Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 9:38
Без секрета всему свету

Южно-Сахалинск, Курильск — Россия Август 2012

Пришло время завершать наше путешествие по Итурупу. Сегодня мы должны перебраться поближе к аэропорту Буревестник, расположенному на побережье Тихого океана: завтра нам предстоит перелет в Южно-Сахалинск, а потом и по домам. В лагере как-то непривычно тихо — все собираются, мысленно представляя себя уже дома. Юра молча наблюдает за нами, сидя в сторонке, помогая при необходимости утрамбовывать имущество в рюкзаки, баулы, чемоданы… Я удивляюсь его словам о том, чтобы мы далеко не убирали теплую и непромокаемую одежду — сейчас стоит такая теплая и солнечная погода, которой Итуруп нас баловал совсем не часто. «Наверное, реабилитируется, чтобы у нас осталось приятное послевкусие от всего того, что он нам преподнес и продемонстрировал», — подумала я.

Там, где начинается русская земля… Завершение путешествия на Итуруп

В кабине машины я уютно расположилась, расслабилась, полагая, что все — приключения закончились, и впереди только дорога домой. Наивная! Буквально через полчаса пути в небесной канцелярии, по все видимости, произошла смена дежурства — погода кардинально изменилась: поднялся штормовой ветер, опустился густой туман, началась морось, и резко похолодало. Когда в стороне от дороги в зарослях травы появлялись «танчики», и мы останавливались, чтобы взглянуть на них, я даже не дергалась: ни за что не вылезу из теплого уюта машины в эту промозглую сырость. Я думала, что танки уже давным-давно в землю вросли и сейчас представляют собой ржавое железо. Так просто для подтверждения самого факта существования «танчика» нажала на кнопку спуска затвора камеры (снимок сквозь окно машины):

Зато наши мужчины оттянулись по полной программе: они облазали все танки, которые нам попались по пути, возвращаясь каждый раз мокрыми по уши. Оказалось, что танки практически, «на ходу». Юра говорит — у них сняты двигатели и нет снарядов, а стволы направлены в сторону океана.

Фото Сергея Петрова

Справочно:

В 2016 г. на островах Итуруп и Кунашир Минобороны разместило береговые ракетные комплексы «Бастион» и «Бал». За год до этого там установили ЗРК «Тор-М2У» для несения боевого дежурства. В ноябре 2017 г. российские власти решили создать на Курильских островах военно-морскую базу.

Дорога почти не видна из-за тумана. Да я не особо и интересовалась ею — у меня внутри будто бы что-то свернулось, закончилось, я перестала реагировать на происходящее вокруг, наверное, просто домой захотелось — под горячий душ, а потом надеть ночнушку и бухнуться на кровать, под одеялко. Но до дома еще так далеко!

На ночевку мы планировали остановиться (опять же в палатках!) у Чертовой скалы в заливе Касатка в 5–6 км от пос. Буревестник. Но штормовой океан, сильный ветер и дождь напугали даже самых бывалых и закаленных туристов. Мы поехали в поселок, чтобы попытаться пристроиться под надежную крышу. Нам не просто повезло, нам КРУПНО повезло — нас приютила администрация поселка в своем сельсовете, выделила комнату, в которой мы тут же начали бурханить на завтрашнюю погоду, и в наше пользование отдала все коридоры. И пусть спать пришлось на полу, но, Боже мой, какое это счастье — быть под крышей!

Фото Александра Шуникова

Там, где начинается русская земля… Завершение путешествия на Итуруп

Я вечером спросила Юру, как ему удалось уговорить нас пустить на ночевку в административное здание? А он отвечает, что здесь такая трудная жизнь, что люди готовы помочь всем, кто нуждается в помощи.

Что-то нас ждет завтра? Вчерашние и сегодняшние рейсы в Южно-Сахалинск были отменены из-за тумана. А у нас на послезавтра билеты в Москву, поэтому завтра надо непременно улететь с Итурупа…

Залив Касатка известен тем, что здесь в 1960 году во время тайфуна оторвало от пирса и унесло в открытый океан военную баржу-танковоз с четырьмя моряками на борту, которых в дальнейшем назвали четверкой отважных — Асхатом Зиганшиным, Анатолием Крючковским, Филиппом Поплавским и Иваном Федотовым. 49 дней они дрейфовали в открытом море безо всякой еды и боролись за свою жизнь, заглушая голод зубной пастой, мылом, кожаными ремнями и кирзовыми сапогами. Их обнаружил за тысячу миль от Итурупа американский авианосец «Кирсардж», спас и доставил в Сан-Франциско.

Перелет в Южно-Сахалинск

Утро не принесло облегчения — опять туман, обильная, как и всегда, роса с искрящимися бусинками капель:

Там, где начинается русская земля… Завершение путешествия на Итуруп

Но когда взошло солнце, туман рассеялся, и погода стала подавать реальные надежды на то, что нам сегодня есть шанс выбраться с Итурупа. В ожидании информации — вылетел ли борт из Южно-Сахалинска — мы попытались погулять в окрестностях поселка. Вот на горизонте виден вулкан Буревестник, на котором до сих пор сохранились снежники. Закругленная вершина вулкана возвышается над всем горным хребтом Богатырь.

А реки… какие здесь чУдные названия к — Высокотравная, Хвойная, Быстрая, Тихая, Плавная, Попрыгунья… Само собой, не искупаться в Хвойной реке никак нельзя!

Там, где начинается русская земля… Завершение путешествия на Итуруп

Но сильно разгуливать нам не пришлось — на берегу ближайшего же ручья чуть ли нос к носу столкнулись с мишкой. Разошлись с ним, правда, по добру, но осадочек остался. Так и ошивались рядом со зданием аэропорта…

Ждем…

Все никак…

Там, где начинается русская земля… Завершение путешествия на Итуруп

И все же пришло известие, что в Южно-Сахалинске началась регистрация на рейс на Итуруп, а это означает, что должен быть и обратный рейс в Южно-Сахалинск. Но сможем ли мы улететь на этом борту? Ведь первоочередными будут пассажиры, которые не улетели ранее отмененными рейсами. Билеты на самолет продают только по его прибытии в аэропорт Итурупа. Мы тут же перебрались в здание аэропорта, чтобы у окошка кассы быть первыми.

Слава Богу, все завершилось благополучно — мы улетели на замечательном бразильском BOMBARDIER DHC 8–300 вместимостью 50 человек.

Было интересно наблюдать в иллюминатор, как в стороне остается остров Итуруп, который иногда благоволил-таки нам с погодой. Попрощалась с нами красавица Атсонупури, скала Лев из залива Львиная пасть, куда мы, к сожалению, не добрались.

Там, где начинается русская земля… Завершение путешествия на Итуруп

Несколько слов заслуживает аэропорт Буревестник: как и положено по инструкции, нас всех «пропустили» через рамку металлоискателя, которая, увы, не работала. Все колюще-режущие предметы мы сложили в чей-то гермомешок, сдали служащему аэропорта, который самолично отнес его на борт самолета, а в Южно-Сахалинске нам выдали его обратно. Свой багаж до самолета мы несли сами.

Полтора часа лета — и мы в Южно — Сахалинске. Вот и все: с последним днем лета закончилось и наше путешествие. Мы увидели потрясающую красоту острова, со своими таинствами и загадками, со своей жизненной правдой, порой жесткой и жестокой. Но, как мне кажется, мы только заглянули в этот мир в чуть приоткрытую щелочку.

P/S.

1. Через несколько дней последним из нашей команды в Москву вернулся Иван. Судя по табло в Южно-Сахалинском аэропорту, после нашего отлета из Буревестника три дня не было ни одного рейса.
  2. Нынче на Итурупе функционирует новый аэропорт, которому не страшны никакие курильские туманы. 22.09.2014 аэропорт принял свой первый регулярный рейс из Южно-Сахалинска.

Полезные советы

1. На Курильских островах проживает очень неприятное насекомое мошка- белоножка (далее — МБ) — хотя МБ не является переносчиком инфекции, ее укусы вызывают сильную аллергическую реакцию — от покраснения кожи до небольших ран. Место укуса краснеет, опухает, чешется. МБ не выносит запах дыма.
  2. Защититься от ее укусов можно:
  • средствами от кровососущих насекомых (спреи, кремы),
  • народными средствами — горсть гвоздики следует заварить в стакане кипятка и добавить щепотку ванилина. Этим настоем следует обрабатывать открытые части тела каждый час.
  1. На Курильских островах произрастает очень любопытное растение Ипритка (сумах) — лиана, название по ассоциации с отравляющим газом ипритом. Все ее наземные части (листья, ветки, соцветья) ядовиты, кроме того, она имеет ядовитый сок. При контакте с кожей сумах вызывает зуд, часто оставляет ожоги, перерастающие в небольшие язвы, поэтому для путешественников и туристов является одним из тех коварных и неизвестных для них растений, встреча с которыми крайне не желательна. Последствия от соприкосновения с иприткой проявляются не сразу, поэтому человек, не знакомый с местной флорой, не может понять причину ожога или аллергии. Можно не задевать ипритку, но обжечься пыльцой с соседних растений. Берегитесь ее: не собирайте для домашнего гербария, не заваривайте в чай, вообще НЕ ТРОГАЙТЕ!
  2. Медведи — их на острове МНОГО. Летом они, как правило, сыты, но существует опасность встретить медведицу с медвежатами. Что тогда делать? Один мой байкальский знакомый сказал: «Молиться!». Но если серьезно — не следует пренебрегать элементарными правилами осторожности и безопасности: не ходить туда, где явно могут присутствовать медведи, тем более в одиночку да в темноте. Если уж есть подозрение, что мишки могут быть где-то недалеко — надо создавать «шумовую завесу» — громко разговаривать, шуметь, стучать в барабаны, по пустым кастрюлям, надетым на голову:)). Мишка испугается и сам свалит куда подальше.
  3. Солнезащитный крем — обязательно используйте независимо от наличия/отсутствия солнца на небе.
  4. Тонкие тканевые перчатки — могут пригодиться при восхождении на горы/вулканы, в повседневной походной жизни.
  5. Непромокаемая одежда — обязательно иметь штаны+куртка. Желательны резиновые сапоги.
  6. Не рекомендуется пить воду из рек в период нереста, т. к. рыба помирает, ее трупики разлагаются и вода становится непригодной для питья (как говорят, когда наступает период массового нереста — вам даже в голову не придет пить эту воду — такая вонь будет от нее стоять). Как техническую эту воду можно использовать, но не как питьевую. Кроме того, очень аккуратно надо относиться к ручейкам и речкам, находящихся у вулканов — там вода может содержать различные элементы таблицы Менделеева, не всегда полезные для здоровья.

Немного справочной информации:

Курильск — город, районный центр на о. Итуруп. В Курильске имеются морской порт, рыбозавод по воспроизводству горбуши, сейсмическая станция, метеостанция, станция предупреждения о появлении цунами, краеведческий музей.

Герб Курильского района:

— две волны означают воды Тихого океана и Охотского моря, омывающие Курильские острова,

— в синей бездне сокрыта твердость, упорство и истинная сила, символизирующая неумолимое течение времени,

— рыбы — основной промысел местного населения.

Там, где начинается русская земля… Завершение путешествия на Итуруп

Курильские острова относятся к зоне чрезвычайно высокой сейсмичности. По данным Юнеско они входят в число пяти регионов мира, где наблюдается наибольшее количество видов природных катастроф. Извержения вулканов на Курилах происходят с частотой в среднем один раз в пять лет.

Наиболее разрушительное цунами на Курилах за последние 100 лет было в 1952 году в г. Северо-Курильске, когда подводное землетрясение 05 ноября вызвало цунами катастрофической силы — высота волны на отдельных участках побережья достигала 20 метров. Это цунами практически уничтожило город Северо-Курильск и многие прибрежные поселки на Северных Курилах.

Дом после цунами:

Там, где начинается русская земля… Завершение путешествия на Итуруп

Цунами приходят сравнительно редко, но их губительные последствия заставляют принимать необходимые меры предосторожности при проектировании и строительстве вблизи берега различных сооружений.

Цунами — японский термин, означающий «большая волна в гавани».

Эпилог

Подготавливая эту серию рассказов об Итурупе, я оглянулась на несколько лет назад, и в очередной раз горжусь, что не испугалась тогда походных трудностей, к которым, как мне казалось, почти не была готова. Поэтому побывала на удивительном острове — почти сказочном и, в то же время, суровом и, порой, недоступном. Он словно маленькая планета, на которой есть все — огромные дышащие вулканы и небольшие сопки, черно-белые титано-магнетитовые пляжи и непролазные болота, бушующий Тихий океан и более спокойное Охотское море, кипящие озера и прозрачные водопады, минеральные воды и лечебные грязи, нерестовые реки и охотничьи угодья…

Но как и обычно, теперь понимаю — я не насмотрелась, не надышалась, не налюбовалась.

Источники дополнительной информации:

— Мультимедийный атлас Курильских островов, 2009 г.

http://www.aviajekspress.ru/aeroport-iturup-ofitsialnyj-sajt/ ,

Другие рассказы про путешествие на Итурупе:

Там, где начинается русская земля… Часть 1. Путь на Курилы

Там, где начинается русская земля… Часть 2. Итуруп гостеприимно встречает извержением вулкана Иван Грозный

Там, где начинается русская земля… Часть 3. Как не свариться в Кипящей реке и не свалиться в кратер вулкана

Там, где начинается русская земля… Часть 4. Одесский залив

Там, где начинается русская земля… Часть 5. Белые скалы. Алепизавр

Там, где начинается русская земля… Часть 6. Японский аэродром. Переезд в бухту Торная. Возвращение в Курильск