Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Армения Январь 2018

Мы с Вами расстались в монастыре Айраванк:

Вдоль Севана в монастырь Айраванк.

Поробно я уже рассказывал о дороге от озера Севан до границы с Карабахом в огромном рассказе:

По новогодней Армении и Арцаху на авто за 8 дней. Часть 1. «Ереван и северная Армения»

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

Однако, в тот объёмный рассказ не вошло очень много интересных фото.

Поэтому расскажу об участке пути от Севана до границы с Карабахом более подробно. Заодно и полюбуемся видами живописной дороги.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

Необыкновенно живописным оказался южный берег озера Севан.

Высвобожденные в результате осущения озера Севан земли используются теперь для посадки орешника.

А также кустов облепихи.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

Посмотрите на эту милоту! Облепиха посреди зимы! Вкусная…

В последние годы проводятся работы по повышению уровня воды в озере, но до первоначального уровня (до осушения в результате поливки полей водой из озера) пока далеко.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

Между тем мы прощаемся с живописным армянским озером, так как нас ждёт город Варденис, Соткский перевал, граница с Карабахом. И не только это.

Только ещё полдень, но многое за это утро нами уже увидено:

Рассвет над Севаном

Самое большое кладбище хачкаров в мире. Норатус

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

А этот вечер мы встретим в горячих источниках Истису, затем в арцахском монастыре Дадиванк. Но об этом расскажу в последующих заметках.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

А сейчас по живописной дороге мы прибываем в Варденис.

Варденис расположен всего в 5 км от южного озера Севан.

Согласно преданию, был основан внуком легендарного прародителя армянского народа Хайка Гегамом, и назван им Гегамабак. В IX веке сюнийский князь Васак Габурзаново отстроил село и переименовал его в Васакашен. В XVI–XVIII веке поселение называлось Воскешен («золотое»). Видимо такое название произошло из-за расположенных недалеко отсюда золотых месторождений.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

В начале XIX века население мигрировало в Грузию.

В 1829—1830 гг. в Варденисе обосновались переселенцы из западноармянского города Диядин.

По переписи 1897 года население села составляло 2193 человека, из них 2108 армяне.

До 1969 года город назывался Басаргечар (по азерб. Basarkeçər, арм. Բասարգեչար). После 1988 года проживавшие здесь азербайджанцы вынуждены были покинуть район, сам город во время Карабахской войны подвергался бомбардировкам с азербайджанской стороны.

Короткая остановка в Варденис чтобы покушать чем Бог послал.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

А Бог послал открытый магазин (о чудо) и лаваш с сыром и колбаской. И, понятное дело, никакого открытого кафе ни на трассе, ни в городе мы не нашли. Новый год!

В самом городе с советских времен продолжили своё существование только предприятия пищевой промышленности (молочной и хлебопекарной).

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

В городе находится церковь Сурб Аствацацин конца 19 — начала 20 века, построенная на фундаменте основанной сюнийским князем церкви.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

Вокруг церкви имеются хачкары и надгоробия 15 -17 века.

В окрестностях города — могильники третьего — первого тысячелетий до н. э.

В 18 км к востоку от города находится Зодское месторождение золота — одно из крупнейших в Армении.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

Следуем мимо административного здания золотых приисков. Сегодня тут тишина, видимо новогодние выходные. Объём выработок теперь тут не как в Советском Союзе, однако помаленьку золотишко таки моют. Игорь водитель рассказывает что теперь эти местрождение и предприятие по добыче принадлежат кремлевским структурам. Они отданы России за долги. Здесь есть охрана, однако нелегальные золотоискатели так называемые «летучие мыши» золотишко тут добывают.

Доходит даже до того что нелегалы запрыгивают в состав который перевозил золотосодержащий грунт, собирают оставшуюся землю с бортов состава и моют затем у себя на дому.

Также ночью спускаются в заброшенные шахты, насыпают золотосодержащий грунт в рюкзаки и той же ночью домой. Охрана их гоняет, но это летучих мышей не останавливает. Всё что им получается собрать таким образом летучие мыши сдают местной «околозолотой» мафии очень задёшево. В общем каждый тут зарабатывает как может.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

Поднимаемся к Сотскому перевалу.

Наше авто с трудом преодолевает перевал.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

Хорошо хоть песочком посыпали дорогу, а то прямо труба. Здесь высоко в горах чуть ниже нуля и дорога покрыта тонким слоем предательского ледка, что искриться на ярком солнце.

Спускаемся вниз с перевала.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

Эту дорогу совсем недавно расширили и заасвальтировали и теперь данная дорога с севера в Арцах самая комфортная. На юге через бывший Лачин дорога похуже будет, а здесь прямо прелесть.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

Очень немногие проехали по этой новой дороге. Даже армяне не все знают о том что она стала комфортной. Но мы к путешествию подготовились. И мы в числе первых кто преодолевает путь в Арцах по реконструированной дороге в её первый зимний сезон. Прошлой зимой возможно было только по грунтовке. Сами понимаете что это был треш. С почином!

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

Поскольку воздушное сообщение со столицей Карабаха попрежнему невозможно, так как любой самолёт может быть сбит азербайджанской стороной, то трудно преоценить значение хорошего дорожного сообщения.

Значение почти 120-километровой дороги, естественно, сводится не просто к обеспечению более комфортного путешествия в Арцах. Напрямую соединяя юго-восточные районы Армении и северные районы Арцаха, она оживляет связь между двумя армянскими республиками и становится хорошим стимулом для их социально-экономического развития.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

Данная 120-километровая новая дорога имеет не только огромное значение для экономики непризнанного государства, но и для развития туризма. Теперь возможен кольцевой маршрут по Армении и Арцаху даже зимой, что мы и осуществили! Комфортно, быстро, удобно. Проверено на себе. Дороге быть!

Здесь граница Армения-Арцах.

Подходим к пропускному пункту. Сейчас по новым законам можно попасть в Армению и Арцах по общероссийскому паспорту. Это очень кстати, так как в нём не ставят штампов о пересечении данной границы. С точки зрения законодательства Азербайджана попасть во временно «оккупированный» Карабах можно только с азер. стороны. Мы же попадаем в него «незаконно» со стороны Армении. Но выручалка с российским паспортом кстати, пусть теперь в Баку докажут что я вообще тут был. Надеюсь ситуация с блогером Лапшиным (Пуэрто) меня минует стороной и я не окажусь в СИЗО Гянджи за незаконное пересечение границ? Вдруг когда-нибудь предстоит ещё оказаться в Баку при пересадке?

Но вернемся к рассказу о погранпукте в Арцахе, где мы сейчас стоим. Пограничники спрашивают о цели визита и т. д.

Пишут на пропуске наш предстоящий маршрут, что мы им озвучили: Степанакерт — Аскеран — Тигранакерт — Шуша — Горис.

При выезде из Арцаха мы обязаны предъявить этот пропуск на южной границе у Гориса.

Мы тут же забываем с Игорем о написанном на пропуске маршруте, не придаем значения этой формальности и это впоследствии на следующий день сыграет с нами злую шутку.

Но об этом я расскажу в следующе рассказе.

От озера Севан до границы с Карабахом на авто

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.