Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был 18 апреля 17:55

Париж — Франция Июнь 2010

«Ах, девочки, Париж — это удав. Но этим надо дышать!» ©

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

Готовясь к очередной, уже четвертой поездке в Париж, я перечитывал различные отзывы и, естественно, в большинстве из них звучало именно такое — восторженное — отношение к этому городу. Для меня Париж изначально был «самым желанным из зарубежных городов». Мой отец был моряком и уже в 50–60 годы прошлого века обошел пол-мира. У нас дома в альбоме хранятся его фотографии — вот он на Копакабане в роскошных клешах шириной 50 сантиметров, вот он перед лондонским Тауэром, а вот на Трокадеро перед Эйфелевой башней в не менее роскошном плаще «болонья». Эта фотография нравилась мне больше всего и я мечтал, что тоже однажды побываю везде, а особенно в Париже, а потом мы будем с ним, как бывалые люди, обмениваться ощущениями.

К сожалению, он умер до того, как поднялся «железный занавес» и мы смогли спокойно воплощать в жизнь свои мечты о путешествиях. Поэтому, когда удалось заработать первые значимые деньги, вариантов о том, как их потратить не было — едем в Европу!

Первый автобусный тур в 1996 году был очень насыщенным (Финляндия, Германия, Бельгия, Англия, Франция), но главной приманкой в нем был Париж. Я мечтал увидеть Эйфелеву башню, но не издалека, не по кусочкам — а всю и сразу, во всей красе! На въезде в город я отворачивался от окна и ждал, когда мы приедем на Монмартр — нас повезли сразу туда на обзорную площадку, чтобы сразу увидеть башню «во весь рост». Пока мы поднимались по лестнице — я смотрел вниз, когда вышли на площадку — я дошел до самой ограды, выдохнул и, наконец, поднял голову! УЖАС! А?!? ГДЕ?- НЕТУ! Не вижу! Я лихорадочно стал крутить головой и понял, что деревья, растущие справа, загораживают весь вид! Я рванул к этим деревьям, стал ломать ветки… Но ожидаемого эффекта увы, не получилось.

Конечно, потом мы и на башню поднялись и на Трокадеро «на папином месте» я сфотографировался, но… Того ожидаемого восторга, почему-то, не получилось.

Это совсем не означает, что Париж мне не нравится, отнюдь — всегда с огромным интересом туда приезжал, и, дай Бог, еще приеду. Но за предыдущие три приезда законные восторги были получены и нынешний визит я, для себя, назвал «рабочим». В планах отсутствовали основные достопримечательности, зато было желание посетить много мест, описанных в путеводителях и романтических отзывах, но лежащие немного в стороне от основных туристских троп. Такой программе соответствовал и выбор места для проживания — рядом с Люксембургским садом, куда раньше мы не заезжали.

Об отеле я отдельно пишу здесь https://www.tourister.ru/world/europe/france/city/paris/hotels/29304/response/7804

Париж, наряду с нашим Петербургом, весьма «литературно-кинематографический город» — очень много о нем написано и в нем снято. Я на эту поездку определил для себя 2 основные темы — книгу «Три мушкетера» и фильм «Амели». С первой темой оказалось очень просто — мы жили в 100 метрах от улиц Феру, где жил Атос. Точный адрес не известен, но в книге упоминается, что жил он на третьем этаже. Видите, цветок герани? Может, там?

и Могильщиков — где жил дАртаньян

и прямо на улице Вожирар, где жил Арамис. Весь Латинский квартал — сплошные цитаты! Все эти улицы я обошел и осмотрел с большим пиететом — несмотря на возраст, я фанат книг Дюма. К сожалению, не получилось с Монмартром — мы не успели туда доехать — будем надеяться на следующий раз!

Но расскажу последовательно. Итак, мы приехали на вокзал Монпарнас из Биаррица, где отдыхали на берегу Океана, легко взяли такси и по самой длинной улице Парижа доехали до своего отеля. Расселение прошло отлично и мы вышли на первый променад, чтобы понять — где мы есть. По бульвару Сен-Мишель спустились к Сене и сразу увидели справа Нотр Дам — с этого момента я поверил, что я снова в Париже!

У нас не было особых планов на этот вечер, поэтому, протолкавшись сквозь очередь на вход, мы пошли дальше, к улице Риволи. В очередной раз порадовались изобретательности Парижской мэрии, которая, наряду с пляжами на Сене

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

устроила перед своим зданием большую эстрадно-спортивную площадку, активно используемую игроками в бадминтон.

Кстати, поскольку пляжи есть, а купаться в Сене, понятное дело, нельзя, то рядом с расставленными лежаками и насыпанным на набережных песком установлены огромные души, которые распыляют воду для охлаждения. Продумали!

