Турист Наталья Старостина (valerovna)
Наталья Старостина
была 11 августа 2020 1:53

Лаппеенранта — Финляндия Январь 2018
Выборгские ворота.

Удивительная штука эти реки и дороги. Глядишь, как они стремятся мимо тебя, и на сердце становится так тревожно, так смутно. Неодолимо тянет в чужие края, тянет отправиться вслед — посмотреть, где же они кончаются...
Тувве Янссон. Муми-тролль и комета.

Что делает петербуржец, когда его начинает непреодолимо тянуть в далёкие края? Он делает финский шенген. После того, как получена виза, её нужно открыть – съездить в Финляндию. Чаще всего едут в Лапеенранту, так как она – ближайший город к русской границе. Многочисленные турагенства активно зарабатывают на этих поездках деньги, предоставляя пассажирам автобусы разных классов.

Помониторив цены, я нашла очень выгодное предложение от «Совавто» - 500 р. в одну сторону – поездка одного дня, специально для тех, кто хочет откатать визу. Выезд из Санкт-Петербурга в 09:00, проход границы по выделенному коридору (без очереди), прибытие в Лаппеенранту в 13:00, обратно выезд в 17:30, итого получается 4 часа свободного времени, ну а в Петербург ты приезжаешь в 23:00.

Информации по местным достопримечательностям в интернете достаточно, я быстро набросала маршрут передвижения в maps.me и очень надеялась, что за 4 часа мы успеем всё осмотреть, даже может и по магазинам пройдёмся!

Сам город произвёл на меня хорошее впечатление – тихий, малолюдный (было воскресенье), с малоэтажной застройкой. Встреченное нами местное население почти всё занималось спортом – ходьба, бег, лыжи, коньки.

Остановка нашего автобуса была в центре города, не далеко от старой ратуши, откуда мы и начали свой маршрут.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Здание старой ратуши было построено в 1829 году по проекту архитектора Палмрота, а окончательный вид приобрело в 1840-х годах. С 1983 года городская администрация Лаппеенранты трудится в новом здании мэрии, а помещения старой ратуши сдаются в аренду для проведения конференций и других мероприятий. Отреставрирована в 1990-х годах.

Это одно из самых старых деревянных зданий города, разные элементы которого возводились с 1826 по 1905 годы. Долгое время оно принадлежало семье купца Волкова, чьи потомки в 1983 году передали дом городу в дар. Сейчас здесь — экспозиция быта русской православной семьи.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Так как по времени мы были ограничены, ни в какие музеи мы не заходили, хотя в зимнее время вход в них стоит дешевле. В крепости Лаппеенранты есть единый билет, по которому можно пройти все музеи, там находящиеся. Наверное, когда-нибудь надо будет приехать сюда ещё раз, уже с ночевкой, чтобы доскональнее окунуться в местную историю. А она ведь очень интересна.

Википедия пишет, что постоянные поселения на месте Лаппеенранты существовали уже в начале железного века! Сам же город был основан в 1649 году шведской королевой Кристиной. Шведское название города – Вильманстранд (дикий берег). На данный момент шведское название не используется, но финны чтут своё шведское прошлое и шведский язык - второй государственный язык в Финляндии, хоть он и мало используется жителями.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Мы идём в сторону порта и Линнойтус – крепости Лаппеенранты. Это крепость бастионного типа, стены её не высоки. Сейчас всё вокруг засыпано снегом, но рассмотреть кое-что можно.

Памятник конному драгуну Rakuuna Patsas работы скульптора Пентти Паринанкхо.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Эстрада в парке Vanha puisto.

Памятник битве, состоявшейся в 1741 году, во время Русско-Шведской войны, названный «памятник бревну».

