Турист Наталья (Natalya_1987)
была 23 февраля 22:50

Сингапур Ноябрь 2017

начало путешествия

Прилет, паспортный контроль, получение багажа, таможенный контроль, желание побыстрее добраться до отеля, поиск подходящего транспорта… А вот тут стоп! К Сингапуру это не относится. Попадая в аэропорт Чанги, непроизвольно хочется посмотреть, что представляет собой самый лучший аэропорт мира. И мы не стали в этом плане исключением.

Прилетели мы сюда из Куала-Лумпура. Впервые летели чужой авиакомпанией (не родной Эйр Астана), впервые регистрировались самостоятельно на рейс и впервые ощутили невероятный полет длительностью 1 час следующего плана: «едем... едем… едем… постояли в „пробке“, пропуская другие самолеты, взлетели — сели».

Сингапур встретил удивительно слаженной работой аэропорта: отсканировали всё что можно — паспорт, миграционную карту, отпечатки больших пальцев. Одним глазом взглянули на распечатанную бумажку А4 — электронную визу, сделанную предварительно в турфирме за 45 $ (визу тщательно изучили при вылете в Малайзии). Штамп в паспорт, в придачу часть от миграционной карточки, на которой написано, что за наркотики полагается смертная казнь и бумажка, чтобы при вылете воспользовались самостоятельной электронной регистрацией на рейс. Никаких лишних вопросов, никаких требований показать обратный билет и никаких очередей.

Итак, мы в терминале № 4. Текущая задача — добраться до отеля на метро. Находится метро в терминалах 2 и 3. Попасть во второй терминал из 4-го можно на бесплатном автобусе Shuttle Bus, чем мы и воспользовались. Восхищаться начинаешь, не успев отъехать от терминала: на улицах чистота, всё зеленое, все растения подстрижены, словно под линеечку. Во 2 терминале мы забыли, что находимся в закрытом помещении — в здании растут деревья, цветы. Да мы вообще забыли, что находимся в аэропорту, ходим, смотрим на всё, раскрыв рот, как будто на экскурсии. К реальности вернули лишь указатели, встречающиеся на каждом шагу и мешающий чемодан.

Это, кстати, терминал № 2:

Ничего не успеваем или 5 дней в Сингапуре

Пошли искать метро, нам же до отеля добраться нужно. Найти метро можно по указателям «Train to city». Карту метро, как и карту города, можно бесплатно взять в аэропорту.

Важно! Метро в аэропорт курсирует всего по трём станциям «Changi Airport — Expo — Tanah Merah» и обратно. Поэтому, чтобы добраться в город обязательно нужно выйти на станции Tanah Merah за толпой и сделать пересадку на другой поезд, иначе уедете обратно в аэропорт.

Для меня — жителя шахтерского города (в котором вероятнее всего построят шахту в центре города, нежели метро), очень необычен этот вид транспорта и очень нравится. А в Сингапуре метро еще необычнее — оно без водителя. Поезд полностью управляется компьютером. Очень удобные станции закрытого типа, стрелочки, где нужно стоять на вход и где выходить. Еще больше восхищает, что соблюдается очередность, никто не толкается, не лезет вперед. Кстати, в метро запрещено употреблять напитки и еду, могут оштрафовать, т. к. повсюду камеры наблюдения. Заблудиться здесь нереально: везде указатели, станции прописаны на английском языке либо на световом табло, либо показаны на экранчике, при этом громко и четко объявляются, еще говорят на какой станции нужно пересесть, чтобы попасть на другую линию.

Ничего не успеваем или 5 дней в Сингапуре

С оплатой метро проблем нет, можно приобрести одноразовый билет, транспортную карту EZ-Link (действующую и в автобусах) или безлимитный туристический проездной на 1, 2 или 3 дня.

Стоимость одноразового билета зависит от дальности поездки, чем дальше находится ваша станция, тем дороже. Безлимитный туристический проездной на 3 дня стоит 30 сингапурских долларов, 10 долларов из которых — это залоговая стоимость (на 20 долларов можно кататься), которую вам вернут при своевременном возврате проездного. Транспортная карта EZ-Link стоит 12 сингапурских долларов, 5 из которых — это невозвратный залог за карту, на 7 долларов можно ездить, карту можно пополнить (тут же или на любой станции в кассе или терминале) на любую сумму, минимальная сумма 10 долларов.

Прикинув, что в метро мы жить не собираемся, безлимитный проездной на 3 дня нам не туда, ни сюда (мы на 5 дней приехали), решили взять EZ-Link. Очень удобно, информация о стоимости проезда и остатка денег на карте всегда отображается на мониторе турникета при каждом входе и выходе на станциях.

Деньги мы поменяли в 4 терминале, за 1 $ дают 1,32 сингапурских доллара.

Долго ли, коротко, доезжаем по зеленой линии до ближайшей станции от нашего отеля «City Hall». Дальше пешком. И только выйдя из метро, понимаешь, какая прекрасная погода на улице, хоть погреться можно — в вагоне достаточно прохладно.

В Сингапуре позаботились о жителях — на улицах в проходах повесили вентиляторы, устал от жары — можно пройтись под ветерком.

