Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был 23 апреля 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Три путешествия

Чиангмаи + 2 города — Таиланд, + 1 город — Лаос, Доха — Катар, Ереван — Армения Февраль 2018

От таких предложений не отказываются

Северный Таиланд, город Чианг Май. Раннее утро. Красный лонгтео уверенно везёт нас по пустынным улицам ещё не проснувшегося города из аэропорта в квадрат старого города, окружённый рвом и остатками крепостной стены. Путешествие начинается!

Три путешествия

Впрочем, оно началось ещё сутки назад, половину из которых мы провели в воздухе. Три перелёта подряд, ожидание в аэропорту, две бессонные ночи — не самая приятная часть пути. Но что делать, дорога и комфорт вещи, как правило, малосовместимые.

Однако, не всё так печально. Авиакомпания Qatar Airways старалась и заботилась: кормила, дурманила голову бесплатным алкоголем, развлекала, раздавала беруши и тёплые носочки, ну и, конечно, доставляла наши жаждущие странствий тела до места назначения.

А ещё Qatar Airways провокатор, в хорошем смысле этого слова. Сделала предложение, от которого трудно было отказаться. Условие было такое: если вылететь во вторник из Москвы в Чианг Май транзитом через Доху, а через две недели в среду вернуться через Доху, но не в Москву, а в Ереван, то стоимость четырёх перелётов будет равна 19 200-м российским рублям. Удивительно, за четыре перелёта общей длительностью почти сутки, с полновесным багажом, сервисом одной из лучших авиакомпаний мира и всего за $340 по нынешнему курсу. Ну как тут не согласиться. Ведь все прочие варианты в тот регион, были как минимум, в два раза дороже.

Возврат в Ереван меня совершенно не смущал, ведь живём мы не в Москве, а в городе на Северном Кавказе, который намного ближе к столице Армении, чем к столице России. Да и оказаться очередной раз в Армении для меня большая удача. Очень мне нравится эта страна, пребывание в которой мы растянули до максимума, взяв билеты на Краснодар на вечер воскресенья (так, чтобы с утра в понедельник начать трудовую неделю).

В итоге, получилось путешествие продолжительностью ни много, ни мало, а три недели. Но если быть точнее три путешествия подряд, идущих нон — стопом, одно за другим, и практически бесплатная экскурсия в столице Катара — Дохе в качестве дополнительного бонуса от всё той же Qatar airways.

Компаньоном мне в этом вояже вызвалась быть моя супруга, не всегда готовая поехать туда, куда готов поехать я («…да что я забыла в той Монголии…», «… в Уганду? Я, конечно, люблю животных, но не до такой степени…«). В этот же раз решение она приняла практически без колебаний, соблазнившись на вечное азиатское лето, фруктовые шейки и тайский массаж.

Итак, билеты куплены, команда собрана. Наступила пора составлять детальный план.

Путешествие номер один

Путешествием под номером один прошу считать пребывание на севере Таиланда.

Три путешествия

Город Чианг Май пользуется невероятной популярностью у туристов, но не у наших, а западных (китайцев в огромном количестве подъехавших туда на свой Новый год, в расчет не беру, их всегда и везде много, потому, как их в принципе много).

За две недели пребывания в тех местах русскую речь услышали лишь раз, встретив пару среднего возраста в зоопарке Чианг Мая. Зато английскую, немецкую, французскую и даже польскую речь слышали беспрестанно. Причина такой ситуации для меня очевидна. Наш турист (российский, украинский, белорусский, казахстанский) в своей основной массе турист организованный, едет туда, куда продают пакетные туры.

Общаясь здесь на Туристере, может сложиться впечатление, что путешествия, инициированные на свой страх и риск для наших граждан привычное дело. Это далеко не так. Это мы просто сбились в кучу, в стаю себе подобных, но нас не так много, несколько тысяч из многих миллионов. Точной статистики у меня нет, но думаю, что регулярно в дальнее зарубежье выезжает не более 15–20% наших граждан, из которых абсолютное большинство по пакетным турам в места массового туризма, туда, где море и где «всё включено». Западный же турист, как мне кажется, в большей степени готов к самостоятельным нестандартным поездкам.

