Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был 18 апреля 17:55

Осло — Норвегия Июль 2002

Данное путешествие происходило в незапамятные времена — летом 2002 года. Тогда мы еще не рисковали ездить самостоятельно, а искали — и находили! — хорошие автобусные туры. Под «хорошими» я понимаю: без ночных переездов, с отелями 3–4 звезды, не сильно напрягающие длинными переездами и короткими стоянками. Определенный опыт поездок по европейским городам к тому времени уже накопился, поэтому, как всегда неожиданно возникло желание посмотреть «европейскую природу». А где эта природа наиболее наглядна для туристов — конечно, в Норвегии — она тогда, как раз, входила в российскую «туристическую моду».

Таким образом мы вышли на известную Питерскую компанию, специализирующуюся на автобусных турах и нашли у них тур, где главной страной была Норвегия, а «по пути» заезжали в Финляндию, Швецию и Данию.

Итак¸ загрузились мы у «Октябрьской» в автобус — по традиции, заняли кресла в 4-м ряду слева. Нашими соседями оказалась пара, с которой мы уже однажды где-то пересекались, что послужило поводом к дальнейшему компанейству и сближению — через год мы уже вместе ездили во Францию. Там же нам представился наш гид и сопровождающий, по фамилии Фруктов — к сожалению, забыл имя и отчество — как оказалось, очень достойный и эрудированный человек, который очень качественно выполнял свою работу.

По пути к границе у нас — по традиции, 5 раз проверили паспорта, и утречком мы въехали в Хельсинки. Небольшая обзорная экскурсия, немного свободного времени и, по хорошей погодке — дальше, в Турку, где нас ожидала посадка на «Европу» — крупнейший на Балтике 12-ти палубный паром.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

Традиционное «объедалово» на шведском столе, променад по магазинам — и отдыхать. Видимо, расслабон нас расслабил и я забыл перевести часы на шведское время. В итоге, проснулись по будильнику на час раньше, собрались, позавтракали в пустом кафе и не могли понять — прочему все спят? Потом, увидев на рецепции часы все поняли, посмеялись и пошли убивать время на верхнюю палубу.

И словили там кайф! Представьте — тихое летнее утро, огромный паром в полной тишине идет по шхерам мимо островков с чудными домами и своими причалами. Природа просыпается, вокруг — ни души! Просто идиллия!

На берегу нас ждал новый автобус — старый остался в Финляндии — он не подходил по своим стандартам к требованиям, предъявляемым в скандинавских странах. И повез нас на обзорную экскурсию по Стокгольму.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

Утро было раннее, выходное, поэтому местный народ и неорганизованные туристы еще не проснулись и мы чудесно проехали по основным местам города и успели на смену караула у Королевского дворца, которая своей тягомотностью нас утомила.

Последним штрихом был заезд на обзорную площадку на Седермальме, откуда открывался прекрасный вид на город. Прямо оттуда мы двинули в долгий переезд в Норвегию, где заночевали в хорошем отеле сети Скандик рядом с Осло.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

Завтрак был бесподобен и включал в себя местные рыбные деликатесы и даже козий сыр. Оттуда наш путь лежал в Берген и тут мы начали проникаться основной целью путешествия — скандинавской природой.

Дорога огибала озера, проходили мимо яблоневых садов, высоких гор, через маленькие поселки с аутентичными домиками, крытыми дерном и покрашенными красной краской, сделанной из отходов когда-то добываемой меди.

Ни на секунду не отвлекаясь на сон и отдых крутили головами и пытались запечатлеть окрестную красоту. На обед остановились в кемпинге Фагернес, где поближе ознакомились с местной архитектурой и поели свободно растущей окрест экологически чистой малины и смородины. На следующем этапе наш мудрый гид стал меньше рассказывать о жизни в Норвегии, а включил в автобусе музыку Грига и предложил спокойно смотреть в окошко на появившиеся фьорды — для полного проникновения. Для полноты ощущений на вершинах окрестных гор стали появляться пятна нерастаявшего снега — в июле! На одной из технических остановок все вышли из автобуса и активно фотографировались на их фоне.

Там же подсмотрел вот этот сюжет, который назвал «Заблудшие агнцы».

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

Откуда они там взялись и куда бежали — непонятно. Следующая остановка уже была просто фантастической — у большого водопада, на уступах которого мы сделали массу «экзотических» фотографий.

и осмотрели «объект культа» — церковь и кладбище аж 12 века.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

Следующим интереснейшим объектом был тоннель Лордаль — длиной 24.5 километра. Для радости туристов и отдыха водителей в нем вырублены 3 пещеры — тоннель значительно расширен — там можно остановиться, выйти погулять, потрогать каменные стены.

И снова гид проявил мудрость — в автобусе звучала «Пещера горного короля» того же Эдварда Грига. Что добавляло прекрасных ощущений. Сами пещеры подсвечены голубым светом и очень красиво смотреть, как при подъезде они появляются в конце тоннеля. Короче — настоящий аттракцион.

