Турист Игорь (Goga1968)
был 15 апреля 21:38

Гонконг Январь 2017

Транспорт

Знакомство с любой страной, как правило, начинается со встречи с работниками транспортной инфраструктуры. Ворота Гонконга «открыли» нам таксисты. На выходе из терминала аэропорта нас встретила средних размеров очередь, которую местные «разводящие» уверенно делили по направлениям будущей поездки. Изучив в интернете заранее, что цвет кузова такси означает их ограниченный маршрут по одному или нескольким островам, мы уверенно шагнули в сторону красных экземпляров Toyota Comfort, коих было большинство. Внешний не очень современный вид этих авто, внутреннее «убранство», а особенно, не глубокие багажники, поддерживающие чемоданы в своём чреве с помощью резинок от эспандера, таких же как у наших бабушек с тележками лет 20 назад, никак не корреспондировались с мыслью о суперсовременном мегаполисе.

Страна небоскрёбов и будд

Местные бомбилы мало отличаются от большинства наших — не русские, плохо говорящие в данном случае по-английски. Вместо традиционной для России иконы на приборной доске — фарфоровая кошечка!

Платные дороги от аэропорта и тоннели до центра города прибавили к стоимости нашей поездки почти треть. И вот за каких-то 350 местных тугриков (которые гордо зовутся Гонконгскими долларами) и через полчаса езды мы оказываемся в респектабельном районе Causeway Bay.

В принципе с транспортной инфраструктурой и навигацией здесь всё в полном порядке. Количество надписей, указателей и т. п. на один квадратный километр зашкаливает. К вашим услугам: метро (обозначенное почти русской буквой Ж — «это жжжж», как говорил Винни-Пух, «не спроста»!), трамвай, автобус, канатные дороги, паромы и др.

Как и везде, в гонконгском транспорте есть свои фишечки. В автобус вы обязаны входить в переднюю дверь и сразу же расплачиваться за проезд. В трамвае — всё наоборот. Очень удобной оказалась карта Octopus, которой можно расплачиваться в любом виде транспорта и кое-где ещё. Кладёшь денежки, прикладываешь карту, списываются денежки. Кончились денежки — пополнил карту.

Поездка на допотопном трамвайчике времен королевы Виктории перенесла нас, казалось, на полтора века назад. «Такое» не должно ездить, а только пылиться в музеях транспорта. Этот музейный экспонат воспринимается как яркий атавизм, зажатый со всех сторон шикарными небоскрёбами, неоновыми рекламными афишами и другими атрибутами ультрасовременного мегаполиса.

Очереди

Яркая весточка из почти забытого советского прошлого — здешние очереди. Они повсюду, где бы вы ни были (метро, канатная дорога, автобус, трамвай, супермаркет, музей или Диснейленд). Только в Гонконге они очень правильные. Это не значит, что нигде нельзя ничего сделать или купить без них. Это означает одно: даже если на автобусной остановке стоят три человека, они стоят ровно в затылок друг другу и заходят в наземный транспорт строго по одному. В метро гонконгские «художники» нанесли на платформе незатейливый рисунок в форме зон со стрелками для входящих (по бокам) и выходящих из вагона.

Люди живут этой культурой, кажется, вечно, и им недоступны наши традиционные давки в московской подземке или наземном транспорте в час пик.

Чтобы ликвидировать при необходимости этот рудимент современного мегаполиса, в подземке, аэропорту, канатной дороге молодые волонтеры перераспределяют потоки граждан, подсказывая по какому эскалатору подниматься или к какому вагону меньше очередь.

И нам ещё крупно повезло: мы попали явно не в туристический сезон. Остаётся только гадать, сколько можно простоять в очереди, например, на трамвайчик на Пик Виктория или в Диснейленде, если нам потребовалось на это порядка получаса. А длиннющую очередь (по скромной оценке- на пару часов) на канатную дорогу Ngong Ping 360, доставляющую вас к Большому Будде, нам удалось оставить позади, только купив прямо в очереди Fast track по явно завышенной цене.

Местная кухня

За несколько дней посещения мы смогли исследовать разнообразную кухню Гонконга. Первой на нашем пути была откровенная забегаловка в районе нашего отеля. Сынуля явно брезговал вкусить первые китайские блюда, выбранные нами фактически методом «тыка» по картинкам. Местная публика, жадно поглощавшая неизвестные нам блюда, явно не относила себя к сливкам общества. На большее наш русско-китайский диалог с официанткой не потянул: большие миски с широкой рисовой лапшой, приправленной щедро грибами, омлетом и травами остались лишь немного «понадъеденными».

