Турист RunJump
RunJump
была 12 сентября 2022 17:25

Крым — Россия Сентябрь 2017

1. Родниковское, Календская тропа.

Вот живут же люди спокойно в солнечном Крыму и не знают всех этих страшных слов: дюльфер, жумар, траверс, кроль и т. п. Проверяют на прочность и жароустойчивость бордовые спины, покоряют ограничительные пляжные буйки, развивают устойчивость организма к алкоголю путем регулярного употребления.

Но всегда существовали мы — путешественники, которым мало фешенебельных отелей, прогулок на джипах и ужинов в кафе на берегу моря. Влекомые диким лесом и горными пейзажами, мы нашли лучшего гида в Крыму, утрамбовали рюкзаки и пошли навстречу приключениям.

О том, что Сергей — профессиональный гид и наставник в вопросах спелеологии, мы узнали еще в 2015 году, когда участвовали в его авторском экстрим-походе. Было много эмоций и воспоминаний, и мы не смогли отказать себе в удовольствии продолжить знакомство с горной системой полуострова Крым.

Путешествие началось со встречи в поселке Родниковское. Собралась группа из 8 человек, нам раздали недельный запас еды и снаряжение. Рюкзак значительно потяжелел и многим сразу захотелось скормить свою долю еды на ближайшем ужине. Пятьсот метров от шоссе в сторону гор — и мы уже идем по труднопроходимой тропинке из камней. Календская тропа — это старая римская дорога. Да, да, и крымские дороги «ведут в Рим». Древняя коммуникация уходит корнями в I век до нашей эры. Она соединяла стратегические центры: Харакс и Херсонес. В эпоху завоеваний Рима дорога превратилась в мощенную булыжником магистраль. Этим путем шагали легионеры, пленные дикари и перевозились военные трофеи. В наше время тракт стал памятником истории и любые разрушительные действия в археологическом парке запрещены.

На ночевку мы остановились в Карадагском лесу вблизи пещеры Кристальной. Здесь водится множество диких животных: кабаны, лисы, зайцы, косули, но слышали мы только крики последних. Грациозные травоядные животные, которые раньше казались мне такими милыми и пугливыми, рычали как тигры, фыркали как кабаны и ревели как слоны. Казалось, что они окружают нас и требуют покинуть их владения, но попытки разглядеть их в ночи не увенчались успехом, они очень осторожны и «общаются» только со своими сородичами.

2. Пещера Кристальная.

Первое утро похода, все чувства обострены. Сквозь чуткий утренний дрем слышен нежный шелест листьев. Пытаюсь угадать, какое дерево хранит тень над нашей палаткой, открываю глаза и изучаю очертания листьев. Конечно, это дуб, он коренастый и раскидистый. В лесу тоже бывает уютно и тепло, особенно в Карадагском, особенно в сентябре.

Сегодня нас ждет спуск в пещеру Кристальная. Для некоторых это первый опыт работы с веревками, поэтому после сытного завтрака и сбора лагеря, Сергей нам настраивает беседки, рассказывает и показывает, как закладывать веревку в восьмерку, как правильно работать с кроль и жумаром. Закрепляем урок практикой: инструктор перекидывает веревку через ветку дерева, и мы по очереди отрабатываем SRT-технику. Это надо видеть!

Практика по SRT-технике

Перед тем, как забраться в черную, кажущуюся бездонной, пещеру, наш предводитель похода зарегистрировал группу в МЧС. Если мы захотим остаться жить под землей и не выйдем на связь до 17:00, то нас приедут искать и извлекать на поверхность. Спуск в пещеру похож на круглый, ровной формы вертикальный колодец, 95 метров под землю — и мы совсем в другом мире. Стены пещеры влажные, воздух прохладный, справа крутой, опасный обрыв, поэтому при спуске нужно прижиматься к скале. Кристальная пещера — одна из красивейших пещер юго-западного Крыма, относится к категории трудности 2А.

Под светом фонарика нам открылась сказочная картина: стены пещеры усыпаны кристаллами, всюду высятся громадные причудливой формы сталагмиты и сталактиты. Колонны поражают своим величием. Гулять здесь просторно и приятно. Мы заглянули во все уголки. Ученые-спелеологи обнаружили здесь останки пещерного льва, вот и мы тоже наткнулись на чьи-то кости.

