Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57

Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Москва — Россия Июнь 2017
28 33

После вдумчивого знакомства с, казалось бы, таким знакомым местом, как площадь трех вокзалов, открылось много интересного. Совершенно другими глазами стали смотреть на здания вокзалов и их архитектуру. Поняли, что стоит иногда поднять глаза и разглядеть детали, которые не замечаешь в спешке. Что стоит иногда вспомнить историю российских железных дорог, а вместе с ней историю нашей страны.

История российских вокзалов берет начало со строительства первой железной дороги в России (шестой в мире), соединившей Санкт-Петербург с Царским селом и Павловском. Первая российская железная дорога строилась под руководством австрийского инженера и предпринимателя Франца Герстнера. Практически всё необходимое для железной дороги закупалось за границей: рельсы, стрелочные переводы, крепления, подвижной состав. Дорога была открыта в 1837 году и в народе мнение о ней было неоднозначным, её считали чисто увеселительной и не имеющей никакого практического смысла.

Интересно происхождение слова «вокзал» в русском языке (поначалу звучало как «фоксал»). Оно происходит от «Воксхолл» (англ. Vauxhall) — названия парка и увеселительного заведения в Лондоне, принадлежавшего в XVIII веке некой Джейн Вокс.

Поездка по первой российской железной дороге на невиданном ранее огнедышащем поезде и посещение «фоксалов» по пути следования мыслилась именно как модное светское развлечение для богатых.

Вокзалы первой российской дороги в Петербурге, в Царском селе и Павловске строили разные архитекторы. И если г. Фосатти в Царском селе и А. И. Штакеншнейдер в Павловске построили вокзалы в стилистике увеселительных заведений: с фонтанами, бальными залами и зимними садами, то К. А. Тон подошел к строительству Санкт-Петербургского (позже Царскосельского вокзала) серьезно и возвёл чисто функциональное сооружение с кассами и залами ожидания, как будто понял, что за железными дорогами большое будущее.

В 1842 году Николай I подписал указ о строительстве первой магистральной железной дороги между двумя столицами, Санкт-Петербургом и Москвой длиной 609 верст. Были организованы архитектурные конкурсы по оформлению главных железнодорожных вокзалов и в них участвовали многие известные архитекторы. Победителем конкурса стал К. А. Тон, спроектировавший к тому времени Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве. В начале 1844 года были одобрены «переделанный согласно высочайшим замечаниям архитектором Тоном проект на устройство в Петербурге пассажирской станции» и составленный им же проект станционного здания в Москве, которое в уменьшенном виде повторяло петербургское здание. Однотипные вокзалы объединили Москву и Петербург не только железнодорожным путем, но и архитектурно. И в Москве, и в Петербурге над входом в вокзал возвышалась надстройка в виде башни. На ней размещались часы и крепились флагштоки со штандартом Ведомства путей сообщения. До 1881 года это был Андреевский флаг, потом его сменило белое полотнище с российским триколором в левом верхнем углу и отличительными знаками путейцев (перекрещенные топор и якорь) в правом нижнем. Часы и флаги впоследствии стали постоянным атрибутом всех российских вокзалов.

Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто в ноябре 1851 года. В 1855 году Санкт-Петербурго-Московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно и вокзал в Москве назвали Николаевским.

3
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Бывший Николаевский вокзал, ныне Ленинградский вокзал

1
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

По внешнему виду здания сразу не определишь, что это вокзал: роскошные венецианские окна, колонны коринфского ордера, богато декорированные фасады.

1
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Бюст архитектора К. А. Тона перед зданием Ленинградского вокзала

2
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
2
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Внутри здания вокзала сохранились кирпичные колонны, сложенные более 150 лет тому назад

Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Такой флаг развивался на флагштоке Николаевского вокзала до 1917 года

Во второй половине 19-го века вокзалы становятся важными общественными зданиями, которые формируют облик городских привокзальных площадей. В 1859—1862 гг. были построены первые направления Московско-Ярославской и Московско-Рязанской железных дорог. И рядом с Николаевским вокзалом на Каланчевской площади были возведены два новых вокзала — Троицкий архитектора Р.Кузьмина (ныне Ярославский) — двухэтажное строгое белое здание и Рязанский (ныне Казанский). И это было рождением на месте бывшего московского пустыря с огромным Красным прудом знаменитой «площади трех вокзалов».

