Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Амман, Джараш, Совайма, Акаба, Петра, Вади Муса — Иордания Январь 2018

Двухнедельный отпуск в январе было решено провести в Иордании, очень хотелось познакомиться с новой страной и, конечно, своими глазами увидеть одно из официально утверждённых Новых семи чудес света — древний город Петру. Максимально долго оттягивали момент и не сообщали родственникам куда собрались, а когда все-таки сказали, мама предсказуемо заволновалась: «В Иорданию? Не знаю где это, но, кажется, рядом с Израилем, наверное, это опасное место. Завтра куплю политическую карту мира, посмотрю». Ах, мама—мама, не надо смотреть на карту, там не только Израиль рядом, но ещё пара ненадежных соседей найдется: с севера — Сирия, а на северо-востоке — Ирак… И начались мои долгие внушения по телефону, что Иордания очень безопасная страна и многие туда уже съездили и благополучно вернулись. Но тут муж, который в эту поездку с нами не собирался, случайно подлил масло в огонь. По телевидению отрапортовали, что победили в Сирии Игил (запрещённая в России террористическая организация). «Прям так и победили, затаились они на время или по соседним странам рассеялись» — прокомментировал новость муж. «Сильно по соседним?» — только и смогла я промолвить…

Но никакие волнения и сомнения уже не могли остановить нас, чемоданы собраны, в путь в Иорданское Хашимитское Королевство. «Аль-Мамляка аль-Урдуния аль-Хашимия», как заклинание произносила я заученное на арабском языке название страны с богатой историей.

Иордания имела чрезвычайно важное значение в римский, библейский, ранний мусульманский периоды, а также во времена крестоносцев. Мало какой стране приходилось терпеть владычество стольких иноземных захватчиков, как этому маленькому государству на границе Востока и Запада. Иудеи, греки, римляне, персы, византийцы, арабы (халифаты Омейядов и Аббасидов) и, наконец, султаны Османской империи — все они, в своё время, становились хозяевами земли по ту сторону реки Иордан. Во время Первой Мировой войны Иордания была оккупирована турками и глава династии Хашимитов — Хусейн ибн Али — сражался против них на стороне англичан. С 1929 года Иордания находилась под британским протекторатом. В 1946 году Трансиорданский эмират, наконец, получил независимость от Великобритании, а Абдаллах стал его властителем. В 1949-м страна была переименована в Иорданское Хашимитское Королевство. Хашимитское — по правящей династии, ведущей свой род от Хашима ибн Абд ад-Дара — деда пророка Мухаммеда.

Иордания по сей день является монархией, а ее короли красуются на местных банкнотах — динарах, курс которых к рублю совсем нас не воодушевляет — 81–82 рубля за один динар.

Символ монархии — корона украшает и ливреи самолетов авиакомпании Иордании «Royal Jordanian».

Иордания совсем небольшая страна, проехать её всю с севера на юг можно за 7 часов по неплохим, кстати, дорогам, пролегающим среди пустыни и скалистых гор. Мы от своего города до столицы Югры примерно за такое же время добираемся…

Не смотря на свои размеры, Иордания обладает огромным количеством достопримечательностей, которые очень интересны для посещения. Попробую сейчас также быстро как сменяются картинки в калейдоскопе рассказать о самых ярких моментах нашего путешествия.

На территории Иордании находились шесть из десяти крупных античных городов, образующих Декаполис (Десятиградие) и являющихся центрами греческой и римской культуры на фоне культуры оригинальной — набатейской, арамейской, иудейской. Каждый город имел определенную степень автономии и право на самоуправление. Некоторые города прекрасно сохранились до наших дней. Один из них Филадельфия — современный Амман, столица Иордании; второй — Гераса — современный Джераш (иногда произносится как Джараш).

Джераш — великолепный образец греко-римской архитектуры. Согласно легенде, город основали солдаты Александра Македонского, которые из-за ранений не смогли продолжать великий поход и остались здесь сторожить трофеи. Землетрясение разрушило огромный город и похоронило его в песках на долгие 1000 лет, Джераш вновь был обнаружен только 1806 году.

Визитной карточкой Иордании, конечно, является Петра — удивительный город, высеченный древними зодчими прямо в скалах в самом сердце Шарских гор. Ученые считают, что городу от двух до четырёх тысяч лет. Неизвестно точно, когда была построена Петра, но процветать как столица Набатейского царства она начала с первого века до нашей эры. Архитектурные памятники Петры представляют собой смешение стилей, которые были свойственны и древним египтянам, и древним грекам, и древним римлянам.

Только ради того чтобы пройтись по удивительно живописному каньону Сик уже стоит отправиться в путешествие по Иордании.

Иордания невероятно кинематографичная страна. Её не раз выбирали известные режиссеры в качестве съемочной площадки. Древняя Петра фигурировала в одной из сцен фильма «Индиана Джонс. Последний крестовый поход». Благодаря уникальному ландшафту пустыни Вади-Рам здесь проходили киносъемки многих мировых блокбастеров, среди которых «Трансформеры», «Лоуренс Аравийский», «Марсианин». А совсем недавно в пустыне завершила работу съемочная группа нового фильма «Аладдин» с Уиллом Смитом в роли джинна. Так что с нетерпением ждем премьеры в кино.

Пустыня Вади Рам на закате

Пейзажи пустыни можно назвать инопланетными, настолько они красивы и необычны. Марс на Земле, не иначе!

Иорданский калейдоскоп

Но Иордания не только горно-пустынная страна. Это маленькое государство обладает выходом сразу к двум морям — Мертвому и Акабскому заливу.

Мертвое море, помимо того что обладает уникальными свойствами, имеет большое историческое, географическое и религиозное значение, например, оно несколько раз упоминалось в Библии. О нашей любви к Мертвому морю, хоть и случившейся не с первого взгляда, я обязательно напишу отдельный рассказ.

Закат на Мертвом море

Недалеко от границ с Египтом и Израилем, на берегу Акабского залива, разделяя Аравийский и Синайский полуострова, расположен город Акаба — единственный порт Иордании, больше известный в мире как курорт.

Акаба вечером
Подписываю открыточку - привет домой

Вода в Акабском заливе прозрачная, её чистоту «тестируют» колонии кораллов, которые не живут в грязной воде.

Если отправиться морскую прогулку на лодке с прозрачным дном, то недалеко от берега можно увидеть затонувший самолет, корабль и специально затопленный танк.

Самый большой интерес для всех христиан мира представляет священная река Иордан. Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин посуху перевёл еврейский народ между чудом расступившихся вод Иордана, тем самым завершив сорокалетнее скитание евреев по пустыне. Но самое главное, в Иордане в местечке Вади эль-Харар принял Крещение сам Иисус Христос. Я была невероятна счастлива окунуться в священные воды в день Крещения Господня — 19 января.

Цельный образ о стране складывается не только через знакомство с ее природными богатствами и достопримечательностями. Решающим оказывается и впечатление от общения с местными жителями. Иорданцев можно разделить на две группы: первые проживают в городах и ведут светский образ жизни, большинство придерживаются мусульманских традиций, но без фанатизма; вторую группу составляют бедуины — бывшие кочевники, в основном с ними можно встретиться в Петре и в пустыне Вади-Рам. В целом, иорданцы показались нам очень приветливыми и общительными, без навязчивости. Чувствовали мы себя везде уверенно и спокойно.

Могу подтвердить, что иорданские власти делают очень многое для поддержания безопасности и порядка в стране. Мы проехали много километров по дорогам и везде, через определённые промежутки, видели блок-посты. Также усиленную вооружённую охрану заметили в городах у значимых объектов: государственных учреждений и посольств. Узнали, что Иордания тратит огромные средства на армию и полицию, усиление логично сейчас происходит на границах с Сирией и Ираком. Самые тщательные проверки проходят паломники, направляющиеся к священной реке Иордан. Военные, полицейские и члены их семей пользуются большими социальными льготами, в том числе после выхода человека на пенсию. Конечно, для страны, которая не обладает богатыми природными ресурсами, например, здесь нет нефти, газа, угля, эти расходы являются ощутимой нагрузкой для бюджета. Но без этого никак. Ближний Восток в целом регион неспокойный.

Две недели в Иордании прошли очень интересно и насыщенно, как будто была прожита отдельная маленькая жизнь, в некоторые особенно понравившиеся места мы возвращались по несколько раз. Я в очередной раз убедилась в правоте фразы «Путешествия являются способом продления человеческой жизни путем ее интенсификации».