Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 8:05

Порту — Португалия Апрель 2016

В апреле 2016 года я второй раз поехала в Португалию. Причина была одна: я хотела увидеть Порту. Мы приехали в Порту электричкой из Лиссабона, знакомство с городом начали, как и положено туристу, с городских достопримечательностей. Но об этом я еще расскажу, два года собиралась, подождет еще немного. Тем более, что об этой стороне Порту здесь уже не раз рассказывали.

Я хочу немного увести вас в сторону от обычных достопримечательностей. Это не значит, что их не будет совсем, просто в этот уголок города туристы доходят редко. Кто-то из-за нехватки времени, а кому-то просто неинтересно. Это не значит, что туда нужно идти обязательно. Каждый решает сам, а я просто покажу, что там есть.

Но начнем, как от ориентира, от площади инфанта Энрике, известной всем, побывавшим в Порту. В центре стоит памятник инфанту Энрике или Генриху Мореплавателю, что нам более привычно. Памятник на площади заложили в 1894 году, в год 500-летия со дня рождения этого организатора многих португальских морских экспедиций. На табличке, прикрепленной у подножия, речь идет о 550-й годовщине, но может эту табличку поставили через пятьдесят лет.

Площадь в этом районе не просто названа именем этого великого португальца, он родился в доме неподалеку. На снимке ниже слева в переулке между домами за столбом виднеется вход в Дом-музей Генриха Мореплавателя.

Справа на снимке — церковь Святого Николая последней четверти XVII века. Её внешний вид — результат реконструкции середины XVIII века, церковь восстанавливали после пожара.

На вершине склона, на котором расположена площадь инфанта Энрике, стоит рынок Ферейра Борхес (Mercado Ferreira Borges). Здание построено в 1885 году, но никогда не использовалось по своему назначению. Здесь и сейчас проходят различные культурные мероприятия.

Порту с заднего крыльца

Слева от рынка великолепное здание в неоклассическом стиле — Дворец фондовой биржи (Palácio da Bolsa), середины XIX века. Дворец доступен для посещения, правда узнала я об этом уже потом. Какой там роскошный арабский зал! Рядом с дворцом биржи — здание Института портвейна. Куда же без него в Португалии!

На площадь выходит задний фасад церкви Святого Франциска (Igreja de São Francisco), церкви в готическом стиле, построенной на рубеже XIV–XV веков. Правда от готики на фасаде осталась только розетка. Все годы церковь достраивали, добавляли часовни, но главная реконструкция была проведена в первой половине XVIII века, когда внутри все поверхности были покрыты великолепной позолоченной резьбой и на фасаде добавились барочные элементы. Когда-то она принадлежала монастырю, но монастырские сооружения сгорели, на их месте построили Дворец биржи. Церковь посмотреть можно, а вот фотографировать нельзя, максимум — на память дадут брошюрку не на нашем языке. Сейчас в памяти ничего не сохранилось, кроме блеска позолоты. Столько золота я видела только в иезуитских церквях.

Слева от церкви Святого Франциска стоит церковь в неоклассическом стиле — церковь Третьего ордена Святого Франциска (Igreja da Venerável Ordem Terceira de São Francisco). Её начали строить в 1692 году, работами руководил итальянец, поэтому она так похожа на итальянские церкви.

Порту с заднего крыльца

Напротив входа в церковь Святого Франциска стоит небольшое здание — Дом ордена (Casa do Despacho), в котором сейчас находится Музей Третьего ордена францисканцев. В здании есть катакомбы, где до 1845 года хоронили монахов. Вот здесь как раз фотографировать не запрещают.

На этом мы обязательную программу сочли выполненной и отправились в свободное плавание, тем более что улица вышла на набережную реки Дору. Район называется Мирагайя, в средние века это была рыбацкая деревня. Весна, погода отличная, людей мало. Можно спокойно идти по улице, разглядывая домики, выискивая интересные детали.

Вот на стене одного из зданий на небольшой площади — роспись португальского художника, живущего в Порту — Даниэля Эйма. Называется «Мира». Может это имя? Или название связано с названием района? Ответа нет. Фонтан на площади больше сотни лет, он посвящен какому-то событию, произошедшему в 1907 году.

Порту с заднего крыльца

Мирно отдыхают на солнышке котики, в отличие от столицы, они здесь попадаются.

Скромные здания без особых украшений, висящее на балконах белье. Отторжения не вызывает, на ум приходит известная фраза: «бедненько, но чистенько».

Главная церковь района Мирагайя посвящена Святому Петру, покровителю этого района, об этом есть надпись на треугольном фронтоне фасада церкви. Кто же другой может быть покровителем района рыбаков, как не святой-рыбак. Церковь Сан-Педро-де-Мирагайя (Igreja de São Pedro de Miragaia) — последняя из сохранившихся в районе средневековых церквей. В ней, например, хранились мощи святого Пантелеймона, которые спасли христиане армянского происхождения, бежавшие в 1453 году из захваченного турками Константинополя. Плитка на фасаде — это уже более поздние реконструкции.

Порту с заднего крыльца

На противоположной стороне улицы — два больших здания бывшей таможни. Таможня на берегу стала не нужна, в связи с развитием железнодорожного и автомобильного транспорта. Теперь здесь «Музей транспорта и коммуникаций», а также конгресс-центр. Здания используют и для временных выставок. Когда мы проходили мимо, висели афиши о выставке сокровищ Тутанхамона.

А мы идем дальше по Rua de Miragaia. Здесь есть все: и ресторанчики, и небольшие отели. Подняв голову, увидела на горке какой-то дворец, с надстройками на крыше, имитирующими башенки с зубцами. Потом уже нашла, что это «Дворец русалок», построенный в XVIII веке для семьи Портокарреро. Название он получил из-за фигур русалок-кариатид, украшающих вход. К зданию вела крутая лесенка. По ней можно подняться ко дворцу и коротким путем выйти к парку, о котором я еще расскажу.

По-немногу мы перешли в следующий район города — Масарелуш. Еще два заметных здания на набережной. Яркое здание с гербом на фасаде — Фискальная охрана. Как я поняла, это был такой специальный орган в Португалии, созданный в 1885 году, — пограничная и таможенная инспекция. Может он есть и сейчас, но это уже не так интересно.

В следующем здании XVIII века, где когда-то был винный склад, находился «Музей портвейна», в котором рассказывается об истории производства этого напитка и его роли в развитии города Порту. Есть ли он там сейчас, не знаю. Как я поняла, в этом году музей или перевели поближе к центру, как собирались, или просто закрыли на реконструкцию.

Мы идем, и все время рядом она — Дору, одна из крупнейших рек Пиренейского полуострова. В Испании её называют Дуэро. Люблю города, где есть реки, особенно, если еще есть и мосты. В этом плане Порту идеален!

Весна, тепло, людей мало, всё вполне идиллично! И даже белье на веревке в тон цветущим деревьям.

Порту с заднего крыльца

Улица становится все уже, а по ней еще и трамваи бегают.

Порту с заднего крыльца

Еще одна церковь, которая привлекает внимание фреской из плитки на фасаде. Название сложное, переводчик выдал: Церковь братства душ Святого Тела Масарелуша (Igreja da Confraria das Almas do Corpo Santo de Massarelos). Церковь построена в последней четверти XVIII века, это приходская церковь района Масарелуш. Пришлось немного поискать информацию об этом братстве.

Братство было создано в конце XIV века моряками, которые пострадали от шторма при возвращении из Англии. Оно занималось помощью и защитой моряков и торговцев, выполняло банковские и коммерческие функции, имело свой суд. Одним из членов этого братства был Генрих Мореплаватель.

На фасаде со стороны реки изображен крест Ордена Христа, а на картине — Генрих Мореплаватель. Мы за этой церковь свернули от набережной в город и рассмотрели церковь со стороны главного фасада. На фасаде установлена фигура Сан-Тельмо, покровителя моряков и лодочников.

Дальше путь идет под горой по улице Восстановления (Rua da Restauração). Вдоль горы устроена подпорная стенка и навес. Стена под ним украшена рисунками.

