Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 19:15
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Эчмидзин, Вагаршапат — Армения Январь 2018

Начало путешествия:
Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри — Ереван

Древняя сказка — Армения. Часть 2. Арарат — Хор Вирап

Древняя сказка — Армения. Часть 3. Нораванк — Арени

У каждого народа есть места силы, главные религиозные святыни, которые сплочают нацию. В Армении таких немало — это страна с древнейшей историей и столь же древними постройками, храмовыми комплексами и монастырями. Отдельной строкой в списке армянских святынь стоит Эчмиадзин (Вагаршапат) — монастырско-храмовый комплекс, который по праву носит имя Армянского Ватикана и является одним из древнейших комплексов в мире.

Каждый армянин стремится побывать здесь, даже если находится на другом конце света. Будучи наслышанными о нем, мы не смогли не внести его в наш маршрут. Действительно, это все равно, что, будучи в Риме, обойти вниманием Ватикан. Да и добраться из Еревана в Эчмиадзин проще простого: он находится всего в 20 километрах от города.

Утро понедельника, когда находишься пусть в кратковременном, но отпуске, бывает добрым, а когда при этом путешествуешь, нет более удачного утра! Но в Армении, как и во многих странах, по понедельникам закрыты многие музеи и комплексы, в Звартноц — еще одно чудо окрестностей Еревана — мы не попали, а вот Эчмиадзин был открыт.

Выйдя из хостела, мы решили попытать счастья в поиске недорогой машины, поскольку цены, предложенные хостелом, были непомерно высокими — 15000 драм. Нам очень повезло — первая же машина, стоящая на обочине, оказалась такси, и за 2500 драм мы доехали до цели, плюс приличное ожидание и путь обратно — в общей сложности ушло у нас 4,5 часа и 5000 драм, еще 2000 мы оставили за ожидание. С этим же водителем потом проехали в самые красивые уголки страны тоже за очень умеренные деньги. Взяли у него визитку. Очень интеллигентный и скромный человек, зовут Армен. Он ждал нас очень долго и в других местах, но цену не называл — на наше усмотрение, мы его и благодарили с удовольствием.

Погода снова радовала, и уже спустя минут 20, мы входили в святая святых всей Армении…

Древняя сказка — Армения. Часть 4. Путешествие в веках... Эчмиадзин

На входе гостей встречают огромные ворота, установленные здесь в 2001 году, в честь 1700-летия со дня принятия Арменией христианства. Они являются как будто границей между земным и божественным: и действительно, попадая на территорию комплекса, чувствуешь какие-то перемены в воздухе.

Вообще многие монастыри Армении могут похвастаться своей древностью и уникальными особенностями, но Эчмиадзинский монастырь считается древнейшим религиозным сооружением на территории страны.

К тому же, в монастыре хранится сразу несколько святынь. Во-первых, это частичка ковчега, который построил Ной, чтобы спасти некоторые образчики фауны от Всемирного потопа. Во-вторых, в обители Вагаршапат хранится копье, которым римский легионер пронзил грудь распятого Иисуса Христа. И наконец, третья реликвия — десницы святого Григория Просветителя. Эта монашеская обитель является престолом патриарха Армянской апостольской церкви. Поэтому в монастырь спешат не только туристы, но и верующие этой христианской конфессии. Здания святыни внесены в список ЮНЕСКО как объект всемирного достояния человечества.

Нередко и путеводители, и местные жители используют двойное название этого места — Вагаршапат и Эчмиадзин. Хотя они говорят об одном и том же комплексе. Почему же двойное название?

Кажется, что Эчмиадзин получил второе название по городу, в котором расположен, но это не так. Настоящее название монастыря — Эчмиадзин, что значит «Сошествие Единородного», т. е. Христа. По легенде, первый каталикос армян — Григорий Лусарович (Просветитель) — увидел сон, где Иисус ударил золотым молотом о землю, указывая, что именно здесь нужно заложить монастырь. Но веками ранее, в шестом столетии до нашей эры, языческий князь Вардгес построил здесь крупное поселение. Вскоре оно превратилось в город. При царствовании Вагаршака Первого (118–140 гг.) это была столица Армении. Город носил имя царя — Вагаршапат. В советское время название изменили, но в 1992 году вернули. За монастырем сохранилось имя близлежащего города. Поэтому и называют Эчмиадзинский монастырь «Вагаршапат». Хотя античный город располагался чуть дальше.