Да, в Чианг Мае моря нет. И на первый взгляд это обычный тайский город. Но всё же, чем-то он в туристическом плане интересен, не правда ли?

Причин приехать сюда, на север Таиланда, может быть множество. Для меня такой причиной являются храмы.

Три путешествия

Не скажу, что я религиозный человек, скорее всего, ровно наоборот. Отношение к религиозной вере, основанной на неких догмах, как антиподу могущества разума человека, свободного поиска его ума заложено в моём сознании во времена атеистического советского детства всерьёз и, наверное, навсегда.

Но и воинствующим атеистом я себя не назову, а реальная связь человека и Бога мне всегда была интересна. Ведь, как известно, абстрактной религии не бывает, она выражена в обрядах, культах, ритуалах, осуществляемых через неких посредников, как-то пророки, священнослужители или какие-нибудь шаманы. Есть некие религиозные ценности: храмы, иконы, мощи, есть святыни — объекты поклонения. Есть некие представления, предписания, заповеди, определяющие поведение верующего человека, его взаимодействие с миром и другими людьми. И все эти религиозные моменты жизни того или иного этноса связаны с его культурой, моралью, нравственностью, искусством. Это взаимосвязи всегда хочется знать и понимать.

Три путешествия

В Чианг Мае очень много храмов, несколько десятков. Многие компактно расположены внутри квадрата старого города, некоторые вынесены за его пределы. Одни старинные, с историей и очень известны, другие ничем не выделяются среди себе подобных.

Три путешествия

За дни, проведенные в Чианг Мае, мы увидели множество буддистских храмов.

Удалось побывать и в великолепном Белом храме в другом тайском городе — Чианг Рае (некоторые только ради него приезжают на север Таиланда).

Три путешествия

В следующем своём рассказе я постараюсь как-то классифицировать увиденное, рассказать про самые яркие и необычные храмы. Очень уж хочется уложить по полочкам тот массив впечатлений, который сейчас свален в общую кучу.

Но не только храмами живёт исследователь Чианг Мая. В этом городе есть великолепный зоопарк, в одном из павильонов которого обитают панды.

Три путешествия

Можете смело провести там полдня, а то и больше, на достаточно большой территории которого, в условиях максимально приближенных к естественным, собрана хорошая коллекция азиатской фауны.

Три путешествия

Для любителей флоры тоже есть где развернуться. Недалеко от Чианг Мая разбит просто шикарный Royal Flora парк.

Три путешествия

При этом это не просто ботанический сад, на его благоустроенной территории, настолько большой, что по ней катают на автобусах, много разных павильонов, тематических зон, мест отдыха. Полный световой день потратить на этот парк совсем не жаль, эстетическое наслаждение гарантирую.

Так и прошли наши первые пять дней в Чианг Мае: легко, непринуждённо, без лишней беготни и суеты, но при этом весьма насыщенно. В таком режиме можно было бы провести и гораздо больше времени, некоторые вон, остаются в тех местах и на зимовку, на несколько месяцев растворяясь в местном колорите.

Но нас ждало путешествие номер два. Ну, как ждало, мы его там на месте, сами и придумали, организовали и реализовали.

Однако, в Чианг Май мы ещё вернулись и провели перед вылетом в новую страну три полноценных дня. Что делали? Ничего такого, о чём можно было бы поделиться с друзьями на Туристере, но с великой пользой для своих организмов. Знаете, in my early fifties нужно больше внимания уделять своему здоровью, каким бы крепким оно не казалось. А тут, как нельзя кстати, подвернулся тайский массаж.