Архитектурное оформление площади трех вокзалов в последующие годы неоднократно видоизменялось и законченное архитектурное решение площадь получила уже при советской власти с постройкой здания гостиницы «Ленинградская». Но история уникального здания гостиницы «Ленинградская» — это тема отдельного рассказа.

5
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
3
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

В центре площади трех вокзалов разбит прекрасный сквер с фонтанами и установлен памятник первому министру путей сообщения России П. П. Мельникову. П. П. Мельников был не просто министром, а серьезным ученым, профессором Петербургского Института Корпуса путей сообщения, автором множества научных трудов по устройству железных дорог. Он был инициатором строительства и одним из авторов проекта первой российской железной дороги между двумя столицами.

Сеть железных дорог в России в конце XIX века бурно развивалась и многие вокзалы перестали удовлетворять потребностям возросшего пассажиропотока. Некоторые из них претерпели неоднократную реконструкцию при сохранении исторического фасада, как, например, Николаевский вокзал в Москве, а многие были и вовсе снесены. По сути были построены новые Казанский и Ярославский вокзалы на месте старых Рязанского и Троицкого вокзалов. Так получилось, что лучшие архитекторы и художники того времени были привлечены к их созданию. И сегодня надо бы остановиться и оценить эти выдающиеся архитектурные памятники Москвы.

Казанский вокзал, построенный по проекту архитектора А. В. Щусева впечатляет своей красотой и неповторимостью. А. В. Щусев не был стеснен в средствах, поэтому целью проекта Щусева было создание не просто утилитарного здания вокзала, а архитектурного памятника, который мог бы украсить не только привокзальную площадь, но и сам город.

6
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
4
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Общий вид Казанского вокзала: Главная и Часовая башни

Благодаря энергии председателя правления Московско-Казанской железной дороги Н.К. фон Мекка и самого А. В. Щусева к работе удалось привлечь известнейших художников. В оформлении Казанского вокзала принимали участии художники из знаменитого объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, И. А. Билибин, З. Е. Серебрякова, Е. Е. Лансере и они вместе с Н. К. Рерихом и Б. М. Кустодиевым превратили обычный вокзал в грандиозный культурный памятник. Особенно это становится понятным, когда знакомишься с оформлением зала для пассажиров I класса, его потолочными и настенными росписями.

До революции вокзал не смогли полностью достроить, помешала Первая мировая война. Темы росписей зала I класса Советская власть, разумеется, поменяла в соответствии со своими взглядами, но суть оформления зала от этого практически не изменялась. После последней реставрации, завершившейся в 1997 году к 850-летию Москвы, зал I класса Казанского вокзала засиял в своей первозданной красоте. Сегодня здесь находится т.н. зал повышенного комфорта и час пребывания обходится для пассажиров в 400 рублей. Это как входной билет, чтобы ознакомиться и сфотографировать сохранившиеся дореволюционные общественные интерьеры лучших российских художников того времени.

6
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Общий вид бывшего зала I класса

2
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
4
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Оформление торцевых стен

3
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
3
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
2
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Оформление боковой стены с окнами

2
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Потолочные росписи

4
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Оформление стены, примыкающей к помещениям вокзала

Бывший зал I класса огромен, его свод и стены богато декорированы: здесь и белоснежные с позолотой детали, и лепнина, и встроенные в простенки зеркала, и множество живописных работ художника Е. Е. Лансере. Изначально темы картин были несколько иные, после революции содержание картин подправили.

Вспоминаем, как когда-то гид по Осло самозабвенно рассказывала, сколько символики заложено в архитектуре городской Ратуши. Так вот уверяем, что символики в архитектуре Казанского и Ярославского вокзалов отнюдь не меньше. Щусев при разработке проекта вокзала взял за основу идею объединения России и Азии, и железнодорожный путь на Казань приобрел символическое значение. В архитектуре вокзала мотивы древнерусского зодчества перекликаются с восточными мотивами и Казанский вокзал становился ни много ни мало олицетворением восточных ворот России. Композиционным центром здания Казанского вокзала Щусев сделал высокую, более 70 метров, башню, которая напоминает башню Сююмбике в ансамбле Казанского Кремля. Башня также имеет много общего и с Боровицкой башней Московского Кремля. Шпиль башни венчает змей Зилант, фигурирующий на гербе Казани. Зилант — мифологическое существо в татарских легендах и сказках. В настоящее время, по легенде, змей обитает в озере Кабан и до сих пор охраняет ханские сокровища царицы Сююмбике.

