Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Там, где начинается русская земля... Часть 6. Японский аэродром. Переезд в бухту Торная. Возвращение в Курильск

Южно-Сахалинск, Курильск — Россия Август 2012

Переезд в бухту Торная к озеру Сопочное

Я даже не заметила, когда выключили солнце, вовсю сияющее на берегу Океана. Как-то вдруг внезапно мы попали в густой клубящийся туман и ехали будто в сказочном мире — машина буквально на ощупь пробиралась по раздолбанной колее, по обе стороны от которой раскинулись непреодолимые заросли кедрового стланика и бамбучника. В какой-то момент в плотном «молоке» вдали сверкнула пара желтых огоньков — навстречу нам двигался бензовоз. Встретившись, две большие машины постояли друг напротив друга, подумали: «Что же делать?» — колея-то одна, разъехаться негде. И бензовоз сдался — стал пятиться назад, пока не прекратились заросли стланика, где он смог съехать с колеи и уступить нам дорогу.

А мы продолжили свой путь и вскоре ехали по бетонным плитам аэродрома, построенного японцами еще в годы второй Мировой войны и с которого камикадзе отправлялись в свой последний полет. Здесь, в низинке, обрамленной высокими сопками, господствуют такие плотные туманы, из-за которых аэродром не виден с воздуха. С этого аэродрома японцы готовились к удару по Перл-Харбору (целью нападения на Пёрл-Харбор в 1941 г. являлась нейтрализация тихоокеанского флота США для того, чтобы обеспечить свободу действий японской армии и флота в юго-восточной Азии). До наших дней хорошо сохранилась бетонная полоса, в трещинах которой приуютился золотой корень — его желтые цветы были, пожалуй, единственным цветовым пятном среди тусклого и мрачноватого серого мира.

Я знала, что в бухте Торная есть домики-будочки, и, честно говоря, надеялись, что сможем в них разместиться. Мне так хотелось хоть одну ночку поспать на кровати в домике, где можно встать в полный рост! Увы, оказалось, что в будочках живут геодезисты. Пришлось опять ставить палатки… По случаю расстройства, что спанье в домике не состоится, у меня закончился жизненный «керосин», и я, не дожидаясь ужина, завалилась спать. Проснулась лишь утром — внезапно и резко, словно очнулась из забытья.

Выглядываю из палатки и… Туман… Опять туман… да такой, что ничего не видать — ни озера, ни берега, ни Охотского моря, ни скал в нем… Весь мир схлопнулся в пространство лишь вокруг меня. Клубы тумана, постепенно перемещаясь, показывают лишь отдельные фрагменты реального мира, то чуть приоткрывая в него занавес, то спешно задергивая… Только в эти моменты и можно сориентироваться, где находятся остальные палатки, озеро, Море. Постепенно туман чуть приподнялся, оторвался от земли, и в его прорехи стало возможным осмотреться и понять, где же мы находимся.

Бухта Торная врезается глубоко в берег. Видно, как в Море течет ручеек, который можно перейти вброд без особых проблем. Проследив глазам — откуда бежит этот ручеек, понимаю — это протока из озера Сопочное. Течение такое быстрое и энергичное, что разбавляет соленую воду в Охотском море вблизи впадения этого ручейка. Берега бухты вымощены огромными валунами, кое-где покрытыми изумрудными мхами. И опять повсюду много мусора, штормами выброшенного на берег Морем.

Я прогулялась по берегу озера (как тут было бы интересно полетать на коптере!): оно имеет подковообразную форму. Юра рассказывал нам, что если уровень воды в озере поднимется всего на пару метров, то полуостров в озере, который сейчас называют «Дунькин пуп», станет островом высотой около 100 метров. Интересно, откуда такое оригинальное название — «Дунькин пуп»? К тому же оно не уникальные — Дунькины пупы есть в разных регионах России.

Согласно народным мифам — на вершине Мировой Горы находится Богиня. В сказках — на хрустальной (стеклянной и т. п.) горе, на вершине высокой башни — находится царевна. В заговорах — на острове посреди моря-океана (в русском языке «остров» означал и холм, гору) — Алатырь-камень, на макушке которого сидит Богородица (в т. ч. — на золотой кровати). На золотой кровати на вершине зиккурата находилась и верховная жрица в Древнем Вавилоне. Так что именование выделяющегося возвышения рельефа местности «Дунькин Пуп» — это дань традиции. Подобные объекты являлись местными, частными моделями Мировой горы.

«Пуп» — это центр. Человеческий пуп — центр тела человека и, в то же время, — «пуп» (как чрево) — источник жизни. Земной «пуп» — это Северный полюс, мифологическое место размещения Мировой горы. Этиологические мифы о горах, например, Уральских горах, дают представления о подобных горах, как центре, Пупе Земли (в т. ч., — образование гор, как стягивание пуповины Земли).

По мере того, как поднимается солнце, развевается и туман. Ровно настолько, что становятся видны силуэты скал Четыре Брата, то появляющиеся, то исчезающие в тумане. Из этой прогулки у меня мало, что есть вам показать. Наверное, от бесконечного житья-бытья в палатках устала не только я, но мои аккумуляторы от камеры, к тому же подмоченные во время дождя — они наотрез отказались работать, поэтому я просто гуляла, скакала по камням, любовалась миром, смотрела на него живьем, в основном, глазами, а не через глазок видоискателя.