А мы тем временем идем пешком в отель. Интересно, кто придумал построить отель на горе (и кто придумал там поселиться…) Проходим мимо музея марок и интересного здания масонов.

Ничего не успеваем или 5 дней в Сингапуре

А вот и наш отель Fort Canning Lodge 3* (180 $ в сутки) — царство вечного холода: зверские кондиционеры здесь работают на полную мощность.

В номере холод такой, как у нас осенью в квартирах, когда по всем законам логики и минусовой температуры за окном должны дать отопление, но его не дают, потому что не наступила определенная дата, например 15 октября. В футболке в комнате не походишь, можно околеть. И это при отключенном кондиционере + из коридора тянуло холодом так, что приходилось затыкать щель под дверью.

Нам достался номер с прекрасным видом на стройку и кусочек улицы Орчард-роуд (Orchard Road). К слову, стройку в Сингапуре можно увидеть повсеместно и только здесь ей можно удивиться: всему транспорту, выезжающему со стройки, рабочие моют колеса (лично наблюдали данную процедуру).

Итак, ДЕНЬ 1, точнее его остаток.

Раз уж мы оказались в Сингапуре, то планы на осмотр достопримечательностей были грандиозные — хотелось посмотреть ВСЁ! На сегодня по плану у нас была набережная, самое большое колесо обозрения и шоу фонтанов. Индикатор погоды говорил, что нашим планам не суждено сбыться — все небо затянуло тучами, обещая продолжительный дождь. Пойдем хоть до дождя что-нибудь посмотрим.

Выбор пал на расположенный возле отеля парк Форт Каннинг (Fort Canning Park). Неплохое место для отдыха, чистота, спокойствие, немноголюдно. В парке мы также посетили сад специй (Spice garden), правда из знакомых специй был только перец, всё остальное больше напоминает простую траву. Осмотр парка прервал ливень, мы поспешили в отель.

Дождь закончился, когда на улице стемнело. На набережную и фонтаны мы уже не успевали, поэтому пошли гулять по самой известной улице Орчард. Это центр торговли и развлечений, одна из главных туристических достопримечательностей Сингапура. А там настоящая рождественская сказка. Чудесно украшены витрины магазинов, вокруг разнообразные ёлки, снежинки, снеговики, в специальных кабинках имитация снега из крупинок пенопласта. Каждый торговый центр краше другого.

Народа тьма, все толкутся на улице, фотографируются возле ёлок, бродят по магазинам. За порядком зорко следит полиция — 6 полицейских с автоматами в руках (с пальцем на спусковом крючке) с важным видом прогуливаются по улице. И кто говорил, что в Сингапуре не видно полицейских…

В одном из магазинов была приобретена еда, довольно вкусная и неострая, которую мы уплетали в отеле, смотря в окно на ночной город. Это было замечательное завершение дня.

ДЕНЬ 2.

Невероятно разнообразный и вкусный завтрак в отеле зарядил бодростью и хорошим настроением. Сегодняшние планы придется отложить, пойдем выполнять вчерашние. Напомню, вчера мы планировали посетить набережную, самое большое колесо обозрения и шоу фонтанов. Может что-нибудь и из запланированного на сегодня успеем.

Господи, как же хорошо на улице после этого дубака! Минут 10 мы отогревались на солнышке. Так, погрелись, пошли!

Не успев отойти от отеля, мы заметили в парке Форт Каннинг какое-то действие: народ в красных футболках со всех сторон стекался к этому зданию. Что ж, пошли посмотрим, что там происходит. Шел концерт, где выступали дети. Ждали чего-то интересного, но ничего особенного не происходило. Постояли, только зря время потеряли. Потом мы узнали, что это была благотворительная прогулка и ярмарка развлечений EtonHouse в помощь неблагополучным сингапурским детям, сопровождающаяся торговлей едой и маршрутами по парку.

Ничего не успеваем или 5 дней в Сингапуре

Первой достопримечательностью, повстречавшейся по дороге, стала армянская церковь Св. Григория Просветителя (Armenian Apostolic Church of St. Gregory the Illuminator), которая сейчас мало используется по назначению и является местом проведения свадеб. Вот и сейчас сюда съезжались машины, суетились нарядные китайцы с детьми — намечалось торжество. На заднем дворе что-то похожее на кладбище. На самом деле это лишь мемориальные надгробия почетных граждан Сингапура, перенесённые сюда в 1988 году.

Следующим религиозным заведением стал Собор Святого Андрея (St. Andrew’s Cathedral). Здесь тоже готовились к свадьбе. Возле церкви есть также очень высокое здание отеля Swissotel The Stamford (интересно, на крыше есть смотровая площадка? С такой высоты наверняка открываются красивые виды на город.)

Выходим из собора, продвигаемся по одноименной улице St Andrew’s Rd. Отсюда открывается неплохой вид на город. Проходим мимо Национальной галереи Сингапура (было бы свободное время, с удовольствием зашли бы внутрь). Выходим к статуе Стэмфорда Раффлза — основателю современного Сингапура.

