазию, а когда вырастают, перестают думать. Взрослым тоже нужно мыслить», — так рассказывал о своей работе бразилец.

Более мелкие формы тоже радовали.

Стритарт и другие радости Минска

Рядом, на улице Фабричной, есть еще вот такая чудесная девочка. На фоне снега смотрится замечательно. Автор: Вальтер Номура (Tinho). Адрес: ул. Фабричная, 22.

А с этими котами вообще интересно: появляются они во дворах Партизанского района города с 2015 года. Администрация инициативу поддерживает. Называется проект «Мартовские коты». Увы, всех мы не нашли — их 8 точно есть — только вот этих. Есть карты с адресами всех пушистых.

Стритарт и другие радости Минска

Это «Художник», мюрал про влияние мира на искусство. Автор — Finok.

Стритарт и другие радости Минска

А это — репродукция картины «Портрет жены с цветами и фруктами» художника Ивана Хруцкого, которая появилась на стене дома на улице Карла Маркса, 25. Проект инициировал художник Дмитрий Писляк, а поддержали его с помощью краудфандинга 109 человек и организаций.

Стритарт и другие радости Минска

Самый милый и теплый мюрал. Находится он рядом с кардиологическим центром: хочется надеяться, что вид на него из палат поднимает пациентам настроение. Авторы — близнецы Отавио и Густаво Пандольфо, а стена принадлежит посольству Бразилии. Адрес: Энгельса, 34а.

Два мюрала на улице Калинина. Автор совы-сипухи — Алесь Благий (Kontra). В стране этот вид на грани вымирания. Вторая работа называется «Дневная луна». Говорят, что у местных она вызывала грусть. «Вот если бы котика нарисовали!» — сказала художнику Римону Гимараешу одна женщина. И он нарисовал — присмотритесь к одежде персонажа. Адрес: ул. Калинина, 1.

Стритарт и другие радости Минска

Еще один день мы посвятили вылазке в совсем уже спальные районы. Кстати, говорят, что мюралы в таких местах увеличивают стоимость недвижимости. Интересно, срабатывает ли это в Минске?

Вот это — «Человек без лица» (по другой версии «Без имени») греческого художника INO.

«Ino очень восхищался Минском, его удивляла архитектура и широкие пространства, мало людей на улице, красивые девушки. Мы пытались рассказывать ему историю региона, он общался с разными людьми, в итоге у него сложилось впечатление, что здесь у людей проблема с идентичностью. Все по-разному отвечают на вопрос „Что для вас Беларусь?“. И для него была большой путаницей историческая смена государств на нашей территории — ВКЛ, Речь Посполитая, Российская империя, Советский Союз. Поэтому на стене на улице Воронянского, 13/1 появился такой человек без лица», — рассказывал организатор фестиваля Urban Myths‬ Олег Ларичев. Сайт Streetartnews внёс мурал iNO в список лучших стрит-арт-произведений в мире за октябрь, но некоторые минчане не оценили работу и даже требовали, чтобы её закрасили. (сайт rdnv.me). Адрес: ул. Воронянского, 13/1.

Стритарт и другие радости Минска

Ещё одна работа из списка лучших по версии Streetartnews — девушка в вышиванке. Её автор — английский уличный художник Гвидо ван Хелтен, известный по монументальным работам в Италии, Исландии, Дании, Эстонии. Похожий проект он реализовал и в Киеве. За основу рисунка взята реальная рубашка из музея. Адрес: ул. Рабкоровская, 15.

Стритарт и другие радости Минска

Сумасшедше смотрится в таком окружении «Ярило» художника Deih. Автора впечатлила мифология страны. Адрес: ул. Рабкоровская, 13.

«Легенда о реке» украинского художника Алексея Кислова (Kislow). Это фантазия о том, как под землёй в Минске течёт фантастическая река, а на её берегах стоит реальный город. Рыбу с бородой я точно запомню надолго:) Адрес: ул. Аэродромная, 17.

Стритарт и другие радости Минска

Понимаю, что редкий турист поедет чёрти куда ради цветных картинок, но для нас это великолепный способ разобраться в городе. Минск оказался симпатичным, старомодным, просторным, немноголюдным. И стритарт его действительно украшает.

Желающим посмотреть: конкретные маршруты и адреса легко найти, это далеко не полный список. А вот обычные достопримечательности Минска — это уже другая история. Из особенных развлечений могу порекомендовать два:

1. Квизы в клубах города — это викторины на самые разные темы, очень популярные у местной молодежи. Нужно собрать команду, назвать посмешнее и приготовиться пошевелить мозгами. Дарят за первые места обычно шампанское.

2. Есть набюдение за птицами, бёрдвотчинг. А есть лосьвотчинг :) Серьёзно, по дороге из Полоцка мы видели штук 5 лосей и пару оленей. Трасса довольно тихая, машин мало, вот они и выходят почти к обочине. Мы были впечатлены:)