Мы прошли к Бобуру

далее — к Чреву Парижа

церкви Сент Эсташ и Бирже, держа курс в сторону Галери Лафайет — там мы намеревались перекусить. Готов принять на себя залп кидаемых тапок с криками — «Как, быть в Париже и питаться на фуд корте?!». Но это наша давняя практика — по возможности мы в больших городах ищем обеды в больших магазинах — там все проще и понятней. А вот ужинаем уже в ресторанах, где можно сделать это не торопясь. Хотя выбор и качество еды в Лафайете нас полностью утроило — обедали там постоянно. Кстати, в тему о питании — в одном из ресторанов увидели в меню «Кофе по-русски» — кофе с водкой!

К сожалению, мы не успели в кафе, но стали свидетелями первого акта триллера под названием «Китайские передовики производства атакуют Париж». Эта тема в данный приезд взволновала нас, на удивление, больше всего! Своими глазами мы увидели, как из десятков (!) автобусов в Галери Лафайет каждый день высаживаются гиперактивные группы китайских граждан, которые ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО бегут к одному отделу, который работает только для них. Это отдел сумок Луи Вуиттон!!! Там они выстраиваются в длинную очередь, забегают в отдел небольшими группами, вырывая друг у друга покупают сумки стоимостью от 700 до 2500 евро(!) а потом, счастливые, с ними в обнимку фотографируются! Специально для них по магазину развешаны объявления на китайском языке! Мы с женой долго обсуждали причину данного явления и выдвигаем 2 версии: 1. Они их сами наделали, а теперь им разрешили их купить и 2. Они набирают себе образцы для нового производства. Может кто-то предложит другие версии?

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

Конечно, ни одного китайского туриста без фирменных пакетов с самыми крутыми брендами мы не увидели. Однако, дело шло к вечеру, и мы в прогулочном режиме, вернулись в отель. Новый день стал продолжением предыдущего в том смысле, что снова накрапывал дождь, что сильно поменяло наши планы. Было решено разделиться на первую половину и воссоединиться на обеде. В центр мы решили ехать на метро, но зайдя в недра ближайшей станции метро «Люксембург» охота им воспользоваться пропала — какие-то трущобы с неработающими билетными автоматами и облупленными стенами. Уже хотели двигать пешком, но заметили на проходящем автобусе № 27 заветное слово «Опера» и решили поехать на нем — так дальше мы и делали. Купив «карне» быстро и по красивым местам доезжали до Оперы, а оттуда начинали дальнейшие маршруты. Жена осталась на изучение Галери Лафайет

а моей целью на первый день был — не удивляйтесь! — мост Бир Хаким.

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

Многие о его существовании не подозревают. Но мы с дочкой перед отъездом посмотрели замечательный триллер «Начало» и там одна из ключевых сцен происходит на этом мосту — и я пообещал дочке, что буду там! Придя на мост, я увидел несколько «проекций» — кто смотрел фильм — тот поймет! и отчитался об этом СМСкой. А вот здесь, похоже, снималось кафе «Дебюсси»

Большая «птица» в списке must see была поставлена! Естественно, по пути к мосту я осмотрел снизу Эйфелеву башню

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

очень поразился найденному рядом огромному ботаническому саду на территории этнографического музея со стеклянным забором высотой в 4 этажа и потрясающему дому, все стены которого были засажены травой, мхом, папортником и другими мелкими растениями так, как будто они растут прямо на земле.

Обратно к Опере пошел по другому берегу Сены, через Трокадеро и по пути сделал обязательный снимок башни.

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

Назад вернулся немного раньше, чем планировал и поднялся на крышу Галери Лафайет, откуда открываются отличные бесплатные панорамы города.

Воссоединившись и плотно пообедав, мы вернулись в отель на сиесту — дождь не прекращался! К счастью, к вечеру небо прояснилось и мы пошли к собору Сен Сюльпис через улицу Феру — это была обязательная часть в плане посещения города. Оттуда мы прошли в Люксембургский сад — и были очарованы! Атмосфера расслабленности и спокойствия в этом парке просто окутала нас.

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

Чудесные газоны, регулярные посадки деревьев, своя пасека

огромное количество памятников

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

среди которых экз.№ 2 (уменьшенный) Статуи Свободы.

Люди спят, читают, играют в теннис и баскетбол, занимаются у-шу, просто сидят на креслах (коих мы заметили целых 3 типа!)

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

и общаются или даже ужинают. В ботаническом саду вдоль одной из аллей выращивают специальным образом сформированные яблони и груши (типа ползущих стволов, или трех стволов в виде подсвечника из одного корня) — удивительно! Но — все под контролем! С трудом удалось уговорить двух «ажанов» сделать фото на память. У меня есть такая фишка — везде, где бываю, делаю фото с полицейскими. Ни разу никто не отказался.

