Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был вчера 13:14

Непал Февраль 2017

В Непал в одиночку ч.1.

В Непал в одиночку ч.2. Патан.

В Непал в одиночку. ч.3. Покхара.

Петля Гандрюк.

С трека я вернулся в свою гостиницу, забрал оставленные вещи, попросил зарезервировать для меня билеты на автобус в Катманду на завтра. Первым делом помылся и позвонил домой, затем оправился на набережную озера — пропустил бутылочку пива, пообедал/ужинал. Пожалуй, впервые за всё время путешествия можно было расслабиться, порелаксировать — по хорошему счёту, программа была выполнена, начиналась дорога домой. Говорят, счастлив тот человек, который утром с удовольствием идёт на работу, а вечером, с удовольствием возвращается домой. У меня довольно интересная работа, но я, счастлив отправляться в путешествие и, счастлив возвращаться из него домой…

На следующий день, на такси я приехал на автовокзал, отправление было в 9–00, но без пятнадцати минут моего автобуса ещё не было, не было его и без пяти минут и ровно в девять. В это время, к отправлению был готов автобус другой фирмы, кондуктор окликнул меня, посмотрел мой билет и сказал, что я еду с ними. Правда места в салоне уже не было и меня посадили на деревянную лавочку рядом с водителем. Сидеть было не очень комфортно, так как спина упиралась в какую-то перекладину, а минут через сорок пришёл контролёр и попросил, что бы я подвинулся ближе к водителю. Так я и ехал 6 часов(!) правую руку, положив на водительское сиденье, так по-братски его приобняв. Ноги пришлось поджимать под себя, так как они мешали переключать передачи. Но все эти трудности с лихвой окупались отличным видом из огромного лобового окна. Придорожная жизнь в странах Азии (а, как позже, я выяснил и в Африке), пожалуй, самая активная, чего только я не насмотрелся за эти 6 часов переезда — самое настоящее кино и я был в первом ряду.

Не удивительно, что после такого переезда у меня ни на что не осталось сил. На этот день, я не ставил ни каких планов, добрался до Тамеля, заселился в туже гостиницу, на этот раз мне достался более просторный номер за те же деньги. Вечером немного прогулялся по окрестностям, поужинал.

Так, даже, незначительный переезд в 200 километров, занимает целый день. Почти все важные туристические города в Непале связаны авиалиниями, но перелёт в ту же Покхару из Катманду стоит 100 $, билет на автобус более, чем в 10 раз дешевле, выбирать вам…

А для меня наступил заключительный полноценный день в Непале, который я планировал посвятить прогулке по городу. Надо отметить, что разгуляться путешественнику здесь есть где — практически на любой улице можно найти массу самых разных моментов для наблюдения.

Почти на каждом углу есть небольшие храмы, ступы или статуи индуистских божеств. Часто можно наблюдать, как спешащие куда-то горожане на байках останавливаются на несколько секунд, что бы воздать своё внимание и уважение, помолиться и продолжить свой путь дальше.

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

А сколько здесь деталей: резные двери — самое настоящее произведение искусства, арки, дверные ручки и многое — многое другое.

Уверен, что и во вторую, и в третью и в пятую поездку в Непал можно гулять по Катманду и с удивлением делать для себя новые открытия, удивляться, восхищаться мастерству местных ремесленников. Но, поскольку, это было только моё первое путешествие, надо было увидеть самые значимые места Непальской столицы. И я не стал изобретать велосипед, а взял готовый маршрут из той же LP под названием «к югу от Тамеля».

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

Маршрут начинается всего в нескольких десятках метров от моего отеля. Ещё в мой самый первый вечер в Катманду после долгого и трудного перелёта с пересадкой в Стамбуле, я путался в этих узких улочках. Сейчас же чувствую себя здесь как рыба в воде. От небольшой и всегда оживлённой площади Тахити (названной в честь находящейся здесь одноимённой ступы) направляюсь в сторону площади Дюрбар.

Улица стоматологов ещё в первый вечер произвела впечатление:

По обеим сторонам улицы расположено два десятка зуболечебниц с экзотичными витринами. Такой здесь маркетинг — клиентов привлекают зубными протезами, вставными челюстями и «живописными» плакатами строения зубов. Кстати, зубные клиники, расположены здесь совершенно не случайно, неподалёку от них, на следующем перекрёстке (площадь Бангемунды) стоит маленькая статуя бога зубной боли — Вайшья Део. Так что, если молитвы не помогли, тут же можно помочь себе более земными методами.

А мы сворачиваем в небольшой проулок к, пожалуй, самой интересной ступе в окрестностях Тамеля — Катесимбху.

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

Пользуясь близким расположением к отелю, я оказался здесь уже в третий раз. Но, до этого, я был у ступы по вечерам и из-за отсутствия подсветки, снимать было практически невозможно. В утреннем же свете можно отлично рассмотреть все детали, да и жизнь в это время суток здесь «кипит».