Целью нашей был город Флом, стоящий на Согнефьорде — красивейшем (хотя, каковы здесь могут быть критерии?) из предлагаемых нашему осмотру.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

А новым аттракционом — 40 мильная поездка на кораблике из Гундвангена по этому фьорду. Помимо туристической функции этот кораблик выполнял и функцию практическую — где-то посередине пути подошли к причалу, за которым стоял десяток домов и выгрузили там ровно 5 коробок чего-то необходимого.

А сам кораблик представлял собой чуть ли не Ноев ковчег, поскольку на нем собрался целый интернационал — слышалась английская, испанская, итальянская, японская речь — все активно обсуждали непередаваемую красоту — горы, окружающие фьорд, поднимаются вверх на 1500 метров и уходят вглубь на 1000.

На этом кораблике произошла забавная история. Я как-то «зацепился» глазом за некую типичную американскую семью — папа-мама-дочка-сын и, слово за слово, при своем минимальном знании английского, «разговорился» с ними. Они впервые приехали в Европу из Орегона и, конечно, всем восхищались. А рядом с нами кучковалась группа типичных японских старушек, которые вообще чувствовали себя на другой планете. И тут одна из старушек что-то спросила у американской девочки — ей было лет 10, и та ей ответила по-японски — она, как позже выяснилось, учила его факультативно в школе. У них даже завязалась беседа — старушки были в шоке! Приехать в далекую Европу, встретить там американскую девочку и говорить с ней по-японски — вот она, квинтэссенция космополитизма и современной глобализации! Они с упоением принялись фотографировать девочку, потом к ней присоединились ее родители и стоящий рядом я.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

Естественно, мы захотели сделать ответные фото и тут, глядя на нас, на пароходике возник настоящий ажиотаж — незнакомые люди вместе фотографировались, чуть ли не братались, знакомились! Обстановка сложилась просто фантастическая! Кстати, мы потом с этой семьей долго переписывались, обменивались подарками и даже собирались в гости — но, не вышло.

Но поездка закончилась и мы отправились на отдых в транзитный отель в г. Восс, по пути осмотрев очередной водопад. Отель оказался хорошим, с бассейном и отличным завтраком.

Утром, приехав во Флом, мы направились чуть ли не к главному аттракциону поездки — прогулке по Фломсбану — уникальной горной железной дороге.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

Заняли места и стали бегать от окна к окну, потому что виды вокруг открывались один великолепнее другого.

На полпути там предусмотрена остановка у водопада Кьосфоссен, высотой 93 метра. Там туристов охватывает очередной массовый психоз, когда в струях водопада показывается танцующая девушка и все хотят ее сфотографировать.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

После этого поезд доходит по конечной станции Мюрдаль, немного там стоит и едет назад уже без остановок. По возвращении во Флом у нас был перерыв на обед. Очень удивились стоящему у причала океанскому лайнеру — при своих огромных размерах он легко проходил по всем фьордам.

Следующим пунктом этого дня был Берген, где первым делом, по совету гида, все отправились на рынок, чтобы успеть попробовать местные морепродукты — огромные бутерброды со свежевыловленными креветками — супер!

После небольшой экскурсии было дано свободное время, которого хватило на осмотр главной набережной Бригген и местных магазинчиков.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

В центре у какого-то муниципального здания обнаружили своеобразный «памятник» — бронзовую фигуру бездомного.

Ночевать в этот день нам предстояло в неком экзотическом отеле, стоящем на берегу фьорда.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

Он состоял из двух зданий — одно вполне стандартное, а второе, в котором разместили нас, поначалу показалось просто сараем.

Но на практике это оказались классные апартаменты — с отдельным входом, небольшой верандой с креслами, кухней и спальней. Вид с веранды на фьорд был бы просто фантастическим, если бы там можно было сидеть — вдруг налетело огромной количество мошки, которая не давала расслабиться.

Тем не менее, после ужина прекрасно погуляли по скалам, посмотрели на разную морскую живность в прозрачнейшей воде — морские звезды, медузы, рыбы всякие. А водители наши даже искупались.

Утром по прекрасной погоде успели еще раз обойти окрестности и полюбоваться пейзажами: скалы, мох, вереск и карликовые сосны — прямо тундра! Далее наш путь лежал в Осло и частично проходил по экзотической дороге мимо огромных водопадов. У самого большого — Верингфосс, была сделана остановка и сняты потрясающие кадры.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

Пришлось пересечь еще один водный объект — Хардангерфьорд на местном небольшом пароме. Очередная остановка была сделана на плато на высоте 1800 метров над уровнем моря — там мы увидели, как вдоль дороги с двух сторон стоят огромные — высотой метра 3–4, вешки.

Оказалось — зимой только по ним можно определить дорогу т. к. все засыпает снег. Там же на горе стоит огромная фигура местного хозяина — тролля.

Кстати, обнаружились и местные поклонники экологического туризма — на сплошь каменистом плато стоит одинокая палатка и рядом с ней в кресле сидит и смотрит на безжизненный пейзаж турист. А пирамидку из камней я построил сам — пусть вечно там стоит:).