Нарасслаблявшись, мы вкусно поужинали и пошли домой попутно осматривая красивые дома.

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

В номере я взялся активно изучать толстый том путеводителя по Франции Дмитрия Крылова, в котором отметил в ближайших окрестностях еще несколько достойных внимания объектов. Утром, сразу после завтрака, добежал до одного из них — статуи Кентавра знаменитого скульптора Сезара — как и все французские шедевры — очень неоднозначного и сюрреалистического творения.

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

А главная цель на первую половину дня была тоже обозначена в списке первоочередных — базилика Сен Дени.

Поехали туда на метро, но, чтобы не заморачиваться с пересадками, доехали на любимом автобусе до вокзала Сен Лазар — где, заодно осмотрели скульптуру (?) «Общее время» — несколько десятков циферблатов часов на одном столбике

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

а оттуда по прямой ветке — до Сен Дени. Опять-таки, для меня это место было интересно с точки зрения любителя Дюма — там Атос провожал на войну виконта де Бражелона, показав ему место погребения всех французских королей. Действительно, посетив некрополь и крипту, мы увидели огромное количество могил и склепов, но для нас, как туристов, знакомыми оказались лишь несколько.

Зато каждый француз, ИМХО, обязательно должен там побывать — там вся их история! Однако, те люди, которые в огромном количестве живут вокруг хоть и считают себя «французами», но предпочитают изучать Коран, а не историю Франции. Вернулись мы в центр на Елисейские поля, и по ним прошли в Галери Лафайет на обед, зайдя, предварительно во двор Пале Ройяля и оценив тамошнюю инсталляцию — полосатые столбики.

Над смыслом и концепцией даже не задумывались — просто забавно. Наконец-то удалось заглянуть в тамошний сад — тоже оазис спокойствия и расслабухи.

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

На вторую половину дня были запланированы поиски еще одного заветного места — площади Контрэскарп. Впервые я о ней прочел у потрясающего русского писателя Виктора Конецкого — в рассказе она описывалась как типично парижский уголок с непередаваемым шармом и атмосферой — тихий и романтичный. Вооружившись картой и терпением, всего с двумя подсказками местных жителей, мы нашли эту площадь! Я был в восторге! Вот только тихой и романтичной она мне не показалась — спустился вечер и там начиналась ТИПИЧНО ПАРИЖСКАЯ ТУСОВКА — народ сидел на открытых верандах ресторанчиков, дуэт саксофона и гитары играл тихий джаз, народ активно общался под лучами закатного солнца — идиллия в окружении аутентичных домов и фонтана.

Насмотревшись и впитав в себя парижские флюиды, мимо Сорбонны пошли на ужин.

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

Кстати, оттуда открывается замечательный вид на Эйфелеву башню, и я решил дождаться темноты и посмотреть ее мерцающую подсветку.

Оставшееся до 22 часов время я посвятил прогулкам около Сорбонны, вокруг собора Святой Евгении

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

по типичным парижским улочкам Латинского квартала — как я их себе представлял. Именно такими они и оказались. Посмотрев на иллюминацию, спокойно пошел домой.

Следующий день с утра был посвящен кварталу Марэ. Туда мы отправились мимо Нотр Дам и через остров Сен Луи. Прогулка вышла замечательная. После толчеи перед собором, прошли через садик и вышли на мост, ведущий на остров — и тут — шок! Навстречу по набережной идет фашист в форме вермахта и разговаривает по мобильнику!

Огляделись — очень натурально! Кино снимают! Нас вежливо попросили с набережной — чтобы не попали в кадр. Но мы успели просочиться и продолжили свой путь вдоль Сены. Атмосфера на острове просто завораживает — рядом шум и гам — а здесь тишина и спокойствие. Ни одного туриста! Даже машины не ездят! К сожалению, в силу прихваченной простуды, не смогли отведать знаменитых местных сорбетов. А так хотелось!

Выйдя с острова дошли до площади Бастилии и двинулись на поиски площади Вогезов — бывшей Королевской, где я снова процитировал жене строки из Дюма и рассказал о роли площади в судьбе мушкетеров.

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

Я был очень доволен, что увидел это место своими глазами, ощутил его атмосферу. Далее заглянули во двор дворца Сюлли

и по улице Риволи неспешно двинулись на обед. Почти у входа в Галери Лафайет был поражен, впервые увидев парижского шарманщика. Дедок, с непередаваемым выражением лица, крутил ручку, толстый кот лениво смотрел на прохожих — но, что удивительно, и взрослые с детьми и туристы — проходили мимо! Особенно поразило безразличие детей — видимо, их воспитывают в другом духе! Дал шарманщику денежку, спросил разрешения и от души его пофотографировал — для Истории!

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

Попутно я зашел в собор Мадлен, который раньше почему-то пропускал, и был очень впечатлен несоответствием внешнего облика греческого храма и внутренним наполнением католического собора.

Вечером была запланирована прогулка по Сене на пароходике — но на Бато Бус опоздали, а до другой пристани идти показалось далеко. Поэтому решили просто прогуляться по набережной и дойдя до Лувра, посмотреть на иллюминацию на Эйфелевой башне. Мечты сбываются — тихий летний вечер, вокруг Париж, не торопясь идем на встречу с прекрасным.

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

По пути увидели забавную сценку — по улице на роликовых коньках неслись … два полицейских — с дубинками, наручниками и прочими причиндалами власти — такой мобильный отряд! Экономят на транспорте, заодно тренируются! Пока дошли до Лувра — совсем стемнело, но до «запуска» башни оставалось еще около часа, который потратили на прогулки по Тюильри и окрестностям. Интересно, что там прямо в парке организованы вот такие посадки

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

Без пяти десять взгляды всех окружающих устремились на башню — и с первым ударом часов она засверкала!

Конечно, скажу кощунственную вещь, но — я патриот! — сейчас телебашня в Петербурге сверкает не хуже:)).

Следующий день был посвящен культуре в чистом виде — походу в музей д Орсэ и галерею Оранжери. За время своих поездок мы побывали в Британском музее, в Прадо, в галерее Уфицци, в Ватиканских музеях — а вот в Лувре не были — и не тянет. Наверно, отпугивает толчея, в которой посещение музея превращается в отбывание номера для галочки. Мы даже дома в Эрмитаж ходим только зимой, когда туристов нет, и любимые наши залы там — на третьем этаже. Импрессионисты. А тута! А здеся!

Конечно, само здание бывшего вокзала, переставшее им быть после того, как паровоз, пробив стену, выпал с путей на втором этаже,

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

привлекает внимание уже внешним видом и историей, не говоря о содержании. Небольшая очередь, досмотр как в аэропорту почти с раздеванием — и мы в залах. А тут еще выставка Ван Гога! Повезло! В общем, несмотря на здешнюю толчею, остались довольны. Кроме картин очень понравилась экспозиция мебели и интерьеров в стиле «ар нуво» на втором этаже.

Из этого музея, по единому билету, перешли мост и прошли в Оранжери — на осмотр «Кувшинок» Моне. Очень впечатлило — 2 зала специально построены для экспонирования 8 полотен — и главное — в центре зала диванчики, на которых можно спокойно посидеть, наслаждаясь окружением.

Ну и еще раз поняли, что современное «искусство» — не для нас.

В Париж с «рабочим» визитом. Не самые популярные маршруты

Обратно домой ехали на автобусе, которые прошел еще по одному знаковому месту — набережной Орфевр! Остаток вечера провели у телевизора, ужиная и просматривая «Форт Бойярд».

Про следующий день можно сказать великой фразой короля Людовика XYI, записанной им в свой дневник 14 июля 1789 года, когда революционная толпа взяла Бастилию, а он вернулся с неудачной охоты: «Сегодня — ничего». И причина тому — простуда и непрекращающийся дождь, под которым бродить по переулочкам Монмартра — как ранее планировалось, оказалось невозможным. День прошел в попытках лечения, поскольку назавтра предстоял отъезд.

На такси за 50 минут и 55 евро доехали до аэропорта Руасси, где прослонялись еще пару часов — аэропорт оказался ну очень скуп на развлечения и магазины. Зато самолет летел быстро и мы прибыли в Хельсинки, где нас ожидала техногенная засада. Нас должна была забрать маршрутка, но вдруг, как в плохом кино, в моем телефоне кончились деньги, а в телефоне жены, а чуть позже и у меня, сел аккумулятор! Мы остались без связи и в полной мере ощутили современную зависимость от электричества — пришлось запитываться от розеток в туалете и в залах ожидания. К счастью связь с водителем установили и на комфортабельном автобусе за 5 часов (вместе с границей), доехали до родного дома.

Вывод: «рабочий» визит почти удался — если бы не погода, посмотрели бы больше. Мы не напрягались, не устраивали гонку, не ходили по людным местам — как-то уже очень утомляют большие скопления туристического народа. Конечно, для тех, кто поедет в Париж впервые, такой режим не подойдет — нужно осмотреть все самое главное! Но мы считали себя в отпуске и походы по интересным местам называли «прогулками». Конечно, мои интересы в осмотре мест доминировали, но мы с женой (спасибо ей за это) старались находить компромиссы и когда было надо — разделялись. Мы давно хотели посвятить Парижу побольше времени — но и после 4-го визита осталась в нем масса интересного и недосмотренного. Что ж, будем ждать следующей встречи!