Турист Владимир Морамзин (moramzin)
Владимир Морамзин — был 11 октября 2023 20:03
Жизнь - это приключение!

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Ла-Пас, Копакабана, Кочабамба, Оруро, Уюни, Сукре + 1 город — Боливия Ноябрь 2010

Аклиматизация

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Все начинается с самого сложного: перелёт и акклиматизация. Тогда мы добирались из Москвы 4-мя разными самолетами (Москва — Рим — Каракас — Лима — Ла-Пас), пересадки длились не больше часа, а общая продолжительность пути составила 26 часов! И вот, после изнурительного перелета вы попадаете в самый высокорасположенный аэропорт в мире (4061 м нум).

Хоть основная часть города и находится на 300 м ниже, вам все равно не избежать резкого снижения давления, разряженного воздуха и самого высокого уровня УФ-излучения в мире. Акклиматизация протекает у всех по-разному, лично у меня все прошло за сутки, у кого-то ушла неделя, а кто-то чувствовал недомогание на протяжении целого месяца. Нехватка кислорода будет проявляться в постоянной одышке, учащённом сердцебиении и периодических мигренях, усиливающихся при любом напряжении. Лестницы и холмы при таком состоянии становятся тяжёлыми препятствиями.

Местные сразу же напоили меня чаем из листьев коки (тот самый кокаиновый куст), он облегчает высотную болезнь и помогает быстро прийти в норму. Также, в почете у населения знаменитая 'Coca-Cola', которая, по их мнению, обладает тем же тонизирующим эффектом.

Ну как? Не страшно? Решились бы на эту поездку? Скажу сразу, вся поразительная красота этой страны стоила всех трудностей!

Ла-Пас

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Удивительная Боливия обладает двумя столицами: Сукре — официальная(конституционная), а Ла-Пас — фактическая. Резиденция презедента и большинство государственных учреждений располагаются именно в Ла-Пасе, он же является крупнейшим городом страны (1,6 млн нас). Город располагается высоко в кратере давно потухшего вулкана, он достаточно чистый и технологичный относительно других городов Южной Америки.

Из местной специфики: мифические индейские товары, дорожные регулировщики в костюмах зебр и полное отсутствие знаний английского, поэтому разговорник испанского оказался спасительным средством коммуникации. Выехав за пределы города, перед вами сразу же открываются причудливые вулканические породы, зеленые поля и пересохшие реки (декабрь).

Мы приехали группой из 5-ти человек, преследующие сразу 2 цели: посмотреть совершенно другой мир и полетать на парапланах в высокогорной местности. Организатор поездки договорился с местными спортсменами, о сопровождении в течении всего путешествия автомобиля с водителем.

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

поэтому о дороге мы не волновались и с изумлением наблюдали, как местные на высокой скорости на узкой гравийной извилистой горной дороге без ограждений, смело разъезжаются постоянно сигналя, предупреждая о своем приближении на крутых поворотах.

Переезд в Копокабану

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Всего после пары дней пребывания в столице мы отправились в необычный город, располагающийся неподалеку. Необходимо было преодолеть путь в 150 км, но из-за переправы на пароме и извилистой горной дороги прибытие в Копакобану свершилось только спустя 4 часа.

Это небольшой городок на берегу уникального озера Титикака, главной достопримечательностью которого является статуя покровительницы Боливии. Со всей Южной Америки приезжают Паломники, чтобы получить благословения Богородицы. По факту, статуя очень маленькая и находится в храме, куда мы, естественно, даже не заглянули. Зато, в этом городе я впервые попробовал настоящие мексиканские тако! В Рио есть известный на весь мир пляж, названный в честь этого маленького боливийского городка, а имя ему дал благородный бразильский рыбак.

Здесь уже нет современной архитектуры, и настоящая Боливия предстает во всей красе. Местная культура и повседневный быт заставляют жадно смотреть в каждый уголок города. А вот к фотосъемке настоящие местные (те, кто реально вызывают интерес своей внешностью) относятся плохо, считается, что вместе с фотографиями вы можете забрать себе часть их души. Но несколько снимков у меня есть, так что, нижеони еще встретяться.