У нас в городе есть массажист, который рекламируя свои услуги, утверждает, что он учился в Москве у тех, кто учился в самом Чианг Мае, оценивая на этом основании свой труд раза в три-четыре больше, чем учителя его учителей.

И вот оказавшись здесь не воспользоваться этим обстоятельством было бы непростительно глупо. На рецепшене первого геста нам посоветовали массажный салон тётушки Jim. Немолодая тайская женщина по имени Jim оказалась не просто мастером своего дела, но и удивительно приятным в общении человеком (надо сказать, что хороших и милых людей нам в этом путешествии встретилось немало). Так что будете в тех местах, найдите время, не пожалейте денег (цены весьма доступные), получите несколько сеансов тайского массажа и вернётесь домой с новым телом, более здоровым, чем было до этого.

Путешествие номер два

Посмотрите внимательно на карту региона, и вы увидите, что на севере Таиланд граничит и с Бирмой и с Лаосом.

Три путешествия

Увидеть Бирму очень хотелось, но эта страна достойна отдельной и более продолжительной поездки. А вот в Лаос специально, вряд ли, поедешь, а совместить с Таиландом самое то.

Древняя столица Лаоса город Луангпрабанг находится от Чианг Мая совсем рядом. Всего три дня пути: один на машине и два дня на лодке по Меконгу.

Три путешествия

Ну как вам такой вариант, захватило дух? Вот, и у нас тоже самое.

Путешествие в Луангпрабанг и пребывание в нём должно было стать украшением всей нашей поездки. И оно им стало!

Ещё дома я продумывал все детали, читал отчёты. В принципе знал основные этапы пути, стоимостные и временные затраты. Был готов, чтобы на обычном рейсовом автобусе доехать до приграничного городка Чианг Кхонг (желательно через Чианг Рай, чтобы увидеть то белоснежное великолепие, о котором я говорил выше), далее на тук-туке или такси добраться до пограничного перехода Чианг Кхонг — Хуайсай, пересечь по Мосту Дружбы тайско-лаосскую границу (опять же в несколько этапов), добраться до лаосского городка Хуайсай и разместиться там на ночлег.

На следующее утро купить билет на slow boat, чтобы отправиться на этом примитивном, похожем на длинную крытую деревянную ладью, транспортном средстве в долгий путь.

Три путешествия

А путь, и правда, должен быть долгим. Первый день хода не менее шести часов от Хуайсая до лаосской деревушки Пакбенг. Переночевав в Пакбенге на следующий день продолжить свой путь до самого Луангпрабанга потратив на это дело ещё восемь часов.

Почти так всё и было, только гораздо проще, чем ожидалось. Прямо на рецепшене нашего геста в Чианг Мае нам был продан некий комбинированный билет по вышеуказанному маршруту. Оказалось, что не надо ехать на вокзал, стоять в очереди в билетную кассу, не надо было нигде по пути вести тёрки с туктукерами, уточнять расписания, бояться опоздать. За нас решили все проблемы. Как забрали утром после завтрака прямо из геста, так к концу третьего дня выгрузили на причале в Луангпрабанге.

Три путешествия

Все три дня пути нас передавали «из рук в руки», в смысле пересаживали с одного транспорта в другой, если случались задержки — ждали. Мало того, размещение в гестах по дороге тоже входило в услугу. Невероятно удобно!

Но самое привлекательное во всём этом мероприятии была цена, за всё про всё — 1850 бат с носа, что-то примерно Ꝑ3500 или $60. Я точно не подсчитывал, но самостоятельное перемещение стоило бы примерно столько же, если не дороже. Ведь только билет на лодку стоил 900 бат.

Впрочем, я обязательно вернусь к этой теме, как и к тем трём дням, проведённым в Луангпрабанге. Это был вынос мозга!

Три путешествия

Одно утреннее кормление монахов чего стоило! А храмы? А купание в водопадах с бирюзовой водой? Все это было.

