Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Иордания Январь 2018

Традиции праздника Крещение Господне: в прорубь с головою…

У всех праздников есть свои традиции, которые складывались тысячелетиями. Христианский праздник Крещение Господне не исключение. Главной традицией этого праздника является водоосвящение в день Крещенского сочельника. Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую прорубь в форме креста, называемую «иорданью», освященная вода именуется «великой агиасмой», то есть великой святыней. Считается, что крещенская вода обладает такой же чудодейственной силой, как и воды Иордана, в которые входил Иисус Христос, поэтому по русской традиции верующие ныряют в ледяную прорубь, вне зависимости от лютости мороза. Традиция купания в иордани возникла уже после прихода христианства на Русь: во времена Иисуса на Святой земле определённо с прорубями были проблемы.

Заросли у реки Иордан

На самом деле купаться в проруби не церковная, а скорее народная традиция. Перелистав назад страницы истории, можно обнаружить тому причины.

По одной версии, славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. Тут уместно вспомнить и обычай, когда после бани люди любят окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб.

Есть достаточно убедительное мнение, что купание в проруби — это часть древних языческих воинских обрядов инициации. Известен факт, что Иван Грозный любил шокировать иностранных послов, заставляя своих бояр, сбрасывая шубы нырять в прорубь с непременным выражением радости и веселья на лицах. Причем происходило это не только на Крещение, а в любой зимний день и демонстрировалась здесь именно смелость да удаль молодецкая в лучших традициях воинских доблестей, а не религиозное рвение.

Веками церковнослужители освящали воду только в источниках. Люди брали эту воду из купели, пили ее, окропляли жилища, но некоторым хотелось еще больше засвидетельствовать силу своей веры — стали в нее и окунаться.

Долгое время в проруби купались только участники массовых святочных игрищ, связанных с переодеванием и колядованием. «Бесовские действа» сильно не одобрялись церковью, поэтому купанием в ледяной воде люди хотели очиститься, смыть с себя все грехи. Так постепенно, наверное, и сложился этот обычай — купаться на Крещение. А сейчас эта традиция стала массовой.

Вообще считается, что в крещенскую ночь любая вода из обычного водоёма получает целительные свойства, так что спокойно можно следовать совету Корнея Чуковского, хоть и высказанного по другому поводу: купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане…

Горячие источники Маин

Во время январского отпуска в Иордании, я, конечно, не могла упустить возможность, и решила, во что бы то ни стало в день Крещения Господня окунуться в священные воды реки Иордан. Не смотря на то, что наш отпуск подходил к концу и к этому времени мы уже перебазировались в курортный район Акаба с Мертвого моря, я все-таки готова была вновь проделать путь через всю страну с юга на север. Для экономии времени и удобства воспользовалась услугами местного туристического агентства, записалась на экскурсию, которую называют «Три в одном: горячие источники Маин, река Иордан, Мертвое море».

Вади эль-Харар - место крещения Иисуса Христа

Стартовали мы из Акабы в пять утра 19 января, большую часть длинной дороги пассажиры автобуса дружно проспали в предвкушении интересного дня и многочисленных водных процедур. Погода в этот день намечалась не очень хорошей: небо хмурилось, дул холодный ветер, по дороге мы даже видели песчаную бурю в пустыне.

Первой нашей остановкой стало необыкновенное место с горячими минеральными источниками, что в двадцати пяти километрах от Мадабы.

Вади эль-Харар - место крещения Иисуса Христа

Горячие источники Маин считаются одним из древнейших курортов Иордании, сюда приезжали еще римляне, чтобы улучшить состояние здоровья или просто расслабиться в целебных водах. В лечебных целях горячие минеральные источники использовал и царь Иудеи Ирод Великий.

Спускаясь к источникам Маин, автобус проделал витиеватый путь по серпантину, спускающемуся на дно большого каньона. Прибыв на место, мы увидели как с базальтовых скал, высота которых достигает 30 метров, падают вниз воды источников. Горячий водопад растворяется в протекающей внизу холодной реке и образует естественный бассейн, температура которого достигает 38–40 градусов. Из-за дождя и угрозы обвалов нам не разрешили близко подойти к водопадам, но зато завезли на территорию отеля, известного лечебными СПА-процедурами. Минеральная вода из источников здесь поступает в оборудованный бассейн, в котором нам и предстояло отдохнуть, и, конечно, погреться.

Высота скал достигает 30 метров

Утро было прохладным, накрапывал первый, увиденный мной за все время пребывания в Иордании дождь. Пришлось немного с собой побороться, чтобы все-таки заставить себя переодеться, погрузиться в воду, покрытую сверху облаком пара, и незамедлительно почувствовать состояние блаженства. На лицах всех я видела неподдельную радость, горячие источники, прохладный дождь, вода повсюду: определенно крещенское утро выдалось на славу.

Вади эль-Харар и священная река Иордан

После небольшой остановки в магазинчике с дарами Мёртвого моря и красивостями в арабском стиле, мы направились к главной цели поездки — реке Иордан в местечке Вади эль-Харар.

Вади эль-Харар - место крещения Иисуса Христа

В магазине одному из туристов пришло sms-сообщение от оператора: «Приветствуем Вас в Израиле». Действительно, приближаясь к Иордану, мы оказывались все ближе к границе между двумя странами. А река Иордан не только объект паломничества для христиан со всего мира, но по совместительству и естественная граница между Иорданией и Израилем. Граница между странами не всегда была мирной, поэтому подходы к реке как с одной, так и с другой стороны находятся под пристальным наблюдением военных.

Река Иордан многократно упоминается в Ветхом Завете как место совершения различных событий, в том числе чудесных. Иордан был границей Земли Обетованной. Первое чудо произошло, когда израильтяне после сорокалетнего скитания по пустыне посуху перешли Иордан напротив Иерихона под руководством Иисуса Навина. Иордан переходили посуху также пророки Илия и Елисей. Но самое главное, в водах реки принял крещение сам Иисус Христос.

Долгое время полной уверенности в том, где именно состоялось крещение Иисуса Христа, не было. В Евангелие от Иоанна говорится, что Иоанн Креститель проповедовал и крестил недалеко от селения Вифания (по другому Вифавара) на верхнем Иордане. Предполагали, что Вифания находится на территории Израиля, недалеко от места впадения Иордана в Мертвое море.

Определить же истинное местоположение помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия в городе Мадаба.

Великолепно сохранившаяся мозаичная карта с указанием всех христианских святынь, указывала на то, что место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки в местечке Вади эль-Харар, на территории современной Иордании.

Вади эль-Харар - место крещения Иисуса Христа

Повторюсь, что подступы к Вади эль-Харару находятся под усиленным контролем вооруженных пограничников. Нас предупредили, что фотографировать военных с иорданской стороны нельзя ни в коем случае, а с израильской — всегда пожалуйста, все равно они вам ничего не сделают, стрелять не будут точно.

На КПП нас попросили выйти из автобуса со всеми вещами и пропустили сумки через сканер. Потом мы перешли к пограничникам с металлоискателями для личного досмотра. И только после этого вновь сели в автобус, чтобы проделать оставшиеся пять минут пути, на протяжении которого чуть ли не «под каждым кустом» видели пограничников. Автобус припарковался недалеко от единственного магазина, в котором можно было приобрести крестильные рубашки и другие христианские атрибуты.

Недалеко на холме я увидела несколько христианских церквей, идентифицировать их не смогла, но по источникам знаю что на территории Вади эль-Харар есть православная, римско-католическая, коптская православная, армянская и ливанская церкви, поблизости также строится Иорданский православный женский монастырь. Меня поразил силуэт мусульманина, совершающего намаз на фоне целого ряда христианских церквей.

Встреча религий

К самой реке можно попасть, пройдя по деревянной тропинке, пролегающей сквозь густые заросли неведомых мне сизых растений. Ощущение было очень необычным, как будто находишься в волшебном заколдованном лесу.

Вади эль-Харар - место крещения Иисуса Христа

Говорят, когда-то в долине реки Иордан зеленели тропические леса, а в прибрежных зарослях папируса водились гиппопотамы. Если бы я была гиппопотамом, непременно бы завелась здесь…

Вади эль-Харар - место крещения Иисуса Христа

И вот, наконец, мы вышли к месту крещения Иисуса Христа.

Находки, обнаруженные в ходе раскопок, подтвердили правильность предположений о том, что Вади-эль-Харар — подлинное место крещения Иисуса Христа. На сухом месте у реки Иордан в 1996 году археологами были обнаружены руины трех византийских церквей и мраморная плита, на которой, как предполагают, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа. Именно эта колонна часто упоминается в письменных источниках паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

Вади эль-Харар - место крещения Иисуса Христа

Даже то, что колонна была обнаружена на сорок метров восточнее сегодняшнего берега Иордана, вполне соответствует выводам ученых о том, что с течением времени Иордан несколько изменил свое русло при впадении в Мертвое море.

Также были обнаружены ступени, спускающиеся к воде. Многие считают, что именно на этих ступенях перед тем, как зайти в воду для крещения, Христос оставил свою одежду. Результаты этих исследований и раскопок считаются важнейшим открытием XX века на территории Ближнего Востока.

Вади эль-Харар - место крещения Иисуса Христа

В 2000 году Ватикан в лице Папы римского Иоанна Павла II и Русская Православная Церковь официально признали Вади эль-Харар подлинной святыней и подтвердили, что именно на иорданском, а не на израильском берегу принял крещение Спаситель. В 2006 году король Иордании Абдалла II ибн аль Хусейн передал России в безвозмездное и бессрочное пользование земельный участок на берегу реки Иордан, так называемый «русский гектар», для строительства православного храма. В память об этих событиях установлены несколько мозаичных картин и табличка, которая гласит: «Наследие принадлежит человечеству, заботясь о нем, вы помогаете нам сохранить его. Его величество — король Хусейн».