В этот момент мы ещё не понимали, что найти ресторан на традиционном для нас первом этаже любого дома в этом городе трудно. Нужно смело находить торговый центр и подниматься на лифте. Огромное количество ресторанов и кафе обитают выше третьего этажа.

В один из вечеров нам очень захотелось поесть «сушек» из арсенала традиционного японского ресторана. Зал человек на сто с плотной посадкой и оригинальным меню: из толстых талмудов, лежащих на столах, ты вырываешь листки, отмечая нужное количество экземпляров того или иного блюда и машешь ими для привлечения крайне занятых официантов. Молодежная аудитория позволяла надеяться на скромный чек, так как цены в меню отсутствовали в принципе. Наш скромный заказ нескольких видов сушек и сашими резко контрастировал с изобилием заказов на соседних столах. Огромные ладьи со свежайшими морепродуктами поглощались нашими соседями молниеносно. К чести данного заведения — морепродукты наивкуснейшие. Такое вкусить дома точно не удастся. Придётся ждать очередной поездки в Азию. Шоком для нас стали размеры порций горячего. Говяжий язык на гриле представлял собой тончайший кусок этого продукта — на один укус даже ребёнка. А как впечатляюще он выглядел в меню! Наша надежда, что только это блюдо — лилипутского размера, была разрушена в клочья: каре ягнёнка было тоже для карапузов. В итоге только заказ ещё четырёх!!! порций языка спас нашего сына от голода. Я довольствовался четвертинкой жареной макрели, хотя первоначально раскатывал губу на целую порцию, запечатленную на фото в меню. Следующим «масштабным» разочарованием стал десерт, заказанный женой на всю семью. В итоге мы заказали таковых ещё 5, четыре из которых сынуля проглотил не жуя как крошечную таблетку. И даже заказанный нами чай Улун, оказавшийся на деле его холодным баночным собратом, не смог расстроить. И поели, и от души посмеялись над размерами порций.

На уличных раскладах мы продегустировали медальоны из свинины на гриле, похожие по размеру на советские круглые новогодние шоколадки; хрустящие вафли; сок из бамбука (не произвёл должного впечатления- пресная сладкая жидкость).

Апофигеем кулинарной части нашего путешествия стало посещение Королевства Джамбо (Jumbo Kingdom). Известный гонконгский ресторан на воде, который мы почтили своим присутствием «почти сразу же» после королевы Елизаветы II и Тома Крууза, запомнится нашей семье надолго. Незабываемой стала доставка на этот праздник чревоугодия. Попытки самостоятельно найти дорогу от ближайшей станции метро до причала, с которого челноки доставляют «будущих едоков» в ресторан, успехом не увенчались. Мы не свернули на нужную улочку. И только любезность местного юноши, поняв наши потребности, вызвавшего по сотовому телефону «судно», спасло нас от голода и разочарования. Судном, ту скорлупу, которая доставила нас на Jumbo, назвать было сложно. Управлялась она шустрой старушенцией с командой в лице спавшего старичка и шустрой болонки. Как мы были рады, ступив на твёрдую палубу ресторана! Если вы давно не смотрели фильмы с Джеком Чаном «Полицейская история», найдите часок и загляните в Jumbo Kingdom!

Устроившись в зале поудобнее и не долго думая, мы уверенно выбрали из меню главное наше блюдо — утку по-пекински. Ведь надо же хоть в Китае попробовать этот шедевр кулинарии! Искусным оказалось не только само блюдо, но и ритуал его подачи. Официант, как профессиональный хирург, ловкими движениями рук и острейшего ножа «раздел» утку, разложив тончайшие куски на хрустящие креветочные чипсы. «Обнаженку» моментально унесла официантка, не дав нам на неё полюбоваться, и мы с женой уже не надеялись её вкусить. К счастью, через пару минут утка была возвращена на наш стол, разделанной на сотню кусочков. Насмотревшись как мы неумело справляемся с этим кулинарным шедевром, официантка любезно показала настоящие правила «утиной» трапезы. Необходимо осторожно раскрыть тончайший рисовый блинчик, уложить на него: кусочек утки, порезанный лук, огурец; обильно полить соусом Хойсин; завернуть и отправить этот шедевр в рот. Блаженство!

Страна небоскрёбов и будд

Прощальный с Гонконгом ужин мы провели в одном из многочисленных японских ресторанов в торговом центре Times Square. Местный колорит был обеспечен крабовым супом, в большом чане, кипящем на плите в середине нашего стола. Быстро выловив из жбана грибы, куски краба в панцире и какие-то овощи, наподобие нашей картошки, наши желудки требовали большего. Вышколенный официант моментально уловил наше настроение и предложил «добить» мраморной говядиной, слегка пришпаренной в остатках нашего крабового супа. В итоге, ушли мы с трудом передвигая ноги от обжорства. А так хорошо начиналось…

Диснейленд

Один из дней был отведён на посещение Диснейленда, самого молодого и небольшого из всех в мире. Мультяшное настроение началось уже в метро, вагоны которого от станции Sunny Bay до Disneyland стилизованы под известных персонажей мультиков. Сразу скажу, что нам понравилось там всё, может быть от того, что это наш первый Диснейленд.

Страна небоскрёбов и будд

Взрослым запомнилась прогулка по реке сквозь натуральные декорации; под рычание бегемота, возникающего (как черт из табакерки) из воды и пытающегося своей хлеборезкой откусить часть прогулочной лодки; натуральное местечковое извержение вулкана и горящая вместе с лавой вода…

Сынуля до сих пор сих частенько вспоминает аттракцион Big Grizzly Mountain Runaway Mine Cars (разновидность американских горок). В отличии от традиционных горок вагончики с жаждущими адреналина туристами движутся не всегда вперёд: торможение на вершине горы, и вот вы уже мчитесь назад с бешеной скоростью. Несколько секунд без движения в темной пещере, и вам как будто дают хорошего пинка под зад.

Не относитесь скептически к предупреждению волонтера убрать видеокамеру. Ребята знают, что советовать. В лучшем случае вы не уроните её.

Мы с удовольствием перемежали такие аттракционы с удовольствиями для самых маленьких. Даже простецкая каруселька в форме собачки-таксы привела нас в восторг. На входе в этот аттракцион волонтёр выдаёт картонку в форме косточки для правильного учёта входящих. Сынуля моментально назвал её палочкой с двумя попами. Действительно, очень похоже!

Сумасшедшие гонки ждут вас в павильоне Star Wars. Путешествие в полной темноте на американских горках гарантирует выброс серьёзной порции адреналина.

Исключительно правдоподобен интерактив с Ironman, спасающим вместе с вами Гонконг от пришельцев в одноимённом павильоне. Ежедневная вечерняя программа открывается красочным парадом диснеевских персонажей на Main Street. 15 минут великолепного неонового шоу заставит вас снова поверить в сказку.

Кульминацией праздника (искренне сочувствую работникам Disneyland, для которых это суровые будни) стал незабываемый фейерверк на фоне диснеевского замка. После него наши салюты на городских праздниках больше похожи на сельскую дискотеку.

Туристическим тропами

Путеводитель от компании Etips (за рекламу не получил ни копейки) и пестрящий советами интернет рекомендовали посетить район Сохо и окрестности Hollywood road. Доверившись рекламе, мы совершили поездку на эскалаторе Central — Midlevels, построенном в 1993 году и бывшем на то время самой длинной бегущей дорожкой в мире. Местные жители связывают бурное развитие этого района именно с запуском этого «чуда». На своих двоих подниматься к Сохо и спускаться в район Central желающих было, видимо, совсем немного. Интересен факт: до 9 часов утра эскалатор работает на спуск (народ спешит на работу), после — только на подъем.

Страна небоскрёбов и будд

В нескольких сотнях метрах от него раскинулись развалы местных безделушек, «косящих» под антиквариат, на Upper lasker row. Улица «Котов» (на старом кантонском, ласкер — кот) названа в честь скупщиков краденого и местных ворюг (в старые времена — крысы). Времена не сильно изменились, и по сей день, мне кажется, не все торговцы честны перед законом. Вам попытаются впарить раритетный замок или нефритовые фигурки зверюшек. Качество этого добра здесь и на Нефритовом рынке, кажется, равноценно. Купленная нами нефритовая черепашка, упавшая на пол и разлетевшаяся на кусочки на следующий день после покупки, точно должна была продолжать украшать развалы этой барахолки долгие годы, дожидаясь других лохов.

