Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалинская область — Россия Август 2006
Переправа через реку Агнево.

Сахалин. Александровское побережье: Остаться в живых — часть 4.

Начало см.

часть 1

часть 2

часть 3

Прохождение маршрута. День третий

Утром, дал возможность детишкам выспаться до упора. Упор в виде завтрака, был определен на 9.00. С утра было очень жарко, поэтому в голову ничего кроме мытья личного состава и постирушек в голову не пришло. Детишки указание выполнили с удовольствием, особенно первую часть. Река Агнево большая и полноводная, поплавать и помыться в ее водах одно удовольствие. Выстиранные вещи, на растянутой веревке высохли за пару часов, пропитавшись свежестью морского воздуха и обычного хозяйственного мыла.

Вообще топоним Агнево был весьма распространенным. Агнево, в переводе с нивхского обозначает по смыслу «селение, где с амбарами, где хранится юкола». В устье, до появления русских находилось большое нивхское стойбище. Расселение от Александровского поста по долине Большой Александровки не могло быть бесконечным, долина то не резиновая. Перемахнув через водораздел с Владимировкой — притоком Агнево, было найдено прекрасное место, где сливались эти две реки, там, в 1894 году и появилась Владимировка. А вот и Агнево и Усть-Агнево, появились на один год раньше.

Выше Усть-Агнево по течению, в 3 км находилось еще одно стойбище, в 1893 году русские присоседились к нивхам и назвали деревню Агнево, далее уже в верховьях появилось Верхнее и Среднее Агнево. Война с Японией в 1905 году поставила крест на развитии этих деревень, дома были брошены, люди ушли и лишь несколько охотников промышлявших зверя и составляли долгое время «постоянное население». Советская власть на Сахалине, несомненно вдохнула вторую жизнь в долину реки. В 30-е годы один за другим возникали лесоучастки: Буровая, Лобановка, Чернолесье, Холодный ключ, Немцев ключ, Поречье, Цапко. Часто в таких поселках стояли пара бараков для семей рабочих, хорошо, если была начальная школа, продуктовый ларек.

Карта заброшенных поселений заброшенного Широкопадского района с фотографиями японской концессии в урочище Агнево-Рудник. Источник: https://pastvu.com
Вид на устье реки Агнево с мыса Маркевича

А уж пик развития для поселков ниже Владимировки пришелся именно на эти годы. Например, уже в советский период в Агнево появилась и начальная и средняя школа, пекарня, отделение связи, магазины, больница, ремесленное училище, интернат. На берегу в Усть-Агнево тоже кипела жизнь. Вот высадились комсомольцы, вот исчезло стойбище, вот создали леспромхоз… Население поселка было в основном занято на заготовке, сплаве и обработке древесины, а также на рыбзаводе, который возник на месте нивхского стойбища, упраздненного в период с 1936 по 1938 гг. Сам поселок располагался на правом берегу, рыбзавод на левом. Кроме отделения Агневского ЛПХ и рыбозавода в поселке была почта, магазин, пекарня, клуб, больничный пункт. И вот последняя строчка песни — поселок ликвидирован в апреле 1982 года как неперспективный.

Перевернул а снизу просто красиво

Первое свое путешествие в Агнево в августе 1989 году я запомнил надолго. С тех пор я здесь был много раз, но вот ни одного фото этого поселка у меня нет. Вообще это самая большая печалька с тех пор, как я познакомился с Туристером. Отсутствие фотоаппарата в активный период (1989–2004), когда пешие путешествия составляли основную часть моей жизни и есть эта печалька. А ведь это 15 лет беспробудных приключений, десятки самых невероятных маршрутов, сотни намотанных километров, и не задокументированных фотографиями. А сколько бы я мог сделать замечательных фотографий! При этой мысли у меня портится настроение, и я периодически впадаю в тоску. Вот и Агнево. То Агнево, увиденное в 1989, совсем не похоже на Агнево начало «нулевых». Время беспощадно, природа острова за считанные годы растворяет в себе, то, что было построено, перерабатывает в труху, перемалывает в прах, переваривает до органики. И лишь по незначительным деталям можно догадаться, что здесь жили люди.