Пещера Кристальная

Питьевую воду долго искать не пришлось, Сергей сразу привел нас к ванночке с чистейшей и прохладной водой. Мы наполнили все бутылки, но как оказалось, этого было недостаточно…

Путешественник, если он не спелеолог, быстро устает от тёмных замкнутых пространств и всегда стремится к простору, свободе и вольному ветру. Вот и мы после трех часов пребывания уже стали тянуться к свету, вспоминать про теплое солнце и высокие, могучие деревья.

Но путь из пещеры не такой быстрый, как спуск. Пришло время отрабатывать навыки подъема на жумаре. На первый взгляд может показаться, что во время подъема сильно нагружаются руки, но на самом деле основную роль играет работа ног. Поднимаемся только на одной веревке без дополнительной страховки. Протягиваем жумар по веревке вверх, одновременно сгибая ногу — при этом нагружается кроль, пристегнутый к беседке и к веревке, — потом встаем на «педаль», разгибая колено, и протягиваем кроль к жумару. Дальше повторяем цикл, пока не преодолеем 40 метров. Через метров 10 такой работы согреваются все. Если тяжело, можно отдыхать, сидя в беседке. Через 30 метров появилась усталость в руках и в ногах, но отдыхать вот так, без дополнительной страховки, преодолев точку невозврата, очень страшно, и от этого находятся силы продолжать движение. На последнем этапе, когда под тобой только бездна и метр до поверхности, появляется новая трудность: веревка начинает тереться о камни и приходится отталкиваться от отвесной стены, цепляться за камни, подтягиваться на руках и одновременно контролировать натяжение жумара и кроля.

Солнечный мир поражает богатством звуков, красок и ощущений. Прохлада травы, теплые лучи на коже, жужжание под ногами, шелест над головой. Все чувства человека созданы для того, чтобы жить здесь, среди мелодий леса, впитывать в себя звуки, воздух и сочную влагу земли.

После подъема мы приготовили обед, собрали лагерь и пошли на юг, в сторону крутых обрывов, навстречу новым экстремальным приключениям.

К вечеру пришли на уютную поляну, закрытую со всех сторон высокими скалами. Здесь много места для палаток и большое кострище. В трехстах метрах от ночлега есть колодец с небольшим запасом воды. Здесь чувствуешь себя в полной безопасности. Идеальное место для стоянки с радиальным выходом.

3. Траверс в пещеру Медовую.

Утром позавтракали и покинули лагерь, выдвинулись налегке в сторону обрывов, откуда открывается потрясающая панорама южного берега Крыма и Черного моря.

В рюкзаке были только вода, обвес, фотоаппарат, в мыслях — только небо, море, облака! Мы останавливались на самых красивых скалах, фотографировались, слушали шум ветра и думали о предстоящем спуске. Все были веселыми и летали в облаках, но почему-то только я забыла на одной из стоянок свой шлем и вспомнила про него только через пару километров. Пришлось делать марш-бросок в поисках шлема и извиняться перед всей группой за свой обидный прокол. Мы потеряли драгоценные минуты и силы, но шлем нашли.

Вертикальный Крым

Чтобы добраться до входа Медовой пещеры, нужно пройти по небольшой полке над двухсотметровым обрывом.

Пещера Медовая расположена в южных обрывах горы Морчека. Это уникальная горизонтальная пещера протяженностью 400 метров. Ее хорошо видно с трассы Ялта-Севастополь. Расположенная на вертикальном скальном отвесе пещера образовалась в результате вымывания. Когда-то тут была подземная река, которая выходила на поверхность прямо посреди отвесной скальной стены, обрушиваясь вниз большим водопадом. Сейчас вода промыла себе ходы в глубине скалы, а древнее русло подземной реки превратилось в пещеру Медовая.

Сначала мы спускались к обрыву без страховки по покатым тропам, при каждом шаге мелкие камни срывались и катились в пропасть. Этот участок дороги заставил всех понервничать. Добравшись до небольшой полки, мы ждали, когда Сергей подготовит склон для успешного траверса. Попасть в пещеру можно только при помощи альпснаряжения. Поскольку путь к ней проходит по узким скальным полочкам и пологим гладким плитам, этот участок является самым захватывающим и экстремальным на маршруте. До пещеры вдоль обрыва инструктор установил надежные перила и рассказал нам про то, как преодолевать различные участки пути. Нужно было следить за положением веревки, перестегивать страховку, проходить по так называемому «зеркалу» — большому участку отвесной гладкой стены, — где нет возможности зацепиться за расщелины и выступы, а нужно просто довериться веревке, вцепиться в нее руками и откинуться в пустоту. В этот день мы почувствовали, как важно контролировать свои действия, здесь любой промах может привести к печальным последствиям. Меня этот день научил, несмотря на переполняющие эмоции и страх, держать ум холодным и действовать последовательно. На пути к пещере нет рядом товарища или инструктора, которые тебя успокоят или спасут. Каждый участник выходит на свой участок по команде «веревка свободна» и проходит дистанцию в одиночестве. Слияние с природой и захватывающие виды гарантированы. Никто не торопит, можно идти медленно, вдумчиво, сосредоточиться только на своих чувствах и медитировать.

