Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Кёльн — Германия Октябрь 2017

Кельн был первым городом нашего осеннего немецкого трипа. Но пишу я о нем в последнюю очередь. Почему? Может быть потому, что он произвёл наименьшее впечатление?
Что можно сказать про Кёльн? Город как город. Если бы не Кёльнский собор, ради которого сюда стоит приехать не только из любой точки Германии, но и из любого конца света, то многие туристические маршруты по Германии обходили бы этот город стороной.

Кёльн — самый старый из крупных городов Германии. Он был основан римлянами почти 2 тысячи лет назад и назывался «Colonia Claudia Ara Agrippinensium». Это была личная вотчина Агриппины, матери Нерона. Ее личный частный городок, хотя по северо-европейским меркам той поры он был совсем не маленький, целых 10000 жителей. Какие то напоминания о римском прошлом в городе всё же остались. Например этот фонтан, увенчанный волчицей-кормилицей.

От тех времен сохранились остатки городской стены 1-го века нашей эры и башня (около 50 г. н. э.), сложенная из туфовых квадров и украшенная орнаментом. Сейчас там археологи что то копают, и возле городской ратуши копают — хотят восстановить хоть что то из наследия Нерона и Агриппины.

Надо сказать, что с архитектурной точки зрения кёльнские улицы пестры и абсолютно лишены хоть какого то стройного или гармоничного ансамбля.

Метрополия на Рейне

Архитектурные памятники среди безликих строений надо отыскивать как крупинки золота в массе песка. И это не удивительно, если вспомнить, что весной 1945 г. Кёльн представлял собой сплошные руины и развалины — бомбардировками было разрушено 95% городских зданий. Этот «мусор» вывозили за черту города, и сейчас Кёльн окружают искусственные холмы, ставшие многокилометровым могильником чьих-то домов, судеб и надежд … И все же мы прогуляемся по кёльнским улицам и вглядимся повнимательнее в их разностильность. Единственное, что уцелело без потерь — это величайший и прекраснейший Кельнский Собор.

Метрополия на Рейне

Его я показывала во всех подробностях, и рассказывала о всех легендах, сделках с дьяволом и прочих историях, так что тут повторяться не буду. Тем более, что он всё равно виден практически с любой точки города.

Прямо рядом с собором есть 2 интересных экспоната. Флерон и фонтан «Голубиный». Флерон, который еще называют крестоцвет- это такая декоративная деталь, завершающая башни в готической архитектуре, которая обычно имеет вид стилизованного цветка. Именно этот хоть и выглядит древним, на самом деле 1991 года выпуска))) Это модель 1:1 «кончика» шпиля южной башни Кёльнского Собора.

Метрополия на Рейне

Голубиный фонтан будет постарше, 1953 года — работа скульптора Эвольда Матаре. Вода в нём течет медленно по спирали, и к нему активно слетаются птицы на водопой…

Стандартный маршрут вышедшего из вокзала туриста — собор, а затем в сторону ратуши и 12 романских церквей. Церкви, правда, не оригинальные постройки, а лишь восстановленные копии с частичным использованием остатков оригиналов. Да-да, всё тот же 1945-й. До второй мировой войны в Кельне было 40 романских церквей. Все эти церкви были построены в период до XII века, когда романский стиль сменила готика. После второй мировой войны, когда полностью разрушенный город возрождался из руин и пепла, были восстановлены и реконструированы только 12 из 40 упомянутых церквей. Самая старая из них церковь Святого Гереона была построена в IV веке. Мне было очень любопытно на нее взглянуть, но до нее мы, к сожалению, не дошли.

Городская ратуша была самым высоким сооружением города, пока в 1880 не завершили Кёльнский собор.

Метрополия на Рейне

Её украшают 124 фигуры людей связанных с историей Кёльна.

Она расположена на площади Альтермаркт заполненной столиками и кафешками.

Метрополия на Рейне

Вернее как: на Альтер Маркт смотрит задняя сторона здания ратуши, а его фасад с главным входом обращены к другой площади — Ратхаусплац,

которая как я выше рассказывала сейчас как раз вся изрыта в ходе археологических раскопок. На площади Альтермаркт с 1884 года стоит Фонтан-памятник Яну Фон Верту.

Метрополия на Рейне
Это работа скульптора Вильгельма Альберманна. Легенда гласит, что Верт был очень бедным юношей, который влюбился в первую красавицу Кельна — Магд Гриет (ее изображение есть тоже на памятнике), но она отказала ему, и тот с горя ушел на войну, наделал там всяких подвигов и дослужился до генерала… После войны он вернулся с триумфом в Кельн, и как раз на этом месте (где стоит памятник) встретил свою старую любовь, которая… стала торговкой овощами. Слез с коня, снял шляпу и спросил ее: «Что же ты наделала….». На что та заметила: «Да кабы знать!». Генерал же сел на коня и поехал прочь… Изготовлен памятник из песчаника, высота его 11 метров. А знаете, почему имперский генерал стоит? А всё потому, что на этой же площади памятник еще одному Гогенцоллерну — королю Пруссии Фридриху Вильгельму III.