Титикака

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Главной же особенностью для туристов города Копакабана является известное озеро Титикака. До сих пор помню, как на уроках географии изучал его расположение и особенности, и как круто было вживую оказаться прямо на берегу.

Это самое большое озеро Южной Америки по запасам пресной воды и высочайшее судоходное озеро в мире. Граница Боливии и Перу проходит прямо через него и, поднявшись на гору в Копакабане, можно увидеть перешеек с границей и осмотреть территорию Перу. В городе подают прекрасную, только что пойманную в озере, форель. А на большом рынке можно найти всевозможные бобовые культуры.

Из приятных находок была советская «Нива», которая, непонятно каким образом, очутилась в этом тихом местечке. Местные в озере не купаются: то ли не принято, то ли был «не сезон», но, разве это остановит Сибиряков?

Полеты

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Как я уже упоминал, полеты на парапланах — это одна из целей поездки. Здесь, в Копокабане, была найдена отличная гора с прекрасным видом и удачным расположением для старта, но ветер играл против нас. В итоге, удалось просто «спрыгнуть» несколько раз в моменты затишья и наблюдать за веселой реакцией местной детворы.

Путь назад в Ла-Пас предстоял в дневное время, так что можно было с изумлением наблюдать за переправой на деревянных плотах автомобилей, автобусов и грузовиков.

Водитель все время сидел в транспорте, а пассажиры плыли отдельно (хоть в чем-то прослеживались попытки сделать эту затею безопасной). Но, в любом случае, никогда не возникало сложных ситуаций.

Горные пейзажи при переездах

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Спустя пару дней «релакса» в горах у горячих источников мы направились в замечательный город Кочабамба. Путь был нелегким: он лежал все через тот же узкий земляной серпантин на грани пропасти без каких-либо ограждений. Около 400 км мы преодолели за 8 часов. На пути встречались изумительные горные пейзажи, которые чередовались с большими равнинами.

Немного пугали мелкие деревни, они представляют собой пару глиняных построек посреди пустынной степи. Максимально аутентичные местные жители, занимающиеся исключительно сельским хозяйством, реагировали недружелюбно, провожая машину прищуренным индейским взглядом. А вот ребятишки были очень заинтересованы в появлении бледнолицых с «необычными» штуками, вроде фотоаппарата.

Кочабамба

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Больше всего мне понравился город Кочабамба. Он запомнился как большой, современный и очень красочный. Символом этого города является статуя Иисуса Христа, что находится на горе Сан Педро. Высота главной достопримечательности, включая постамент, превышает 40 м, а это на 2 метра выше, чем статуя в Рио-де-Жанейро.

В центре стоят дома в колониальном стиле, остальная часть города застроена в современном. Боливийцы редко пьют и не курят, на улицах продаётся всё, что угодно, кроме алкоголя. Именно здесь я влюбился в стейки с кровью из божественной аргентинской говядины и отказался от регулярного употребления газировки.

Горный поход

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Одно из моих самых опасных приключений произошло, как раз, вблизи Кочабамбы. Как-то возвращаясь с вершины горы, где стартовали наши парапланеристы, я решил пройтись пешком и сократить путь: вместо асфальтированной извилистой дороги я выбрал спуститься напрямую в ущелье.

В итоге, уже на половине спуска, склон стал настолько крутым, что подняться обратно уже невозможно. Двигаться вперёд приходилось буквально спрыгивая от дерева к дереву, параллельно натыкаясь на кактусы. Спустившись в узкое ущелье, я понял, что нахожусь в ловушке: телефон и рация здесь не ловили, а подняться по крутым песочным склонам нереально. Единственный выход — спускаться вдоль ущелья. Но там, очевидно, в сезон дождей протекал мощный ручей, ведь на засохшем пути было множество поваленных деревьев и других засохших сорванных растений. Опасность заключалась в том, что под засохшей листвой не раз скрывались обрывы высотой 2–3 метра, а предугадать этого было нельзя. При чем, после падения ты поднимаешь голову и видишь множество маленьких норок в земле, они могли принадлежать змеям, грызунам и, бог ещё знает, кому!

Тем не менее, после 1–1,5 часов борьбы я выбрался на дорогу, хоть весь в царапинах и ссадинах, зато с целыми костями. Сейчас, вспоминая, это кажется классным приключением, но на самом деле, — это был безрассудный поступок. Хотя, ведь именно это и есть настоящее приключение! Не так ли?

Коварная глина

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

По плану следующей остановкой был знаменитый боливийский Солончак. Практически весь день мы потратили на дорогу, с изумлением наблюдая через окна автомобиля за множеством удивительных растений и животных, которые встречались нам по пути. В основном это были огромные кактусы, домашние и дикие ламы, а самым неожиданным были страусы, бегающие по степям в одиночестве. Последние 50–100 км не было даже намеков на дорогу. На первый взгляд, это была огромная серая пустыня, без растений и ориентиров, только вдали виднелся потухший вулкан, к которому мы и направлялись. Не доехав 20 км до ближайшего поселка, мы наглухо застряли посреди этой пустыни.

Оказалось, что это серое вещество — сырая глина, покрытая тонкой, засохшей от солнца, коркой. Ни души до горизонта, отсутствие деревьев, палок, камней, не было ничего, что могло бы помочь. Около пяти часов мы пытались руками выкопать машину и найти в округе хотя бы небольшие камни и подложить их под колеса.

Уже почти стемнело, когда неподалеку проезжала машина, но нам удалось привлечь ее внимание и тросом она вытянула нас из западни. Несмотря на такое приключение с автомобилем, большее удивление вызвали страусы, которых впервые удалось увидеть в их естественной среде.

Закат и скелеты

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

После приключения с машиной мы поспешили к удивительному месту. Это был берег знаменитого боливийского солончака у подножия вулкана, когда на небе раскинулся яркий, поразительный закат. Здесь нас уже ждали в отеле, который полностью был сделан из соли. Кстати, классная идея, но пока спишь, соль со стен и потолка падает прямо в постель, и создается впечатление, что ты всю ночь кушал печеньки и уснул с крошками.

Проснувшись в 04:30, посчастливилось встретить приятный восход солнца на подъеме к вулкану и в компании самых милых животных — лам. В отеле на нас — «туристов» вышел местный парнишка и предложил провести экскурсию в древнюю пещеру, в которой, по его словам, давным-давно жили Инки, там же находятся и их останки. Пещера была расположена на подъеме к жерлу вулкана. Пробравшись внутрь, меня охватил ужас. Она была мрачная, холодная, довольно большая и с низким потолком, в каменных «рамках» лежали 5–6 настоящих человеческих скелетов в неестественных позах.

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Из-за пронизывающего холода, слабого света фонарика и близости к скелетам было, мягко говоря, не по себе. Естественно, надолго мы там не задержались и поспешили к милым ламам — восстанавливать психику.

Солончак

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Наконец мы отправились в одно из самых удивительных мест нашей планеты — Солончак Уюни. Это крупнейшее в мире высохшее соленное озеро площадью почти в 11 тысяч квадратных километров. Оно располагается в окрестностях города Уюни на высоте около 3650 м над уровнем моря. Солончак покрыт слоем поваренной соли толщиной до 8 метров. Во время сезона дождей он покрывается тонким слоем воды и превращается в самую большую в мире зеркальную поверхность. Мы же были в сезон засухи и наблюдали шестиугольные корки, покрывающие всю территорию. Кстати, благодаря большому размеру, плоской поверхности и высокому расположению, солончак Уюни позволяет сделать калибровку спутников в космосе в 5 раз лучше, чем океан.

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Умопомрачительная панорама дарит возможность сделать шикарные фотографии, играя с перспективой. Из-за отражающегося солнца без солнцезащитных очков продержаться там практически невозможно.

Острова на Соланчике

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Как же без островов в бескрайнем море? Даже у засохшего озера есть свои 'острова' — своеобразные оазисы, где есть и растительность, и животные. Они усеяны огромным количеством кактусов с очень длинными и прочными иголками, также имеют неравномерный ландшафт из окаменелой вулканической породы.

Самый крупный — это «Домов Инков», история его названия рассказывает о древних индейцах, которые брали камни с этого острова для строительства своих жилищ. Бродя по территории, мне удалось увидеть местного зайца, что является редкостью, ведь его окрас полностью повторял цвет камней, по которым он скакал.

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Второй примечательный остров — «Рыбий». Он дикий, а на его территории располагается самая высокая точка всего солончака. Такое название ему дано из-за схожих с рыбой очертаний ландшафта. Естественно, я захотел взобраться на самый верх, но никто не поддержал моей идеи. И я отправился один карабкаться по острым вулканическим камням, переодически натыкаясь на кактусы, все это с большим фотоаппаратом наперевес, вообщем — то еще занятие! Спустя 40 минут я оказался на самом верху. К своему удивлению, отметил сильный ветер, и что все остальные острова на яркой белой поверхности казались просто маленькими лужами. Скорее всего, я был единственным русским, кто побывал на вершине этого острова, ну или, совершенно точно, что вошёл в 10-ку первых.

Кладбище паравозов

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Мы пересекли солончак и на подъезде к городу Уюни, заехали в малоизвестное, но очень интересное место — кладбище паровозов. В 19 веке здесь располагалась крупная узловая станция железнодорожных магистралей, по которым активно осуществлялась транспортировка природных ископаемых. Уюни процветал и все ожидали масштабного развития города. Но в 1950-х гг. добыча минералов резко упала, железнодорожные ветки оказались никому ненужными, а Уюни пришел в упадок.

Поездная служба оставила здесь огромное количество старых, редких паровозов. Теперь это своеобразный музей под открытым небом, где можно прикоснуться к ушедшей индустриальной эпохе.

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Мы встретили закат, бродя по этому кладбищу и изучая внутреннее устройство транспорта прошлых веков. Ну и как же не сделать отрывной кадр, даже в таком месте?

Культурная столица Боливии

Около пяти часов у нас ушло на то, чтобы добраться до следующей точки нашего маршрута — города Потоси. С одной стороны, это большой горнодобывающий город, расположенный на высоте 4000 метров. С другой, — культурная столица Боливии. Здесь ежегодно проходят фестивали фольклора боливийских кечуа.

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Узкие улочки и старинные невысокие дома напоминают об испанских колониальных истоках. Встречается множество современно одетых людей и красивых девушек, следующих последним трендам мировой моды, что совершенно не свойственно Боливии.

Туристы в вагонетке, а динамит в шахте

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

С другой стороны, Потоси является центром горной промышленности страны. В горе, у которой располагается город, находится огромное количество шахт, открытых еще во времена инков. Это крупнейшее месторождение серебра в Южной Америки. Многие шахты уже опустошены и теперь они являются главной туристской изюминкой города. За небольшую плату вы получите англо-говорящего проводника, настоящую шахтерскую форму и возможность попасть внутрь рудника. Листья коки для бодрости, а чистый спирт для храбрости — так начинался наш спуск в шахту (вроде как, все по местным традициям).

Двух смельчаков отправляют в вагонетку, остальные толкают, и вперед! Темнота, низкие потолки, капающая кислота, сталактиты — все, как полагается. Гид провел интересную экскурсию, а 'вишенкой на торте' оказалась возможность устроить взрыв настоящей шашки! Поджигаем фитиль, оставляем в одном из тупиков и уходим за угол.

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Все фонари погашены и вот так, в полной темноте, где-то через 40 секунд гремит оглушительный взрыв и тебя толкает мощная ударная волна — поразительный опыт на всю жизнь.

С ветерком вблизи столицы

Позже мы отправились в Сукре — конституционную столицу Боливии. И хоть вся власть сосредоточена в Ла-Пасе и он в разы больше, Сукре до сих пор остаётся столицей из уважения к его роли в истории страны, когда-то он был центром борьбы за независимость испанских колоний. Это небольшой город, отличающийся множеством ресторанов и кафе, но мы здесь были не за этим.

Дорога к городу представляет собой горный серпантин вдоль глубоко каньона, а что может быть круче, чем прокатиться по его окрестностям с ветерком? В аренду были найдены хорошие квадроциклы и экипировка.

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Выезд из города, трасса, скорость уходит далеко за 60 км/ч, и вот мы мчим сквозь невероятную горную панораму.

Подвесная возможность на перемещение

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Проезжая между Потоси и Сукре, мы видели очень интересный мост. В интернете информации о нем крайне мало, даже на испанском языке, а уж на русском ее совсем нет. От местных мне удалось узнать, что это старинный пешеходный мост через буйную реку Пилкомайо. Около 200 лет назад гигантский подвесной мост был единственной возможностью перебраться с одного берега на другой.

Неподалеку от этого места мы забрались на одну из гор, где было небольшое поселение индейцев. Нашему взору открылись приятные умиротворяющие пейзажи боливийских просторов.

Историческая колония Ла-Пас

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Проехав на автомобиле по Боливии больше 4000 км, мы оставили водителя в Сукре и на самолете вернулись в Ла-Пас. У нас был последний день, чтобы поближе познакомиться с горной столицей. Город был основан в 1548 году испанским колонизатором. Поэтому, центр состоит из старых кварталов с традиционными двухэтажными домами, складывающимися в прямоугольную сеть улиц колониального времени.

А из-за расположения в кратере вулкана ему характерны резкие перепады высоты. Все это придает городу его уникальность. К слову, спуск с самой высокой обзорной точки в центр, к нашему отелю, проходил через трущобы и занял более 2-ух часов.

Безопасность в Южной Америке

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Один из важных вопросов к странам Южной Америки — это безопасность. В интернете встречается множество неприятных туристических историй, связанных со странами этого замечательного материка. И нас эта тема не обошла стороной: в Ла-Пасе, в самый первый день при заселении в отель, консьерж взял пару чемоданов, чтобы помочь поднять их в номер, нас он отправил подниматься на лифте, сам же пошел по лестнице. Сразу за нами в номер зашел консьерж и, получив чаевые, покинул апартаменты. Через несколько минут в одном из чемоданов мы не нашли новенький Macbook. Администрация отеля отказалась предоставить видеозапись с камер наблюдения на лестнице, а консьерж все отрицал. Вторая неприятность случилась также в отеле, но уже в Кочабамбе. В одном из больших чемоданов, на самом дне, а соответственно, под кучей вещей, мы спрятали два мобильных телефона и спокойно оставили его в номере. По возвращении, заметили, что номер был прекрасно убран, а весь мусор исчез вместе с одним из телефонов. Важно упомянуть, что отели были достаточно дорогими и, на первый взгляд, надежными. Мораль одна: всегда забирайте ценные вещи с собой! И, кстати, не стоит доверять сейфам на 100%, были случаи, когда они попросту пропадали из номеров со всем содержимым. Случались ли в ваших путешествиях истории с кражами или ограблением? Знаете ли вы способы, как себя обезопасить?

Религия Боливии

Больше 93% населения Боливии — христиане. Естественно, крупнейшим направлением является католицизм. Местные народы — кечуа, аймара, чикито, итонама, бороро, гуарани и другие были обращены в христианство во времена колонизации, испанцами и португальцами. Колонизаторы объяснили местным индейцам, что Богородица — это и есть Мать-Земля (местное главное божество) и только так им удалось внедрить здесь католичество. В крупных городах встречается большое количество католических церквей, а две боливийские церкви и вовсе входят в о Всемирный совет церквей (что бы это ни значило)

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Тем не менее, остаются части местных индейцев, которые продолжают исповедовать традиционные верования, среди которых очень распространён шаманизм, вера в духов и мифических существ.

Земляки в Новом свете

Невероятная Боливия — путешествие через всю страну на автомобиле

Во время путешествия по Южной Америке встречались и настоящие чудеса. Однажды, гуляя по вечерней Кочабамбе, мы не могли найти один знаменитый ресторан. После безуспешных поисков, было решено спросить дорогу у прохожих, которых было не так много. И, наконец, вдалеке появилась пожилая пара. Пока единственный среди нас, кто говорил по-испански, пытался узнать дорогу, мы стояли рядом и что-то обсуждали. После чего, женщина в изумлении прерывает нас и спрашивает на чистом русском: «О! Вы говорите по-русски?» Какова была вероятность того, что в самом сердце Боливии, в совершенно нехарактерном для туристов месте, первый случайный прохожий окажется бывшим студентом украинского университета времен СССР! В итоге, тот вечер мы провели все вместе, в том самом ресторане.