9
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Главная башня Казанского вокзала в лучах предзакатного солнца. На шпиле башни виден змей Зилант.

Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Змей Зилант на флаге Казани

5
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Часовая башня Казанского вокзала в лучах предзакатного солнца

Обязательный атрибут вокзала — часы — Щусев сделал необычными для вокзалов — со знаками зодиака и с боем на колоколе, венчающем часовую башню. Щусев сам разработал эскизы знаков зодиака для циферблата небесного цвета и заказал соответствующий колокол. А сама часовая башня в исполнении Щусева перекликается с часовой башней на площади св. Марка в Венеции. Убедились в этом сами, подняв фотографии площади св. Марка из нашей стародавней поездки в Венецию.

2
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Часовая башня на площади св. Марка в Венеции

Судьба часов Казанского вокзала не была счастливой. До 1917 г. запустить их не успели, а ожили часы работы мастера В. Пушкарева только в 1923 году уже при новой власти. Несмотря на то, что в новую эпоху часы многим казались чересчур вычурными для вокзала, они проработали с колокольным звоном до осени 1941 года, когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Водрузили его на место только через 30 лет и вроде как часы отбивали каждый час в течение последующих еще 30 лет. В 1997 году часы были отреставрированы, но реставрационные работы были больше связаны с их внешним видом, а часовой механизм работал вполне исправно. В начале 2000-х руководством вокзала было принято решение отключить колокольный звон часов по причине того, что его все равно не слышно из-за шума привокзальной площади. А жаль, бой часов — это отдельное представление, на которое, например, на площади св. Марка собираются сотни туристов.

Не менее символичен и Ярославский вокзал. Он явился северными воротами России и здесь начинается великая Транссибирская магистраль. Строительство Вологодско-Архангельской железной дороги, главным вокзалом которой стал Ярославский вокзал, велось в период 1896—1898 гг. и в это время уже был модным архитектурный стиль модерн, который проповедовал создание целостной жизненной и архитектурной среды. И в полной мере это относится к зданию Ярославского вокзала, автором которого является признанный мастер русского модерна знаменитый русский архитектор Федор Шехтель.

3
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Общий вид Ярославского вокзала

Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Эскиз здания Ярославского вокзала руки Федора Шехтеля

1
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Фото здания Ярославского вокзала начала XX века

Шехтель широко применял новейшие строительные материалы — металлоконструкции и железобетон. Это позволило значительно удешевить стоимость проекта и создать выразительное и уникальное архитектурное решение для, казалось бы, сугубо функционального здания вокзала. Облик вокзального здания получился нарядным и причудливым, с явным отсылом к неорусскому стилю, но при этом все было исполнено с большим художественным вкусом и не имеет ничего общего с русским китчем. В единое целое были соединены казалось бы совершенно разные части: высокая, как у древнерусских теремов, кровля с венчающим ее гребнем, пояс-фриз из мерцающей неяркой, как северная природа, цветной глазурованной плитки, майоликовые вставки со стилизованными северными сюжетами по рисункам автора здания, устремленная ввысь боковая левая башня, похожая на шпили русских церквей, различные крепостные башенки, а также центральная башня с огромной плавной входной аркой в стиле модерн и килем-козырьком. В нише фронтона под этим козырьком Шехтель расположил символы трех великих русских городов, которые связала железная дорога: герб Москвы — Георгий Победоносец, герб Ярославля — медведь с секирой, герб Архангельска — побеждающий дьявола архангел Михаил. Художественное убранство фасада Ярославского вокзала считается одним из лучших примеров синтеза архитектуры, живописи, скульптуры и декоративного искусства.

1
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
1
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Фриз на фасадах Ярославского вокзала из мерцающей глазурованной плитки, которая была произведена в Абрамцевской керамической мастерской Саввы Мамонтова. Утверждается, что плитка и прочие керамические вставки на фасадах оригинальные и им уже более 100 лет.

2
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
3
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
3
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
3
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Майоликовые вставки на фасадах со стилизованными северными сюжетами по рисункам Шехтеля. В декоративном оформлении фасадов Ярославского вокзала также принимал участие художник М. А. Врубель.

Все интерьеры вокзала были спроектированы в едином с архитектурой здания стиле северно-русского модерна, в том числе светильники, скамьи, киоски, телефонные будки. От первоначальных интерьеров мало что осталось, но в главном вестибюле вокзала и сегодня можно увидеть копии декоративных живописных панно художника Константина Коровина, созданные на тему Русского Севера. Оригинальные произведения Коровина были сняты в 1950-е годы и переданы в Третьяковскую галерею.