Траверс, зеркало
Траверс, "зеркало"
Траверс

Время перехода выдалось жарким, солнце пекло головы и спины, камни нагрелись и щедро отдавали тепло, и при каждой возможности мы прятались за кустарники, начали экономить воду. Надежда найти в пещере озеро была, но также мы знали, что оно могло пересохнуть.

Пещера оказалась не очень глубокой, и мы пошли в нее без страховки, нам было важно найти воду, т. к. почти все запасы были выпиты. Но Медовая нас не порадовала, все источники пересохли и пополнить запасы не удалось.

Пообедали на входе в пещеру, оставшуюся воду сделали общей. Мой чай из грязного колодца, который всем казался утром таким невкусным, стал на вес золота. Все уже успели устать и понимали, что тот же путь, который мы совершили утром, нужно будет проделать снова: сначала траверс, потом подъем по сыпучим обрывам вверх и несколько километров до лагеря.

Продвигались молча и быстро. Инструктор был замыкающим и попросил помочь собрать веревки с трассы. Весь день, проведенный на солнце, давал о себе знать, от перегрева кружилась голова, очень хотелось пить. Инструктор предпринял еще одну попытку раздобыть воду: нашел узкую расщелину, спустился в нее на веревке на 200 метров, свободный конец веревки держали мы, но обнаружить источник не удалось. Здесь мы узнали, что в этот день у Сергея был день рождения. Увы, у нас не оказалось, ни подарка, ни торта, ни даже воды, а она была бы в этот момент самым лучшим сюрпризом для любого из нас!

Добравшись до лагеря, все пили дождевую воду из колодца уже без кипячения и эта живительная влага казалась очень чистой и вкусной. Вот уж воистину: все познается в сравнении.

4. Большой переход.

В четвертый день нас ожидал большой переход вдоль южных обрывов главной крымской гряды и спуск к подножию Ай-Петри. Еще свежи воспоминания о траверсе и спусках в пещеры и мы совсем не против весь день провести с рюкзаками за спиной, ведь в конце пути нам обещано чистое озеро.

В спокойном темпе собрали лагерь, попрощались с уютным пристанищем туристов и косуль и двинулись в путь. Погода нас баловала, было солнечно, но не очень жарко. Прошли рядом с горой Спирады, пообедали возле чистого источника, собрали дикие груши и дружно вздремнули на мягкой полянке под пение цикад.

После обеда спустились в обгоревший лес. Перед нами открылся пейзаж под стать фильмам об инопланетных цивилизациях. Замысловатые ветви, черные контуры деревьев на фоне лазурного небосвода. Природа дышала остатками лета. Земля излучала накопленное тепло и сушила на своих склонах ароматные травы.

Вертикальный Крым

При свете дня добрались до заповедных мест. Здесь было все для ночевки: горный родник, широкая поляна и самое главное — теплое озеро. Все сразу захотели искупаться. Мы стали такими чистыми и привлекательными, что один клещ сразу соблазнился… не смог устоять перед одной из участниц и попробовал ее на вкус. Быстрее ветра Мира побежала к инструктору. Сергей легким движением руки вытащил несчастного клеща и со знающим видом сообщил, что кровопийца еще не успел обустроиться и впустить под кожу инфекцию.

Ужин готовили на горелках. В заповедниках нельзя жечь костры и оставаться на ночлег, незнание этих правил не освобождает от ответственности. Над нами несколько раз пролетал вертолет, из которого высматривали нарушителей. Лесные блюстители порядка нашли нас быстро, рассказали о правилах поведения, попросили собрать лагерь и покинуть заповедник. Мы объяснили ситуацию, показали наши горелки, сказали, что будем вести себя спокойно и пообещали не жечь костры. Охранники оказались понимающими и разрешили остаться.

Этот вечер запомнился нам бескрайним звездным небом. После ужина все дружно погасили фонарики, подняли глаза к небу и долго вглядывались в картину, придуманную самой Вселенной. Здесь был и Млечный Путь, и Медведица, и пронзительно яркая Луна, и замысловатые созвездия. Все пили чай, рассказывали короткие истории о себе и были просто счастливы, здесь и сейчас.

5. Дюльфер по Мисхорским гротам.

Наше утро началось с рассветом. Все понимали, что сегодня кульминационный день, и спать совсем не хотели. Группа вышла к дороге, где была назначена встреча с водителем газели. Машина довезла нас по серпантину до самой верхней точки горы Ай-Петри — величайшего символа южного берега Крыма.

На вершине Ай-Петри

Самая известная легенда горы Святого Петра рассказывает о несчастной любви двух людей, семьи которых были против их союза. Влюбленные решили свести счеты с жизнью. Поднявшись на вершину Ай-Петри, они подошли к обрыву. Но обрыв был слишком узок для них двоих, поэтому решили прыгать по очереди. Первым кинулся вниз парень, тело которого унесли волны. Девушке стало страшно, и утром она вернулась домой, решив, что слишком молода, чтобы умирать. Считается, что именно с той поры мужчины стали пропускать женщин вперед.

Мы же поступили мудро и на продолжительный спуск с горы пропустили первым мужчину!

Начинался спуск на 990-метровой отметке над уровнем моря. Мы сидели на поваленном дереве у обрыва и напряженно слушали указания инструктора, высота впечатляла и все осознавали важность момента. Ни у кого не было желания торопиться со спуском, все вежливо пропускали друг друга перед. Впервые я поняла, что назад дороги нет и придется спуститься всем. Сергей лично проверил обвязку каждого участника и проинструктировал. Первая сложность решиться на спуск заключалась в неизвестности: с нашего положения просто-напросто не видно той точки, куда нужно приземлиться. Мы знали только то, что, начиная с первых метров спуска, мы потеряем опору, ноги нужно будет оторвать от скалы и начнется настоящий дюльфер. Вторая сложность — спуск с лишним весом, к веревке крепится не только человек, но и его рюкзак. Конечно, при спуске дюльфером вес рюкзака не чувствуется, но при отрыве от скалы неизбежно наступает момент, когда весь вес поклажи дергает тебя вниз до натяжения веревки — и ощущения в этот миг не передать словами!

А дальше — пятидесятиметровый спуск над бездной. Через 10 метров от трения стала нагреваться перчатка и восьмерка, пришлось замедлить ход, и в этот момент веревку начало крутить. Каждый раз, когда меня разворачивало лицом к морю, лесам и всему миру, на меня обрушивалось чувство восторга, благодарности, вселенского счастья и кромешного страха. Столько чувств одновременно я не испытывала никогда. Не было времени анализировать или думать, я знала, что я живу и со мной в эту секунду происходит невероятное чудо.

Спустилась на широкую полку. Дрожь в ногах не унималась, восьмерка нагрелась так, что голыми руками ее не взять. Ребята помогли справиться со страховкой и мы начали наперебой рассказывать о своем спуске. Конечно, были и совсем бесстрашные участники похода: Мирослава, спустившись на 10 метров, болтаясь на веревке, спокойно достала из кармана видеокамеру и, удерживая вес на одной руке, другой начала снимать весь процесс, с невозмутимым голосом комментируя происходящее.

Вертикальный Крым

Так началось утро, впереди нас ждал целый день дюльфера по Мисхорским гротам.

Мисхорские гроты — это пещера на плато Ай-Петри. Очень давно от скалы отсоединился большой останец и обнажил огромные полости пещеры, раскрытые в сторону южного берега Крыма. Сейчас к гротам можно добраться, спустившись сверху по веревке. В общей сложности у нас было 5 спусков от 20 до 60 метров.

Спуски проходили не только вдоль скал, но и в закрытые гроты. Первый вход в лаз скрыт в камнях. Спускались в черную, узкую расщелину по одному и без рюкзаков. Пространство пещеры не было подвластно зрению. Не знаешь, что ожидает в этой тьме, пока сам не окунешься в нее с головой. Постепенно зрение привыкает к отсутствию света и начинает различать нависающие над головой острые камни. Здесь инструктор без возможности оглядеться страхует, дает в руки веревку и снова отправляет в узкую извилистую воронку. Постепенно страх перед неизвестным пропадает и начинаешь чувствовать себя черепашкой-ниндзя, которая спешит на секретное задание, и руки уже сами знают, как правильно вдеть веревку в восьмерку, ноги сами находят удобное положение и отталкиваются от скалы.

После спуска в воронку мир перевернулся, теперь это уже не пещера, а открытый просторный грот с гладкими теплыми стенами цвета мёда и шафрана. С грота открывается потрясающий вид на побережье и горы, здесь пахнет свежестью и прохладой, отсюда не хочется уходить и мы остаемся на обед.

После обеда еще один сложный дюльфер в расщелину между двух каменных глыб. Сложность заключалась в том, чтобы не повредить себе локти и колени об острые края отвесной стены, а потом — опять бездна и простор. Мы сидим на маленькой полочке как воробьи, все закреплены страховкой к перилам, любое неверное движение и страх подступает к самому горлу. Если долго смотреть вдаль, то приходит особенное сосущее чувство под ложечкой, нервы раздражаются до предела и уже хочется или убежать, или прыгнуть вниз, или отвернуться и прижаться к скале. Поэтому здесь нас долго уговаривать не приходилось, все шли на дюльфер уверенно и самоотверженно.

От Сергея узнали, что нас ждет впереди самый долгий спуск за весь поход — 60-тиметровый. Нужен был первопроходец, обладающий бесстрашием и маленьким весом. Веревка была новой, и мы не знали ее точной длины. Инструктор предполагал, что ее может не хватить, и тогда участника придется спускать на страховочной веревке. Первой пошла наша храбрая Мира. Веревки, конечно, хватило и Мира справилась с заданием на отлично. Все по очереди спускались в большой Мисхорский грот. Чувство страха ушло и мы во время дюльфера стали осматриваться по сторонам, замечать детали, наслаждаться видами.

Дюльфер
Вертикальный Крым

Погода резко поменялась, к нам пришли облака и туман. Было приятно вдыхать озон, всматриваться в кроны деревьев и фотографировать наших начинающих спелеологов. Еще два небольших спуска — и мы в гуще леса.

Казалось бы, все самое страшное позади, но настоящий экстрим нас подстерегал там, где мы его не ждали. Марина в двух метрах от земли зацепилась за дерево рюкзаком и слишком сильно отпустила веревку, чтобы суметь подтянуться и высвободиться самостоятельно. Инструктор страховал наверху, команд слышно не было. Участники попробовали помочь: Мира запрыгнула на самый верх дерева, но отцепить рюкзак не получалось. Тем временем Марина медленно, но верно опускалась по миллиметрам вниз вместе с верхушкой дерева на рюкзаке. Ствол несчастного дерева уже запредельно выгнулся и был готов катапультировать Миру при снятии нагрузки. На верхушке оказалось уже два человека, которым требовалась помощь. И тут к спасательной операции подключился Дима, он сломал дерево и спустил всех на землю. Теперь точно все будет хорошо, ведь мы у подножия Ай-Петри!

Начало вечереть, мы быстро собрались, дошли до поляны и поставили лагерь. Наконец пришло осознание, что опасность миновала, мы все успешно спустились, впереди — прощальный ужин и последняя ночь в горном Крыму. Я совсем не соскучилась по цивилизации и с радостью осталась бы еще на неделю в теплых, осенних лесах полуострова, но время было неумолимо, рюкзаки стали легкими, а это значит, что запасы еды иссякли и пора возвращаться в действительность.

6. Возвращение в действительность.

Утро нас встретило солнцем, лагерь стоял в камнях: уютный, цветной и живописный. Мы хорошо выспались, позавтракали и неспешно упаковали рюкзаки. Привели себя в порядок у родника и вышли на дорогу. Отсюда нам открылся вид на всю южную часть горы Ай-Петри. Были хорошо видны гроты и полочки, с которыми мы породнились днем ранее.

Эти шесть дней перевернули мое сознание. Я благодарна Сергею за то, что он организует походы такого уровня для практически неподготовленных туристов. И это уж точно нельзя пропустить.

Крым — это не только пляжи и отели. Это край, полный сюрпризов, самобытный и дикий, необъятный и влекущий, здесь всегда есть, что посмотреть, сюда хочется возвращаться.

В Ялте все разъехались по своим делам. Кто-то уехал домой, а кто-то остался загорать у моря.

Мы впечатлились горными походами и решили не останавливаться на достигнутом. Следующая наша цель — Эльбрус. Нашему инструктору хотим пожелать открывать новые маршруты и не останавливаться на достигнутом, а мы обязательно присоединимся!