Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была вчера 13:25

Сием Рип — Камбоджа Январь 2018

Про Камбоджу я впервые услышала лет 15 назад. Тогда и в Турции с Египтом мало кто был. Мы только начали первые выезды за границу. Однокурсник мужа рассказал нам, как они выезжали в страну, где есть храмы, в которых на стенах растут огромные деревья, все вокруг увито лианами и живут стаи диких обезьян. В эти храмы почти никто не ездит, так как в стране долгие годы шла война, а сейчас — нищета и бездорожье. А ещё там есть речка с выбитыми под водой каменными рисунками, водопады и много-много всего интересного. Мы очень удивлялись его смелости, тому, что он не побоялся забраться в такие земные дебри, по-доброму позавидовали, что ему удалось посмотреть на такие чудеса. Однако для себя закрыли тему, как сказку, которую прочитал, но понял, что она нереальна.

Пару лет назад, Камбоджа выплыла в виде предложения от брата, который собирался полететь туда с женой. Мы сначала тоже хотели составить им компанию, но в тот момент предпочли Шри-Ланку. Вернувшись, ребята сказали, что сейчас там всё цивилизованно, есть хорошие отели и нормальные дороги. И что нам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно туда съездить. На этом тема опять заглохла, отложенная на потом.

Как обычно в моей жизни, Камбоджа вынырнула в моем сознании совершенно неожиданно. Сначала захотела увидеть Бангкок. Знаю, что в Таиланде сейчас был почти каждый второй турист (если не больше), но почти все эти туры на побережье — к солнцу, на пляжи, на острова. Мне же хотелось именно в город. Прикинув, что в камбоджийские храмы, которые я так хочу увидеть, вполне можно добраться из Бангкока, я решила объединить их в одну поездку.

Если мне что-то стучится в голову, то я понимаю, что необходимо действовать быстро, не раздумывая. Кто-то называет это интуицией, кто-то чуйкой, но меня такие вещи пока не подводили. Так вот, мысль мне стукнула в начале апреля, а осуществить намеченное предстояло после новогодних праздников. Очень многие говорят, что не могут планировать так задолго (за 9 месяцев). Но в моём случае важным фактором бывает цена. Так как мы летаем втроём, то стоимость перелёта, купленного заранее, и отеля, заранее забронированного, позволяет сделать комфортную поездку по приемлемой для меня цене.

Вокруг Ангкора. План поездки на 3 дня

Моя шальная мысль про новый год, когда ещё не растаял снег текущего года сбила с пути трезвомыслия мою коллегу. Цена и мои расклады её добили окончательно. И она тоже решила рвануть с нами в эту неизведанную ещё нами Азию. Мы купили прямые билеты на Тайские авиалинии менее чем по 600 $, забронировали отели с очень хорошими скидками и отложили эту тему на 9 месяцев. Внутренний перелет из Бангкока в Сием-Рип и обратно оказался дорогим (почти 200 $), так что тему внутреннего трансфера оставили на потом.

