Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 0:23

Анси — Франция Июль 2017

Для большинства туристов, с юга попавших в Шамбери, о котором я рассказал в последнем рассказе, следующая точка маршрута — город Анси. И мы не исключение. Анси — место «двойной» красоты. Город, интересный сам по себе, лежит на берегу красивейшего озера — тёзки.

Анси стороной к озеру

Шоссе, огибающее озеро с севера, делит город Анси на две части — ту, которая к озеру и ту, которая к горам, сильно отличающихся друг от друга. В той, которая к озеру, нет средневековья, нет архитектуры за редким исключением, нет улиц для шоппинга. Почти всё её пространство занимает берег изумительного озера Анси, по берегам которого многочисленные санатории, пляжи, базы отдыха и винодельческие деревеньки. Об этой части Анси я сегодня и расскажу, а в средневековье вернёмся в следующем рассказе.

Голубой и зелёный цвета заполняют здесь весь кадр. Панорама озера в обьятьях невысоких гор мягкая, не резкая, здесь нет пока Альп, только чувствуется их близкое присутствие, озеро находится на высоте «всего» 447 метров.

Анси стороной к озеру

Учёные любят упомянуть о том, что озеро образовалось около 18 000 лет назад, когда растаяли большие альпийские ледники. Сам факт этот, впрочем, для нас не имеет никакого значения, разве что — «значит — и тогда уже было своё глобальное потепление?» Думаю, и первобытные люди мало интересовались пейзажной эстетикой, разве что к пасущимся оленям прибавилась озёрная рыбка.

Первые, как водится в Европе, оценили элитность строительства на берегу озера Анси, римляне, которые в I веке до нашей эры основали на месте будущего города Анси городок под названием Буте.

Озеро питается множеством мелких речек, берущих своё начало в близлежащих горах, но главный источник невидим для глаз, так как мощная подземная река Бубьоз прорывается на поверхность из-под самого озера с глубины 82 метров. А вытекает, как водится, только одна речка — Тиу, которая скорее похожа на канал, приток недалёкой Фьер, которая в свою очередь, на западе впадает в Рону.

Несмотря на то, что начиная с римлян, многие патриции оценили привлекательность места и строили на его берегу себе дачки, по настоящему «народным» стало озеро в XIX веке, когда на его берегах стали появляться посетители, которых назовём «первые туристы». И гуськом потопали с мольбертами импрессионисты, муза при виде такой красоты посещала каждого.

Анси стороной к озеру

Уже 50 лет озеро находится под охраной государства, здесь очень строгие правила пребывания. Свои плоды такая забота принесла — «самое голубое озеро» реально самое чистое во Франции, несмотря на многочисленных велосипедистов, любителей виндсерфинга и дайвинга, просто купающихся туристов. Бегают по нему и кораблики, ловят в нём рыбку — в озере водится более 20 видов.

В месте слияния канала Тиу с водами озера расположен обширный парк Европа. Первое, что построили на этом месте, был монастырь визитанток. А вокруг монастыря — обычные заболоченные пустыри. В 1563 году Тиу разлился, изменил русло, разбив пустыри на две части, на одной из них организовали изолятор для больных чумой, потом и другими заразами. Революционеры ликвидировали монастырь, открыв в его здании фабрику по покраске тканей.

Всё изменилось в 1863 году, когда по проекту Анри Порро решено было разбить парк в английском стиле с набережной. Появились на месте бывших пустырей, изолятора и монастыря живописные аллеи с изящными фонтанами и многочисленными скамеечками.

Анси стороной к озеру

Кораблики готовятся принять первых туристов, сейчас утро, пока их моют, чистят, загружают вино в бар…экскурсии по озеру каждый час.

В 1863 году создавался парк по случаю присоединения Анси к Савойскому герцогству, а в честь Европы его назвали, потому что были посажены деревья и растения со всей Европы.

На мысе набережной в 1874 году капуцин отец Арсен установил гномон собственной конструкции, показывающий время, направления на удалённые столицы, и многое другое.

Анси стороной к озеру

Напротив гномона — небольшой остров, который называют кто птичьим, кто лебединым, в зарослях действительно полно птиц.

А с другой стороны гномона установили статую Клода-Луи Бертолле, химика XIX века, родившегося неподалёку, изобретателя отбеливателя.

Анси стороной к озеру

И у скворцов есть свои элитные новостройки

На «стороне Анси, которая к озеру» практически нет зданий. Есть бывшая школа, в которой сейчас ресторан

Анси стороной к озеру

И неоклассическая мэрия, построенная архитектором Франсуа Жюстеном в 1846 году взамен старого здания городской ратуши, пришедшего в негодность.

Ещё пара километров на юго-восток по берегу озера, и мы у замка Ментон-Сен-Бернар, уникального сооружения, о котором немного подробнее.

Анси стороной к озеру

Подавляющее большинство замков в Европе меняло своих владельцев, и не один раз. Какие-то семейства прекратили существовать, другие продали свои родовые имения…

А вот дворянский род Ментон с самого раннего средневековья до сегодняшнего дня является бессменным владельцем замка, семья постоянно в нём живёт, что само по себе уже уникально.