А нам пришло время возвращаться в Курильск.

Возвращение в Курильск

Как же изменился мир около Белых скал! На берегу царил хаос из веток, бревен, камней, всего того, что вынесли дождевые потоки со скал. МОРЕ было беспокойным, мутным и замусоренным всякой всячиной. Кроме того, в результате прошедшего ливня потоки воды, стекая со скал в МОРЕ, на берегу размыли настоящие овраги. Водитель долго думал, каким образом преодолеть этот барьер, когда он нам повстречался первый раз. Объехать негде — слева скалы, справа не очень спокойное Море. Поехали напрямки через этот овраг. Потом через следующий… Сейчас, на обратном пути в Рейдово, уже правые колеса машины ехали по МОРЮ. Мне было не по себе, очень хотелось вылезти из кузова и пойти пешком вслед за машиной. Думаю, такое желание было не только у меня. Но мы все так притихли от напряжения — останавливаться нельзя, надо ехать, чтобы не утонуть в песке, не быть смытому в Море… Выдохнули только тогда, когда проехали…

К вечеру добрались до своей лужайки у Рыбаков. Так и хочется сказать: «Вот мы и дома!» — в воздухе стоит знакомый гвалт чаек и ворон, подросла пушистая изумрудная трава, по которой можно ходить босиком. Тепло, солнечно. ЛЕТО! Неделю назад здесь у нас все только начиналось!

Горбуша, видимо, уже совсем серьезно пошла на нерест: на всех реках, впадающих в МОРЕ, на всех мостах установлены посты рыбохраны с круглосуточным дежурством. Никому не разрешают рыбачить даже на удочку. Я заметила, что основные косяки рыбы входят в реку по ночам — при свете фонарика отчетливо видны ее многочисленные серые спинки. Я пыталась было продолжись свои купания в пресной речной воде! Куда там! Мне так и не удалось распихать рыбу, чтобы проникнуть в ее плотные стройные ряды!

«Зоопарк»

Утро было солнечным, радостным, теплым. После неистовой грозы и жутких туманов, преследовавших нас последние несколько дней, мне показалось, что мы попали в Рай! К тому же после того, как я смогла помыть голову в ручье, я решила, что вот теперь жизнь точно наладилась!

На сегодня у нас запланировано посещение «зоопарка». Что мы там увидели — чуть позже. Сначала давайте прогуляемся по лесу, расположенному на высоком берегу Охотского моря. Я не сразу поняла, что перед нами дерево — суровый климат вволю поиздевался над лиственницей, скрючив ее практически параллельно земле и изогнув в сторону ОТ Моря.

Выбравшись из этого леса, похожего на декорации к фильмам-сказкам Александра Роу, я с удовольствием бухнулась в мягкую перину луговых трав, напоенных медовыми ароматами, и была готова до беспамятства валяться в ней, глядя в ярко-синее безоблачное небо и слушая шум Моря. Но нас ждало новое приключение в «зоопарке».

«Зоопарком» местные жители называют свалку рыбных отходов, которую любят посещать мишки. Запашок здесь стоит, правда, специфический, но то, что там происходит — отвлекает от обонятельных переживаний. Когда мы подъехали к окраине этой свалки, там уже «паслись» три медведя, скорее всего мамаша со своими детишками. Увидев приближающиеся машины, медведи торопливо удалились в лес, но вскоре осторожно вышли обратно. Они были от нас буквально метрах в 20–30!

Юра строго-настрого предупредил, чтобы мы не отходили от машин и двери оставили открытыми. И только Паша осмелился отойти далеко в сторону. Не уверена, что он был прав. Но… медведи были сыты и погружены в свои пищевые процессы, хотя в нашу сторону бросали короткие взгляды.

Наконец, мишки наелись и удалились. Тогда и мы уехали — встречать закат на плато Янкито на мысе Писимой.

Закат на плато Янкито

Нагромождения причудливых остроконечных скал на берегу моря, причудливые скульптурные изваяния, обрывы, провалы — вся эта красота создана застывшей вулканической лавой, когда она достигла морского побережья после извержения вулкана Богдан Хмельницкий.

Вся наша команда разбрелась по берегу. У меня возникло стойкое ощущение, что я здесь одна — шум ветра и шорох волнующегося Моря заглушили все иные звуки… Я потеряла ощущение времени, и только солнце, неуклонно снижающееся по траектории своего пути по небосводу, указывало на близкое завершение сегодняшнего дня.

Уже с особенной щедростью отпылал закат, давно за горизонт укатилось светило, потухло сияние облаков, но никто из нас не шевелился, боясь спугнуть очарование вечера, протягивая удовольствие, храня в душе надежду, что это мгновение будет длиться и длиться…

Да, подходит к завершению невероятное путешествие по острову Итуруп. Завтра мы переберемся поближе к аэропорту Буревестник, расположенному на берегу Тихого океана, в уверенности, что нам ничто не помешает покинуть самый большой из островов Курильской дуги.

Но так ли это?

Источники дополнительной информации: https://rusforus.ru/viewtopic.php?t=5368

Другие рассказы про путешествие на Итурупе:

Там, где начинается русская земля… Часть 1. Путь на Курилы

Там, где начинается русская земля… Часть 2. Итуруп гостеприимно встречает извержением вулкана Иван Грозный

Там, где начинается русская земля… Часть 3. Как не свариться в Кипящей реке и не свалиться в кратер вулкана