Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была 23 апреля 18:28

Тарту — Эстония Декабрь 2016

1030 год от Рождества Христова, городище Тарбату, недалеко от Чудского озера…

Именно в этом году, если верить «Повести временных лет» как историческому источнику, киевский и новгородский князь Ярослав Мудрый организовал поход за Чудское озеро и основал на завоеванных землях город Юрьев. Его потом разрушили предки современных эстонцев, а наши русичи, в начале двенадцатого века, восстановили. Позже были немцы, Ливонский орден и Речь Посполитая, Ганзейский Союз и торговые пути, шведы и Российская империя. Но начиналось всё тут, на Домской горке, по-эстонски — Тоонемяги.

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Тарту как та самая птица феникс. Сколько раз он горел, разрушался до основания, был захвачен и истреблен — не сосчитать. Тут столько всего намешано! К примеру, вы знаете, что Тарту — самый древний город Балтики? Здесь основан самый первый университет в северной Европе, первая эстонская газета издана в Тарту, и именно из южных земель родом любимый эстонский Певческий праздник. А еще в окрестностях Тарту парит над реальностью, пожалуй, самый красивый и изящный замок Эстонии — белоснежный Алатскиви…

Но я это я забегаю вперед. На этой самой Домской горке, откуда пошел город, кроме симпатичного вида на окрестности, есть одна важная историческая достопримечательность. Практически, веха!

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

В центре холма — Домский собор Петра и Павла, вернее, его потрясающе зрелищные руины! Домский — тот же кафедральный, и в Прибалтике они отмечали центры епископств. В Хаапсалу собором служила замковая капелла, в Таллине собор стоит посреди Вышгорода, но сильно уступает размером и роскошью бюргерским церквям в нижнем городе, той же Нигулисте. Купцы, торговля и прибыль там правили бал! В Риге кафедрал расположен на одной из двух главных площадей — я вам его показывала, и всю свою историю он соревнуется с церковью Святого Петра…

И представьте древний город Тарту, тогда уже захваченный немцами и переименованный в Дерпт. Тут главный храм города стоял на вершине горы, господствую над ландшафтом, причем господствовал безусловно — бюргерская Яановская церковь внизу красива, но она гораздо скромнее. Заложенный в 1224 году, с учреждением епископства, он строился более 200 лет, и к 1470-м годам две его башни имели высоту по 66 метров.

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Наверное, в лучшие времена это был самый масштабный Домский собор в Ливонии… До того, как его разграбили протестанты, во время Ливонских войн оставшееся растащили мародёры, а восстанавливать собор не было средств. Позже, уже при шведах, всё что осталось, сгорело в пожарах, а в 18 веке обветшалые башни были разобраны до безопасной высоты…

Очень жаль, при жизни собор представлял собой, должно быть, величественное зрелище! Даже руины этих могучих сводов, лес кирпичных колонн, взлетающих в небо, производят впечатление!

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Сейчас тут исторический музей университета. Коллекция не по нашему вкусу, так что идем дальше, у нас с вами на Тарту большие планы!

Симпатичными воротами Домской горки служит Ангельский мост, перекинутый меж старых валов на месте стен Дерптского замка. Кто его знает, почему он Ангельский — мост как мост, на мой взгляд, но с сохранившейся на нем надписью «Otium reficit vires» — «Отдых восстанавливает силы», не поспоришь!

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Да и в принципе неважно, что там за мост, потому что выведет он вас, вниз под горочку, в город…

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

И прямиком к Ратушной площади!

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Тарту в старину был богатым торговым городом. Река с непроизносимым названием Эмайыга впадает в Чудское озеро, через которое прямая дорога на Псков и вглубь России. Русские купеческие церкви были в средние века и в Риге, и в Таллине, но только в Тарту их было целых две — возможно, представлявшие разные города и купеческие союзы. Именно с Дерптским епископским княжеством воевал Александр Невский, но всё же торговать местным немцам показалось выгоднее!

Размеры площади невелики — метров 200 на 50. И по антуражу она похожа на все Ратушные площади старинных городков! Тут особняки знати и богатых купцов, фонтан, Гильдии, городские службы и сама Ратуша.

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Ратуша в Тарту не такая чтоб и древняя, ее построили в 1789 году. Но симпатичная — праздничные розовые тона, чистые классические линии, и башня с перезвоном часов, очень оживляют пейзаж. Кстати, если вы стоите к ней лицом, слева будет инфо-центр — настоящий рай для туриста! Карта города, путеводитель, расписание городских и пригородных автобусов — оно нам сегодня еще пригодится, масса полезной информации — всё, разумеется, бесплатно. С милой улыбкой и на русском языке!

А самая нетривиальная достопримечательность Тарту — скульптура с фонтаном «Целующиеся студенты». Зимой это конечно просто скульптура, без фонтана, зато романтичная!

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

По легенде, архитектор Мати Кармин застукал своего племянника с невестой в такой позе, под дождем, успел сфотографировать, и вуаля — идея готова. А может, это был не его племянник, а один из тех 15 000 студентов, что делают Тарту одним из самых оживленных и молодых городов Эстонии!

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

В Тарту своим университетом страшно гордятся. Представьте, он основан еще в 1632 году шведским королем Густавом под именем Академия Густавиана. Первым ректором Академии король Густав назначил своего советника и наставника, генерал-губернатора Ливонии, барона Йохана Скитте, или Шютте, не знаю как правильнее. В сквере на Домском холме ему установлен оригинальный памятник, в виде печати с портретом.