2
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
2
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
2
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
1
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Декоративные панно по произведениям художника Константина Коровина в главном вестибюле Ярославского вокзала

1
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
1
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Оформление интерьеров главного вестибюля Ярославского вокзала

Ярославский вокзал Москвы по праву можно считать главным вокзалом страны. От его перрона берет начало самая длинная в мире железная дорога — Транссибирская магистраль, протянувшаяся на 9298 километров до Владивостока. Отсюда поезда отправляются к Северному полярному кругу и в Сибирь, а также в Монголию, Китай и Корею.

3
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Верстовой столб с символичным нулевым километром Транссиба был установлен на Ярославском вокзале в 2001 г. в честь 100-летия открытия самой протяженной в России железной дороги. На оборотной стороне верстового столба Ярославского вокзала обозначено расстояние до Владивостока — 9298 км. Километровые столбы по ходу Транссиба также установлены в Новосибирске («3336 км») и во Владивостоке («9288 км»).

История Ярославского вокзала неразрывно связана с российской историей. Не коснуться её, хотя бы кратко, нельзя, здесь произошло много значимых событий не только для российских железных дорог, но и для страны в целом.

Все началось в далеком 1862 году, когда возле уже существовавшего к тому моменту Николаевского вокзала было построено небольшое деревянное здание Троицкого вокзала для железной дороги, соединившей Москву с Сергиевым-Посадом, длиной в 65 вёрст (69 км).

Идея постройки железной дороги от Москвы до Сергиева Посада принадлежала Федору Чижову — русскому промышленнику и ученому. Чижов стал инициатором создания акционерного общества для строительства первой русской частной железной дороги между Москвой и Сергиевым Посадом. Чижов всем доказывал, что железные дороги должны были строить русские инженеры и рабочие и на основе оборудования российского производства, а финансировать работы должен русский капитал, а не иностранные банкиры.

Раскачать русских купцов на финансирование железной дороги было непросто. Дело было новое и непростое. Для экономического обоснования проекта железной дороги Чижов с помощью студентов Московского технического училища (сегодня МГТУ им. Баумана) организовал подсчет количества паломников в Троице-Сергиеву лавру и прочих прохожих и проезжающих на подводах в Сергиев Посад и обратно. По итогам круглосуточных наблюдений купцам был предоставлен полный отчет о транспортных потоках этого направления и купцы сочли строительство железной дороги прибыльным делом.

Железную дорогу открыли в 1862 году и назвали её Троицкой, такое же название получил и небольшой деревянный вокзал белого цвета, построенный по проекту петербургского архитектора Кузьмина. Т. к. дорога соединяла Москву и Троице-Сергиеву лавру, то для освящения дороги пригласили митрополита Московского и Коломенского Филарета. Ранее митрополит никогда не видел железной дороги и считал, что паломники в лавру должны ходить пешком, а не ездить на огнедышащем поезде. Для митрополита была устроена экскурсия на Троицком вокзале, на которой он подробно ознакомился с предметом освящения и прокатился на паровозе. Надо отдать должное митрополиту, он понял значение железных дорог для России и 18 августа 1962 года в 11 часов утра в день открытия Троицкой дороги благополучно освятил дорогу и станцию, окропив святой водой вагоны и паровоз, приготовленные к отправлению.

В 1870 году железную дорогу продлили до Ярославля и вокзал переименовали в Ярославский. Дорогу на собственные средства строил Савва Мамонтов. Однако его предпринимательская деятельность по строительству частных железных дорог закончилось крахом. На Савву Мамонтова было заведено уголовное дело из-за сложных денежных схем, которые он применял для финансирования своих проектов. Дело было темное и сомнительное, но его посадили в тюрьму. Суд присяжных в итоге вынес оправдательный приговор, но Мамонтов был разорен, и Ярославская железная дорога перешла в собственность казны.

В 1895–1896 годах по проекту архитектора Л. Н. Кекушева были перестроены восточное крыло и перрон вокзала. В современном здании Ярославского вокзала сохранились некоторые части здания от проекта Кекушева. Это гигантские колонны-опоры — на них держится часть второго этажа и часть здания со стороны привокзальной площади Ярославского вокзала, на которой стоит памятник Ленину.

4
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Колонны-опоры на Ярославском вокзале из проекта Кекушева. Левее колонн до перестройки Ярославского вокзала Шехтелем находился перрон и пути старого вокзала.