За ним расположена набережная, где можно покататься на лодочке, погулять, рассматривая различные бронзовые статуи, расположенные вдоль реки. Самая известная скульптура — «Первое поколение», изображающая мальчиков, прыгающих в воду. Рядом находится табличка, на 4-х языках повествующая об истории создания этой скульптуры: «Река Сингапур играла ключевую роль в истории и развитии Сингапура. Здесь поселились первые общины мигрантов. Для детей, живущих на берегу, река заменила игрушки и стала источником удовольствия и приключений. Мальчики, прыгающие в воду с деревьев, растущих вдоль реки, вдохнули очарование в эту область. Ребята плавали большими группами для безопасности, они быстро научились маневрировать на мутных глубинах. Ни загрязненные воды, полные мусора, ни проплывающие мимо туши мертвых животных, ничто не могло удержать мальчиков от погружения в реку. Они научились плавать при приливе, когда река была немного чище. С завершением в 1983 году проекта „Чистые реки“ семьи мигрантов были выселены из этой области, затих и детский смех плавающих мальчиков».

А мы тем временем дошли до места, откуда каждый турист начинает своё знакомство с Сингапуром — это тоже набережная, где расположен один из символов Сингапура — Мерлион. Здесь всегда очень многолюдно. Каждый китаец, попавший сюда, считает своим долгом сфотографироваться так, как будто он ловит ртом/руками воду из фонтана. Со стороны выглядит довольно забавно. За большим Мерлионом расположен маленький и не такой знаменитый мерлиончик.

С набережной открывается очень красивый вид на знаменитый отель Marina Bay Sands с бассейном «без бортов» и смотровой площадкой на крыше. Отсюда также видно необычное здание театра Эспланада, прозванное «дурианом» за сходство с экзотическим фруктом, и большое колесо обозрения.

Вдоль дорог растут цветы, рядом с цветами по всей длине тротуаров расположены каменные лавочки, исцеляющие любые виды воспаления, циститы и т. п. болячки: под солнцем они нагреваются до нереальной температуры. После сидения на такой лавочке организм прогревается практически до гланд.

Еще одна достопримечательность — мост в виде спирали ДНК. Тоже очень популярное место для селфи.

Это всё конечно очень красиво, но самое необычное, что мы увидели здесь — это стоящее под мостом пианино, за которое можно сесть и абсолютно бесплатно поиграть. Сначала не поверили своим глазам, но проходящий мимо парень полностью развеял все сомнения, он сел и исполнил музыкальную композицию. И в который раз понимаешь, что в Сингапуре всё сделано с заботой о жителях!

Мы по мосту ДНК идем дальше. Для нас, любителей ботаники, обязательным пунктом в маршруте были знаменитые «Сады у залива» («Gardens by the Bay»). Для начала мы посетили расположенные в саду две оранжереи, вход в которые стоит 28 сингапурских долларов. Посещаются они почему-то в определенном порядке: сначала Cloud Forest (облачный лес), а потом Flower Dome (цветочный купол). Логика очередности посещений осталась непонятной. Для нас они стали «бермудским треугольником» — зашел и пропал.

Итак, оранжерея Cloud Forest. Здесь находится самый высокий в мире крытый водопад, свежесть которого ощущаешь сразу при входе. Если учесть, что по ощущениям температура здесь минусовая, такая свежесть не очень-то радует. Помимо водопада посреди оранжереи есть горка, со всех сторон укутанная пышной растительностью. Оценить масштаб оранжереи позволяют мостики, поднявшись на которые, понимаешь, насколько здесь высоко и красиво.

В оранжерее есть также различные деревья, скульптуры, галерея кристаллов и удивительной красоты цветы. Гулять здесь можно часами, каждый раз натыкаясь на что-то интересное, рассматривая на горке необычные растения и цветочки. Что мы с удовольствием и делали. Поджимало время, да и холод давал о себе знать. Решили чуть-чуть погреться на улице. Не мешало бы и подкрепиться. Рядом продавали дим самы — китайские паровые пельмешки, по 3 сингапурских доллара за 2 штуки. Дорого конечно, но очень вкусно.

Подкрепившись, с новыми силами мы шли по необычному цветочному коридору в очередную красоту — оранжерею Flower Dome. Множество цветов различных видов и расцветок, растения и деревья с разных стран и континентов. Некоторые мы встречали впервые.

В оранжерее также проходила рождественская выставка — смесь елок с пальмами и цветами.

В оранжерее также множество различных скульптур, гармонично соседствующих с растительностью. Со словами и мыслями «ну еще чуть-чуть», «еще 5 минуточек», мы оттаскивали себя от цветов.

Наконец-то удалось выйти из оранжерей. Какое небо «голубое»!

Ничего не успеваем или 5 дней в Сингапуре

Да уж! Сады у залива на сегодня уже обламывались, как и колесо обозрения. Да и усталость уже давала о себе знать. Пойдем в отель отдыхать, нам еще сюда вечером на шоу возвращаться. По пути мы успели посмотреть еще одну достопримечательность «фонтан богатства» — самый большой в мире фонтан. По информации из интернета, ежедневно вечером здесь проходит шоу в 20:00, 20:30 и 21:00, когда фонтан переливается яркими цветами. Также в течение дня есть сеансы «прикоснись к воде» 10:00—12:00, 14:00—16:00 и 18:00—19:30. В это время отключают большой фонтан, вокруг маленького фонтанчика нужно обойти 3 раза по часовой стрелке и загадать желания, держа правую руку в воде. Этого времени ждать мы не стали, у нас желание было одно — добраться сухими до отеля и отдохнуть.

Прошло часа два. Наконец-то закончился дождь…

Строгий и деловой дневной город с наступлением темноты полностью преображается, сияя всеми цветами радуги, он становится сказочным и фантастическим. Дневной деловитости и не узнать.

Мы вдоль набережной Кларк Ки направляемся на знаменитое шоу фонтанов возле отеля Marina Bay Sands. К сожалению, пока гуляли, опоздали на шоу, и пока дошли до Мерлиона, захватили только остатки — лучи, словно лазерное оружие из фильмов, пронзают воду и воздух. Нужно было торопиться дальше.

А дальше в саду начиналось другое шоу возле супер-деревьев — «Садовая Рапсодия» (Garden Rhapsody). Деревья под музыку переливаются разными огнями и цветами. Завораживающее зрелище! И опять, застряв на набережной, не успели подойти близко к деревьям. Смотрели шоу издалека. К слову, шоу идет дважды в день в 19:45 и 20:45.

Ничего не успеваем или 5 дней в Сингапуре

Следующим в 22:00 стало шоу Wonderfull, смотрели мы его со ступенек отеля Marina Bay Sands. Вот это шоу! Вот это мощь! Это вам не классика возле Петронасов в Куала-Лумпуре. Это бешеный звук, с невероятным темпом вырывающиеся из воды струи воды; это картины на водной завесе, образованные проекцией лазеров. Мы ничего подобного до этого не видели, раскрыв рот, смотрели на происходящее на воде. Весь масштаб шоу лучше наблюдать с верхних ступенек.

Тут мы стали свидетелями, как поддерживается невероятная чистота в городе: в промежутках между шоу работник с метелкой и совком проходил по рядам, убирая мусор и пустые бутылки за засранцами-туристами.

После шоу мы прогуляли еще раз по набережной и по вечерним улицам, рассматривая удивительные машины, которые на наших дорогах и не встретишь.

ДЕНЬ 3.

За 2 дня пребывания в городе мы усвоили простое правило: в Сингапуре без зонтика не проживешь. Поэтому в магазине при отеле приобрели 3 зонтика за 10 долларов. Кстати, возле нашего отеля висели совершенно бесплатные полиэтиленовые чехлы для зонтика-трости.

Планы на сегодня как всегда — посмотреть то, что не успели вчера. Это «Сады у залива» и колесо обозрения.

Кстати, дождь начался уже с утра, ждать, когда он закончится смысла не было, это означало потерять пол дня драгоценного времени. Пойдем гулять под дождем. Зонтики очень пригодились, и неважно, что из кроссовок выливается вода. Мы гуляли по чудесным зеленым улицам, рассматривали архитектуру, встречающиеся по пути храмы.

По улицам Сингапура курсируют двухэтажные городские автобусы. Для такого количества населения это очень актуально. Я бы хотела, чтобы такие ездили у нас в городе, особенно в час пик.

Очень тронула забота правительства об инвалидах-колясочниках: тротуар возле остановок завышен и расположен на одном уровне с ровной площадкой автобуса. Это позволяет самостоятельно передвигаться людям с ограниченными возможностями по городу на автобусах. При строительстве метро тоже учли эту особенность: там везде есть пандусы, лифты и такие же ровные площадки между станцией и поездом.

По отношению к жителям тоже проявлена забота, учитывая особенность климата: почти возле каждого здания есть навес от дождя. Так мы и гуляли, перебегая от одного навеса к другому, т. к. дождь усилился. По ходу рассматривали интересную архитектуру. В такую мрачную погоду по улицам на машине-амфибии катали туристов, не одним нам не повезло с погодой, мы хотя бы бесплатно гуляли.

Из-под крыши рассматривали мемориальный парк, в центре парка расположен мемориал в память мирных жителей, погибших в Сингапуре во время Второй мировой войны.

Когда дошли до Садов у залива, дождь закончился, выглянуло солнышко. Погода и окружающая красота благоприятствовала тому, чтобы мы опять здесь зависли на долгое время. Шикарные дорожки, удивительные растения и цветочки, красивые пальмы — всё это расположено на огромной территории.

Кроме этого в садах расположены удивительные скульптуры, например, этот малыш, держащийся лишь на одной руке (вес «малыша» составляет около 7 тонн). Также из сада открывается не менее красивый вид на знаменитый отель Marina Bay Sands.

Также здесь находятся китайские и индийские сады.

Ничего не успеваем или 5 дней в Сингапуре

А также знаменитые футуристические супер-деревья. Посмотреть на сад с высоты можно с мостика, расположенного между деревьями. Вход на него платный. Подниматься не стали, потому что времени, как всегда не хватало, опять больше половины дня прогуляли в садах. Мы спешили дальше.