О постройке первого кафедрального собора в Эчмиадзине в IV в. н. э. существует красивая легенда. Считается, что заложил его царь Трдат, о котором я уже рассказывала в связи с Хор Вирапом.

От преследований христиан в еще языческом Риме в Армению, ставшую христианской, бежали 38 дев, желавших посвятить себя Богу. Одну из них, прекрасную Рипсимэ, Трдат захотел сделать своей женой, но та отказала, дав обет безбрачия. Царь в ярости приказал убить всех дев, после чего впал в безумие. В то же время произошла история с Григорием Просветителем, первым христианином, которого бросили в темницу Хор Вирапа, где он пробыл долгих 13 лет. Однажды сестра Трдата увидела сон, который стал все повторяться: царь выздоровит, если покается в грехах и примет новую веру. Трдат освободил Григория, принял христианство и выздоровел, после чего объявил о принятии всей страной христианства. Так, в 301 году (на 24 года раньше Рима) Армения стала первой страной в мире с государственной христианской религией.

Царь принял христианство, сделал Григория Просветителя первым католикосом и построил неподалеку от дворца Эчмиадзинский монастырь и собор. Однако это вовсе не то здание, которое мы видим сегодня. Первоначально храм был деревянным. Каменным он стал лишь пару веков спустя, в 618 году.

Древняя сказка — Армения. Часть 4. Путешествие в веках... Эчмиадзин

Сейчас собор находится в стадии активной реставрации, но уже совсем скоро он предстанет в прежнем облике:

Фото из Интернета

Эчмиадзинский монастырь — это престол Католикоса. Первосвященники жили здесь с момента основания до 484-го и после 1441 года. Присутствие католикоса всех армян придает этому месту особый ореол. Но Эчмиадзин является также хранилищем бесценных реликвий, о которых уже писала. Помимо этого, здесь можно увидеть мощи Иоанна Предтечи, Стефана Первомученика, апостолов Андрея Первозванного, Варфоломея, Фомы и Фаддея.

Здесь действительно витает какая-то иная энергетика, ощущается место силы. Описать сложно, нужно просто прочувствовать.

Хоть собор в большинстве своем закрыт строительными лесами, он поражает всякое воображение, начиная от осознания даты постройки, заканчивая внешним и внутренним убранством.

Древняя сказка — Армения. Часть 4. Путешествие в веках... Эчмиадзин

Фасад собора напоминает гигантский хачкар — резное каменное кружево Армении, к которому мы еще вернемся. Но вход внутрь останавливает и заставляет застыть на месте.

Тысячи резных орнаментов и национальных узоров покрывают стены и двери собора, сохранившись в первозданной красе! Не знаешь, как объять их взглядом, чтобы не пропустить все многообразие деталей…

Стоит ли говорить, что мы пробыли только у одного входа больше часа…

Внутри собор не менее роскошный! Успев уже немного поездить по стране и посмотреть на другие храмы, мы сразу заметили разницу: собор внутри очень богато украшен, в отличие от своих аскетичных предшественников, где в центре — алтарь с большой иконой и свечи, а стены лишены и икон, и орнаментов. Есть в этом своя прелесть, они живые, что ли… Более настоящие. Но Эчмиадзинский собор не такой, да это и закономерно: почти с момента основания будучи главной обителью первых армянских священников, он не мог быть аскетичным. Снова сравниваю в душе с собором Святого Петра в Риме: может ли он быть аскетичным? Ответ приходит сам собой, и уже нет удивления от богатого убранства. Главный — значит, самый нарядный и торжественный. И в этом тоже своя прелесть.

Древняя сказка — Армения. Часть 4. Путешествие в веках... Эчмиадзин

Рядом с собором расположены захоронения армянских каталикосов.

Очень необычно для нашей культуры видеть и саркофаги, как в Хор Вирапе, например, и такие плиты, но очень познавательно и интересно.

Кроме собора, комплекс включает церкви, часовни, жилые помещения, памятники и другие объекты.

Очень интересен баптистерий, расположенный прямо напротив собора. В нем проходили и до сих пор проходят обряды крещения. Папу подруги крестили именно здесь.