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

В этой битве было столько погибших, что кровь текла бурным потоком, который был настолько силён, что сдвинул одно из брёвен в воротах. Этому бревну и поставили памятник. В интернете пишут, что памятник был установлен только после того, как по Фридрихсгамскому миру (5.09.1809) Швеция уступила Финляндию России. Цель этой акции вероятно состояла в воспитании у финнов нелюбви к русским, которые якобы "проливали реки крови". Однозначно надо будет приехать в Лаппеенранту ещё разок, денька на два, чтобы походить по музеям и послушать местных экскурсоводов.

А погода меж тем стоит прекрасная, легкий снежок, морозный, звенящий воздух, - 10. Говорю сыну: Мы приехали, сейчас должно выглянуть солнце.

И что вы думаете?

Вышло ведь!

За туманной дымкой неплотных облаков, в розовато-жёлтом мареве.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Как-то с возрастом я перестаю любить зиму. Но снег – это всегда волшебство.

Через Выборгские ворота проходим в крепость и идём по улице королевы Кристины .

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Вот старая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, её построили русские солдаты в далеком 1744 году, когда русский гарнизон разместился в Лаппеенранте.

Это первый православный храм на территории Финляндии. Сейчас мы можем увидеть каменную церковь, которую возвели на месте деревянной в 1782-1785 годах. Как раз в это время в городе присматривал за укреплением крепости А.В. Суворов, говорят он лично принимал участие в строительстве церкви.

Это дом священника.

Здание православного прихода.

Мимо культурного центра проходим к музею Карелии.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Эти два строения отличаются от других кирпичных и деревянных зданий тем, что в качестве строительных материалов использовался известняк. На фото хорошо видна кладка.

На площади перед музеем стоят две французские пушки образца 1877 года. Орудия были весьма распространены во время первой мировой войны. Сто подобных пушек Финляндия получила в подарок от Франции во время войны в 1939 году. Пушки применялись для стрельбы прямой наводкой. Дальность полета восьмикилограммового снаряда составляла до 9,7 км.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Дальше в порт мы спускаться не стали, свернули направо и пошли по сугробам к озеру Сайма. С его крутого берега открывается такой вид на порт и озеро:

Редкие туристы протоптали узенькую тропку по краю крепостного вала, если идти по ней, выйдешь на хорошую обзорную площадку.

Красотаа.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

На этом стенде можно детальнее рассмотреть как устроена крепость.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Ну а мы уже прилично подмёрзли, потому заходим погреться в старое кафе «Майорша».

Нашла в интернете историю создания этого заведения, напечатанную в местной газете (брали интервью у основательницы кафе).

за 2 чая и 2 куска вкусного шоколадного торта заплатила 17 евро

«В начале 60-х, когда пиво средней крепости появилось в свободной продаже, в Финляндии исчезли кафе. Ничего не было, кроме пивных баров, и в них был такой густой табачный дым, что было немыслимо прийти туда с ребенком. Мужики сидели с самокрутками в зубах и со шляпами на головах. Отсюда и возникла мечта создать кафе в старом стиле, с кружевными занавесками и собственной выпечкой. Об этом я много раз говорила своему мужу»,- вспоминает Кати Каапро.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

В Лаппеенранте в то время ещё располагались две войсковые части: артиллерия и драгуны. В 1979 году артиллерию перевели в район Веркаранярви. В освободившемся месте в Хухтиниеми планировали сделать большой туристический центр: гостиницу, бассейн, лыжный трамплин и прекрасную лыжню.

Мечта Кати Каапро начала сбываться – она планировала в здании военного округа сделать кафе, название которого было бы «Капитанша», поскольку Кати была тогда женой капитана артиллерии. Эта мечта не осуществилась, поскольку планы по созданию туристического центра изменились.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

В 1985 г Кати узнала, что освободились комнаты в деревянном здании на территории Лаппеенрантской крепости. Она начала долгий и упорный процесс, чтобы получить в аренду эти комнаты и сделать в них кафе. Она подавала бесчисленные заявления городской администрации, но безответно.