Ступа является маленькой копией Сваямбунатха (об этом большом и значимом храмовом комплексе я рассказывал в первой части моего путешествия) и датируется серединой XVII века. Ступа окружена небольшими статуями, возраст некоторых гораздо старше самой ступы, например Авалокитешвары Падмапани более 1200 лет. На прилегающей территории расположена двухэтажная пагода Харити — богини оспы и монастырь.

Далее можно пойти прямо к площади Дюрбар, но мы сворачиваем налево, к самой оживлённой площади города Asan Tole.

Хитросплетения уличных проводов, как наглядный пример устройства жизни Катманду. Пожалуй, здесь так во всём: улицы, торговые лавки, храмы самых разных индуистских божеств, да ещё и с существенной примесью буддизма. Но местные во всём этом разбираются, а главное, изо дня в день всё это отлично работает.

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

Asan Tole образуется в результате схождения аж шести улиц. С раннего утра до позднего вечера здесь идёт бойкая торговля овощами и специями.

Мало того, что площадь сама по себе небольшая, скорее похожа на большой перекрёсток, так ещё здесь ведутся какие-то ремонтные работы. Помимо бойкой торговли, площадь примечательна храмом Аннапурны (на фото в левом нижнем углу).

Теперь важно выбрать правильную улицу и направиться к площади Дюрбар. По пути встречается множество лавок с медной посудой, керамикой, обувью и прочей бытовой ерундой.

Ещё один интересный храм — Белого Махендраната. К сожалению, как и множество красивых старинных храмов, обнесён плотной металлической решёткой. Говорят, мелкие элементы храмов воруют, честно говоря, не очень понимаю, кто это может делать — местные, так они вроде как набожные все, туристы? Что-то тоже не верится. Но, факт остаётся фактом и вид это немного портит.

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

Возраст храма более 500 лет. Внутри находится небольшая белолицая статуя бога, которую каждый год в мае—апреле, во время праздника, посвященного этому божеству, провозят по городу на торжественной колеснице. Но для меня не менее интересны другие маленькие ступы, алтари и статуи, окружающие храм. Особенно необычно смотрится бронзовая статуя европейской наружности. Предполагается, что она была кем-то привезена из Европы и за свою красоту принята в пантеон индуистских божеств.

Ещё несколько интересных моментов по пути к площади Дюрбар:

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

Недалеко от храма Белого Махендранатха, на перекрёстке Индра Чуок, в небольшом переулке легко отыскать рынок бисерных бус. Место не только фотогеничное благодаря ярким краскам, но и практичное в плане оригинальных сувениров для женщин. Тем более, что нацелен он не на туристов, а на местных жителей. Кстати, не смотря на женскую направленность товара, все продавцы — мужчины.

А мы, в результате, вышли на главную площадь Катманду — Дюрбар.

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

Безусловно, главная площадь столицы Непала является интереснейшим местом. Веками это был и остаётся культурный и религиозный центр. К сожалению, площадь серьезно пострадала от землетрясения весной 2015 года. Некоторые храмы были разрушены до основания, почти всем необходима реставрация разной степени сложности.

Но всё же, в целом, Дворцовая площадь выстояла, не смотря на почти восьми балльное землетрясение.

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

Некоторые небольшие храмы уже полностью восстановлены.

Поскольку к Дюрбар я подошёл с северной части, от сюда и начал её осмотр. Правильно эта часть площади называется Хануман-Дхока. Много местных спешат по своим делам, видно, что они проходят здесь каждый день, а может и не раз, не особо обращая внимания на святыни. На многоступенчатых основаниях храма сидит много молодёжи, периодически попадаются интересные колоритные персонажи.

Храмы перед входом во дворец — образцы классической непальской храмовой архитектуры. Ещё до поездки в Непал для меня именно так выглядела «визитная карточка» этой страны и она ни сколько не разочаровала. Очень необычное сочетание камня и дерева.

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

А вот, старый дворец существенно отличается своей архитектурой, что и не удивительно, так как нес не религиозное, а административное назначение. Здания дворца серьезно пострадали из-за землетрясения, что бы избежать дальнейшего разрушения стены укрепили подпорками.

Статуе царю обезьян — Хануману уже более трёхсот лет, за это время верующие индуисты покрыли его таким слоем киновари и горчичного масла, что разобрать черты стало очень сложно.

Как по мне — больше напоминает собаку. Но для непальцев, это настолько важный объект поклонения, что в честь него назван и вход во дворец и вообще вся эта часть дворцовой площади.

Ещё одна важная статуя находится сразу за входом во внутренний двор — Нарасингха (1673 г.) — одно из воплощений Вишну с львиной головой. Выглядит устрашающе-жутковато.

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

Так мы попали в один из дворов (до наших дней сохранилось около десятка) старого королевского дворца — Насал Чоук.

