Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Белиз Ноябрь 2017

Мои рассказы о круизе по Западным Карибам:

Два билета в лето…

«Техасский ковчег» или о жизни на «Карнивал Бриз»

«Хьюстон, иду на посадку!»

О. Косумель, Тулум. «Hasta la Vista, Mexico!!!»

Остров Роатан. «Не ту страну назвали Гондурасом…»

Ямайка. «No problem!»

Каймановы острова. «Если хочешь – останься!»

Галвестон. НЕ унесенный ветром…

Все мои знакомые, услышав про Белиз, сначала надолго задумывались, пытаясь прикинуть расположение страны на карте мира, а потом дружно отправляли его в Африку, даже не подозревая, как сильно промазали с континентом. Если бы в моей жизни не было большого путешествия по Мексике, в сопровождении удивительного гида, посвятившего всю свою жизнь изучению майя (и не только их), я бы тоже мало что знала о Белизе, да и не только о нем. Наши долгие разговоры на длинных перегонах из одного мексиканского города в другой, отложились в памяти картой стран, где можно погрузиться в мир майянской истории и которые так хотелось увидеть. Одной из этих стран и был Белиз, попасть в который мне удалось исключительно благодаря круизу, потому как остальные варианты откровенно пугали ценой — как это не удивительно, но круиз оказался самым экономным и, к тому же, самым безопасным вариантом.

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Сам Белиз маленький, бедненький, но аккуратненький и местами чистенький. Никаких опасностей я не заметила, и местное население к нам относилось весьма доброжелательно, понимая, что туристы привозят в их страну деньги, причем немалые. Белиз живет туризмом, это заметно сразу, и круизы — основной источник туристов.

Не так давно Белиз назывался Британским Гондурасом и от этого прошлого в стране остался английский язык в качестве официального, деньги с английской королевой и колониальная архитектура в городах (насколько я успела заметить). Особо разгуливать по Белиз-сити нам было некогда, надо было спешить в Ламанай.

Про Ламанай я знала не очень много, имя это окружено волнующей тайной, город прятали от всего мира непролазные джунгли, а посетить его стало возможным относительно недавно, когда белизцы сообразили наладить доставку туристов по реке Нью на шустрых катерах. Прикидывая дома все варианты путешествия к Ламанаю, мы сомнениями особо не терзались и выбрали самый надежный вариант, по мнению тех, кто им воспользовался до нас.

Белиз. «Как мало в этом слове…»

За 116 американских долларов (на двоих) нас обещали довезти сначала на автобусе (1 час) до северной части Белиза, потом минут сорок по реке Нью, а затем пешком по джунглям от пирамиды к пирамиде, плюс дорога обратно. В стоимость тура входили транспортные расходы, входные билеты в Ламанай и небольшой обед из традиционных блюд Белиза — мы решили, что лучшего варианта все равно не найти и забронировали два места.

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Сразу скажу, с гидами нам невероятно повезло! Про Ламанай они знали практически все, один из гидов участвовал в раскопках пирамид и познакомил нас с фотографиями на разных стадиях археологических изысканий, на вопросы они отвечали охотно и будь их воля, из Ламаная мы бы не ушли до ночи, выслушивая полную версию истории города и каждой пирамиды (весьма и весьма интересную, кстати).

Поход через дебри джунглей к самому таинственному городу могущественных и кровожадных майя я ждала, как ребенок подарка от Деда Мороза, и информация об обилии москитов меня почти не пугала — а чего их бояться, если куплены специальные штаны с антимоскитной пропиткой, и в рюкзаке лежит самый термоядерный репеллент из существующих (на какую отраву реагируют местные кровососы, мы выяснили заранее и купили именно ее). Я даже не догадывалась, как сильно я заблуждалась на счет москитов…

Автобусная часть маршрута промелькнула быстро. Нас проинформировали, что в Белизе пять дней непрерывно шли обильные дожди, затопившие все, что можно и разогнавшие животных туда, где осадков не наблюдалось. Нам подробно рассказали, как был найден Ламанай и поведана трехтысячелетняя история его могущества и кровавых драм — кровь жертв здесь лилась рекой и это не преувеличение. А кроме того, поведали, что и сегодня эти места обитаемы и обжиты, и многие далекие потомки некогда грозных майя живут по берегам реки Нью, давно забыв про свои воинственные гены.