Специализация поселков Агневского «куста» резко отличалась от соседнего Октябрьского, в основном поселки существовали за счет заготовок леса. Агневский леспромхоз протянул до 80-х годов. Зимой лес заготавливался на делянах, весной подвозился к реке для сплава. Судоходство начиналось в конце апреля. Подготовка к сплаву включала в себя предварительную очистку русла реки от завалов, подготовку лодок, инструментов такелажа, ремонт и подготовку бонов. Лес сплавлялся в Усть-Агнево, там его перевязывали, сушили и складировали на сплаврейде для дальнейшей транспортировки. Отправляли в основном на экспорт — в Японию, с пристани в Усть-Агнево или оставляли на внутренние нужды района. Именно здесь и родился девиз «Луну на службу социализму!» — разновидность стахановского движения. Кому-то в муках поиска резервов эффективности, пришла в голову мысль о том, что в лунные ночи, лес тоже можно валить — луна хорошо освещает, все видно! И пошло-поехало!

Сахалин. Александровское побережье: Остаться в живых — часть 4

Пообедав сняли палатки и отправились дальше. До базового лагеря остались сущие пустяки — 12 километров, отлив во второй половине дня упрощал движение лишь на выступающих в море мысах. Большая часть маршрута — каменистый берег в останцах, развалах валунов и глыб.

форсирование реки Агнево. Юноши перетаскивают рюкзаки. Юля таит надежду, что ее тоже перенесут.
Впереди мыс Фуругельма (нивх. Порлонг-Кры)

За мысом Фуругельма открылся мыс Круглый, но тут детишки заверещали увидев кучу рыбы идущей по ручью на нерест. Сыграл охотничий инстинкт, и через пару секунд по песку уже прыгало пяток рыбин, отсвечивая серебром чешуи, выброшенных на берег просто руками. Я в процесс вмешиваться не стал, лишь дал отмашку когда командир подошел ко мне, держа за жабры лосося: «Брат умирает, ушицы просит!». В принципе шли по маршруту неплохо, поэтому пара часов на уху ничего не решала. Народ самоорганизовался и уже через час полное ведро ухи сняли с костра. Пахло до одури вкусно. Юшка, словно живая амброзия, наполнила желудок и разлилась по клеткам усталого организма. Идти никуда не хотелось.

Сахалин. Александровское побережье: Остаться в живых — часть 4
Впереди базальтовые купола и мыс Круглый

Подремали. Кстати на этом месте когда-то находился поселок Агнево-Рудник-Берег, о чем я и рассказал полусонным детям, чтобы время зря не терять.

Планы Усть-Агнево и Агнево найденные мной в архиве Сахалинской области

ЧУдные были времена. Когда я серьезно увлекся историей этих поселений, я с удовольствием и огромным интересом рылся в нашем областном архиве, по крупицам выковыривая скудную информацию по поселкам долины Агнево. Тогда же я нашел толстую папку с проектом железной дороги от Владимировки до Александровска. Жесть! Дорога 48 км, в одну колею, 75 мостов, пропускная способность — 24 эшелона с углем в сутки. Уголь планировалось добывать в глубине хребта, к югу от реки, там, где уже была шахта японской концессии. Эта шахта была как кость в горле. Когда НКВД удалось создать невыносимые условия для ее работы, японцы ушли, шахту затопили, выработки обрушили. С 1938 года делались неоднократные попытки вновь открыть Агневский рудник.

Назначенному директору рудника предписывалось к 1939 году построить жилье, магазин, столовую, пекарню, сберкассу и отделения связи, открыть школу и больницу, клуб и детский сад, приступить к строительству пристани в п. Агнево-Рудник Берег и узкоколейному пути к поселку Агнево-Рудник. Жилые дома, оставшиеся со времен концессии были непригодны для жилья, разработки были завалены породой, госплана по разработке рудника и строительству поселка не было, и потому за основу были взяты старые бумаги и документы концессии. Уголь, добываемый на Руднике, вывозился по узкоколейной дороге в Агнево-Рудник-Берег на вагонетках, ссыпался с отвала. На берегу он грузился на баржи посредством кунгасов. Пристань была построена, но строительство затянулось из-за подорожания материала строительства (кроме леса), который привозился за 80 км в зимнее время. Из-за частых штормов пристань постоянно разбивалась, так что ее неоднократно приходилось перестраивать и укреплять. В архиве мне попалась бумажка, которую директор (единственный работник Агневского рудника в 1942 году), написал в трест: «Для восстановления работы Агневского рудника, помимо материалов указанных мной в заявке, необходимо построить 10 бараков вместимостью по 150 пленных японцев каждый…». О как!

Вдумайтесь, 1942 год, ни о какой войне 1945 года нет речи, а мысли директора уже работают в верном направлении! Видимо своих военнопленных он все же дождался, рудник заработал, даже средства механизации подкинули — два паровоза серии «159», о которых я уже писал ранее. Правда проработали они не много, когда на низкую производительность труда махнули рукой, все забросили: и рудник и паровозы и обе деревни.

Не сказать, что о них никто не знал. И охотники знали, и экспедиция музея была в 1981 году. Но так постепенно забыли. Народу на побережьях становилось все меньше и меньше, вглубь в горы, уже никто не ходил. Так эти паровозы и валялись, заплывая глиной и прорастая свежей порослью, пока мои девчонки из турклуба нашли их в 1997 году. И опять ведь ходили, доказывали, писали, пока через десяток лет Сахалинская железная дорога вытащила их из тайги вертолетами, отреставрировала и поставила в музей железной дороги.

Реставрированный паровоз на площадке музея Сахалинской железной дороги

Последние километры прошли быстро бодро и энергично. Детей поразили базальтовые купола на участке между мысом Фуругельма и мысом Круглым. Некоторые первый раз увидели такие следы вулканической деятельности, а некоторые считали до этого, что такую красоту можно увидеть лишь на мысе Столбчатом, на Курилах.

Базальтовые купола
Базальтовые купола мыса Чубультиоф
Базальтовый купол мыса Чубультиоф

Ан нет! У нас на западном побережье этого добра хватает, да и на полуострове Шмидта такие структуры встречаются. Видимо это тот же самый вулканизм, связанный с излиянием лавы из линейных разломов загубивший миоценовых рыбок на мысе Маркевича.

От ручья Бушмакина, если нет прилива, легче дойти до мыса Круглого по берегу. Если прижало, то на этот счет есть тропа по верху.

Мыс Круглый, напоминает перевернутую каску, или тазик, на самом деле тот же самый базальтовый купол. Дальше почти на 30 километров тянется прекрасный широкий аккумулятивный пляж до самого Най-Ная. Най-Най — название мыса на языке айну обозначает реку. Най-Най — река рек, самая рекастая река, речнее не бывает.

Базальтовый купол Мыс Круглый
Базальтовый купол "Мыс Круглый"
Побережье к югу от Круглого. Снято от подножья Круглого

На Круглом, нам предстояло покопаться, под руководством Сергея Горбунова, нашего археолога, он там нас давно ждал и уже подготовил раскоп. Несколькими годами ранее, он с сотоварищами поставил на берегу типичный летний нивхский дом на сваях называемый «Ке-раф» и на время проекта туда заселился. Точно такие же дома ставили нивхи в недалеком прошлом.

Камышовый хребет и хижина Ке-раф

Сергей, как всегда ковырялся в раскопе и наше шумное появление воспринял сдержано. Мы поздоровались, отдохнули и двинулись по последнему участку до ручья Сенокосного. На прощание он как-то отстраненно сказал: «Ты там с Доктором, осторожно…». Двигаясь к базовому лагерю, я долго размышлял над его словами и ожидание неприятного заползало в сознание.

Круглый как место стоянки удобно, но не для лагеря на 40 человек. Здесь мало воды, не постираться и не помыться. А вот ручей Сенокосный под это место подходит идеально. От Круглого до Сенокосного не более чем полтора километра, не дошли — долетели.

Мыс Круглый, вид из базового лагеря

Там нашим завхозом Егором, уже был разбит базовый лагерь. Егор с Доктором, Психологом и всеми продуктами забросился кунгасом на пару дней раньше и обжил территорию. По крайней мере, на левом берегу ручья определил место для «штабных палаток», поставил большую продуктовую палатку и разместил там питание для предстоящей зимовки на оставшийся срок проекта. На отшибе стояла медицинская палатка нашего Доктора, шест с белым полотнищем на котором алел крест и полумесяц весело хлопал под ветром с пролива. На другом конце сиротливо стояла палатка Психолога.

Было определено место, где разместятся группы — на правом берегу ручья. Естественно самое удобное место заняли «Крепкие орешки». Следующая за нами группа должна была прийти завтра до обеда, а третья вечером.

«Орешки» с радостными возгласами начали ставить лагерь, солнце уже начинало готовиться упасть в Японское море, тут из своих палаток проснувшись, вылезли Психолог и Доктор. Они приближались ко мне, каждый со своей стороны, лица их были несколько помяты и не выражали бурного восторга. Показалось, что это сцена из фильма про пиратов, начало мятежа на «Баунти» и сейчас мне вручат «Черную метку». Доктор подобрал по пути узловатую палку и в этом жесте, я углядел некую подсказку на опасность. Когда он приблизился ко мне, я увидел опухшее от сна, почерневшее от загара лицо с трёхдневной щетиной, всколоченные волосы и помятость футболки. «Ну, здравствуй Михалыч» — сказал он недобро.

Закат на Круглом вид из базового лагеря