1
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Восточный фасад Ярославского вокзала из проекта Кекушева. Именно к нему Шехтель пристроил новый фасад в неорусском стиле, выходящий на Каланчёвскую площадь.

В 1900 г. железную дорогу проложили до Архангельска и старый вокзал уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. Министерство путей сообщения пригласило архитектора Федора Шехтеля для строительства нового вокзала. В результате и возникло роскошное здание вокзала в уникальном стиле северно-русского модерна, ставшее украшением Москвы — с теремной кровлей, крепостными башенками и высокой шатровой башней. Ярославский вокзал в исполнении Шехтеля — это монументальные «ворота» в северную Русь. Надо отметить, что проект Шехтеля понравился всем без исключения, включая императора Николая II.

В советское время Ярославский вокзал перестраивался еще дважды: в 60-х годах и в 1995 году, но фасад вокзала сохранился в первозданном виде. За эти же годы вокзал был дважды переименован: в 1922 году он получил название Северный, а в 1955 году ему вернули старое название — Ярославский.

С Ярославским вокзалом связаны сразу несколько важнейших вех в истории развития российских железных дорог. В 1929 году отсюда отправился до Мытищ первый поезд на электрической тяге, тот самый, который впоследствии получил в народе название «электричка». Спустя 75 лет — в 2004 году — от перрона Ярославского вокзала по этому же маршруту отправился первый в стране скоростной пригородный экспресс «Спутник». А год спустя был запущено движение скоростной электрички до Сергиева-Посада, на котором паломники могут быстро и с комфортом добраться до Троице-Сергиевой лавры. Символично, что этот поезд получил название «Федор Чижов», так в XXI веке были увековечены заслуги одного из выдающихся прогрессивных деятелей российской истории.

В 2011 году рядом с Ярославским вокзалом по инициативе и на деньги РЖД был установлен бюст архитектора Шехтеля с надписью: «Фёдор Осипович Шехтель, автор здания Ярославского вокзала».

4
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Бюст автора Здания Ярославского вокзала Ф. О. Шехтеля

1
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Памятная доска на зданиии Ярославского вокзала

Площадь трех вокзалов — место уникальное для Москвы. Здесь по железнодорожным зданиям можно изучать историю российской архитектуры второй половины XIX-начала XX века. Архитектурные решения трех вокзалов иллюстрируют самые различные стили именно русской архитектуры: строгий русско-византийский стиль Николаевского вокзала, следование историческим образцам в образе Казанского вокзала и образная стилизация в облике Ярославского вокзала. Для туриста вокзал — это дом родной и тем более приятно, если вокзал является ещё историческим и художественным памятником.

И последняя интересная информация. 1 августа 2013 года в День железнодорожника рядом с Казанским вокзалом был открыт групповой памятник авторства скульптора С. А. Щербакова, посвященный создателям российских железных дорог.

6
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени
3
Три вокзала: путешествие в пространстве и во времени

Здесь все первые в области российских железных дорог:

1) Изобретатели первого русского паровоза Ефим Черепанов (1774–1842) и его сын Мирон Черепанов (1803–1849).

2) Строитель первой российской железной дороги в России австрийский предприниматель и инженер Франц-Антон фон Герстнер (1796–1840).

3) Первый российский министр путей сообщения при Александре II Павел Мельников (1804–1880). Ученый, профессор, автор множества научных трудов, заложивших технические основы российских железных дорог.

4) Министр путей сообщения при Александре III Сергей Витте (1849–1915). Автор русской индустриализации, активно содействовал строительству Транссиба и Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

5) Министр путей сообщения при Николае II Михаил Хилков (1834–1909). Прошел путь от простого рабочего до министра. При Хилкове протяжённость железных дорог России выросла с 35 до 60 тыс. км, а грузооборот удвоился. Ежегодно возводилось около 2,5 тыс. км железнодорожных путей, таких темпов не было даже в советский период.

6) Наконец седьмой персонаж — Николай I, в композиции представлен его бюст. Его присутствие в этой компании оправдывается следующей надписью в основании памятника: «Император всероссийский Николай I 12 февраля 1842 года подписал указ о сооружении Железной дороги Москва — Санкт-Петербург». Как бы то ни было, но именно в царствование Николая I в. России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века. Было начато активное строительство железных дорог, что дало стимул к развитию отечественного машиностроения, бурному развитию промышленности и освоению Сибири.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Москве
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии