Турист Виктория Саркисова (Vikus)
Виктория Саркисова
была 30 марта 14:54

Люксембург — Люксембург Май 2004

В октябре 2003 года мне довелось стать победителем конкурса грантов молодым преподавателям ВУЗов Нефтяной Компании ЮКОС. 22 октября 2003 года Михаил Ходорковский посетил Самару и в том числе Самарский государственный технический университет, где выступил с докладом «Нефть, общество и перспективы развития региональной экономики», вручил 126 именных стипендий студентам и 8 грантов преподавателям нефтяного и химико-технологического факультета, а также ответил на вопросы присутствовавших. Это был мой первый грант, помню свою гордость и помню пожатие руки харизматичного бизнесмена, которого мы слушали, раскрыв рот. Ну, а что было потом, вы сами знаете. 25 октября 2003 года М. Ходорковский был арестован в новосибирском аэропорту «Толмачёво» по обвинению в хищениях и неуплате налогов.

Про ЮКОС старались лишний раз не вспоминать — мысли были печальные. Однако не прошло и полугода, как компания напомнила о себе сама.

Март 2004 года прошёл в обычной рабочей суете. Апрель не обещал никаких сюрпризов. Но на то они и сюрпризы, чтобы случаться тогда, когда их совсем не ожидаешь. Первого апреля на кафедру принесли информационное сообщение о возможности пройти стажировку в Люксембурге под эгидой НК ЮКОС на старейшем в Европе химическом предприятии — заводе Дюпон де Немур, занимающемся выпуском нетканых материалов. К участию приглашался один из молодых преподавателей нашего ВУЗа. Стажировка начиналась, внимание! 15 мая. Т. е. необходимым условием было наличие у претендента в настоящий момент загранпаспорта. На всей кафедре загранпаспорт из молодёжи был только у меня. Так что при всём богатстве выбора (молодых и перспективных преподавателей на кафедре было достаточно много), другой альтернативы не оказалось.

Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге

Если честно, я в этот день до последнего момента считала, что это первоапрельский розыгрыш. Но нет, на следующий день мой паспорт срочно забрали для оформления шенгенской визы. А 14 мая я уже находилась в Москве вместе с группой молодых сотрудников нефтеперерабатывающих заводов из Новокуйбышевска и Сызрани и молодой преподавательницей из Иркутска. ЮКОС оплачивал бизнес-программу стажировки, авиабилеты, проживание и питание, организацию трансфера и экскурсионную программу. Кроме того, сотрудникам нефтяной компании полагались 50 евро в сутки командировочных. Мне же и Наташе, преподавательнице из Иркутска, командировочные платили наши ВУЗы — 100 рублей в сутки, как в России. Но мы были рады и такому раскладу.

Летели из Москвы авиакомпанией KLM с пересадкой в Амстердаме. До Амстердама — на аэробусе. Запомнились стюардессы — все как на подбор высокие блондинки, будто с обложки модного журнала. Восторг вызвал у меня один из крупнейших и современнейших на тот момент аэропортов Европы — Схипхол. В Схипхоле мы пересели на маленький самолётик и, спустя недолгое время, вышли в камерном аэропорту Люксембурга.

Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге

Первое, что поразило — чистейший воздух и огромное количество зелени вокруг. В Москве в день нашего отъезда шёл снег, а здесь, в Люксембурге, в середине мая всё уже цвело и зеленело.

Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге

Хотя нет, ещё не всё. Одна из разновидностей деревьев еще не покрылась листьями.

Деревья на площади Конституции.

По дороге в отель, мы, не отрываясь, смотрели в окна — со всех сторон был лес, и при этом дорога была идеального качества (в Самаре таких дорог нет и по сей день, что уж говорить о 2004 г. — контраст был разительным).

Мост Адольфа - одна из главных туристических достопримечательностей Люксембурга. Мосту более 100 лет.

Что еще вызвало неподдельное удивление — это абсолютное отсутствие пыли. Рубашки и белые носки не пачкались к вечеру первого дня — в наших пыльных краях такое даже представить трудно. Обратили внимание, что на всех стеклянных ограждениях мостов и на всех стеклянных дверях и витринных окнах нарисованы чёрные силуэты птиц. Оказалось, что из-за прозрачности стекла, птицы его не замечают и разбиваются насмерть. Где вы у нас видели такие стёкла? Их чистоту и прочность я опробовала на себе, когда попыталась выйти из конференц-зала лбом в стеклянную витрину вместо открытой стеклянной же двери, которая располагалась по соседству.

Интересные факты про Люксембург 2004 года — большинство люксембуржцев свободно говорит на четырёх языках: на трёх государственных — люксембуржском (есть и такой), немецком, французском, а многие еще и на английском.

Магазины закрываются в пять часов вечера и город буквально вымирает. В выходные дни они тоже не работают. Когда же местные жители покупают продукты и всё остальное?

Молодёжи практически нет, так как в герцогстве нет высших учебных заведений — все уезжают учиться в другие страны Европы. Зато многие голландцы и немцы работают в Люксембурге постоянно или ездят на работу каждый день из своей страны — в Люксембурге на тот момент были ниже налоги, дешевле продукты и бензин. Не знаю, как сейчас.

Еще нам сказали, что в стране был один из самых высоких на тот момент уровней самоубийств в Европе. И это в сытой, тихой стране, которая вся размером с Северо-Западный район Москвы.

Разместили нас в 5-звёздчном отель Hilton (сегодня этот уже старый отель имеет 4 звёзды и сменил название на DoubleTree by Hilton Luxembourg Hotel). Однако в 2004 году это был настоящий Hilton, в который респектабельные европейцы приезжали провести выходные.

Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге

Нас разместили в двухместных номерах с шикарными кроватями и огромным санузлом, где рядом с ванной стоял телефон, а на полу — весы, в шкафу висели белоснежные махровые халаты. Кухня — шведский стол на завтрак и на ужин — была просто отменной, к каждому продукту шёл указатель калорийности. Ананасы на завтрак — это нормально.

С отелем связан один забавный момент. В первый вечер я и моя коллега из Иркутска — Наташа — включили телевизор. В глаза сразу же бросились четыре яркие кнопки на пульте — красная, синяя, желтая и зелёная. Наташа нажала одну из этих кнопок (у неё дома на похожих кнопках находились выбранные каналы) — на экране появились обнажённые мужчина и женщина в недвусмысленной позе и с ещё более недвусмысленным звуковым сопровождением. В шоке Наташа быстро нажала кнопку другого цвета — канал переключился, но там было еще хуже, сцена под деревом, где обнажённых мужчин и женщин было много, на третьей — еще что-то подобное и тут появилась надпись, из которой мы успели понять, что должны заплатить за просмотр 80 евро! В ужасе мы выключили телевизор вообще. Утром перед посадкой в автобус мы c Наташей робко спросили наших руководительниц от компании Дюпон про эти цветные кнопочки: что ЭТО было?! Услышав вопрос, одна половина парней в автобусе начала хохотать, а вторая половина, смущённо поинтересовалась, придётся ли заплатить эти 80 евро. Выходило, что не мы одни неправильно воспользовались пультом. Это, оказывается, была 30-секундная демонстрация контента платных каналов специфической направленности (мы-то в ужасе судорожно переключались, поэтому не поняли, что за так нам ничего не покажут, ну разве 30 секунд). Дать согласие на просмотр мы не успели, так что вопрос с оплатой отпадал, к нашему облегчению.

В один из дней нас познакомили с Люксембургом — столицей Герцогства.

Памятник Великой герцогине Шарлотте.
Нижний город.
Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге
Дворец великих герцогов в городе Люксембург. Является официальной резиденцией Великого Герцога Люксембурга, где он осуществляет большинство своих обязанностей в качестве главы государства и Великого Герцога.
Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге

Программа стажировки «Управление в третьем тысячелетии: качество, безопасность и устойчивое развитие», посвящённой безопасному ведению производства, производственной дисциплине и стратегии устойчивого развития, экологии производства была насыщенной. Каждый день утром после завтрака в отеле нас организованно отвозили на завод, где мы проводили большую часть дня, изучая производственный процесс изготовления плёнок микронной толщины, нетканных материалов Typar® и Tyvek® и слушая лекции, которые нам читали ведущие специалисты предприятия области производственной безопасности и стратегии управления.

Днём мы обедали на территории завода вместе с инженерными работниками — кухня была исключительно французская, с соусами и изысканными десертами, а во второй половине дня проходили экскурсии, день завершался ужином в тематическом ресторане какой-нибудь кухни мира. Не знаю, кто готовил программу стажировки, но она была построена идеально: время было проведено и максимально полезно и исключительно приятно.

Ещё один забавный случай — я, как всегда, поехала с минимумом одежды и обуви, ибо стараюсь ограничиться одной сумкой, да еще и не тяжёлой. А девчонки-заводчанки привезли с собой огромные чемоданы с нарядами — это на 5-то дней! В первый же день одна из наших девушек приехала на завод в туфлях на высоченной шпильке. Я посмотрела на свои кроссовки, и поняла, что выгляжу рядом с ней, как золушка рядом с принцессой. Приехали на завод, сидим в конференц-зале, готовимся к знакомству с производством. Нам объявляют: на территорию завода можно пройти только в закрытой обуви без каблука. Девушке пришлось за свой счёт (бедняге это стоило 50 евро) ехать в отель на такси, чтобы поменять туфли на кроссовки.

Кроме собственно обучающей программы были ещё культурная и гастрономическая составляющие. У меня сохранился детальный план. Для примера:

16 мая 10.00 Выезд в Vianden на автобусе Emile Weber. 11.00 Экскурсия по замку Castle of Vianden (гид Jean Heber).

Замок Вианден – главная достопримечательность Виандена, городка в северной части Люксембурга. Его здание построено в романском стиле между XI и XІV веком, на развалинах древней римской крепости для графов Вианденских. Хотя замок пытались разрушить в XIX веке, в 1977 году он был полностью обновлен, когда его передал государству Великий Герцог Люксембургский  https://www.rutraveller.ru/place/39366
Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге

13.00 Обед в ресторане отеля Oranienburg (кухня — французская). Здесь мы впервые познакомились с корпоративной политикой НК ЮКОС: оплачивается вся еда + вода. Если хочешь алкоголь — плати сам. Наши молодые специалисты то ли стушевались, то ли пожалели денег, лишь пара человек решилась заказать себе пиво. Тут один из переводчиков-синхронистов спросил, не хочет ли кто-нибудь разделить с ним бутылку хорошего белого вина, т. к. для одного человека было дорого. Я сразу согласилась. Вино было отличное — хозяин достал его из большого климатического шкафа. Потраченных денег было не жалко.

15.00 Прогулка по городу Muellertal. Возвращение в гостиницу.

Мюллерталь: маленькая Швейцария — одна из пяти туристических областей Герцогства, при этом исключительно живописная. Лес и каменные джунгли.

Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге

19.00 Ужин в ресторане «Castello Borghese» недалеко от отеля. Это был ресторан итальянской кухни. Нас посадили по три человека за столик и на каждый стол принесли огромное общее блюдо с тремя видами пасты. Полагалось попробовать каждый. Паста была отменная. Мы съели всё. И очень скоро поняли, что совершили ошибку! За первым блюдом последовало столь же огромное второе блюдо с еще тремя видами пасты, среди коих числилась суперделикатесная чёрная паста. Но мы больше не могли есть!!! С трудом удалось переправить в себя половину предложенного. Итальянцы заподозрили неладное — они-то ожидали, что русские съедят очень много. И когда увидели оставленную ЧЁРНУЮ пасту, стали интересоваться, что не так. Мы же еле могли шевелиться от переедания. А тут выснилось, что сейчас будет коронный номер ужина — огромный кремовый ТОРТ! Через пару минут после этого сообщения в зале не было ни одного человека — все бросились на улицу, залезли в автобус и наотрез отказались выходить из него. Так страшно было представить, что заставят есть еще и торт. Хозяева, вероятно, обиделись…

17 мая мы весь день провели на заводе — особенно запомнилась прогулка по «зелёному коридору» вокруг завода. Ощущения незабываемые. Буквально в двадцати метрах от тебя работает огромное химическое предприятие, а тут, в зелёной зоне тишина и пение птиц! Ни одного странного запаха, никакого шума. Фантастика! Будут ли наши химические предприятия когда-нибудь такими? Ужинали мы в этот день в ресторане люксембургской кухни «Mousel’s Сanteen Sart». Люксембургская кухня не впечатлила — очень похожа на немецкую, много жирного мяса, колбасок, тушёная квашеная капуста.

18 мая — весь день на заводе. Ужинали в ресторане отеля «Pasta Festa» — предлагались даже устрицы, но пробовать их я не захотела.

19 мая — весь день на заводе. Ужин этим вечером оказался самым запоминающимся. К 20.00 нас привезли в бразильский ресторан «Rodizio Perroquet». Мы зашли в зал, уселись за длинные столы, перед нами стояли тарелки, за спиной был буфет. Чего там только не было: различные салаты, в том числе из морепродуктов, свежая клубника и арбузы. В полном восторге мы наполнили тарелки, наелись, и, как оказалось, опять наступили на те же грабли. Это было так, закуски. Вдоль столов заскользили официанты. Каждому в тарелку положили небольшую порцию фасоли, а дальше началось нечто невообразимое. У каждого официанта в руке был шампур с каким-нибудь видом мяса или колбасок. Проходя мимо нас, они снимали один кусок мяса или колбаску нам в тарелки. И так без конца. Я перестала есть на пятой перемене, перестала считать на четырнадцатой, сколько всего было подходов — не помню! В завершающем подходе на шампурах оказались целый запечённые ананасы. Хорошо, что я хоть вино догадалась взять. Весь этот пир сопровождался зажигательными танцами смуглых девушек и парней, разодетых в перья и блёстки. Официанты порой тоже подключались к зажигательному танцу.

Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге

Заметили, что за соседним длинным столом разместились 2 бразильские семьи — две дородные дамы (у каждой рука — как моя нога), два крупных мужчины и пара мальчишек возрастом 8–9 лет, которые, не обращая внимания на суету, шум и пляски, развернули учебники, тетрадки и углубились в приготовление уроков, пока взрослые ели и пили.

Стоимость посещения этого ресторана фиксированная — 32 евро за человека (без напитков). Ешь, сколько сможешь))).

20 мая — до обеда были на заводе. А после обеда была автобусная экскурсия в Велленштайн (виноградарский район Мозель — еще одна из туристических областей Герцогства) с посещением виноградников Велленштайн, завода по изготовлению вин с дегустацией. Я купила на заводе несколько бутылок отличного вина — рислинг, гевюрцтраминер и еще какое-то, уже не помню, какое.

Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге

Затем мы посетили музей виноделия и фольклора «A Possen» в Бек-Кляйнмакере, поужинали в ресторане «A Possen» и вернулись в отель.

Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге

21 мая был наш последний день на заводе. Вечером нас ожидал ужин с представителями руководства завода в ресторане «Come Prima».

А 22 мая был заключительный день нашей поездки. Нас повезли в немецкий Трир на шопинг. В Трире народу было не в пример больше, чем в Люксембурге.

Там же мы посмотрели на остатки римских терм.

Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге

Затем был переезд в Langsur, где мы пообедали в китайском ресторане. Первоначально предполагался обед в ресторане «Langsurer Muhle», но там не принимали карточки, а набрать наличными около 500 евро мы уже не могли, т. к. деньги были потрачены в Трире.

Кстати, именно в одном из больших универмагов Трира мы впервые увидели шок на лицах продавцов, когда кто-то попытался расплатиться купюрой в 200 евро. С фантастическими предосторожностями и чуть ли не с молитвой строем её унесли на размен в неизвестном направлении три продавщицы и лишь спустя минут 10 принесли сдачу. Так закончился наш последний день в маленькой и чудесной стране.

Апрельское колдовство или как я побывала в Люксембурге

А утром следующего дня мы, полные прекрасных впечатлений от поездки, вылетели в Россию.