была вчера 20:27

Самый лучший день. Удивительная Демерджи-яйла

Алушта — Россия Июль 2016

Забегая немного вперед вспоминаю кинокартины Л.Гайдая «Спортлото-82»,«Кавказская пленница».Да кто же не помнит его знаменитых «детищ"рожденных на съемочной площадке и талантливо сыгранных любимыми актерами? Это фильмы на которых мы выросли, которые сопровождают нас по жизни и которые с удовольствием смотрят наши дети. Ну о чем это я? Об этом чуть позже, а пока…

О территории Крымских гор под названием Демерджи-яйла мы знали немного. Знали, что это место в народе носит интригующее название „Долина приведений“ красивое, живописное и находится оно недалеко от Алушты. Имея в планах программу поездок в другие города Крыма, заповедники, дворцы и пляжи трудно было вырваться именно в том направлении и прогулку в горы решили оставить на „попозже“. Ибо многочисленные Крымские достопримечательности объездить в 7 дней, очень сложно. Но по стечению обстоятельств, оказавшись все же в районе Алушты — поездка на водопад Джур-Джур:Там, на неведомых дорожках…)

мы познакомились там с такими же „дикарями“-автолюбителями, которые накануне побывали в окрестностях Демерджи и находились в том состоянии эйфорического всезаполняющего чувства счастья и восторга, которое присуще человеку, ощутившему прелесть незабываемой поездки.

Конгломераты яйлы…

И вот последний день нашего пребывания в Крыму. Авто мчит нас по Симферопольскому шоссе в сторону Алушты, там еще немного до поселка Лучистое. Здесь находится конный клуб и из поселка можно взять конную прогулку в Долину Демерджи. Мы действуем уже по проверенному опыту: оставляем легковушку на парковке(к сожалению наш автомобиль не предназначен для диких горных дорог), берем колеса с водителем-гидом. И влекомые интригующим названием едем по дикой, усеянной огромными валунами горной дороге на видавшем виды уазике в Долину Приведений утыканную конгломератовыми столбами самых причудливых очертаний! И сейчас некоторые иронично вздохнут типа: старенький видавший виды джип, дорожная пыль, жара… Так и есть! Но почему-то именно такие поездки если добавить сюда веселого опытного гида, хорошую тряску на скажем немалой скорости, фейерверк сверкающих на солнце брызг горной речушки(потому как водитель обязательно свернет с дороги и направит машину в воду))поверьте, вызывают дикий восторг, выплеск накопившихся эмоций и вспоминаются потом с особой теплотой.

Димерджи-яйла принадлежит к главной гряде Крымских гор и является особо охраняемой территорией Крыма, государственным природным заповедником. Место это отличается от других Крымских плато тем, что порода конгломератов здесь не имеет однородного состава, а преобладает в основном галька, перемешанная с твердой горной породой и известняком. Бытует мнение, что когда-то вся местность Демерджи была затоплена и именно морская вода придала такие причудливые формы „камешкам“.Но это лишь недоказанная версия.

Нам повезло. На время поездки к нам не примкнул ни один турист, все плато на несколько часов принадлежало только нам. Гид Сергей всю поездку сопровождал старыми легендами и байками, которые мы с большим удовольствием готовы были слушать. При этом делал частые остановки.

Конечно летающих призраков мы здесь не увидели. Просто когда каменные фигурки горной гряды частично выглядывают в прорехи разорванного тумана то воображение рисует загадочные силуэты невероятных существ. А по мере смещения туманной пелены очертания камней изменяются в различной последовательности. Есть такая фраза:„самый лучший художник и скульптор-это природа“ .И правду ведь говорят. Ветер, солнце и осадки в совокупности творят в горах чудеса! И название Демерджи переводится как „кузнец“.Выковала природа такие шедевры. Жаль красоту нельзя описать словами, ее нужно только почувствовать.

Только представьте, что всей это дивной красоте 800 млн.лет!

Собираясь в эту поездку мы все же надеялись на то, что в горах будет дымка, чтобы было совсем по-настоящему. Но весь день нам вместо клокастого тумана сопутствовало яркое солнце.

