Турист Евгения Чех (evgeniaczech)
Евгения Чех
была 14 декабря 2022 18:46

Грузия Октябрь 2017

В Грузию хотелось давно, ещё с тех самых пор, как, летя в Москву, рассеянно листала я журнал о путешествиях. Картинки манили величественными заснеженными вершинами, видами Куры и виноградных плантаций. А память услужливо подсовывала детские воспоминания о счастливом отдыхе с родителями на Чёрном море, запахи шашлыка, вкус Киндзмараули и песни Вахтанга Кикабидзе.

Но «хотелось» — это одно, а планы вырисовывались совсем другие. Забрезжила на горизонте Норвегия, куда мы собрались уж было совсем с друзьями. И тут, независимо от нас, стали происходить события, подтверждающие в очередной раз поговорку: «Человек предполагает, а Бог располагает». Сначала сын друзей объявил о решении жениться, и они от поездки отказались. Потом мы получили на означенную свадьбу приглашение. И задумались, не совместить ли поездку на свадьбу с посещением Армении, которую давно хотел посетить мой муж. В итоге от друзей было получено встречное предложение — после свадьбы поехать вместе на машине в Грузию. Муж не возражал, а я, не сразу поверив в такую удачную перемену, и вовсе, была в восторге.

В восторге же начала изучать все возможные материалы, отзывы туристовцев, и, приложив огромные усилия, предложила примерный маршрут. На что мне со смехом сказали, что этот маршрут на месяц, но мои пожелания будут учитываться. И мы обязательно все вместе сядем и разработаем программу. В итоге, никто ничего не разработал, со свадьбой было не до этого, и единственное, что мы сделали — это забронировали отель в Тбилиси на 5 дней. Зачем на так много? Так всегда делает родственник, который уже 3 раза ездил в Грузию, и очень нравится. Ну, тут не поспоришь, я же ни разу не была. В общем, с такой «подготовкой» я ещё ни разу не путешествовала, и смутные сомнения меня терзали))

За праздничной суетой время пролетело быстро, и в назначенный день мы уже в машине, и едем в Грузию. Дорога прошла без особых приключений, с одной ночевкой, довольно однообразно, и вот мы уже пересекли границу, и в восторге вертим головой, созерцая Кавказ.

Долго я бродил среди скал...

Военно-грузинская дорога считается одной из красивейших в Грузии, виды, действительно, открывались умопомрачительные. Правда, погода начала портиться, спустились тучи и пошёл противный дождь.

Очень хотелось выйти из машины, подышать горным воздухом, пофотать. Но Алексей, он же шеф, он же водитель, он же друг, очень этого делать не хотел. Каким-то чудом удалось уговорить остановиться у арки Дружбы.

Арку воздвигли в 1983 году, в честь российско-грузинской дружбы. Кто бы тогда мог себе представить, что дружбе недолго оставалось.

А почему, собственно, Арку Дружбы решили именно в 1983 году воздвигнуть? Так отметили 200- летние подписания Георгиевского договора, в результате которого Грузия получила протекторат России. А если быть точным, договор был подписан не с Грузией, а с Картли-Кахетинским царством, нынешней восточной Грузией. Западная Грузия, Имеретия, была под властью турков. О заключения договора переговоры шли еще с Петром 1, полностью доверяя которому царь Картли-Кахетии отказался подчиняться Персии. Но Петр 1 передумал идти в персидский поход, оставив грузин и Тбилиси гневу шага и разграблению турками и дагестанцами. При Екатерине II трактат был заключен, в крепости Георгиевск отсюда и название. Отношения развивались неоднозначно, дружба, прямо скажем, на крови замешана была.

Но главное сделано. И после подписания Георгиевского договора начинается строительство Военно-грузинской дороги с сопутствующими укреплениями — от Владикавказа до Тбилиси. Ну вот, спустя 200 лет воздвигают торжественно Арку Дружбы, над которой трудился незабвенный Зураб Царители. Установили её на Крестовом перевале на высоте 2379 метров. Сама арка — на любителя. А вот виды оттуда открываются, действительно, дух захватывающие).

Долго я бродил среди скал...

Внизу тонкой ленточкой едва виден Терек, блюдце маленького озера, а вокруг — горы. Из всей нашей компании я дольше всех задержалась, не замечая ни дождя, ни ветра.

А на этом всё. Алексей сказал, как отрезал: «Следующая остановка Тбилиси». И мы с максимально возможной на серпантине скоростью помчались — мимо Ананури, крепости, стоящей кандидатом в список всемирного наследия ЮНЕСКО, мимо Жинвальского озера, даже мимо Мцхеты. Что я по этому поводу думала, оставила при себе, сказав только, что без Казбеги я не уеду. Осталась надежда на обратную дорогу.

Зато мы в 14 часов уже прибыли на наш адрес. Апартаменты наши оказались в многоэтажном жилом доме. И тут мы задумались. А кто помнит, какая квартира? Вот как готовиться к путешествию во время второго дня свадьбы. Мы все прекрасно помнили. Но тогда.) Единственно, что осталось в памяти, — это, что ключ будет лежать под ковриком, и что, кажется, второй этаж. Мы с Аней отправились на поиски ключа. Аня зачем-то спрашивала у всех встречаюшихся женщин, не Нина ли они. Так зовут мать хозяйки квартиры, это мы тоже вспомнили. Но ни Нин, ни ключа мы не обнаружили. Представляю, как это выглядело со стороны — две дамы шарят под чужими ковриками и требуют какую-то Нину на русском. Мы даже не были способны выйти на улицу, потому что лифт нас отвозил куда ему надо было — то на третий, то на пятый этаж. В итоге мы, совсем посрамленные, спустились пешком. Пришлось звонить хозяину в Турцию, тот позвонил искомой Нине, и, не прошло и двух часов, как мы смогли заселиться. Нас так рано не ждали, вот ключа и не было.

Как потом выяснилось, квартира не очень удобно расположена, но мы постепенно приспособились, и, то на такси, которое очень дешевое в Тбилиси, то на метро, успешно передвигались по грузинской столице. У нас было 5 дней, что для знакомства с Тбилиси более, чем достаточно.

Отсюда мы делали вылазки в Мцхету и Алазанскую долину.

Долго я бродил среди скал...

Наше посещение Мцхеты совпало с праздником Мцхетоба. Что может быть прекраснее, чем звучание грузинского многоголосья, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в самом святом грузинской храме — Светицховели!

Долго я бродил среди скал...

В самом Тбилиси наибольшее впечатление произвели серные бани, поход в которые — однозначно «маст ду» номер один.

Были прогулки по городу дневные, вечерние, и даже повезло нам поучаствовать в празднике вина.

Долго я бродил среди скал...

Обо всем я еще обязательно рассказу подробнее.

Еще две ночи мы провели в Кутаиси. Понравилось все. И сам город, с очень хорошо отреставрированным центром, и мосты, и шумная речка Риони, и, конечно же, кафедральный собор Баграти.

Долго я бродил среди скал...

И академия Гелати с монастырем, где нам неожиданно устроили экскурсию с открытием всех закрытых дверей и рассказом о каждой из чудесных фресок, уже одно упоминание о возрасте которых вызывает священный трепет.

Долго я бродил среди скал...

И волшебная пещера Прометея, самая большая из всех, что мне довелось видеть до этого, с шикарным цветовым и музыкальным оформлением.

Долго я бродил среди скал...

И «всемирно известный курорт», как было обозначено в буклете, Цхалтубо, точнее его минеральные воды. Водные процедуры в термальном парке — просто супер.

«Побродить среди скал " тоже удалось, правда не так долго, как хотелось бы. Мы с мужем самостоятельно ездили в монастырь Давид Гареджи.

Долго я бродил среди скал...

Там, в поисках древних фресок, чуть ноги себе не переломали, карабкаясь в дождь по глине. Но «чуть — чуть» не считается. А радость обнаружения — таки, расписанных келий отшельников, была ни с чем несравнимой наградой.

Долго я бродил среди скал...

Пещерный город Уплисцихе — древнейшее поселение с настоящими домами, выбитыми в скалах, устроило нам ещё одно испытание на прочность. Ветер буквально сдувал со скользких, отполированных тысячелетиями, каменных ступеней. Город до 60х годов прошлого столетия еще был населен. А маленькая церковь на вершине и сегодня открыта.

Долго я бродил среди скал...

Ну и конечно, наибольшее впечатление произвёл Казбеги, где мы остановились на последнюю ночь. Точнее, горы, и его Величество Казбек.

Долго я бродил среди скал...

Говорят, Казбек большей частью покрыт облаками и показывает свою вершину только хорошим людям. Как же приятно осознавать, что мы хорошие люди!))

Долго я бродил среди скал...

Ну куда же без грузинского красивого тоста!

За нас, за хороших людей!