Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Совайма — Иордания Январь 2018

Любовь не с первого взгляда

Пять дней из своего двух недельного путешествия по Иорданскому Хашимитскому Королевству мы провели на Мёртвом море в местечке Совайма.

Мёртвое море — солёные берега

В отличие от израильских курортов на Мёртвом море, все отели со стороны Иордании достаточно молодые. После окончания войны с Израилем, в ходе которой Иордания лишилась земель за рекой Иордан, территория нынешних курортов долгое время была заминирована. Только в начале 2000 годов началось строительство первых отелей.

Любителями пляжного отдыха мы не являемся и выбрали Мёртвое море как удобную локацию для знакомства с севером Иордании и, лелея мечту рвануть на денёк в Иерусалим… Не все наши планы по поездкам и экскурсиям сложились, поэтому четыре из пяти дней оказались полностью посвящены Мёртвому морю. Неожиданно для себя, мы влюбились в это море, хотя это и не была любовь с первого взгляда.

Мёртвое море — солёные берега

Уровень воды в Мёртвом море на 430 метров ниже уровня мирового океана, а побережье является самым низким участком суши нашей планеты. Спускаясь к морю, мы прошли несколько заброшенных пляжных зон, когда-то море доходило до этих мест, но сейчас сильно отступило, а потом мы оказались скорее в каком-то котловане или карьере. Всё что видели вокруг не очень соответствовало пляжу в нашем понимании, и глаза этому радоваться не хотели. Маленькая, огороженная и засыпанная крупным гравием территория, на которой установлены несколько лавок. Посредине большой чан с грязью, чуть поодаль большая яма, из которой работники лопатами набирают грязь, несколько раскинутых шлангов, чтобы эту грязь смывать. В несезон совсем мало отдыхающих, кто-то уже намазан с ног до головы глиноподобной грязью, кто-то безмятежно, как в гамаке, лежит на воде… Неприятным показался и запах, как узнали позже, из-за большого количества брома специфический запах ощущался и в воздухе, и от воды, и от грязи.

Мёртвое море — солёные берега

В общем, первые впечатления не ахти. Конечно, такой реакции как у Марка Твена у нас не было, а он так отозвался о своей первой встрече с Мёртвым морем: «Тишина нависает над местом, угнетающим дух, заставляя думать о похоронах и смерти». Очевидно, он совсем не был поклонником Мёртвого моря…

Мёртвое море — солёные берега

Впечатления в лучшую сторону стали меняться постепенно, когда мы ушли чуть подальше от условного ограждения и вдруг стали замечать детали: витиеватый причудливый рисунок береговой линии, морскую соль «разного помола» от крупных камней и кристаллов среднего размера до самой мелкой, белоснежной, прессованной как в слоёном пироге с другими осадочными породами.

Мёртвое море — солёные берега
Соли здесь как у нас снега...
Мёртвое море — солёные берега

Потом было очень здорово испытать на себе удивительные свойства воды. Это один из самых солёных водоёмов на Земле, в 9–10 раз более солёный, чем остальные моря-океаны. Даже водой как-то странно называть эту субстанцию, от которой моментально становишься покрытым как будто неким маслянистым лосьоном. Конечно, странно и очень интересно чувствовать себя поплавком в воде, но расслабляться сильно не стоит, несколько нескоординированных движений и можно перевернуться вверх тормашками.

Мёртвое море — солёные берега

Всем известны эффектные снимки с Мёртвого моря, когда люди спокойно лежат на воде, иногда даже читают газету или книгу и совсем не собираются тонуть, но на самом деле Мёртвое море считается вторым самым смертельным местом для плавания по израильской статистике. В воде очень сложно передвигаться и есть риск в опасной ситуации случайно напиться солёной воды, что может привести к тяжелому отравлению солью, при котором истощаются электролиты, сильно страдают почки.

Грязевые ванны нам тоже очень понравились, не столько из-за лечебного свойства, сколько от самого процесса намазывания и дальнейших эффектных фотосессий.

Селфи с Мертвого моря
Как весело провести время на Мертвом море
У меня две дочки: одна - беленькая, другая - черненькая...

И ещё отличным бонусом стали красивые закаты, солнце здесь исправно садится за море и линию гор со стороны Израиля.

Закат

А море-то с историей…

Немногие водоёмы имеют столь значительное историческое, географическое и религиозное значение, как Мёртвое море.

Мёртвое море — солёные берега

Название Мёртвом море — это перевод с арабского Эль-Мейт. Но оказывается, в течение истории у моря были и другие названия, например, на иврите Ям ха-мэлах — Море соли. Содомское море, так как на его берегах располагались библейские города Содом и Гоморра, уничтоженные Богом за грехи их жителей. Также Мертвое море называли озером Сирбонида.

Древнегреческий учёный Страбон, живший ещё до нашей эры, писал о том, что озеро полно асфальта и время от времени асфальт извергается на поверхность из самой глубины с пузырьками, как будто происходит кипение воды, и разливается по поверхности. Потом асфальт на поверхности переходит в твердое состояние, так что его можно резать и рубить. Из-за больших залежей природного асфальта древние греки называли море Асфальтовым. История сохранила данные, что этот асфальт применяли и египтяне для мумификации умерших.

Вообще, учёные считают, что это и не море вовсе, а бессточное солёное озеро между Палестинской Автономией, Израилем и Иорданией.

Проблемы морские, задачи человеческие

За последнее столетие стал очень заметен разрушительный прогресс, когда уровень воды в Мёртвом море падает в среднем на 1 метр в год.

Несколько причин приводят к этому, одна из них — пересыхающая река Иордан, которая раньше была полноводной и питала Мертвое море. Разрушают экологию моря многочисленные заводы по добыче брома, калия и других минералов, в результате их деятельности нарушается естественный процесс циркуляции воды, образуются подземные полости и провалы. В настоящее время насчитывает до 1200 провалов, некоторые из них достигают 25 метров в глубину. Из-за риска новых обрушений, прогулки вдоль берега моря не считаются безопасными.

Мёртвое море — солёные берега
Такие сетки ограждения встречаются...

Если экологическую катастрофу Мёртвого моря не предотвратить, под угрозой окажется вся туристическая индустрия как Израиля, так и Иордании, а само море через 45 лет исчезнет вовсе…

Мёртвое море — солёные берега

Поэтому сейчас рассматривают вариант по потпитке Мёртвого моря водами из Красного моря по искусственному каналу. Но пока все проекты находятся в стадии разработки. Есть и камень преткновения, так Израиль хочет вернуть уровень моря к первоначальной отметке, а это плюс 25 метров к настоящему уровню, но в этом случае в зону затопления попадут все Иорданские отели, отстроенные на порядок позже израильских курортов. К тому же здесь необходимо учитывать и мнение третьей стороны, Египта, обеспокоенного возможными последствиями строительства такого канала и его влияния на экологию самого Красного моря. К тому же химический состав Мертвого моря, скорее всего, изменится. Предварительно стоимость проекта может составить 3–4 миллиарда долларов США.

Новые отели строят поближе к морю, но оно все равно убежит еще дальше
Новые отели строят поближе к морю, но оно все равно "убежит" еще дальше

В общем, споры продолжаются и поиски лучших вариантов тоже, а мы пока радуемся тому, что все ещё можем лицезреть красоту Мёртвого моря, а главное испытывать на себе его уникальные особенности.