Турист Natalia Ptashchenko (Natalia_Ptashchenko)
Natalia Ptashchenko — была 25 октября 2023 18:25
Счастье неизбежно

Хертогенбос, Оттерло — Нидерланды Декабрь 2017

И снова мы в Северном Брабанте. В прекрасном городе Босха — Хертогенбосе, или просто в Ден Босе, как его еще называют Я уже немного рассказывала об этом месте здесь

В Ден Бос удобно приехать на поезде. Вам нужно в центр, который расположен не там, где эти рыбки, а на противоположной стороне. Нужно идти по переходу над железной дорогой

Местами город очень напоминает Брюгге

И его украшают персонажи картин Иеронима Босха

Под Рождество (а его тут отмечают с 25-го на 26-е декабря) районы города были украшены как положено. Шагая от вокзала, перейдя через реку Маас, справа мы увидели указатель и поняли, что нам сюда. Надпись гласит:

«Совиный город. Самый уютный район Ден Боса». И это сущая правда

Хертогенбос, национальный парк Де Лонсе, музей Кроллер-Мюллер

Кстати, для перемещения по Нидерландам очень удобно купить специальную карточку прямо в аэропорту Скипхол, в офисе. Стоит она семь евро. Сразу же можно положить на эту карту денег из расчета количества поездок и стоимости билетов.

Например, билет в один конец из аэропорта Скипхол в Хертогенбос (s’Hertogenbosch) стоит 16.50 евро. Время в пути 1 час 04 минуты.
Это вы уточняете в интернете перед поездкой на сайте железных дорог Нидерландов

Причина удобства этой карты в следующем. Автоматы на перроне не принимают наши карты, почему-то, только местные карты Маэстро или мелочь. Если билет стоит 20 евро — мелочи не хватит.
Имея эту карту, просто прикладываете ее к автомату на входе и (обязательно!) на выходе — при этом с вас спишут стоимость билета. Забудете приложить на выходе — себе дороже будет! Так он выглядит

Хертогенбос, национальный парк Де Лонсе, музей Кроллер-Мюллер

Конечно, можно покупать билеты у кассира в обычном окошке, но там может быть очередь.

Очень удобное расположение у гостиницы Best Western. Если решите здесь переночевать, завтраки и близость ко всему самому интересному в городе вас порадуют.

В Хертогенбосе есть замечательное и очень известное кафе Пилкинтонс Pilkinton’s, где вас накормят отличными пирожными и напоят английским чаем.

Место очень модное, возможно, вам придется подождать минут 10, пока освободится столик. Впрочем, там несколько залов с очень симпатичной обстановкой и посудой. Мы отмечали там день рождения.

Вот вам алгоритм действий в кафе, чтоб не смущаться. Вам приносят пару ящичков с английским чаем в баночках, которые крепятся к ящику на магните.

Хертогенбос, национальный парк Де Лонсе, музей Кроллер-Мюллер

Вы открываете любую, нюхаете и выбираете. Даете понять, что выбор сделан. Кстати, все там говорят по-английски. Вам приносят бумажный фильтр, куда вы насыпаете выбранный чай, к которому вы заказываете десерт.

Можно и супчик съесть

Оплата на выходе в кассе. Наши дебетовые карты могут не пройти, захватите наличные. С нами во многих местах в Нидерландах случался этот казус. Будьте готовы.

Ну, а за самым знаменитым десертом Боссэ Бол «шарик из Ден Боса» лучше пойти в фирменный магазин Яна Гроота. Он все равно попадется вам справа по дороге от вокзала в центр

Хертогенбос, национальный парк Де Лонсе, музей Кроллер-Мюллер

Кстати, в Новый год непременно на столе будут пончики под названьем оллибол. Своим глазам не поверила, увидев 31-го декабря очередь в киоск за оллиболами. Народ уперто стоял под дождем. Ну и пончики хороши! С изюмом или яблочные

Куда бы я ни приезжала, всегда иду или еду в парк. Об одном из них в Амстердаме я уже рассказывала здесь

Недалеко от Хертогенбоса у голландцев есть любимое место для прогулок и пикников.
Национальный парк Северного Брабанта «Де Лонсе», полное его название по-голландски — Nationaal Partk de Loonse en Drunense Duinen.

Хертогенбос, национальный парк Де Лонсе, музей Кроллер-Мюллер

Знаменит он своими дюнами, старыми домиками, отличными лесными дорожками для горного велосипеда и симпатичным кафе.

Много-много лет назад эта территория находилась под уровнем моря. На память о тех временах остались песчаные дюны на очень приличном расстоянии от моря. Пляж без моря!

Хертогенбос, национальный парк Де Лонсе, музей Кроллер-Мюллер

Славное местечко для любителей неспешных прогулок, а также для счастливых обладателей скакуна или велосипеда. Мекка для созерцателей природы и последователей ученья Дзен.

Парк включает себя дюны, на которых произрастают мхи и лишайники. Вся эта красота окружена лесами, прудами, опушками, где водятся пернатые вроде козодоев, пеночек, черных дятлов, тетеревов. Если вам повезет, то увидите ушастых сов и даже ястребов-перепелятников.
По дороге может встретиться барсук.

Голландцы любят этот парк. Здесь можно увидеть разные породы собак — их сюда охотно привозят побегать по простору.
Для меня, питерского жителя, было неожиданностью увидеть местечко, чрезвычайно напоминающее северный берег Финского залива. Казалось, вот еще пройти метров двадцать, и появится вода — Финский залив. Но ощущение было обманчивым.
При попытке свернуть на одну из лесных троп, крепкий велосипедист предупредил: сюда не надо — может сбить сумасшедший обладатель горного велосипеда. Они приезжают сюда тренироваться. Так что, лучше шагать по центральной дорожке в сторону дюн.
Здесь указаны дорожки для велосипедов, так что не заблудитесь.

И если вы оказались в этих краях, советую посетить музей семейства Кроллер-Мюллер. Я о нем уже вспоминала здесь, но поездка была настолько впечатляющей, что мы решили съездить туда еще разок. В этот рассказ добавлю больше фотографий об окружении музея.

Здесь видны цены как за вход в музей, так и за парк отдельно

Хертогенбос, национальный парк Де Лонсе, музей Кроллер-Мюллер

Здесь подсказка как сюда добраться и расписание автобуса

Отдельный билет за вход в парк и за парковку

Выбираем велосипед, он бесплатный, что радует

И — вперед!

Хертогенбос, национальный парк Де Лонсе, музей Кроллер-Мюллер

Перекусить, и, кстати, недорого, можно здесь

Если хотите пикник — пожалуйста. Все предусмотрено

При музее есть еще образовательный центр, где наглядно показано что за птицы и звери живут в этих краях

Хертогенбос, национальный парк Де Лонсе, музей Кроллер-Мюллер

И что они оставляют после себя

И еще там есть отличный сувенирный магазин, где, кроме симпатичных сувениров, можно купить даже подходящую для подобных прогулок одежду. Я, например, купила непромокаемый плащ и теплые носки — декабрь все-таки!

Возможно, вернусь сюда еще разок