Посмотреть на город с высоты можно со смотровой площадки отеля Marina Bay Sands, а можно с колеса обозрения Singapore Flyer, до 2014 года — самого большого в мире. Мы выбрали второй вариант. Стоит это удовольствие 33 сингапурских доллара. Но оно этого стоит! С высоты открывается очень красивый вид на город. Ощущения в закрытой кабинке непонятные, совсем не чувствуешь подъем на высоту, голова не кружится и совсем не страшно.

До вечера оставалось еще время, мы направились в китайский квартал. Интересное место, советую посетить. Квартал визуально делится на 2 части: современную (с небоскребами и новостройками) и историческую (с храмами, мечетями и традиционными китайскими домиками). До закрытия успели посетить всего 2 маленьких китайских храма.

Самой главной достопримечательностью китайского квартала является красивый храм зуба Будды (Buddha Tooth Relic Temple). Храм многоэтажный и довольно большой, мы успели посетить лишь первый этаж. Внутри невероятно красиво, все золотое. Стены оформлены статуями маленьких будд.

Рядом с храмом находится знаменитая улица мертвых (Sago street). Раньше здесь располагались похоронные бюро. Когда-то китайские семьи привозили сюда стариков и оставляли их умирать, потому что жилой площади на всех не хватало, да и по законам фэн-шуя, смерть в родном доме оставляет плохую энергетику. Медицинская помощь здесь была минимальной, условия содержания были ужасны, проживали старики здесь недолго. Дома смерти запретило правительство, к концу 1960-ых годов они были снесены. Сейчас это обычная туристическая торговая улица, о жутком прошлом которой напоминает лишь история. Здесь продают различную мелочевку: магнитики, сувениры и т. п. На улице также находиться статуя Хотея — бога богатства, которому нужно потереть пузико и загадать денежное желание.

О себе напоминал голод, поначалу решили было прогуляться до Maxwell Food Center — недорогого китайского футкорда, но вспомнив прочитанную информацию, что там едят только палочками (мы этого не умеем, а захваченные из дома вилки забыли в отеле), отложили эту затею. На помощь пришел магазин 7-Eleven с вредной едой.

Перекусив, собравшись с силами, поплелись в сторону отеля. По пути встретили радужное здание, в котором располагается Министерство информации, связи и искусства Сингапура.

Дальше по дороге расположена Центральная пожарная станция и Галерея наследия гражданской обороны.

Вечером мы нашли уединенное местечко возле улицы Орчард и предались размышлениям на тему: «Хотела бы я жить в Сингапуре». Да, я мало что знаю о жизни в этом городе, но первое впечатление — здесь всё сделано с заботой о жителях. Немножко напрягает такое количество людей на квадратный метр, маленькая территория и плотная застройка, но очень многие вещи действительно достойны восхищения. Очень понравились жители: культурные, вежливые, не назойливые, извиняются за всякую ерунду, благодарят за каждую мелочь (например, за простую покупку в магазине). Но мне показалось или это на самом деле так — у города нет души, или просто я её не почувствовала. Вот вроде бы красиво, чисто, современно, везде порядок, но всё какое-то искусственное что ли, железобетонное и бездушное. Если взять, например Баку, там, особенно в старом городе отдыхаешь душой, а здесь просто ходишь, смотришь, восхищаешься. В итоге пришли к выводу, что вернуться сюда очень бы хотелось, может и не раз, но вот жить здесь — нет. С такими мыслями отправились спать.

ДЕНЬ 4.

На сегодня по плану у нас посещение зоопарка. Мы просто обожаем животных, поэтому изначально на это мероприятие был выделен целый день, знали же, что просто так не оторвемся от зверушек. Но учитывая полную неуспеваемость по всем планам в Сингапуре, скрепя сердце, решили провести в зоопарке пол дня и еще что-нибудь посмотреть.

Добраться до зоопарка можно различными способами (самый простой и быстрый — такси), мы выбрали метро + автобус. Сначала доехали по красной ветке метро от «City Hall» до станции «Ang Mo Kio», через дорогу при выходе из метро — здание AMK Hub, здесь находится автостанция. Говорят, что из метро можно также перейти в это здание по подземному переходу, который мы не нашли (точнее даже не искали).

В здании идем прямо, никуда не сворачивая, ориентируясь на указатель «bus». Нам нужен 138 автобус, посадка на него в самом конце здания. Садимся в очередь и глазеем по сторонам.

Интересно устроена автостанция: к каждому выходу на автобус ведут 3 узкие железные перегородки с сиденьями, над каждой висит табличка с определенным номером маршрута. Люди садятся/становятся в очередь и ждут. Подъезжает автобус, в таком же порядке очереди каждый в него заходит, никто не лезет вперед.

В очереди мы были первые и впервые ехали на сингапурском автобусе. Не совсем еще знакомые с современными инновациями (у нас в городе в автобусах старый добрый кондуктор и оплата наличными), решили пропустить вперед стоящего за нами китайца (зорким глазом было подмечено, что у него тоже проездной), чтобы посмотреть, как и куда прикладывается транспортная карточка EZ-Link. Оказалось ничего сложного. Поехали!

Ехать минут 40, остановка зоопарк — конечная. Билет стоит 33 сингапурских доллара, вместе с билетом дают карту зоопарка. По всем отзывам и рейтингам — это самый лучший зоопарк в мире.

Пойдем скорей смотреть! Сразу на входе нас окружили звуки природы: две обезьяны (наверное, самцы) горланили так, что заглушали всё вокруг. Рядом на деревьях копошились маленькие обезьянки.

Никаких клеток метр на метр, только лишь небольшие загородки и рвы, правда некоторые животные за стеклом, но все живут на достаточно больших территориях и в условиях, приближенным к естественным. Некоторые обезьянки вообще лазают по тросам, растянутым над дорожками над головой, а некоторые зверьки сидят на расстоянии вытянутой руки.

Отсутствие клеток и загородок создает ощущение, что находишься в диких джунглях, а не в месте, где животные находятся в неволе.

В разных частях зоопарка мы нашли целое царство самых различных обезьян и животных, которых видели впервые. За ними можно наблюдать бесконечно, уж настолько они интересные, да и настроение поднимают на весь день. Кто-то кушал, кто-то еще ждал еды. Те, кто поел, либо лениво валялись, выщупывали самцов, либо игрались: двое непосед сначала сражались за ветку, потом стали забирать друг у друга тряпку.

Здесь есть животные покрупнее, а есть и очень мелкие, например мышиный олень — самый маленький олень в мире. Нам посчастливилось попасть на кормление — работники зоопарка кормили бегемотика. В определенные часы можно самостоятельно покормить жирафов, стоит это удовольствие 5 сингапурских долларов. Рядом с вольером стоит умывальник, в котором можно помыть руки после кормления. Здесь заботятся не только о животных, но и о людях.

Дальше идут вольеры с ящерками, лягушками, змеями, черепахами. И хотя некоторые из них сидят совершенно неподвижно, а некоторые вообще спят, всё равно на них тоже интересно посмотреть, да и фотографировать удобно.

Так, зависая над каждым зверьком, мы осознавали, какая медленная скорость у нас и как стремительно мчится время. А ведь это была только часть зоопарка. Взяв ноги в руки, немножко ускорились, досмотрели остальных животных. Часть парка мы всё-таки пропустили, потому что карта была убрана в рюкзак, маршрут был «куда глаза глядят», но ладно.

Что я могу сказать о зоопарке, конечно впечатляет! Насчет самого лучшего в мире — не знаю, с точки зрения туриста, мне например, больше понравился зоопарк в Таиланде в Паттайе, где можно было кормить всех животных (не только в определенные часы). Но самое главное, что здесь животные ухоженные, сытые и наверное счастливые, это важнее всех рейтингов.

В строго отведенные часы на посещение зоопарка естественно(!) уложиться не успели, но хотя бы на улице было светло, а значит можно еще куда-нибудь успеть. Но сначала в отель тем же 138-м автобусом и метро по красной ветке до станции «City Hall», отдых (расстояния приличные, ноги уже гудели) и обед.

Сегодня мы решили посетить еще одно прекрасное место — Ботанический сад. Добраться до него можно по оранжевой ветке метро до станции «Botanic Gardens», вход в сад находится рядом с выходом из метро. Мы добирались от ближайшей к нам станции «Dhoby Ghaut» (эх, всё-таки как удобно, когда от твоего отеля в пешей доступности расположены все линии метро). Добрались и зависли тут до самого вечера. Увидели сад во всей красе: в дневном свете, на закате и в темноте. Уже привыкшие к «хронической неуспеваемости», мы смирились с тем, что сегодня уже не попадаем в Национальный сад орхидей: от этого входа он был расположен достаточно далеко, это нужно было пройти почти через весь сад километра два, да и время поджимало. В быстром темпе мы бы всё равно его не посмотрели, не тот кайф, поэтому, никуда не спеша, гуляли туда-сюда по чудесным дорожкам, рассматривая растения, цветочки, просто наслаждались природой.

Посетили Foliage Garden (лиственный сад). Здесь уютные деревянные дорожки, водоем и квакают лягушки.

Забрели в интересный «сад эволюции».

Дальше был сад кактусов, сад бонсаев и много удивительных уголков. Дошли до уже закрытого сада орхидей, даже возле него красота — клумбы, разнообразные цветочки, сфотографировали их на память. Ну как так, быть в Сингапуре и не посмотреть знаменитый сад орхидей, просто постоять рядом с закрытой дверью. А вдруг никогда его уже не увидишь. Так, всё, решено! Завтра бегом сюда же с утра и пробег по саду с ускорением.

Темнота тем временем наступала стремительно. Мы дошли до конца сада, противоположного от того, где мы заходили. Столкнулись с проблемой, как добраться домой. На станцию метро опять идти через весь ботанический сад, а это довольно далеко и нецелесообразно. Решили пешком прогуляться до отеля через знакомую уже нам улицу Орчард. Не самый удачный вариант, учитывая, что весь путь составил более 3,5 км и то, что мы практически весь день провели на ногах. Орчард уже не радовала рождественской сказкой, а казалась невыносимо длинной. Кто говорил, что Сингапур маленьких город… Наконец-то доползли дошли до отеля, душ, кровать. Всё, нас на сегодня больше нет.

ДЕНЬ 5.

Вчера мы не успели в самое красивое место ботанического сада — Национальный сад орхидей. Это нельзя было пережить, поэтому сегодня с утра мы решили съездить и быстро его посмотреть, ведь это был последний день пребывания в Сингапуре и увидеть за этот день хотелось как можно больше. Опять метро, поход с ускорением через весь ботанический сад к главному месту назначения. Вход в сад орхидей стоит 5 сингапурских долларов (для такой красоты вполне приемлемая цена).

Сотни орхидей самых различных видов, как знакомые, так и впервые встречающиеся. Переходя от одного цветка к другому и любуясь им, фотографируя каждый кусочек сада, так хотелось сохранить в памяти это невероятное место. Мы как будто в рай попали — вокруг красота нереальная.

Такую красоту поддерживать достаточно сложно, мы видели, как работники выщипывали микроскопические сорняки между плитками на дорожках и на клумбах, осматривали цветочные композиции и специальными щипцами удаляли каждый засохший листочек и увядший цветочек.

Прогуливаясь по таким красивым дорожкам, мы опять забыли про всё на свете, особенно то, что нужно куда-то торопиться. Да здесь на пол дня зависнуть можно!

К сожалению, часть парка была закрыта, за забором остались Cool House, сад бромеллиевых и видимо еще много красивого и интересного. Хотя, может это было и к счастью, вряд ли мы бы добровольно ушли сегодня из сада. Немножко расстроенные, пошли дальше осуществлять свои планы.

Следующей масштабной достопримечательностью стал остров развлечений Сентоза. Добирались мы сюда по оранжевой линии метро от стации «Botanic Gardens» до конечной «HarbourFront». Непосредственно до самого острова уже можно добраться различными способами:

1) на монорельсе от торгового центра Vivo City (станция монорельса расположена на 3 этаже);

2) на канатной дороге Singapore Cable Car, промежуточная станция также находится в Vivo City (самый дорогой способ);

3) пешком, что мы и сделали. По специальной двухуровневой тротуарной дорожке Sentosa Boardwalk, на верхнем крытом уровне которой находятся траволаторы — движущие дорожки, часть из которых не работает. В интернете писали, что при пешем попадании на остров, нужно заплатить за вход 1сингапурский доллар. С нас никто этого не потребовал (может из-за стройки на острове, который был на входе перегорожен забором — там устанавливали какие-то фигуры), поэтому мы свободно прошли через турникеты.

С тротуарной дорожки открывается вид на сам остров и Сингапурский пролив. Пока мы добрались, начинался продолжительный дождь, и вид был довольно мрачноватый. К тому же тут нас ждал не просто облом, а ОБЛОМИЩЕ! Мы не попадали в знаменитый парк Universal. Точнее попасть в него можно было, но половина открытых аттракционов всё равно в дождь не работает. Да и гулять не было желания, хотелось спрятаться под крышу и не выходить.

Ничего не успеваем или 5 дней в Сингапуре

От дождя решили спрятаться океанариуме S.E. A. Aquarium. Он является самым большим океанариумом в мире. Цена билета на взрослого человека 13–59 лет составляет 38 сингапурских доллара, для детей и людей постарше — дешевле.

Самым красивым местом здесь является огромный аквариум во всю стену. Прильнув к стеклу, погружаешься в подводную жизнь, множество проплывающих рыб и плавные движения скатов словно погружают в гипноз, когда просто не можешь отвести глаз от воды.

Еще одной интересной вещью является туннель, где плавают акулы и водолазы, очищающие компрессором дно и песок. Помимо этого есть множество маленьких аквариумов, в которых плавает самая разнообразная подводная живность. Есть также нестандартные аквариумы под ногами и над головой. Посетителям предлагают потрогать морских звезд. Бедные звезды, облапанные за день сотней (или тысячей) людских рук. Убила бы того, кто такое позволил!

Кстати, океанариум закрывался сегодня раньше обычного — в 4 часа, об этом предупреждали на кассе. Так что нужно было торопиться с осмотром до закрытия.

Итак, время около 4-х часов, чтобы бы еще посмотреть… Сам остров не впечатлял, всё было серое, потерявшее краски, и мокрое. В парк птиц и китайские сады мы уже не успевали, пока туда доберешься, уже стемнеет; находившийся в наших планах девятикилометровый маршрут Southern Ridges по 4 паркам и мостам, их соединяющим не получался из-за погодных условий — дождь так и не прекращался. Выбор пал на парк Haw Par Villa. Парк расположен рядом с одноименной станцией метро по оранжевой линии «Haw Par Villa». Вход бесплатный. Здесь довольно необычно, есть много интересных вещей, странные скульптуры из китайской истории, легенд и фольклора. Некоторые сценки без бутылки не поймешь не совсем понятны для русского человека. Нужно либо знать хоть что-то из китайской мифологии, либо родиться китайцем.

Место не совсем впечатляющее, но вполне подходящее для нестандартных экскурсий. При ограничении времени — не особо рекомендую для посещения.

А дождь так и не заканчивался. Остаток дня мы добирались до конечной станции «Dhoby Ghaut» (ближайшей к нашему отелю) — месту пересечения 3-х линий метро, долго искали выход на улицу. Вечером был сбор чемоданов, прощальная прогулка по Орчард Роуд. И завтра мы улетали из Сингапура. Как ни старались, многое так не успели посмотреть, без внимания остались этнические и жилые кварталы, улицы и храмы.

С утра выяснилось, что мы не знаем с какого терминала вылетаем на Пенанг, в билете это не было прописано. Конечно, логически, если мы прилетели в 4 терминал самолетом «Air Asia», то должны были из него же и улетать, компания ведь та же самая. Но вот уверенности в этом не было. Для таких, как мы, сингапурцы предусмотрели всё: на конечной станции метро «Changi Airport» стояли 4 больших экрана, на которых были показаны все рейсы, вылетающие из каждого терминала соответственно. Логика сработала, наш терминал также был 4-тый.

Помните, нам дали карточку, чтобы мы при вылете воспользовались автоматической регистрацией на рейс. Как выяснилось, другого выбора-то и не было — весь процесс регистрации на рейс в 4-том терминале полностью автоматизирован: получение посадочных талонов, сдача багажа, регистрация на рейс и регистрация на посадку в самолет проходит через терминалы. Хотели попасть в город будущего, пожалуйста, получите!

Опыт получения посадочных талонов и регистрации багажа в терминале Куала-Лумпура у нас уже был, с этим справились, а вот самостоятельная сдача багажа — это что-то новенькое. Тут тоже нужно отсканировать паспорт и сфотографироваться. Компьютер, установленный в терминале, сверяет вашу фотографию с фотографией в паспорте. Методом тыка тоже справились, правда, всё-таки помолились, чтобы багаж отправился на Пенанг.

Квест автоматизированной самостоятельности в аэропорту продолжался, дальше была самостоятельная регистрация непосредственно на самолет, где в терминале нужно было отсканировать паспорт, посадочный талон, отпечаток большого пальца, сделать фотографию. Это уже пугало, учитывая практически никакой английский и впервые увиденные технологии будущего. Увидев человека в форме и с бэйджиком, я жалобно попросила: «Хэлп ми, плиз!» («Помогите пожалуйста!»). Дай Бог ему здоровья, помог с регистрацией!

Дальше на осмотре ручной клади, пожилой китаец спросил, откуда мы и попросил показать паспорта. Странно для данного этапа досмотра, всё-таки не паспортный контроль. Посмотрел обложку паспорта, сделал удивленный вид, покачал головой. Никогда казахский паспорт не видел, что ли… Дальше был рентген, ну или что-то похожее: заходишь в закрывающуюся кабинку, поднимаешь руки к верху, и тебя просвечивают.

Офигевая от всех происходящих процедур, мы наконец-то добрались до зала ожидания. И тут мы совсем остолбенели: ковролин, мягкие кресла, диваны, лежаки, телевизор, скульптуры, игровая зона для детей, цветы, деревья, пруд с рыбками, краны с питьевой водой. Столики возле кресел и жесткие сиденья оснащены розетками и USB-входом; для тех, кто без ноутбука, существует интернет-стойка. Также при строительстве терминала обещали полное покрытие терминала высокоскоростным Wi-Fi (не проверяли, было не до интернета, поэтому ничего не могу сказать по этому поводу).

Про кинетический дождь слышали все, а в этом терминале целых 6 кинетических композиций, меняющих свою форму. Еще раз напомню, мы находимся в аэропорту. Вот теперь я понимаю, что такое самый лучший аэропорт мира!

Наш рейс задерживали на 30 минут. Обычно задержке рейса радуешься в 2-ух случаях: 1) когда опаздываешь; 2) когда находишься в аэропорту Чанги, ведь это лишних полчаса экскурсии по фантастике.

Время стремительно пролетело, вот и наш самолет. На посадку 2 выхода: автоматизированный и стандартный. Работники аэропорта непонятно по какому принципу разбивают очередь на 2 части, нас поставили в автоматизированную. Это означало получить еще один стресс при виде технологий будущего. Видя мои жалостные глаза, нас всё-таки переставили в обычную очередь, где сотрудники делают всё за тебя.

Наблюдая за людьми возле нашего гейта, с ужасом обнаружили, что только мы одни были белые (европейцы), все остальные — китайцы и малазийцы. Они, в свою очередь рассматривали нас, гипнотизировали наш ярко-голубой паспорт — у всех были красные. Кстати, после всех автоматизированных процедур не ставится штамп вылета в паспорт, это нас сильно напрягало. И до сих пор напрягает…

Прощальный взгляд на аэропорт и, как бы ни прискорбно это звучало, мы покидали Сингапур, дав себе слово, что при первой же возможности обязательно вернемся в город будущего.