Древняя сказка — Армения. Часть 4. Путешествие в веках... Эчмиадзин

Рядом с баптистерием расположен памятник жертвам геноцида армянского народа 1915 года.

Привлекает внимание и необычной формы церковь Святых Архангелов. Это самое новое сооружение комплекса — 2011 года постройки.

Древняя сказка — Армения. Часть 4. Путешествие в веках... Эчмиадзин

Внутри также проходят службы, церковь открыта для посещения. Хотя по понедельникам и музей, находящийся на территории, и многие сооружения закрыты. Но мы были рады собору, откуда просто не хотелось больше уходить… Но время звало.

На улице сияет солнышко, по-весеннему тепло и приятно, людей не так много, самое время просто погулять по окрестностям.

Эчмиадзин является одним из самых крупных средоточений хачкаров — армянских резных каменных произведений искусства, о которых будет отдельный рассказ. Здесь их очень много — целые аллеи, и это не удивительно.

Хачкары («каменные кресты») создавались со времени принятия Арменией христианства и были не только могильными камнями. Их значение гораздо шире — обереги, памятные знаки, исторические зарисовки… Конечно, памятники на кладбищах — тоже неотъемлемая их функция, но все гораздо интереснее. Так, например, хачкары устанавливались в честь победы над врагами, получения земельного надела (и как способ межевания земли, в частности), на них высекались целые исторические и религиозные сюжеты. Большинство камней-крестов подчиняются общему принципу оформления: в центре — обязательно крест, как древо жизни и символ веры. внизу — символ жизни или бесконечности, по периметру — замысловатые узоры. То, что это сделано из камня, повергает в шок. Ну. не могут так люди! Оказывается, еще как могут! Все же человеческие возможности безграничны! К тому же. это древнейшее искусство живо и поныне: тонкости ремесла передаются из поколения в поколение, и сейчас известны многие мастера резьбы по камню, которые умело продолжают дело своих предков.

Хачкары являются символом Армении, ее отличительной чертой, потому что нигде в мире такого традиционного искусства не наблюдается. Это уникальная особенность страны, и любимая многими туристами интренет-головоломка «Узнай страну по фото» может быть отгадана с первой попытки при виде этих изображений:

Древняя сказка — Армения. Часть 4. Путешествие в веках... Эчмиадзин

Это только часть эчмиадзинских хачкаров, а сколько их по стране, — количество подсчету не поддается.

Кроме хачкаров и древнейших построек, Эчмиадзин богат и природной святыней — минеральным источником, вода из которого считается святой. Она бьет прямо из-под земли, на этом месте оборудован красивый фонтанчик и целый памятник. Когда мы подошли туда. рядом с ним стояла местная жительница, которая вежливо нам подсказала, как совершить обряд. Нужно загадать желание, или вознести молитву, обойти вокруг источника и положить монетку на парапет.

Древняя сказка — Армения. Часть 4. Путешествие в веках... Эчмиадзин

Мы все это сделали и напились вкуснейшей воды. Как уже писала, есть в некоторых странах такое, на первый взгляд, странное понятие! Вообще Армения стоит на минеральных источниках, в ней.как в Италии повсюду можно найти фонтанчик с водой и безбоязненно попить из него. Да что там фонтанчик! В этих странах даже, простите, в местах общего пользования течет минеральная вода! Из крана пить можно смело — вода вкуснейшая и еще и целебная!

Погода располагала на прогулку, хотелось погулять подольше по комплексу, но машина ждала, и нужно было ехать обратно в Ереван, где прогулка продолжилась — по традиции уже, мы каждый вечер гуляли по столице, из последних сил физических и с неиссякаемыми моральными!

Эчмиадзин стал еще одной вехой на пути изучения древней страны, центром ее древности и величия. Это открытие было приятно и полезно, оно открыло двери в машину времени, из которой мы, собственно, и не выходили в течение недели. Но после Эчмиадзина это ощутилось иначе, глубже и серьезнее.

Прикоснувшись к самой древней истории, мы мчались навстречу новым чудесам страны, которые сложно сосчитать и еще более сложно посетить даже за месяц, не говоря уж о нашей «5-дневке»… Впереди оставалось самое интригующее и невероятное, то, что перевернуло сознание раз и навсегда… И мы были к этому уже близки…

Продолжение следует…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия