Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 22:35
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Смоленск — Россия Февраль 2017

Товарищ, помни: здесь погребены
Твоей отчизны верные сыны.
Что за неё не пожалели жизни.
Они свой долг исполнили сполна,
Прочти и повтори их имена
И, как они, учись служить отчизне
Н. Рыленков

Смоленск одновременно удачно и неудачно расположен. Удачно — в том смысле, что благодаря близости к Европе, через него проходит множество маршрутов, что не могло не способствовать развитию экономики. В X–XIII веках здесь проходил путь из варяг в греки. А неудачно — в том смысле, что благодаря той же близости, он одним из первых принимал удары врага. Это происходило и в древнейшие времена, и Войну 1812 года, и в Великую Отечественную. Именно поэтому ещё на рубеже XVI–XVII веков на берегу Днепра была возведена каменная крепость.

Памятуя о военной славе Смоленска, свой визит сюда я решил совершить в длинные выходные, примыкавшие к 23 февраля. Было целых 4 дня — достаточно чтобы не торопясь осмотреть город, даже с учётом дороги в оба конца.

К сожалению прямого поезда Санкт-Петербург — Смоленск на нужную дату не оказалось. Пришлось ехать с пересадкой и сменой вокзала в Москве. Сначала на скором Санкт-Петербург — Волгоград до Курского Вокзала Москвы, а затем на «Ласточке» с Белорусского Вокзала до Смоленска.

Первый день я решил посвятить осмотру архитектуры города. Вообще местность, на которой он вырос, очень неровная. Смоленск, как город, вырос на месте городищ приднепровых племен. С целью простоты их обороны, городища строились на склонах холмов. Вот на этих холмах и вырос Смоленск. Поэтому сейчас, гуляя по улицам города, часто натыкаешься на крутые подъёмы и не менее крутые спуски. Погода выдалась не самая приятная — снег с дождём. На следующий день ударил мороз, всё это замёрзло и карабкаться по крутым улицам стало совсем непросто.

Смоленск — город-крепость

Молчаливых свидетелей славного военного прошлого города можно найти предостаточно. Например, буквально в двух шагах от отеля, в котором я остановился, я наткнулся на вот такой мемориал.

Александр Твардовский в компании своего самого главного и самого известного героя.

Гораздо большее впечатление производит Сквер Памяти Героев, посвящённый героям Войны 1812 года. В центре его красуется Благодарная Россия — один самых впечатляющих монументов что мне доводилось видеть.

Здесь же — письмо М. И. Кутузова смолянам.

Смоленск — город-крепость

И музей Великой Отечественной Войны. В нём есть вот такая доска, поразившая меня до глубины души.

Во дворе музея — выставка военной техники.

Смоленск — город-крепость

А совсем недалеко от неё — вечный огонь, хранящий в своём пламени память о тех, кого уж нет.

Двигаясь дальше вдоль крепостной стены я дошёл до небольшой площади. Здесь находится памятник зодчему Фёдору Коню, строившему Смоленскую Крепость. Рядом, в крепостной башне, находится музей «Смоленск — щит России». Из него можно выйти на хоть и небольшой, но всё же участок крепостной стены. Кажется это единственное такое место. Во всех остальных музеях мне впоследствии говорили что выйти на крепостную стену нельзя.

Смоленск — город-крепость

В самом музее много интересных экспонатов.

Весь старый город опоясан остатками стены. Где-то это короткие отрезки, а где-то, например на улице Тимирязева, гораздо более длинные и внушительные фрагменты. Есть множество мест, где совершенно будничная городская жизнь проходит на её фоне. Оригинальная крепость насчитывала 38 башен, до наших дней сохранилось менее половины из них. В некоторых из них сейчас открыты различные музеи.

На этом первый день в Смоленске у меня закончился — в феврале световой ещё небольшой, темнеет быстро, да и дорога из Москвы 5 часов заняла.

На следующий день я отправился к мемориалу Катынь. Я знал, что место это — достаточно гнетущее, поэтому решил выделить для него отдельный день. К тому же находится он в катынском лесу в 20 км от Смоленска. Вообще добраться до него можно на пригородном автобусе до деревни Сметанино. Но оказалось что ходит он только в утренние и вечерние часы. На последний автобус мне успеть не удалось, поэтому я поступил проще — доехал до Катыни на такси. Место оказалось и правда гнетущим. Здесь проводились расстрелы неугодных советскому режиму советских же граждан, а впоследствии, после раздела Польши в начале Второй Мировой Войны — расстрелы польских офицеров. Но обо всём по порядку.

Смоленск — город-крепость

Перед входом в мемориал расположен храм. Видимо чтобы люди верующие могли помолиться о душах погибших.

Сразу после входа на территорию мемориала расположено два выставочных комплекса. Выставка «Смоленщина XX век» показывает то, какой была смоленщина в начале прошлого века. И что было потеряно в следующую главу истории Смоленска — спустя какие-то 30 лет.

Смоленск — город-крепость

1937 год. Борьба с кулаками, чистки всех, кто хоть как-нибудь угрожал социалистическому строю достигли невиданных масштабов. На зелёной стене — список с количеством репрессированных по областям. Именно в катынском лесу НКВД расстреливала неугодных советскому режиму.

Даже сейчас объёмы репрессий поражают. Сотни и даже тысячи расстрелянных в каждой отдельно взятой области. Без всякого суда, просто разбор дел на тройках, задачей которых было вынесение одного приговора — виновен.

Впрочем не все антисоветские элементы, считались одинаково опасаными. Некоторых НКВД вместо того чтобы расстреливать предпочитала гноить в лагерях. Страна Советская нуждалась в огромном количестве рабочей силы, а за дарма никто «светлое будущее» строить не хотел. Вот в таких вагонах, более подходящих для перевозки зерна, или, в крайнем случае, скота, осуществлялась перевозка «счастливчиков», избежавших расстрела, к месту заключения.

Но не только своих соотечественников расстреливала НКВД. После раздела Польши, огромное количество их офицеров попало в советский плен и тоже было расстрелено. Масштабы захоронения поражают не меньше чем цифры репрессированных советских граждан.

Смоленск — город-крепость

Очень грустное и тягостное впечатление оставила Катынь. Я вернулся в Смоленск опять на такси — автобус ещё не ходил.

Остаток дня я решил посвятить осмотру церквей. Можно сказать визитная карточка города, Успенский Собор — одно из самых величественных сооружений, что мне доводилось видеть. Его часто можно увидеть на магнитах и прочей сувенирной продукции.

Вознесенский Собор

Преображенский монастырь

Третий, последний день в Смоленске, я оставил на осмотр музеев, до которых не успел дойти в первый день. Прежде всего, это Исторический Музей. Я питаю слабость к подобного рода музеям. Всегда, оказавшиьсь в новом месте, интересно узнать, каким оно было в древности. В Повести Времянных Лет Смоленск впервые упоминается в 862 году. Но ещё задолго до этого здесь селились приднепровые племена. В экспозиции музея представлены экспонаты, рассказывающие историю смоленщины от первых поселений человека до середины XX века.

Другой, не менее интересный музей — это Смоленский Лён. Издревле человек возделывал эту культуру. Музей посвящен изделиями из льна, станкам и инструментам.

Смоленск — город-крепость

На этом можно и закончить рассказ про город-крепость Смоленск. Меня ждал поезд, на сей раз без пересадок до самого Санкт-Петербурга.

Смоленск — потрясающий город-крепость. Город, который неоднократно отражал атаки врага. Город, который защищал Русское Царство, Российскую Империю, СССР, Российскую Федерацию. Город, ставший свидетелем одних из самых ужасных страниц истории России. Но и по сей день он стоит на страже рубежей Государства Российского.