Удивительно, как много правительство мусульманской страны, сам король и его советник по религиозным вопросам — принц Гази бен Мухаммед, делают для сохранения этого исторического места, при этом демонстрируя чрезвычайно уважительное отношение к другим религиям. Попутно, конечно, не забывая развивать туристический потенциал своей страны.

В священных водах Иордана

Опять немного попетляв по тропе, мы вышли к православному храму Иоанна Предтечи, который находится в нескольких метрах от Иордана, и, ожидаемо, увидели огромную толпу людей, стремящихся попасть к священным водам.

Вади эль-Харар - место крещения Иисуса Христа

Территория комплекса оборудована несколькими раздевалками, но они плохо справлялись с потоком паломников, поэтому везде образовывались очереди. У ворот же, с помощью которых пограничники пытались регулировать вход к самой реке, выстроилась огромная очередь, разделенная по половому признаку: женщины отдельно, мужчины отдельно. Погода к этому времени значительно улучшилась: дождь прекратился, и выглянуло солнце.

Я попала в очередь с празднично наряженными эфиопками и постепенно совсем отделилась от русской группы туристов. С потоком толпы я прошла через заветные ворота и оказалась в пробке у купели с освещенной водой. Священник щедро поливал толпу водой, на что люди реагировали радостными криками.

У чаши со святой водой, купания для тех, кто не собирается окунаться в воду

Я основательно промокла, хотя все еще не могла понять, как и где мне спуститься в воду. Когда до меня дошло, что окружающие меня эфиопки не собираются погружаться в Иордан, я более решительно стала пробиваться к реке и, наконец, увидела заветную мутную воду зеленовато-желтого цвета и ряд пограничников с автоматами, которые внимательно следили за происходящим. Один из пограничников взглядом и жестом спросил меня, собираюсь ли я лезть в воду, я уверенно кивнула. Но тут оказалось, что с деревянного помоста, на краю которого я находилась, не было спуска в воду, и я, совершенно не представляя, какая меня ожидает глубина, замешкалась. Тогда пограничник, повесил свой автомат на плечо и протянул мне руку, я схватилась за его руку, как за соломинку, и решительно шагнула в воду, погрузившись в нее по грудь. Мои ноги тут же увязли по щиколотку в мягкой приятной глине.

Придя в себя от первого шока и пытаясь максимально осознавать значимость момента, я трижды отработала заранее продуманную схему: крестное знамение, погружение с головой… Холодная вода перехватила дыхание, но вместе с тем на меня обрушилось огромное чувство радости. После завершения ритуала, я даже смогла оглянуться по сторонам и буквально в двух с половиной метрах увидела купающихся с израильской стороны. Выбраться обратно мне помог опять тот же военный. Он протянул мне руку, но я вдруг побоялась, учитывая глубину на которой находилась, что эта опора не очень надежная, и есть большая вероятность того, что я перетяну его вместе с автоматом в реку и в этом случае, скорее всего, получу большие проблемы. Тогда я с умоляющим взглядом протянула ему обе руки. За обе руки он и выдернул меня из воды. Вот так солдат мусульманин помог мне окунуться в священный Иордан в наш христианский праздник, за что я ему глубоко признательна. Для меня так и осталось загадкой, в каком именно месте я окунулась в воду, почему рядом не видела ни одного купающегося, и сильного течения, о котором рассказывали туристы из нашей же группы, я тоже не ощутила…

Сделав несколько снимков израильских паломников, попутно обратив внимание на то, что с израильской стороны все оборудовано гораздо лучше, я направилась к выходу. Меня очень удивило, что, не смотря на огромное количество людей, купались в Иордане, в основном русские. А многие арабы вообще приходят туда, чтобы просто поглазеть на странных русских, лезущих в воду в разгар зимы. Отбоя от желающих сфотографироваться с белой женщиной в крестильной рубахе не было.

Крестный ход

В кульминации праздника народ отправился крестным ходом, но нам пора было отправляться дальше. После небольшого отдыха на Мертвом море, нам предстояла длинная дорога назад в Акабу. Не смотря на то, что день был полон впечатлений, и чувствовалась усталость, я так и не смогла уснуть в автобусе, прилив сил и энергии переполнял меня.

Отдых у Мертвого моря

Как и советуют, я высушила рубашку, и она оказалась совершенно чистой, а значит вода в Иордане действительно чистая, и специфический цвет придает ей глинистое дно.

Посетив Иордан в день Крещения Господня, я понимала, что в обычный день здесь было бы поспокойнее да и народу поменьше, но все же я радовалась, что окунулась не только в священные воды, но и в атмосферу большого христианского праздника. А маленькие приключения, которые со мной произошли, я уж точно запомню.

P. S. Прошу прощения у уважаемых читателей, если мой отчет получился достаточно пространным и небогатым на фотографии. В силу специфики данной поездки (часто я находилась в воде), у меня, к сожалению, не получилось много фотографировать.