Самое известное и узнаваемое изваяние Демерджи -это бюст хозяйки долины Екатерины Великой. Ну поразительное сходство с человеческим профилем!

Есть еще одно место, но несущее дурную славу. Это Каменный хаос. Когда-то здесь произошел обвал каменных глыб, принесший огромный ущерб расположившемуся у подножия селению. Это место реально обвалившаяся гора от чего и носит название хаоса.

Июльская жара очень явственно дала себя прочувствовать, не подарив ни единого дуновения. И особенно, когда наша фляжка с водой совсем опустела. А Сергей, буд-то догадался о проблеме жажды. Петляя по извилистой накатанной дороге привез и высадил нас у небольшого родничка рассказав при этом забавную легенду.

„Давным-давно жил в горах старик со своею старухой. Пас скот, возделывал землю. Однажды он отправился за хворостом. Да зной сморил его, а тут на пути родник. Припал он к воде, напился. А когда увидел свое отражение-глазам своим не поверил. Вода оказалась"живая“ и помолодел старик на несколько десятков лет. Вернулся домой, рассказал своей старенькой жене обо всем. Старуха тайком побежала к роднику. Кинулся муж ее искать, да догадался, что к роднику бабка побежала. Хотел ее остановить-да поздно. Окло воды среди старой одежды он обнаружил маленькую девочку. Старуха от жадности слишком много воды выпила.»

Вид отсюда открывается потрясающий на близлежащее селение и Чатыр-Даг:

Выслушав рассказ Сергея я наполнила фляжку родниковой водой, напилась, умылась. Следом за мной то же самое сделал муж, а затем и Димка. Помолодеть мы конечно не помолодели, не знаю сколько нужно было выпить воды)) но зато почувствовали заряд бодрости и прилив сил для дальнейшего продвижения.

Там крепость Фуна смотрит вдаль…

Сергей, развлекая нас новыми рассказами, шутками-прибаутками(вот уж точно говорят язык без костей)предложил нам проехаться еще к одной достопримечательности.

Это были развалины крепости Фуна, датируемой 15 веком.

Некогда поблизости располагалось селение и пролегал торговый путь, связывающий Черное море с предгорьем. Гора, крепость и селение в то время носили одно название Фуна, что означает «дымная».Но после гору переименовали в Демерджи. Сейчас это остатки небольшой крепости. Но мы слава богу имеем возможность видеть хотя бы это. Строение в свое время подвергалось разрушению и горело. В добавок ко всему большое Крымское землетрясение в 30-х г. сыграло свою роль в нынешнем облике крепости.

Вход на территорию стоит отдельно. Но мне не жалко было оплатить небольшой взнос. Ведь часть собранных средств пойдет на поддержание того, что мы можем теперь увидеть. Я надеюсь.

Кое-что из кухонной утвари было раскопано археологами и черепки выставлены здесь же:

Деревянный арбалет.

Да еще плита с изображением 5-и гербов, один из которых в последствии стал гербом России.

Пока моя мужская половинка осматривала крепость с одной стороны, я обошла с другой и начала фотографировать экспонаты кузницы. Но как всегда, у меня ни одна прогулка в горах не обходится без падений. Я настолько увлеклась съемкой, что не заметила сзади большой валун, споткнулась и попятилсь назад, а перелетев через него уселась на колючую щебенку. И благодаря тому что камера при падении стукнулась о грудь(мягкое приземление объектива) она и не пострадала. Я же на мягком месте заработала огромную болючую гематомину.

Прихрамывая я кое-как дошла до джипа. Хлебнула из фляги «живой» воды. Это нужно было сделать обязательно, т.к поездка продолжалась и впереди был неожиданный сюрприз. Как оказалось Демерджи-яйла полна сюрпризов!

По следам кавказской пленницы…

Сергей рассказывая нам различные истории умолчал еще об одном удивительном легендарном месте. Уж очень хотел наверное напоследок нас удивить. И это ему удалось!

Помните с чего я начала рассказ? Так вот! Джип подвез нас к воротам, но не к обычным, а так сказать к своеобразному порталу, пройдя через который мы оказались на самой что ни на есть настоящей съемочной площадке знаменитых комедий Л.Гайдая.