«Однако, поскольку я была очень упорная и просила, чтобы мне дали хотя бы попробовать летом, я их в конце концов «достала» и получила кратковременный договор аренды», - рассказывала Кати К.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Таким образом, в мае 1986 года открылось небольшое кафе «Майорша» на 15 мест в передней части помещения нынешнего кафе. «Майорша» - потому что мужа Кати к этому времени произвели в майоры.

«Для летнего кафе сделали совсем легкий косметический ремонт, построили два туалета в прихожей и немного покрасили стены», - вспоминала госпожа майорша первые шаги в осуществлении её мечты и продолжала: «В первый день пришло четыре клиента. На следующий день уже шесть. И я подумала, что получится отличный бизнес, если количество клиентов будет расти так быстро. Первую выпечку к кофе я готовила дома. Это были венские булочки и творожный торт. Поскольку из одного торта получалось 12 кусков, их вполне хватило для наших первых клиентов».

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Сейчас в этом доме помимо кафе есть хэнд-мэйд лавочки, торгующие сувенирной продукцией.

Сытые и согревшиеся мы пошли дальше знакомиться с Лаппеенрантой.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Она жила своей неспешной жизнью.

Детвора каталась на ватрушках, молодёжь селфилась на фоне города, а солнце всё также милостиво смотрело на нас своим желто-розовым глазом.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

А мы тем временем решили дойти до церкви, которая виднелась сквозь лапы елей.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Городская лютеранская церковь весьма симпатична на вид. Это пятиглавое здание из красного кирпича в неовизантийском стиле. В 1967 году в церкви был установлен 30-регистровый орган. Интересно бы его послушать.

Здание было заложено в 1913 году как церковь расположенного здесь 20-го драгунского финляндского полка, а также как памятник 300-летию дома Романовых. Автором проекта стал петербургский архитектор Г. А. Косяков. В связи с началом Первой мировой войны строительство не было завершено. После обретения Финляндией независимости здание было реконструировано для нужд лютеранской церкви и освящено в 1925 году.

Внутрь тоже не пошли, беру себе на заметочку.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Этот памятник человеку без лица я не смогла определить.

Архитектура домов в Лапеенранте. Посмотрите, какой прелестный дом с пчелой.

На его подоконниках живут снегири.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

А где-то чуть подальше вот такие милые войлочные мышата.

Здесь мы поняли, что у нас ещё 1,5 часа до отъезда и мы запросто можем потратить их на магазины, погуглили и пошли в Lidl и Prizma. В Лидле нам повезло, нам достались 2 последних свеженьких немецких брецеля (ах , какие они были вкусные и ароматные!).

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Съели мы их тут же в магазине,на лавочке, благо в ТЦ их много. И жизнь как-то сразу заиграла новыми красками.

После чего прикупили немного продуктов и отправились к месту отправления автобуса.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Между тем вечерело. Но было уютно и комфортно.

Неспеша дошли до лютеранской церкви Лапее 1792 г. постройки,

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

полюбовались на её колокольню.

И тут я поняла, что улицу, где мы выходили из автобуса на карте я запомнила, а визуально дом, около которого надо ждать автобус, не помню. Но, как оказалось, его запомнил сын, так что заблудится нам не удалось.

Потом полюбовались на ещё одну достопримечательность Лаппеенранты – на скульптуру сайменской нерпы.

Короткий зимний день. Лаппеенранта.

Сайменская кольчатая нерпа не обитает нигде, кроме озера Сайма в Финляндии. Она находится под угрозой вымирания. Занесена в Красную книгу, осталось всего 360 особей. Надеюсь, что её популяция начнёт расти!

А тем временем на город опустилась длинная зимняя ночь и он засиял .

Присмотритесь к ратуше - в верхней её части человеческое лицо. И оно улыбается)

Фото не передаёт всей атмосферности, посмотрите видео.

Ночная красота зимней Лаппеенранты

Ниже на карте наш примерный маршрут. Ну а мы с Лаппеенрантой говорим вам «До новых встреч»!