Был и обратный путь в Чианг Май, про который в отчётах никто не пишет. Однако, добрались! Как было расскажу.

Путешествие номер три

Помните, я вам говорил, что во время этого путешествия нам встретилось много милых и приятных людей. Вот и в Ереване тоже. Это были супруги Размик и Мая — хозяева квартиры, снятой через сервис airbnb.

Три года назад я был в Армении, и, пользуясь прошлым багажом знаний, в принципе знал, что надо смотреть за те четыре дня, что были отведены на эту кавказскую страну. Но детали пребывания не продумывал, обещая себе всё вопросы решать по ходу дела. Никаких вопросов решать не пришлось, их за нас решили Размик и Мая. Мало того, что они нам предоставили просто шикарную отдельную двухкомнатную квартиру в самом центре Еревана, но и встретили и проводили в аэропорт, а самое главное составили компанию в поездке к ближайшим к столице Армении монастырям.

Первый день мы были сами, гуляли по столице Армении, ездили на такси в Эчмиадзин, к развалинам храма Звартноц, к церквям Святой Рипсиме и Святой Гаянэ.

Три путешествия

А вот следующие дни в компании наших новых друзей на их комфортной машине проехались подальше.

Маршрут первого дня был таков: Ереван -античный храм Гарни — монастырь Гегард — монастырь Агарцин — город Дилижан — озеро Севан — монастырь Севанаванк — Ереван.

Три путешествия

Это был великолепный день!

Второй не хуже: Ереван -монастырь Хор Вирап — монастырь Нораванк — Ереван.

Три путешествия

Ну как вам программа? Сойдёт для отдельного путешествия? Вот и я думаю, что да. И опять, всё легко, без напряга, как-то само собой, в приятной и тёплой компании.

И про вишенку на торте

Вообще у нас в той поездке было четыре страны. Записать Катар в свой актив посещённых стран имею полное право, штамп в паспорте имеется.

Три путешествия

На официальном сайте Qatar Airways читаю такое объявление: «Путешествие в путешествии. Воспользуйтесь прекрасной возможностью осуществить увлекательный тур по Дохе во время транзитной остановки. Вы посетите четыре главных достопримечательности столицы Катара: искусственный остров Жемчужина Катара, Культурная деревня Катара, восточный базар Сук Вакиф и Музей исламского искусства. Стоимость экскурсии от 40 QAR за человека»

Самое интересное, что до 1 января этого года такая экскурсия была вообще бесплатной, но и сейчас это совсем недорого — $12. Может даже и хорошо, что ввели эту плату. Говорят, желающих всегда бывало очень много, и был риск не попасть на нужное время.

У нас на обратном пути было 9 часов между рейсами и мне очень хотелось воспользоваться такой возможностью выхода в город тем более, что для транзитных пассажиров виза для этого была не нужна. Получилось, но не без шероховатостей: слишком долгим оказался процесс преодоления катарской границы. Нас зачем-то поставили в хвост длинной очереди из пакистанских гастарбайтеров, стояли не менее часа. Но потом всё было совсем неплохо. Это была стандартная трёхчасовая автобусная экскурсия на английском языке.

И не проблема, если ваш английский недостаточно хорош. Всё довольно примитивно: посмотрите налево, посмотрите направо, вот пятизвёздочный отель, вот бизнес-центр, вот торговый центр, выходим — фотографируем -5 минут.

Три путешествия

В обычной жизни я такие экскурсии ненавижу, но, что делать, особых альтернатив то и не было. В любом случае общее впечатление о Дохе получено, в эту страну я специально точно не поеду, а повод посвятить Катару рассказ на Туристере появился. Очень уж интересно разузнать, как среди пустыни появился город, большой и бетонный.

Вот такая обзорная информация, а детали будут обязательно. В следующий раз начну про храмы Чиаг Мая, ведь не зря же я им посвятил пять дней своей жизни.