Мы оказались среди самых узнаваемых природных атрибутов съемочной площадки. И описывать сюжеты, которые снимались у подножия этих огромных валунов нет нужды, потому как эпизоды фильмов «Спортлото 82"и «Кавказская пленница» мы помним практически наизусть.

А на этом фото правее бюста Екатерины включив фантазию можно разглядеть трех главных героев «Кавказской пленницы»-Труса, Балбеса и Бывалого)).

Здесь снимали еще один любимый фильм — «Сердца трех» и следущее фото подтверждение этому.

Стоит на территории одно-единственное на всю округу дерево грецкого ореха. И что это за дерево? Ну конечно же-это орех Никулина. Тот самый на котором в свое время притаился Балбес и метко швырял орехи. А потом (уже реальный Ю.Никулин свалился с дерева и сломал руку).Ореху уже более 600 лет и к большому Димкиному сожаленью залезть на ствол и скопировть позу снайпера-Балбеса было невозможно. Орех стоит в плачевном состоянии, треснутый ствол стянут железным ободом. И территория вокруг дерева огорожена.

Но уже по доброй традиции каждый турист не может отказать себе в удовольствии и не сплясать под песенку про медведей на камне. Правда настоящий камень Нины лежит недалеко, завален камнями и зарос колючим кустарником, но на камне Пуговкина тоже вышло ничего, очень даже комфортно. И разве можно поверить в то, что я так лихо отплясывала имея большую болючую гематомину?

Подводя итог хочу добавить, что это был самый лучший день, ярчайшее событие в этой поездке, от которой количество эмоций запредельно зашкаливало!

Для любителей дальних маршрутов Долина Демерджи предлагает экскурси от 3-х дней и более. Все будет зависеть от того, насколько вы располагаете своими возможностями.

На протяжении всего времени сын снимал только видео, а приехав домой преподнес нам в подарок шикарный семейный видеоролик с лучшими моментами под заголовком — «Спасибо за чудесную поездку!».И это слова-которые дорогого стоят.