Прогулка по набережной вдоль бухты Виктория ничем примечательным не запомнилась, кроме многочисленных пешеходных переходов на уровне второго-третьего этажа, отсутствием работающих в самое что ни на есть (извини за каламбур) обеденное время ресторанов на пирсах, и шикарным колесом обозрения.

Ocean park

Не хочу даже сравнивать его с Disneyland. Парки разные, нам понравились оба. В Ocean Park побольше аттракционов для ребят постарше. Но и мы нашли развлечения по душе. Пройдя какую-то сотню метров от станции метро и отстояв в небольшой очереди на канатную дорогу, мы в скором времени любовались местными пейзажами с высоты полуптичьего полёта. Утренние часы и явно нетуристический сезон позволили нам отхватить адреналина на спуске по горной реке аж дважды. Народу никого. Красота!

Страна небоскрёбов и будд

Легкое разочарование посетило нас в павильоне со спящими пандами (а так хотелось посмотреть на них вблизи!) и на шоу птиц.

К Большому Будде

Посчитав невозможным побывать в Гонконге и не посетить Большого Будду, в субботнее утро мы рванули на станцию метро Tung Chung. Незабываемо путешествовать на канатной дороге в кабине со стеклянным дном над морем и сушей. Прямо под вами проходит тропа для джоггинга тех, кто в поисках просветления совершает поход к Большому Будде на своих двоих (или просто решил сэкономить круглую сумму).

Страна небоскрёбов и будд

Преодолев пару километров, продираясь сквозь толпы туристов и местных ухоженных коров, выклянчивающих угощение, вы оказываетесь у подножия «лестницы, ведущей в облака». И через 282 ступеньки — вы у ног Большого Будды.

Страна небоскрёбов и будд

Это архитектурное творение впечатляет своими размерами — 34-метровое изваяние расположено на горе высотой 482 метра и весит более 250 тонн. У статуи есть одна особенность — Большой Будда развернут лицом к северу, в отличие от других существующих копий, всегда смотрящих на юг. Он как будто благословляет раскинувшиеся перед ним земли Гонконга и материкового Китая.

Шоппинг

Наше желание расширить свой гардероб в магазинах Гонконга осталось практически нереализованным. Все торговые центры, где мы были (Pacific Place в районе Admiralty, Harbour city на Коулуне, аутлет City Gate около аэропорта), заполнены абсолютно брендовыми бутиками, недоступными для простых смертных. И все магазины явно не пустуют!

Не таким уж простым занятием оказался выбор чая, без которого мы не считали возможным вернуться из Китая. Специализированных магазинов чая в отеле нам не предложили и порекомендовали супермаркет на Times Square. С видом знатоков, нанюхавшись из разных ёмкостей, предоставленных продавщицами, мы остановили свой беспроигрышный выбор на коробочках по средней цене (благо другими категориями оценки мы не владели).

Буквально на каждом шагу встречались аптеки, больше похожие на маленькие киоски. Их большую часть занимают полки с сушёными гадами: пузыри акул, моллюски, травы и ещё черт знает что.

Страна небоскрёбов и будд

Глаза разбегаются от огромного количества коробочек и баночек, от которых так и прёт чудодейственными чарами для избавления от преждевременного старения, болезней суставов, ожирения и прочих результатов гиподинамии. Мы ограничились покупкой традиционного тигрового бальзама. Прощай радикулиты и миозиты!

Окунитесь в мир настоящего Гонконга в районе Nathan Road. Своё название улица получила в честь губернатора Гонконга начала 20 века и является по сути «золотой милей» (по факту, даже двумя) Гонконга. Протянувшись на полуострове Коулун от района Монгкока до набережной Tsim Sha Tsui, она поражает бешеным изобилием магазинов, кафешек, местных рынков (нефритовый, рыбный, овощной), первыми колоритными и на сегодняшний день старомодными небоскрёбами Гонконга.

Не сделано:

Не посетили обзорные экскурсии на автобусе Hop on — hop off. Абсолютно об этом не жалеем: все основные туристические точки мы увидели и так

Не пересекли бухту Виктория на старинном пароме. Хватило панорамы бухты и с островной части, и с материка

Не посетили колоритный район Абердин и деревушку Тай О, где люди уже целый век живут в развалюхах прямо над водой, и где снимается огромное количество китайских боевиков с участием местной мафии

Не увидели розовых дельфинов в устье реки Тай О. А вот это действительно жаль: в мире большего такого места нет!

А значит есть повод вернуться в незабываемый Гонкон