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Слово Ламанай — из немногих дошедших до нашего времени майянских названий и в переводе звучит как «утонувший крокодил». Летя на лодке почти над рекой, крокодилов мы не заметили, то ли их вспугнуло грохочущее плавсредство, то ли отдыхали они сытые и довольные, то ли еще какая причина объясняла их отсутствие, выяснить этого я не смогла. А река Нью оказалась весьма симпатичной — заросшие зеленью берега, вспугнутые нашим вторжением взлетающие цапли, нежные лилии, томно склонявшиеся к воде, небольшие домики, построенные у кромки реки, редкие лодки, тихие и неспешные, и окружающие все это бесконечные джунгли, хранящие главную из тайн…

Белиз. «Как мало в этом слове…»

На берегу нас ждали. Озверевшие и расплодившиеся без всякой меры тучи москитов, предвкушали начало грандиозного банкета и нетерпеливо звенели крыльями, выстраиваясь эскадрильями для атаки. Осмотрительные мы, достав припасенные репелленты, улились противной жидкостью с ног до головы, под одобрительное кивание гидов. Москиты нюхнули, хмыкнули и повязали салфетки, объявляя начало пиршества. Жрали они нас, сыто причмокивая и икая от удовольствия. Утолив первый голод, кровососы поняли, что теперь можно и поэстетствовать, вкушая самые приятные из яств. Кто же знал, что главным блюдом они объявят именно меня…

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Эскадрилья за эскадрильей кружила вокруг, впиваясь на лету, не реагируя на несущие смерть удары, продолжая упиваться моей кровью даже после своей гибели. Гиды, видя, что дело плохо, выудили какие-то особенные мази, судя по аннотации, отбивающие у москитов не только аппетит, но и возможность идти на взлет. Летучие гады, унюхав на мне новую приправу, принялись жрать мою кровь, словно всю свою жизнь не ели. Я, конечно, отбивалась и полегло их от моей тяжелой руки немало. Но свою жизнь эти изверги продавали задорого.

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Нет, вкушали не только меня, все отмахивались, аплодировали москитам и яростно почесывались — особенно досталось тем, кто рискнул отправиться в джунгли в шортиках и маечке. Но и противомоскитная одежда никого не спасала, только усиливая и без того невыносимую жару и влажность.

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Притихшие джунгли изнывали от духоты — сбежали куда-то обезьяны-ревуны, которых здесь великое изобилие, мы даже их отдаленного рева не слышали, хотя обычно они сопровождают всех, кто вторгся в их владения. Попугаи и туканы тоже не спешили попадаться нам на глаза, что немного удивило наших гидов. Змеи встретились только в виде сброшенных недавно шкурок, отбивая всякое желание забредать в высокую траву и сходить с не самой удобной тропинки. Даже игуаны релаксировали высоко на деревьях, категорически отказываясь позировать и спускаться пониже. Термитники, огромные деревья, норовящие подсунуть свои могучие корни незаметно под ноги идущим, и тишина, нарушаемая лишь звоном армий москитов — вот и все, что показали нам джунгли Белиза. Когда мы набрели на одинокую носуху, обрадовались ей все, как родной — хоть какая-то живая душа встретилась. Носуха нас не испугалась и важного своего занятия не прервала, демонстративно повернувшись ко всем своим пушистым хвостом…

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Когда тропинка вывела к первой пирамиде, многим уже было не до майянских тайн, но увиденное как-то всех воодушевило.

Храм Маски смотрел на нас каменным лицом с прикрытыми глазами, окруженный замшелыми камнями и задрапированный «бородатыми» деревьями. Ученые, впервые увидев эту пирамиду, с хорошо сохранившимися симметричными масками, чуть не умерли на месте от выпавшего на их долю счастья и поспешили застолбить находку за собой. Сейчас оригиналы масок хранятся в музее Ванкувера, а пирамиду украшают хорошо выполненные копии, что лично я посчитала великой несправедливостью. Эдак можно нарваться на гнев майянских богов, особо не церемонящихся с провинившимися.

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Белиз не Мексика, где на пирамиды даже дышать запрещено, а уж залезть можно тем более не на каждую. Здесь пирамиды открыты для всех любознательных, на них можно забраться и посмотреть на джунгли с высоты, можно трогать руками древние камни и всячески пытаться проникнуть в тайну, оставленную нам в наследство, и от этого пирамиды Ламаная становятся особенно притягательными и интересными. Посмотрев пирамиду со всех сторон и попытавшись найти отличия у масок, можно двигаться дальше…

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Высокий Храм (или Большая, она же Главная пирамида — названий у него несколько и все правильные) — самая большая и самая высокая в Ламанае (33 метра). Правда, ученые убеждены, что пока раскопано не больше 5% города и неизвестно, какие открытия ждут впереди, но пока принято считать Высокий храм центральной и самой главной пирамидой Ламаная.