в Алуште

Juliette17
Мы прожили в Алуште в 2015 году две недели. Посетили Севастополь, Ялту, пещеру Эмине-Баир-Хосар, Чуфут-Кале, Каменные Грибы, Судак... А вот в Долину Привидений, которая была под боком, так и не выбрались... А жаль. Очень впечатляющие места!
Димерджи яйла очень впечатляет.Сколько раз не приезжай в Крым,а все равно откроешь для себя много нового.Весь Крым-это одно большое открытие!
И правда, интересный и красивый день получился. Хорошо придумано, показывать места съемок наших фильмов, давно ставших классикой кинематоргафа!
Это точно Таня!Даже ощутила некоторое отношение к съемкам.Выглядит все так реалистично))
Демерджи очень классное! Был там 28 лет назад.
Какой отличный завершающий аккорд по Крыму, Лина!
Только представьте, что всей это дивной красоте 800 млн.лет!
-невероятно конечно!
я так лихо отплясывала имея большую болючую гематомину
-хорошо, что ничего не сломала!!
NataliaC писала 12 февраля 2018 г. 11:28
-так вот не могу без падений.Нослава Богу!
Наташа,красота там необыкновенная!
Vladimir_Shalaev
Много раз был там, правда уже давно. С этих мест начиналось несколько маршрутов для горных туристов. Приятственно там...
Vladimir_Shalaev писал 12 февраля 2018 г. 12:25
Приятственно там..
-очень.Интересно было бы попасть в туманную погоду.В такое время местность выглядит совсем по-другому.
Vladimir_Shalaev
Да, безусловно. Последний раз я там был 8 лет назад с сыном в мартовские каникулы. Не хватало буйства красок. https://vladimir-shalaev.tourister.ru/...
И разве можно поверить в то, что я так лихо отплясывала имея большую болючую гематомину?
Вот, Лин, пока я не дочитала до этого предложения, дкмала, и как после падения ты так лихо пляшешь. Просто какой-то из прерий пейзаж, совсем не отечественный.
Эж, поплавать бы в родниковой водичке. Глядишь и молодильных яблок бы не понадобилось!)))
Leolik писала 12 февраля 2018 г. 14:30
Просто какой-то из прерий пейзаж,
-Правда,похоже))Для съемок фильма "Сердца трех"очень подходящее место!
Lyudmila_Klyopova
Отличное крымское путешествие.
Спасибо! Вот такую лепоту дарит нам Крым!
Фантастическое место! Сказочное!
А я как-то сомневалась,стоит ли ехать в долину,но теперь уж точно знаю и всем рекомендую! Тем более что маршруты здесь как долгоиграющие,так и легкие-однодневные,что совсем не обременительно.
а осенью как на Демерджи красиво!!! буковые деревья в осеннем наряде, зеленые ёлки и туманы!!! роскошно!!!!
Galina_Gorshenina писала 12 февраля 2018 г. 17:20
ёлки и туманы!!!
-вот именно,про туманы много слышала и читала.Он и придает месту мифический образ!Думаю здесь в любое время года эффектно
как правило, осень более щедрая на разнообразие красок. поэтому и красота немного другая.
Лина, шикарная вышла прогулка по таким красивейшим просторам ! У меня подруга уже дважды там побывала, в туман и при солнышке, и сказала еще поедет - так ее эти пейзажи впечатлили Одно из интереснейших мест в Крыму, наверное!)
Лучше гор могут быть только горы,Юль и этим все сказано
denis111
Знакомые места! Долина привидений прекрасное место! Был там в мае 2011-го, вот только в крепости Фуна не побывал тогда. Помню доходили мы до водопада Джурла, там ночевали в палатке, а на следующий день поднимались еще на вершину горы Демержди Южная, она кстати на 5 метров выше Ай-Петри)
denis111 писал 12 февраля 2018 г. 20:17
в крепости Фуна не побывал тогда.
-а все потому,что там несколько маршрутов.
Помню доходили мы до водопада Джурла,
-а мы на водопаде Джур-Джур гуляли. Тоже район Алушты.
Очень красивые места, не зря Гайдай там фильмы снимал. У него хороший вкус)))
Спасибо Михаил!У Гайдая не только хороший вкус,но и нюх))Этого не отнять.Вот наверное в чем секрет его успеха!
Знакомые места. Тоже бывали здесь, когда жили в Алуште. Согласна, Крымские горы прекрасны . Забавную легенду про живую воду вам рассказали. Нас тоже в Ялте один местный житель-экскурсовод уверял, что есть такие источники в горах и под Ялтой. Один раз он повредил ногу в горах, и вода очень помогла. Обезболивала, в больнице потом удивились, как он столько терпел и смог добраться - был вывих сильный..
Классно, когда случаются такие лучшие дни. Побольше бы их .
Svet-lanka писала 12 февраля 2018 г. 23:54
Классно, когда случаются такие лучшие дни. Побольше бы их
-Да,Светланка!Вот много гор видела,в большинстве Кавказ наш родной, но такого не приходилось видеть.Есть объединяющее название-горы.Но какие они все разные!
lenasven
Только представьте, что всей это дивной красоте 800 млн.лет!

С ума сойти, Лина!
Классные места! Замечательная вылазка в горы!
Места знаковые,запоминающиеся!
Lilija_Krjazheva
Интересно теперь, когда КРЫМНАШ надо еще раз съездить туда и посмотреть другими глазами
Lilija_Krjazheva писала 14 февраля 2018 г. 13:32
еще раз съездить туда и
-Обязательно!А заодно получть порцию позитива))
Сергей рассказывая нам различные истории умолчал еще об одном удивительном легендарном месте.
пока, не дошла до этой фразы, то всё недоумевала, что это за гид, про Гайдая не слова, а это приятный сюрприз напоследок Линочка, гематома давно прошла, а приятные впечатления остались, молодец, что поделилась с нами!
Это незабываемо,очень зацепило
Ой, а я там не была как обидно... Очень красивые места, Лина!
Prohoziy
Классное место. Спасибо за рассказ!
Olejka
Удивительная долина! Легендарная! Очень живописная! ПОлная неожиданностей! Славный выдался денек,Магдалина!