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

А мы снова приехали в отель Скандик рядом с Осло, и там заночевали.

С утра — экскурсия по городу: чистота, порядок, экология. Особо много ездить не пришлось — главных точек осмотра немного: парк-музей Вигеланда и ратуша. Ну и интересный памятник, обозначающий решение о создании города именно на этом месте.

Парк потряс жизненностью каменных скульптур — особенно, выражением лиц стариков.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

Да и сами сюжеты, взятые из человеческой жизни, насквозь понятны и узнаваемы.

Ну и, конечно, столб из человеческих тел — непревзойденный шедевр скульптора.

А ратуша порадовала расположенной рядом выставкой огромных фотографий из цикла " Мир сверху» с очень своеобразными видами земли, снятыми с большой высоты.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

И еще обнаружилась огромная карта мира, по которой можно гулять сняв обувь и на которой, к радости наших соседок по автобусу, обнаружился их родной город Колпино.

Свободное время потратили на прогулку по торговой улице, где еще раз ужаснулись местным ценам — Норвегия страна не для шопинга! А нас уже ожидал паром, чтобы доставить в город Копенгаген.

На отходе с верхней палубы, быстро занятой знающими людьми для загорания, открывался прекрасный вид на город Осло.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

На пароме мы прошли стандартную программу — 6 подходов на ужине, прогулка по магазинчикам, небольшая культурная программа, которая закончилась просмотром страшной грозы, разыгравшейся над морем. По итогам этой грозы прибыли под дождем в Копенгаген и сразу поехали на обзорную экскурсию. Конечно, главный ее объект — памятник Русалочке.

Пока гид нам про нее рассказывал, я увидел минимум 3 падения в воду желающих подобраться к ней поближе туристов. И все равно лезли! Посмотрели смену караула, традиционно сфотографировался с местными полицейскими — у меня это фишка, делаю это во всех городах и странах.

И ни разу не отказали. Экскурсия закончилась на площади у Ратуши и дальше — свободное время. Естественно, мы направились в Нюхавен — красивый туристический район вокруг гавани с яркими домиками вдоль канала.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

Идешь там по улице — как сквозь строй — с двух сторон ресторанчики, где народ сидит и просто глазеет на проходящих. Потом прогулялись по торговой улице Вестергадде и под непрекращающимся дождем отправились в отель.

Там переоделись и пошли «в ночное» — в планах было посещение парка Тиволи. Ну что сказать? Процитирую здесь анекдот: «Одна датчанка говорит подруге:«Мы решили в эту субботу не водить детей в Тиволи. Лучше съездим летом всей семьей на 2 недели в Испанию». Ну очень дорого — и вход, и каждый из аттракционов, не говоря уже о ценах в ресторанах и количестве народа. Да и дождь не переставал — в общем, впечатления не сложились. Хотя проходили какие-то представления, прекрасно подсвечивались дома и народ отдыхал.

Утром снова дождь — небольшая экскурсия по городу, фото с самым известным датчанином Г-Х. Андерсеном

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

и на автобусе едем в Замок Гамлета, чтобы сфотографироваться между статуями Гамлета и Офелии. На осмотр всего остального — один час.

И сразу — на очередной «паром в миниатюре» через пролив Эресунн за 30 минут возвращаемся в Швецию.

После переезда останавливаемся на ночь в очередном Скандике. Наутро нас ждет поездка в город Упсала — для осмотра местного собора (могила Карла Линнея, место коронации шведских монархов), старинного университета и купания в аквапарке Frisov.

Автобусом по Скандинавии. Это было давно, но все — правда

Он значительно меньше известной Серены, но имеет стандартный бассейн с вышками, реку с сильным течением, большую ванну с горками и всякими развлекухами, солярий и большую территорию с открытыми бассейнами, где очень удобно отдыхать с маленькими детьми. За 2 часа замечательно расслабились после долгого сидения в автобусе. Возвратившись в Стокгольм еще немного погуляли и направились на паром.

Путешествие заканчивалось по стандартной программе — приход в Хельсинки, заезд в рыбную коптильню, переход границы. Все прошло четко и без задержек. На подъезде к городу попрощались с г-ном Фруктовым — где-то под Сестрорецком у него дача и, как оказалось, он вез в багажнике автобуса из Норвегии камни для своей бани. Каждому — свое!

В качестве резюме — вот на долгих выходных образовалось время и решил восполнить пробел в своих отчетах. Возможно, за давностью лет, что-то упустил или перепутал. Намеренно не пишу цены — они многократно с тех пор изменились. Организация поездки — замечательная, турфирме и гиду — респект. Коллектив подобрался дружный, смотреть природу оказалось не менее интересно, чем осматривать города. Короче, если найдете хороший автобусный тур по Скандинавии — обязательно поезжайте!

PS Приношу извинения за качество размещенных фотографий — они сделаны обычной пленочной мыльницей и просто отсканированы. Причем, из соображений качества многими пришлось пожертвовать.