Хотя история университета не была непрерывной. Он закрывался, трижды создавался практически с нуля, менял названия и профиль. «Академия Густавиана» в 17-ом веке, Дерптский, а с 1893 года — Юрьевский университет, и собственно Тартусский университет. А началась его история тут же, на Домской горке…

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Главный корпус с 1803 года стоит чуть наискосок от Ратуши, на своём старом месте, у подножья Домской горки. Возрождение вуза произошло благодаря царю Александру Первому, и на тот момент университет стал третьим по значимости в империи!

От университета мы пойдем по миленькой улице Яани, которая сохранила свой колорит…

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Прямиком к древнему и необычному храму, Яановской церкви четырнадцатого века.

Церковь Святого Яана (или Иоанна Крестителя по-нашему) одна из старейших в Прибалтике. Впечатляющая трехнефная базилика, Яановская церковь впервые упоминается в письменных источниках в 1323 году. Как сказано в путеводителе по Тарту: «Яановская церковь — уникальный образец зрелой кирпичной готики в масштабе всей Европы…» Кто б спорил!

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Считается, что свой нынешний облик церковь обрела в 14-ом веке. Во время Второй Мировой войны храм был сильно поврежден, и долго стоял в руинах. Восстановительные работы, начатые в 1989 году, растянулись, и после перерыва церковь была открыта лишь в 2005 году. В настоящее время Яановская кирха используется и для богослужений, и как концертный зал. Также тут отмечаются важные для города события…

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Но уникальна Яани не только и не столько своим мощными готическими сводами. Это единственный храм Прибалтики, украшенный, чем бы вы думали — терракотовыми фигурками! Идея для Северной Европы ну очень не типичная, обычно тут предпочитают камень, но факт остается фактом — изначально их было около 1000 и они буквально покрывали церковные стены!

Наверное, это очень украшало строгий пуританский интерьер храма. Сейчас подлинных средневековых, разной степени сохранности, осталось несколько сотен. Чудом!

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Кстати, у церкви есть и смотровая площадка — за 2 евро можно воспарить над землей, и посмотреть на Тарту сверху. А можно сэкономить эти два евро на чашку кофе, и не воспарять — обзор, как видите, не сказать, чтобы ах!)

А нам пора бежать. Вы же помните, я в начале рассказа закидывала приманку в виде белоснежного красавца-замка? Он находится от Тарту всего в 40 километрах, и кого это остановит? Я вам уже рассказывала историю это замка, добраться до него легко и быстро на рейсовом автобусе от автовокзала, остановка как раз перед входом в замковый парк.

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Можно войти в замок, купив билетик за 7 евро, но, увы — зимой двери оказались закрыты. Мы думали отобедать в ресторане дворца — всё же, согласитесь, не каждый день такая возможность выпадает, но наша попутчица в автобусе, милая местная девушка, отсоветовала. Дескать, зимой клиентов мало, и потому свежесть и ассортимент блюд не гарантирован!

Взамен этого она подсказала нам симпатичную кафешку в окрестностях. Кстати, это здание, сложенное из громадных булыжников, и на вид вполне себе отметившее тысячелетний юбилей — ориентир к кафе, название которого непроизносимое!

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Но мы нашли его быстро. Колорита тут навалом!)

Эти земли прилегают к Чудскому озеру. Настоящая граница двух миров — вы еще в Эстонии, но уже на окраине северо-восточной Европы. Чудское озера издревле приютило на своих берегах разные народы, культуры и вероисповедания. Тут в мире живут русские, эстонцы, датчане и немцы, а еще тут сохранилась целая община старообрядцев! Они испокон веков выращивали особый сорт лука, из чего предприимчивые эстонцы создали туристический бренд — Луковый путь!

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

Тут разработали целый прогулочный маршрут, кстати, совместно с National Geographic. Но не думайте, что гостей там кормят луком и саженцы показывают! Программа очень живописная — Чудское озеро, замки, старинные мызы — усадьбы зажиточных помещиков, музеи, маленькие городки. Ужины в красивых ресторанах и дегустации вин — нет, в Эстонии не вывели особый, морозостойкий виноград! Тут научились делать фруктовое вино, и даже устраивают целые фестивали и праздники в его честь.

Ну, подкрепились мы луково-сырным супом, и в путь. Ведь нас ждет вечерний Тарту…

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

На Ратушной площади уже зажглись огни. Летом тут, я думаю, изумительно — открытые кафешки, вечер на воздухе, красиво подсвеченные дворцы и улочки…

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

И кстати в Тарту очень классный магазинчик «Калев».

Ассортимент — мама дорогая, глаза разбегаются вмиг! Наборы конфет, шоколадки, пироженки, нежнейший марципан и фруктовые десерты… Магазин вам от души рекомендую!

Рыцари, студенты и луковое счастье... Тарту

И немножко практической информации. В Тарту доехать очень просто — автобусы из Таллина отправляются каждые полчаса, время в пути — 2 часа 30 минут. Сказать, что транспорт удобный — не сказать НИ-ЧЕ-ГО! Все, кто хоть раз катались на автобусах по Прибалтике, подтвердят. Чай, кофе, какао, индивидуальное освещение и экранчик с выбором досуга, вай-фай, водичка, пледы. Если автобусный рай существует — он прописан в Эстонии! Кстати, если планируете поездки по Прибалтике — забронируйте билетики заранее, экономия приличная, раза в 2–3. Мы, к примеру, скатались в Тарту за 3 евро, что приятно! Город ну очень компактный, за день можно многое успеть, а если совместить Тарту с прогулкой по Алатскиви — классные эмоции гарантированы!)