Мы шли не бесцельно, целью был Сад Хрустального дворца. Хрустальный дворец был построен на холме в 1861 году для Международной промышленной выставки по образцу лондонского дворца. Его снесли в 1951 году для строительства на его месте спортивного павильона к Чемпионату мира по хоккею.

Это здание полусферической формы высотой 30 метров носит имя знаменитой португальской спортсменки, наиболее успешно выступавшей в марафонском беге — Павильон Розы Моты.

Порту с заднего крыльца

Сад Хрустального дворца был спроектирован в 1860-х годах немецким ландшафтным дизайнером Эмилем Дэвидом.

Здесь растут араукарии, гинко и буки, цветут камелии и рододендроны. Парк замечательный! Хочется сидеть под деревом на лавочке у какого-нибудь цветущего куста и ни о чем не думать.

Порту с заднего крыльца

Фонтанов в парке несколько. Например, вот этот, с двумя конными скульптурами.

А вот этот фонтан не мешало бы подлатать, пока это еще возможно.

Порту с заднего крыльца

Есть несколько скульптур, символизирующих времена года.

Гуляют по дорожкам павлины.

Порту с заднего крыльца

Стоит эстрада в стиле модерн.

Встречаются и произведения современных авторов.

Порту с заднего крыльца

Из парка открывается отличный вид на реку Дору и мост Аррабида, один из шести мостов города Порту, открытый в 1963 году.

Порту с заднего крыльца

В парке есть небольшая часовня короля Карлоса Альберто. Её построила принцесса Августа де Монтлер, в память о своём брате, короле Сардинии. В часовне сейчас находится лютеранский приход Святой троицы.

Порту с заднего крыльца

В парке еще много интересного: розарий, сад лекарственных растений, сад ароматических растений, но мы туда не ходили, поскольку апрель еще не сезон для этих уголков парка. А вот на эти семь пальм я обратила внимание еще на подходе к парку.

Не пройдешь мимо небольшого пруда с островом, соединенным с берегом мостиком, и скульптурой девушки с олененком на берегу.

Порту с заднего крыльца

Великолепные виды на реку Дору открываются практически из любой точки по контуру парка.

Порту с заднего крыльца

Нагулявшись, вышли на улицу, носящую имя последнего короля Португалии Мануэла II (R. de Dom Manuel II) и по ней направились к центру города.

Порту с заднего крыльца

Напротив главного входа в парк стоит обратить внимание на два здания из списка национальных памятников Порту. Слева — дворец маркизов Терена, конца XVIII века. Башню этого дворца я заметила, к сожалению, только потом на фотографиях. Справа — часовня также XVIII века с еще одним трудноперевариваемым названием — Часовня Господа Иисуса Благой Вести (Capela do Senhor da Boa Nova).

Башня дворца Терена хорошо видна над зданиями улицы короля Мануэла II. Между прочим XIV век, национальный памятник. А улица очень симпатичная. Домики самые разные, попадается даже модерн.

В этом здании XVII века когда-то были казармы пехотного полка. В прошлом столетии помещения поделили между университетом и больницей Святого Антония. Как я поняла, сейчас часть занимает Комплекс медицинских наук университета Порту.

Порту с заднего крыльца

А мы шли, разглядывали плитку на зданиях,

заглядывали в витрины…

Прошли мимо торгового центра «Хрустальный парк».

Порту с заднего крыльца

Напротив — бывший дворец Карранкаш. С 1942 года во дворце размещается Национальный музей Суариш-душ-Рейша. Этот музей основан в 1833 году, в нем хранится коллекция национального изобразительного искусства XIX–XX веков: живопись, скульптура, мебель, керамические и металлические изделия. Музей назван в честь португальского скульптора Антониу Суариша душ Рейша, чьи работы представлены в музее.

Вот это — задний фасад Дворца юстиции. За ним уже много интресного, но рекомендую обратить внимание (конечно, при наличии времени) на небольшой садик с задней стороны дворца внизу на терассах. Это «Сад добродетелей» (Jardim das Virtudes) с фонтанами, скульптурами и, опять же, прекрасными видами. Здесь, например, установлены «Четыре всадника Апокалипсиса» португальского скульптора Густаво Бастоса.