Про трансфер задумались ближе к поездке. Кому это не важно — можно пропустить этот абзац! Кто планирует поездку — рекомендую прочитать внимательно. Изучив тему с разных сторон, перечитав и пересмотрев в интернете различные рассказы, решили выбрать комфорт и спокойствие. Какие же были варианты? Про самолет написала — цена меньше не стала. Кроме этого, нам бы пришлось переезжать между аэропортами, ждать вылет (т. к. прилетали утром, а вылет был только днем), лететь, а потом опять ехать до гостиницы. Был вариант с автобусом. Но на границе с Камбоджей автобусы ингода меняют. И то, что ты сядешь в нормальный автобус в Бангкоке, совсем не гарантирует того, что сядешь в такой же в Камбодже. Короче, заморочки… А самое главное, мы понимали, что после 9-ти часового ночного перелета мы будем никакие, и сложный трансфер мог испортить нам весь отдых. Решили остановиться на такси. Тут тоже возможны варианты. Можно доехать до границы на одном такси, потом пройти границу и искать другое такси. Этот вариант был бы вполне приемлемым при двух условиях — нас бы устраивала любая машина и это была другая граница. Первое не устраивало, т. к. нас было 4 человека с 3 чемоданами и 4 рюкзаками. Мы бы просто не влезли! Второе — отдельная тема, которая хорошо освещена в интернете. Граница на Пойпет — самая дурацкая, непонятная, из всех, где я была. Тайская таможня расположена в двухэтажном здании, причем чтобы пройти границу, вам надо по крутой лестнице с чемоданом в руках подняться на 2 этаж, а после получения отметки в паспорте спуститься по другой лестнице. При этом если бы нам не сказали, что нам надо в этом здании проходить границу, то мы бы просто прошли мимо него. Там нет никаких заборов, указателей — обычное здание на улице! Между одним и вторым пограничными пунктами надо идти минут 10 по пыльной дороге и каким-то закоулкам. Камбоджийский погранпункт расположен вообще в каком-то сарае, его еще найти надо! Это все равно, что вы попали на улицу в незнакомом азиатском городе, где в одном переулке надо зайти в один дом, а потом найти дом на другой улице, пройдя какие-то рынки и переулки. При этом карты нет, обозначений нет, по-английски никто не говорит, кругом бомжи и грязь. Поэтому мы выбрали вариант трансфера на миниавтобусе Киви-такси со 100% предоплатой. Нас встретили в аэропорту на хорошем минибасе. После четырехчасового переезда, где мы спали каждый на своем ряду кресел, нас встретил сопровождающий, провел всеми этими дорожками между границами (Камбоджийскую визу мы сделали заранее в Москве), потом на автобусе нас отвезли до стоянки другого автобуса, на котором мы ехали ещё 3 часа от границы до отеля. Пусть такой вариант был относительно дорогой 280 $ со всех, но мы не пожалели, что сделали такой выбор. По крайней мере, нам было спокойно и комфортно. На обратную дорогу из Сием-Рипа в Бангкок выбрали точно так же трансфер. Там были накладки с задержкой такси из-за того что «Скромный камбоджийский водитель решил самостоятельно починить автомобиль, когда он утром сломался», — так нам написали. Но потом автомобиль поменяли, и мы доехали с полным комфортом. У кого другие приоритеты — могут выбирать другие варианты трансфера.

Итак, мы прибыли в Сием-Рип — камбоджийский город, ближе всего расположенный к Ангкору — тем самым храмам, которые мы хотели увидеть. Почему-то я думала, что это небольшой городок, но на самом деле, Сием-Рип — достаточно большой город с населением около 200 тысяч человек.

Город Сием Рип был основан в 802 году, а назван так только в 16 веке, в честь освобождения земель от Таиланда. Сием Рип в переводе означает «Победа над Сиамом», а Сиамом называют соседний Таиланд.

До начала XX века Сием Рип оставался всего лишь небольшой деревушкой и начал развиваться только тогда, когда в 1908 году французике реставраторы начали работы по восстановлению храмов Ангкора. Тогда в Сием Рип приехали первые туристы, в поселке стали открываться отели, рестораны, создаваться туристическая инфраструктура. Во времена Пол Пота, во время режима красных кхмеров, в городе опять наступил упадок. Новый виток развития Сием Рипа начался в 90-х годах прошлого века, когда Ангкор Ват снова гостеприимно раскрыл ворота для туристов из разных стран мира.

При выборе отеля надо ориентироваться на туристический квартал, вокруг треугольника улиц с Pab Street в центре. Там много гостиниц разного уровня комфорта и цены. Мы выбрали Hotel Somadevi Angkor Resort & Spa. Хороший отель, вполне соответствующий своим 4*. У нас был большой трехместный номер с большим балконом.

А какие цветы растут на территории — один краше другого.

Прежде всего хочу остановиться на вопросе — в чём ехать в Камбоджу? Вопрос не так прост, как кажется.

Физической нагрузки в Камбодже будет более чем достаточно. Во-первых, надо учесть, что придется много ходить. Территории храмов огромные!

Вокруг Ангкора. План поездки на 3 дня

Во-вторых, много подниматься-спускаться. Почти все храмы с очень крутыми лестницами. И люди, которые боятся высоты, иногда поднимаются относительно нормально, а на спуске по крутой открытой лестнице начинают истерить. Кто-то сползает на пятой точке, кого-то страхуют с двух сторон. Это не шутки, мы видели такое постоянно.