А при его величестве сидеть не положено!. Правителем он был посредственным, как говорится, звезд с неба не хватал. Однако, во время его правления Пруссия, благодаря ее участию в антинаполеоновской коалиции, после победы над Наполеоном присоединила довольно обширные территории в Рейнской области, в том числе и Вестфалию с Кельном. Еще Фридрих Вильгельм III, в первую очередь, интересен нам тем, что при нем прусские Гогенцоллерны напрямую породнились с русским правящим домом Романовых. Дочь Фридриха Вильгельма III Шарлота вышла замуж за брата русского императора великого князя Николая Павловича, который впоследствии стал императором Николаем I. Таким образом, Фридрих Вильгельм III являлся уже упомянутым выше Вильгельму II прадедом, а Николаю II прапрадедом, что не помешало «кузенам» в первую мировую войну схлестнуться друг с другом не на жизнь, а на смерть. Но здесь, перефразируя известную поговорку, «ничего личного, только политика».

Церковь Большого Святого Мартина — одна из тех самых 12 романских церквей, которыми так гордится Кёльн.

Метрополия на Рейне

Церковь эта, к слову, самая большая в городе после собора. Этот храм аббатства ордена бенедиктинцев в честь Святого Мартина Турского был основан в X–XI веках, но строительство завершилось в 1220 году. Там конечно история еще раньше была. Раскопки установили, что место это было застроено ещё в середине I века. Были обнаружены фундаменты стены, площадь и бассейн. Есть версии, что это было римское сооружение для спортивных занятий, либо языческое святилище Ара Убориум (Ara Ubiorum).

В середине II столетия на этом месте римлянами были сооружены склады. А бенедиктинское аббатство тут возникло при архиепископе Кёльна Бруно I, между 953 и 965 годами. Во время войны очень сильно пострадала, поэтому от оригинальной постройки практически ничего не осталось. Внутри довольно холодно, но уютно, однако ничего сверхзапоминающегося замечено не было.

Идем дальше и рядом с площадью Ноймаркт видим вот такую башню. Называется она Рихмодистурм.

Метрополия на Рейне

Эта башня является частью стоявшего прежде на этом месте большого особняка. Ее история связана с одной из городских легенд Кельна. Легенда же, в свою очередь основана на вполне реальных событиях.

»В XIV веке в упомянутом особняке жил-поживал богатый патриций Менгис фон Адухт. Больше всего на свете он любил свою жену -красавицу Рихмодис. Во время эпидемии чумы Рихмодис умерла. Безутешный муж распорядился положить в гроб все бывшие у нее украшения и драгоценности. Могильщики, зная об этом, решили поживиться и ночью после похорон разрыли могилу. Открыв крышку гроба, они увидели, что Рихмодис пошевелилась и открыла глаза. Обезумев от ужаса, негодяи со всех ног помчались сообщить об этом ее мужу. Рихмодис же вылезла из гроба и отправилась вслед за ними домой. К тому времени, как могильщики разбудили и переполошили весь дом Менгиса фон Адухт, она уже подошла к воротам, начала в них стучать и просить, чтоб ее впустили внутрь. В это время на конюшне громко заржали лошади. Трясущийся от страха патриций крикнул: «Убирайся прочь, привидение! Я скорее поверю в то, что эти лошади смогут забраться наверх башни дома, чем в то, что ты моя жена!». И сразу же после этих слов две лошади вырвались из конюшни, вскачь промчались по винтовой лестнице прямо в комнату на самом верху башни и, открыв ставни, высунули наружу из окна свои головы. И тогда все поверили, что Рихмодис жива. Чтобы увековечить это чудо, счастливый муж Рихмодис распорядился изготовить скульптуру с двумя конскими головами и установить ее на верху башни. " Понятное дело, что Рихмодис была в летаргическом сне, или в состоянии нарколепсии, а история с лошадьми — это просто красивая выдумка.

Буквально вплотную к Рихмодиструм стоит Штапельхаус.

Метрополия на Рейне

По сути это был рыбный склад, здание для «штапельного права» и упоминания о нем есть аж в 1259 году. Теперь на верхних этажах там какие-то картинные галереи, а внизу пивной ресторан Dom Im Stapelhaus. А кто то знает что такое «штапельное право»? право, принадлежавшее избранным городам в средневековой Европе принуждать купцов, осуществлявших транзит своих товаров через окрестности города, торговать этими товарами и хранить его в специально отведенном месте в пределах таких городов. В Кёльни издавна торговали рыбой — как местной так и привозной, как речной так и морской — для этого и был организован Рыбный Рынок, а рядом с ним — и Штапельхаус поставили. Торговля рыбой даже в дремучие века велась по довольно строгим правилам. Рыба ведь продукт скоропортящийся… Сейчас площадь рыбного рынка выглядит примерно так.

Учитывая то, что город был полностью разрушен во время второй мировой войны, понятие «Старый Город» в Кельне очень условно.

Метрополия на Рейне

Здания, даже стилизованные «под старину», построены сравнительно недавно, как, например, вот эти симпатичные домики рядом с церковью Святого Мартина.

Судя по отзывам в Интернете, очень хорош Кельн и для любителей шопинга — в историческом центре на нескольких соседних улицах недалеко от кафедрального собора очень компактно расположено множество магазинов с товарами всех самых известных мировых брендов. Про соотношение цена-качество ничего не скажу, ибо мы туда не заходили. Зато послушали на торговой улочке уличных музыкантов)

Метрополия на Рейне

Прямо рядом с железнодорожным мостом Гогенцоллернов

стоит памятник последнему германскому монарху — кайзеру Вильгельму II.

Метрополия на Рейне

Кайзер был близким родственником последнего русского императора Николая II. Царственные родственники обращались друг к другу запросто — «кузен Ники» и «кузен Вилли», хотя кузенами в прямом смысле этого слова не были. Эти обращения использовались ими, очевидно, потому, что Николай был женат на кузине Вильгельма — принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской (в православии Александра Федоровна). Хотя Вильгельм, так же, как и Николай, утратил трон в результате революции, кончина его не была столь трагична, как у «кузена Ники». От революции он бежал в Нидерланды, где и жил вплоть до своей естественной смерти в 1941 году.

Набережная Рейна, пожалуй, самое симпатичное место во всём городе.

Метрополия на Рейне

Отсюда можно подняться к музею Людвига.

Метрополия на Рейне

Особенно мне на набережной понравился фонтан-раскопки)

Метрополия на Рейне

И от набережной очень здорово смотрится Собор.

А что обычно есть на набережных? Правильно, причал. Из Кельна на кораблике можно отправиться вниз по течению — до Дюссельдорфа, или вверх по течению — до Бонна и Кобленца.

Метрополия на Рейне

Рейн — самая большая река Германии, воспетая в стихах, песнях и легендах. Поэтому мы, конечно, отправились на речную прогулку.

Отплывали мы от дома музыки, в котором проходят всевозможные представления и концерты.

Конечно же отовсюду Собор)

Метрополия на Рейне

Следующее знаковое место — Музей шоколада стоящий на острове и напоминающее корабль. Это один из частных музеев, работающий с 1993 года

Метрополия на Рейне

Прямо за музеем шоколада — Музей спорта и олимпийских игр существующий с 1999 года.

Среди экспонатов есть болиды, принадлежавшие Михаэлю Шумахеру. Музей также является местом проведения различных спортивных акций — стадион расположен прямо на его крыше…

А еще чуть дальше Башня Байентурм.

Метрополия на Рейне

Она построена в далеком 1180 — 1220 году как часть системы городских укреплений. В 1262 году при штурме (кстати, удачном) башни Bayenturm гражданами Кёльна, восставшими против власти Кёльнского архиепископа Энгельберта II (Engelbert II. von Falkenburg), впервые раздался знаменитый кёльнский боевой клич «Kolle alaaf». В 1288 году после обретения независимости Кёльном и перенесения резиденции архиепископа в Бонн, в память об этом башня была украшена гербом города. В июле 1943 года во время одной из бомбардировок Кёльна британской авиацией башня была сильно разрушена — весь второй этаэ башни был уничтожен. Но была восстановлена в 1987 году по чертежам Штуббена 1895 года. Теперь это штаб-кваритра благотворительной феминистской организации Алисы Шварцер «FrauenMediaTurm».

Это дома-краны, ставшие своего рода лицом современного Кёльна.

Творение Хади Тегерани, нашего современника, почерпнувшего идею «горизонтальных небоскрёбов» у Советского архитектора Эль Лисицкого в далёком 1930 году. В ту пору конструктивизм был весьма прогрессивен, и воплощался в градостроительных планах крупных городов, как Советского Союза, так и Европы. Многие творения того времени полностью изменили внешний облик старых районов. Не стал исключением и Кёльн. Район старинных портовых сооружений, избавившись от ветхих строений и части портовых кранов, превратился в район элитной застройки. В честь этих кранов и возник этот необычный архитектурный проект.

Одно из построенных летом 2008 года домов, это офисное здание в бывшем рейнском порту Кельна завоевало на крупнейшей в Европвыставке недвижимости MIPIM в Каннах звание лучшего офисного здания года, опередив в соответствующей категории конкурентов из Мюнхена и Шанхая.

Метрополия на Рейне

На противоположном берегу Рейна расположена зеленая зона, на которой почему-то паслись овцы (???).

А чуть дальше — Аббатство Дойц .

Метрополия на Рейне

Бывший бенедиктинский монастырь в районе Дойц. Был основан ещё в 1003 году на месте древней римской крепости. Несколько столетий аббатство служило еще и фортом, пережило многочисленные разрушения и реконструкции. Сегодня в здании расположен дом престарелых, а также греческая православная община.

Что еще рассказать про Кёльн?

Метрополия на Рейне

Пожалуй больше и нечего, хотя туристов в этом горде очень много, и каждый для себя находит что то итересное и стоящее. Нам, например, очень понравился зоопарк, авкариум и инсектарий. Ниже привяжу альбомы для тех, кто пропустил. Но всё же я считаю, что в Кёльне дожен побывать каждый. Почему? Да конечно же из-за Собора, ради которого сюда стоит приехать не только из любой точки Германии, но и из любого конца света.