Анси стороной к озеру

Граф де Ментон переехал на берег озера Анси из Бургундии и уже в XI веке де Ментоны приобрели большую известность и власть.

Анси стороной к озеру

Из рода де Ментон — несколько известных людей. Например, Никод де Ментон был послом герцога Амедея из Савойи во Франции, кто-то был губернатором Ниццы, кто-то адмиралом флота, Франсуа де Ментон, отец нынешнего графа, представлял Францию на Нюрнбергском процессе, был министром юстиции в правительстве Шарля де Голля, он один из авторов проекта объединенной Европы.

В замке 105 комнат,

Анси стороной к озеру

но только 10 из них можно посмотреть, что ж понятно — кто бы пускал к себе домой.

Учитывая, что за тысячу лет замок не был никогда разрушен, не горел, трудно представить, сколько внутри реликвий…

Анси стороной к озеру

Но и 10 комнат можно посмотреть только летом, после 1 мая. На лето и осень де Ментон уезжают в Париж, поздней осенью возвращаются до лета, и в это время замок можно только сфотографировать издали.

Первая крепость, вернее сторожевой пост, была деревянной и впервые появилась на 200-метровой скале ещё в X веке, но только с прибытием семьи де Ментон был построен каменный замок.

Анси стороной к озеру

Впервые готовый каменный замок упоминается в 1249 году, разные части замка были сооружены между XIII и XIX веками.

В эпоху Возрождения внутри средневековой крепости стали появлятся роскошные комнаты, дорогая мебель, картины,

Анси стороной к озеру

но снаружи замок оставался строго-готическим.

Общий вид замка, который можем видеть сейчас, неизменен с 1749 года.

Анси стороной к озеру

В XIX веке, правда, добавились кое-какие незначительные изменения, скорее косметика — пара мелких башенок, внутренняя деревянная галерея…

Анси стороной к озеру

Замок Ментон-Сен-Бернар… Сен-бернар…ничего не напоминает? Правильно — есть такая альпийская собачка. И замок имеет к ней самое прямое отношение.

Анси стороной к озеру

Потому что именно в нём у Ричарда де Ментон родился сын Бернар, будущий граф де Ментон… Так думал любящий папа. Бернар был отправлен получать знания в Париж. Получив хорошее образование, вернулся в родные края. Папа задумал наследника женить. В общем-то ничего необычного. Но только или невеста уж очень не понравилась, или просто юноша был упрямый, женится отказался наотрез. За что был заперт в башне. Желание личной свободы было у Бернара так велико, что он попросту из замка сбежал через окно

… Гид в замке говорил — выпрыгнул. Но вообще-то там высоко. Я думаю, подручные средства понадобились.

Анси стороной к озеру

Куда деваться юноше, не желающему жениться? — только в иммиграцию — и сбежал он прямиком в Италию. Работу себе не нашёл, остался путь в монахи. Приняли Бернара бенедектинцы. … Через несколько лет Бернара можно было встретить на посту каноника в соборе Святого Августина в Аосте.

Анси стороной к озеру

Официальная церковная легенда утверждает, что Святой Николай лично его перенес из темницы замка в Аосту, но мы то знаем теперь, как дело было.

Как бы там не было, вторую, долгую, часть своей жизни Бернар посвятил служению нуждающимся и среди его добрых дел — основание двух монастырей в Альпах. Безусловно, именно за это Бернар впоследствии и стал святым. Вот он — на изображении в замке

Анси стороной к озеру

Первый монастырь, Мон-Жу, был основан на дороге, связывающей Швейцарию с Италией через перевал на высоте 2472 метра. Погодка на перевале часто была не для беспечной прогулки, посередине ледникового озера путники часто попадали в пургу, опасны были и снежные лавины. Да и грабителей хватало. По инициативе Бернара был организован монастырь. Поселившиеся там августинцы предлагали кров, пищу путникам, а часто и непосредственно спасали заблудившихся. Население монастыря доходило до 70 человек, а его церковь до сих пор самая высокогорная в Европе.
Немного позже Бернар основал монастырь-приют на другом перевале, соединяющим долину Аосты с Францией.
В XII веке Бернар по решению Папы стал святым, и монастыри переименовали в Большой Сен-Бернар, и Малый Сен-Бернар.

А вот выведение собачек приписывают лично Бернару, а такие суждения я встречал часто, неправильно. В монастыре Большой Сен-Бернар эта незаменимая для гор порода выводилась долгие-долгие десятилетия, и решение использовать собак для спасения людей под лавинами пришло к монахам монастыря в XVII веке, через 500 лет после причисления Бернара к лику святых.

Анси стороной к озеру

… В родном замке беглый жених больше никогда не появился, но тем не менее уже долгие столетия его родной дом называется Ментон-Сен-Бернар. И предание говорит о том, что пока в замке живет семья де Ментон, Альпы неподвластны темным силам, ведь Святой Бернар лично победил дьявола в облике дракона, который сбрасывал каждого десятого путника на перевале в пропасть… Вон он, дракон, вялится на стене замка…