В-третьих, всё это будет происходить на жаре. При резком переходе из зимы в лето с 4-часовым сдвигом во времени, после долгого переезда, сразу включиться в быстрый темп может быть сложно.

Надо иметь в виду, что в храмы могут не пустить в шортах выше колен (по колено — нормально!), и в майках без рукавов. То есть оптимально — бриджи и футболка с рукавом. Многие покупают местные дешевые легкие штаны со слонами и прочими рисунками по 5 $ и футболки по 2 $ и в этом ходят. И обязательно — удобную обувь! Здесь уже у всех свои предпочтения. Видела людей и в сланцах, и в кроссовках, и даже на каблуках! На мой вкус — удобные походные шлепки или сандалии или летние кроссовки — самое то!

Ещё не забудьте взять с собой в храмы воду, а лучше - термос с зеленым чаем, он очень хорошо утоляет жажду в жару! Мы его везде с собой носили.

Второй важный момент — способ передвижения между достопримечательностями. Можно заказать экскурсии с гидами на каждый день отдельно или на все дни сразу. Только имейте в виду, что русскоговорящих гидов ОЧЕНЬ мало, поэтому цены на экскурсии получаются достаточно высокими. На дни, когда мы приезжали в Сием-Рип все русскоязычные гиды, с которыми мне удалось списаться, были заняты. Я очень переживала, как мы сами сможем посетить всё запланированное? Мы же ничего не знали про это место, кроме рассказов, которые я читала перед поездкой. Но на деле всё оказалось намного проще.

Очень хорошо, когда есть друзья. Ещё лучше, когда друзья оказываются в нужном месте в нужное время. Мне очень повезло, что в нужном месте оказался Олег Nomad. Известный знаток Азии и её особенностей на наше счастье был в Сием Рипе перед нами, и мы смогли встретиться в день нашего приезда на другом конце Земли! Вот, что значит Туристеревское братство!

Олег не только сориентировал нас в городе и показал где можно вкусно поесть, но и помог найти нам прекрасного водителя на все дни нашего пребывания в Камбодже.

Для этого он подошел к мужичку около супермаркета, мило с ним потолковал, сказал наш маршрут, спросил ценник, поторговался. В результате нам пообещали поездку на Лексусе на 3 дня по Большому и Малому кругу и в деревню на озере за 120 долларов. Нас такой расклад очень даже устроил. Утром перед отелем стоял новенький Лексус с замечательным водителем, который очень хорошо говорил на английском и знал все достопримечательности и их историю. Это был лучший вариант для поездки.

Вокруг Ангкора. План поездки на 3 дня

Тем, кто собирается в поездку по Ангкору, очень рекомендую выбирать именно автомобиль. Некоторые туристы выбирают тук-туки, они немного дешевле, НО! Передвижения до и между храмами достаточно длинные (большой круг составляет 26 км, малый — 17 км), на дорогах пыльно, на улице жарко, тук-тук едет медленнее машины. Мы были рады получить передышку между походами по храмам в кондиционированном комфортном салоне автомобиля. И испытывали огромное удовольствие от того, что не пожалели несколько десятков долларов ради комфорта.

Отдыхаю около машины.
Тук-тукеры отдыхают в ожидании клиентов.

Теперь краткий обзор по всем дням.

Я прочитала много материалов про планирование маршрута вокруг Ангкора на несколько дней и решили выбрать такой:

1 день — Большой круг храмов.

2 день — Малый круг храмов.

3 день — деревня на воде около озера Тонлесап.

В результате мы в 1 день Большой круг проехали до обеда, поэтому во второй половине дня поехали в деревню, а в освободившийся день поехали на гору Пном Кулен.

Для посещения храмов Ангкора необходимо купить билет. Их продают в специальном туристическом центре, который находится в стороне от всех храмов. Поэтому, сначала надо ехать туда. Билеты продаются на 1 день, 3 дня и неделю. Цена 37, 62 и 72 доллара США. В Камбодже (в этом районе везде) можно расплачиваться долларами. Цены тоже указаны в долларах, так что менять на местную валюту не надо.