Белиз. «Как мало в этом слове…»

На Высокий храм непременно надо забраться — там и виды шикарные на джунгли, реку и бескрайние просторы, да и москиты так высоко залетать ленятся, хоть какая-то, а передышка (к тому времени мы все были изгрызены с головы до ног).

Храм находится точно в центре, равноудаленный от пирамид на 360 метров (поверила на слово, проверить никак не могла) и самые открыточные фотографии получаются с дрона — сразу видно, как близко от реки он построен и как высоко возвышается над самыми могучими деревьями джунглей.

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Когда-то по ступеням этого храма кровь текла рекой, на вершине совершались ритуальные жертвоприношения и убийства тех, кто нарушил законы майя. Огромная толпа жадных до крови и зрелищ, собиралась вокруг храма, чтобы с радостными (а может и гневными, кто теперь скажет?) воплями посмотреть, как скатывается чья-то голова к подножью пирамиды. Самые важные и самые значимые ритуальные церемонии проводились именно в Ламанае, на Высоком храме. В общем, карабкаясь по ступенькам, надо помнить, что здесь происходило кучу лет тому назад…

Белиз. «Как мало в этом слове…»

У этого храма мы провели больше всего времени, любуясь видами с вершины пирамиды и разглядывая старые-старые камни, пока подошедшая группа деликатно не намекнула нам топать отсюда…

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Храм Ягуара — третья из пирамид, на мой взгляд самая интересная. Чем она мне так приглянулась, ответить сложно, но именно здесь как-то очень явно повеяло тайной, загадками и чем-то таким, что будоражит душу и заставляет рыскать по душным джунглям, совершая открытия.

Белиз. «Как мало в этом слове…»

На ядовито-изумрудной поляне храм этот выглядит словно хищник перед прыжком — честное слово, я не преувеличиваю. Камни сложены так, что оскал затаившегося хищника замечаешь первым и рефлекторно делаешь шаг назад, повинуясь каким-то дремучим инстинктам. Не знаю, но случись вдруг невероятное и прыгни этот ягуар, я бы не удивилась — до того мощное впечатление производит храм.

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Оскаленная хищная морда притягивала, заставляла разглядывать ее, обещала поведать какую-то тайну, но все-таки промолчала. А я бродила вокруг, забыв про притаившихся в траве змей и пыталась поймать тот ракурс морды ягуара, что заставил меня вздрогнуть. Замшелые камни упрямо молчали, но называть храм Ягуара просто грудой камней мне не хотелось. И уходить от этой пирамиды тоже не хотелось — интересно, что за таинственные явления происходят здесь ночью, дорого я бы заплатила, чтобы оказаться у храма в полнолуние, когда происходит все самое странное и необъяснимое…

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Остальные раскопки Ламаная мы пропустили, время поторапливало, да и обойти все за пол дня практически нереально.

От храма Ягуара совсем недалеко до пристани, где нас ждал наш кораблик. Опять сорокаминутная прогулка с ветерком, все те же берега и все те же вспугнутые цапли, вот только джунгли теперь воспринимались иначе, главными хранителями огромной тайны народа майя.

Белиз. «Как мало в этом слове…»

Обед, а точнее знакомство с блюдами белизской кухни, прошел быстро: курица, рис с бобами, жареные бананы, острый соус, напитки. Есть не хотелось, в голове крутилась мысль о нераскопанных пока еще тайнах Ламаная, да и неизвестно, будут ли продолжаться поиски новых пирамид или на этом поставят точку, решив, что остальные тайны навсегда достанутся джунглям. А вот пить хотелось, причем просто воды, такой холодной, чтобы сводило зубы — после прогулки по джунглям это было жизненно необходимо. Да и усталость давала о себе знать, мы протопали немало, спотыкаясь о корни, карабкаясь на пирамиды и все время отмахиваясь от армии кровососов.

Гид, узнав, что мы из России, утолял свое любопытство, расспрашивая нас, как мы выживаем зимой, когда вокруг снега и морозы и это был первый гид, не поинтересовавшийся у нас как поживает наш президент. В благодарность я рассказала ему о снеге все. Но мне кажется, что он не поверил ни одному моему слову…

Дорога обратно была, как всегда, короче и на корабль мы забежали последними, я только успела обменять доллары на местные деньги, чтобы пополнить свою коллекцию.

Любуясь с кормы корабля, как исчезает посыпанный закатным золотом белизский берег, я даже не догадывалась, как мне аукнется свидание с москитами и что завтрашнее утро будет самым ужасным в моей жизни. Но это совсем другая история…