Здесь находится вход в музей Трибхувана, но из-за аварийного состояния здания после землетрясения, для посетителей он закрыт на неопределённое время.

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

Выше я уже говорил, что архитектура дворца, на мой взгляд, проигрывает храмовой в плане своей оригинальности. Но, представленная здесь резьба по дереву произвела самое яркое впечатление.

Далее я направился в другую часть дворцовой площади — Басантапур. Здесь моё внимание особо привлек храм Шивы и Парвати.

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

Храм был построен в XVIII веке, вход по традиции охраняют два каменных льва, а с верхнего окна своих посетителей приветствуют Шива со своей супругой Парвати.

И ещё одно место, в которое обязательно следует посетить на площади Дюрбар — дворец Кумари.

Фасад и маленький внутренний двор богато украшен искусной деревянной резьбой. Именно здесь в окне периодически появляется живая богиня Кумари. Двор в это время до отказа набивается желающими увидеть маленькую девочку, фотографировать которую категорически запрещено.

Между храмами Шивы и Кумари можно найти продавцов монет Непала и Бутана.

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

Вот, у этого мужичка, сидящего слева от сейфа, накупил более 50-ти монет Непала второй половины прошедшего века, в том числе серебряную юбилейку, всего-то за 70 $. Практически во всех лавках в Тамеле продают простенькие наборы непальских монет раз в 5 дороже.

Осмотр дворцовой площади на этом был закончен.

В Непал в одиночку ч.5. Заключение

По узким улочкам я побрёл в Тамель.

Треш на узких улочках старого Катманду:

12 02 173

На улицах Тамеля. Катманду. Непал.

На оставшиеся деньги закупил сувениров, Выбор огромный, но цена, как и всегда в туристических районах, завышена минимум раза в два. Заметили, что хороший продавец, видя, что вас заинтересовала какая-либо вещица, даёт вам её в руки, потом ведёт торг? Когда интересующий сувенир оказался в ваших руках, отказаться от него уже тяжело. Но, это работает и в обратную сторону — подготавливаете сто или двести рупий. Продавец называет цену, например — 300, а вы суёте ему сотку в руки. Я при этом, ещё добавлял, что у меня последний день в Непале, завтра улетаю домой и это последние деньги. Подержав в руках деньги, продавцу будет очень сложно с ними расстаться — работает 100%, проверял ни один раз!

Бойкая и весёлая торговля уморила меня окончательно, с трудом заставил себя упаковать багаж. На следующее утро у меня был утренний вылет из Катманду, а после короткой стыковки в Стамбуле я благополучно добрался до Москвы.

После моего путешествия в Непал, прошло немного больше года. И, пожалуй, сейчас в эту страну мне хочется вернуться больше всего.

Непал — интереснейшая страна — древняя богатая культура, стык индуизма и буддизма. Другой мир!

Вполне комфортная и удобная для самостоятельного путешествия. Местные привыкли к туристам, не обращаю на тебя ни какого внимания. Без проблем везде фотографировал всё что хотел в том числе и в храмах, некоторые даже с удовольствием позировали. Пару раз пытались навязаться, типа студент — потренировать английский и прочая тра-ля-ля. Просто говорил, что я и сам английский знаю плохо и вообще люблю гулять один, этого было достаточно, всё вполне цивилизованно, без претензий.

В плане безопасности, тоже проблем не возникало. Разве только, когда я набрёл на группу малолетних наркоманов по пути к Ступе Мира в Покхаре, так это я сам был виноват — не надо так фанатично доверяться гугл-навигатору. И то, подростки объяснили, что я пошёл по опастному пути и лучше вам, дядечка вернуться обратно, пока ничего плохого с вами не случилось…

Даже с нынешним курсом доллара, Непал страна для туриста не дорогая. Десятидневное путешествие обошлось мне в 50т.р., учитывая, что половина суммы ушла на перелёт и на сувенирке не экономил — одних только монет купил себе, как говорил выше, на 70 $. Кстати, и в плане оригинальной сувенирки, Непал порадовал. Это и предметы одежды, национальный нож — кукри, всевозможные буддистские и индуистские религиозные атрибуты, деревянные маски и многое — многое другое.

Вполне приемлемая, порой даже вкусная кухня, приятное местное пиво.

В Непале — потрясающая и разнообразная природа: от джунглей Тераев, до высочайших вершин мира. Здесь есть все удобства для пешего туризма — живописные маршруты любой сложности и протяжённости.

Лично я влюбился в Непал, обязательно вернусь туда снова, очень надеюсь, что ни раз! А закончить хочу, небольшим видеороликом, снятым у ступы Сваямбунатх в Катманду. Люди обходят ступу по часовой стрелке, звуковое сопровождение оригинальное, на мой взгляд — хорошо передаёт атмосферу этой страны и моего путешествия.

04 02 176

Ступа Сваямбунатх. Катманду. Непал.

Непалу говорю до-свидания, а всем, следившим за моим повествованием — спасибо за внимание!