Вокруг Ангкора. План поездки на 3 дня

Около кассы вас фотографируют и выдают билет с вашим фото. Поэтому билеты нельзя никому отдавать и терять, они именные и их надо показывать при входе в каждый храм. В начале дня при въезде в зону храмов контролеры на дороге прокомпостируют билет, если билет на 3 дня, то максимум будет три пробитых дырки на билете.

Мы решили начать осмотр храмов с Большого круга, чтобы впечатления шли по нарастающей. На Большом круге храмов много, но в основном они не очень хорошо сохранились. Потом покажу их в отдельном альбоме. Здесь только отдельные фото.

Вокруг Ангкора. План поездки на 3 дня

Мне больше всего запомнился храм Неак Пеан (Neak Pean) . И даже, скорее не он сам, а огромное искусственное водохранилище Барай, которое его окружает. Стволы умерших деревьев, затопленные водой, напоминали мне о трагических событиях в этой стране. Они были натуральными нерукотоворными памятниками, кричащими молча о том, что было всего несколько лет назад. Я не хочу погружаться в эту тяжелую и очень страшную тему, кому интересно — найдут эти материалы.

На мосту по дороге к храму сидели музыканты и играли грустные народные мелодии. Все они были инвалидами. Кто-то слепой, кто-то ампутант. Война очень жестоко прошла по судьбам камбоджийцев. Очень многие погибли, а многие стали калеками. Но они живут и стараются найти свое место в этой жизни.

Музыканты в Камбодже.

Это место с музыкой произвело на меня очень сильное впечатление и стало большим темно-синим мазком в картине страны Камбоджи, которая осталась в моей душе.

Вокруг Ангкора. План поездки на 3 дня

Я обожаю большие деревья и любуюсь ими по всему миру не меньше, чем памятниками архитектуры (кто читает мои рассказы, надеюсь, помнят об этой мой любви). В Камбодже объектов внимания было для меня более чем достаточно. Огромные, невероятно красивые деревья попадались постоянно. Хочу показать лишь некоторые экспонаты.

Около некоторых специально фотографировалась сама или снимала мужа, чтобы был понятен размер дерева.

Несколько фото для любителей животных. Они тоже были весьма экзотичными.

Ну а про нашу встречу с обезьянками я сделала отдельный альбом: https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/35563# . Кстати, очень не рекомендую гладить обезьянок, даже очень милых и спокойных. Последствия непредсказуемые:

Не надо гладить диких обезьян!

Мы успели проехать все основные храмы Большого круга до обеда. На обед мы приехали в ресторан где-то на кругу. Это был наш первый обед в Камбодже, поэтому мы не знали, что и сколько надо брать. Я увидела, что за соседним столиком что-то едят из кокоса и решила, что буду есть точно такое же. Не знаю, как это блюдо называется. Это была курица тушеная в кокосовом соке с какими-то ли травами, то ли водорослями. Все это надо есть с рисом. Скажу, что это было одно из самых вкусных блюд, которые я вообще когда-либо ела. Оно было замечательное, но очень огромное. Как я не пыталась его съесть до конца, но не смогла! Кокос был очень большой, я такие порции не осиливаю! А так как мои мужчины заказали аж по 2 блюда, то и они мне были не помощники, еле доели то, что сами заказали.

Очень сытые и довольные мы решили, что возвращаться в город мы не хотим, а поедем сразу на озеро Тонлесап смотреть деревню на воде. Про это место, которое произвело на меня самое большое впечатление, я написала в рассказе https://www.tourister.ru/responses/id_22271 .

Вокруг Ангкора. План поездки на 3 дня

После этого мы приехали в отель такие уставшие, что нам хватило сил только съесть фрукты, которые мы купили около храмов, и лечь спать. Вообще, фрукты можно купить и в городе и почти около каждого храма. Там их продают уже очищенными и порезанными.

Второй день мы посвятили изучению основных храмов, ради которых туристы едут в это место. Малый круг — это три основных храма, но имейте в виду, что храм — не одно здание. Это, как правило, достаточно большая территория, по которой нужно ходить не один час даже быстрым шагом.

Самым популярным является храм Та Пром (Ta Prohm) с огромными деревьями, выросшими на стенах этого храма. Это место прославился после съемок фильма «Лара Крофт: pacxититeльницa гpoбниц» c Aнджeлинoй Джoли в главной роли. Скажу честно — фильм не смотрела, поэтому до поездки видела только фото храма в рассказах туристов. Про храмы расскажу и покажу их потом.

Вокруг Ангкора. План поездки на 3 дня

Второй основной храм Байон (Bayon) . Очень большая территория с главным храмом, который запоминают все, кто хоть раз видел хоть одно фото этого знаменитого места.

Вокруг Ангкора. План поездки на 3 дня

Но помимо главного здания, на территории очень много всего интересного. Обязательно покажу это место отдельно.

Главный храм Ангкор Ват (Angkor Wat) мы решили оставить на вечер. После обеда в ресторанчике около храмов мы отправились к самому знаменитому месту Камбоджи. Про него тоже расскажу позже. Сейчас только фото, которое является классикой камбоджийских туристов.

Вокруг Ангкора. План поездки на 3 дня

Вечером хотелось расслабиться, поэтому мы плавали в бассейне (для меня это — лучший отдых, поэтому по-возможности везде беру отели с бассейнами).

А потом я пошла в спа, где на час ушла в нирвану в руках замечательной массажистки. Все же на отдыхе хочется не только заниматься интересным, но физически тяжелым туризмом, но и немного расслабиться.

Так как намеченную на три дня программу мы успели сделать за 2 дня, то на третий день мы решили поехать на знаменитую гору Пном Кулен (Phnom Kulen). У меня были сомнения, стоит ли ехать в это место? Когда я читала про него дома, мне оно показалось не очень интересным. В результате мне оно понравилось намного больше многих храмов Ангкора. Почему? Покажу потом отдельно, надеюсь, вы меня поймете. Пока сохраню интригу, и не буду показывать все то, что мы там увидели. Только одно фото основного храма, расположенного на огромном камне.

Вокруг Ангкора. План поездки на 3 дня

Так как мы были в 60 км на север от Сием Рипа, то была возможность заодно заехать в один из дальних храмов Ангкора — Бантей Срэй. Этот небольшой храм был одним из самых красивых кхмерских храмов, который мы увидели.

Вечером мы наконец-то выбрались в город Сием Рип. Очень жалко, что у нас был только один вечер в этом городе. Ночная жизнь в туристическом районе кипела.

Улица Pub Street в Сием Рип (Камбоджа)

Мы очень вкусно поужинали в ресторане Khmer Idea на Pub street (я опять взяла курицу в кокосе, а так как он был поменьше, то выскоблила все его стенки до древесины). Мои мужчины взяли не менее интересные и вкусные блюда. Кстати, в Камбодже очень неплохое пиво. Скорее всего это оттого, что там хорошая вода. Мы пили в отеле кипяченую воду из-под крана, она намного вкуснее московской.

Еще мы попробовали мороженое на улице, которое очень необычно готовили на ледяном подносе, разливая на него молочную массу, смешанную с выбранными вами наполнителями, а потом делая из замороженной массы рулетики. Вкусно!

Напоследок сходили в супермаркет, чтобы купить подарки. Лучшим подарком считается перец из провинции Kompot. Этот перец считается лучшим в мире. Он не дешевый, но очень ароматный. Ещё славится кофе из Камбоджи. Я купила несколько пакетов, мне понравился. Также мы набрали разных травяных сборов, они весьма необычны.

На следующее утро мы заказали такси до Бангкока. Как я уже писала, нам пришлось ждать такси больше часа, потом был долгий переезд в Таиланд. Про Бангкок и впечатления от этого города напишу обязательно.

Что сказать напоследок про Камбоджу? Нам всем там очень понравилось! Очень интересно, необычно, вкусно, красиво! Эта страна сейчас переманивает туристов у Таиланда. Возможно, что через несколько лет там будет комфортнее, но останутся ли люди, живущие там такими же доброжелательными и приветливыми? Очень на это надеюсь!

Вокруг Ангкора. План поездки на 3 дня

Подробные рассказы про каждое место:

https://www.tourister.ru/responses/id_22877 - Большой круг храмов

https://www.tourister.ru/responses/id_22271 - озеро Тонлесап и деревня на воде

https://www.tourister.ru/responses/id_22957 - Малый круг храмов. Та Пром, Ангкор Ват