Турист Станислав Новиков (Spinkedzzz)
Станислав Новиков
был 4 августа 2019 7:10

Лелистад — Нидерланды Август 2017

В 2000 году мы с друзьями впервые поехали на Нашествие в Раменском — и с тех пор побывали на разных фестивалях в России и за рубежом, изменились и музыкальные вкусы, и ожидания от организации, поэтому весной 2017 начали думать об очередной поездке.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

В поисках нового фестиваля решил отталкиваться от тех групп, что хотелось увидеть живьем — и вот в рамках летнего турне британской группы Mumford & Sons обнаружил любопытный фестиваль в Голландии под названием Lowlands.
Решимости добавил Youtube — нашлось официальное видео с прошлого года, посмотрите по поиску Lowlands 2016 After Movie — оно отлично передает атмосферу этого мероприятия и продает поездку на следующий фестиваль по щелчку пальца)

Специально для фестиваля вышло приложение для смартфонов со всей полезной информацией, календарем выступлений. Невозможно объять необъятное — когда на фестивале шесть или семь сцен и сотня участников-групп — нужно выбрать только самое-самое что ты обязательно хочешь послушать и увидеть. Я определил для себя топ-10, составил примерный график на каждый день (это можно сделать прямо в приложении).

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Фестиваль проводится в августе — билет я покупал в середине мая, а в середине июня они уже закончились на сайте (по словам организаторов, фестиваль вмещает 55000 посетителей) — мой приятель, который прооткладывал покупку до последнего, в итоге никуда не поехал. Билет стоит 180 евро — в него входит трехдневный фестиваль, бесплатные автобусы из Лелиштада на фестиваль и обратно и место для палатки в палаточном городке. В интернете я нашел двух девушек из Калининграда, которые тоже собирались на фестиваль — мы договорились встретиться на месте. В общем-то, забегая вперед, скажу что решение ехать одному было верное — я получил невероятное удовольствие от мероприятия, остается только догадываться, насколько было бы веселее провести эти 3 дня еще и в компании друзей!

Раньше мы дважды ездили на Rock Werchter в Бельгию и останавливались в гостиницах, в этот раз я решил попробовать фестивальной романтики и остановиться в своей палатке. Как потом оказалось, решение было абсолютно верным.

Добрался до Москвы в гордом одиночестве в купейном вагоне и прямым рейсом вылетел в Амстердам. Вылетал из +30 и солнца, прилетел в +18 и дождь.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Голландские пограничники спросили цель приезда — туризм, только Амстердам? Когда я ответил что еду на Lowlands — одобрительно заулыбались и закивали, пожелали хорошего отдыха.

Прямая электричка из аэропорта до Лелиштада доехала за час, на выходе из вагона увидел пару, которые летели со мной одним рейсом — познакомился, они тоже приехали на фестиваль, но остановились в гостинице.

Прямо рядом с вокзалом оказалась площадь с которой грузились в бесплатные автобусы, занял очередь, через 10 минут уже ехали. Дождь закончился, небо посветлело. Настроение поднималось. Голландцы в автобусе пили пиво, что-то обсуждали, я естественно не понимал ни слова.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Проход на фестиваль был достаточно халявным, при желании можно было проникнуть и без билета. Еще смешно с безопасностью — можно было не стоять в очереди на просвет багажа, а просто пройти мимо и никто не останавливал. Кстати, в остальные дни проход туда-обратно проверялся куда серьезней.

На руку надевали матерчатый браслет и затем зашивали его специальной машинкой. Пройдя все проверки я устремился на территорию кэмпинга, проживание на территории входило в стоимость билета. На англоязычном форуме кто-то писал что кэмпинги 5–7 потише остальных так как находятся подальше и чуть в стороне от самой площадки фестиваля. Туда я и пошел. Все пространство вокруг было утыкано палатками самых разных форм и расцветок. Народ расслаблялся, пил пиво, многие привезли мебель для кэмпинга.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Наконец, я нашел в шестом секторе достаточное место для своей небольшой двухместной палатки, предварительно изучив ориентиры чтобы было легче найти ее ночью. Оказалось не зря — в первую же ночь нашел ее не далеко не сразу.
Расставил палатку, закинул вещи внутрь и отправился на фестиваль.

Фестиваль неофициально запустили на день раньше для таких как я, приехавших заранее — уже работал фудкорт, играли диджеи. Первое что увидел при входе — пять огромных труб, один из символов фестиваля.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Дошел до палатки с жетонами — главной валютой фестиваля. Обменный курс был плавающий, чем больше берешь, тем выгоднее — но в среднем 1 жетон за 3 евро, я сразу обменял сотку. Жетоны сделаны интересно — это пластиковые фишки в виде микросхем. Микросхемы и их сплетения — это, как я понял, главный образ и стиль фестиваля в этом году. Кстати, я попал на юбилейный, 25й фестиваль.

В первую очередь хотелось перекусить — я давно мечтал о бельгийских горячих вафлях, за два жетона взял порцию со сливками и клубникой. Было очень вкусно, но не так как вспоминалось из поездок в Бельгию)
Решил пройтись и посмотреть что происходит вокруг. На сцене Bravo происходила дискотека, на которую стояла огромная очередь — каждому выдавали личные радионаушники со светодиодами, я видел это в ролике про фестиваль.
В другом шатре как раз начали показывать «Вечное сияние чистого разума» — я пригнувшись пролез к самому экрану и снял один из лучших своих кадров всего фестиваля.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Посмотрел вместе со всеми фильм какое-то время, но было интересно обойти всю территорию. Оказалось, открыта только треть фестивальной площади, зато Bacardi построили целый ночной клуб Hacienda, а Heineken красивый зеленый бар — там я выпил свой первый бокал Хайнекен 0 (я не пью алкоголь). За один жетон (а это, напомню, три евро) — наливают стаканчик 200 мл. Недешево (

Народ уже вовсю гулял — танцы, смех, пиво рекой. Вообще было ощущение что фестиваль вовсю идет — потому что людей было уже ну очень много.

Я побродил еще по открытым местам, сделал несколько снимков, взял еще одно пиво.
Сфокусировался на ощущениях — да, немножко одиноко и не хватает компании. Но в то же время понимал, что уже завтра будут концерты, атмосфера очень дружелюбная, с едой и ночевкой вопросы закрылись.
В палатке оказалось довольно тепло, просто залез в спальник в трусах и под разговоры и смех отдыхавших неподалеку компаний заснул.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Проснулся в семь с чем-то, выполз на улицу — лагерь спит, единичные жаворонки типа меня ползут в туалет и на умывания. Для этих целей в каждом кэмпинговом блоке выстроена специальная зона. Причем туалетные кабинки и унитазы в них не био — их специально установили для фестиваля, керамика, все дела. Проходя по дорожкам лагеря смотришь на последствия вчерашних посиделок и радуешься за людей.

Единственная платная услуга — горячий душ, стоит один жетон. Внутри этот корпус напоминает раздевалку со шкафчиками, только шкафчики огромные и каждый — это и есть душ. Утром здесь почти никого, но в 11 выстраиваются очереди — желающих намного больше. Такая же впечатляющая очередь выстраивается в туалет. У мужчин, слава богу, есть возможность по малой нужде отлить в отдельной зоне без кабин.

После душа чувствуешь себя человеком, для того чтобы утвердиться в этом качестве, необходим завтрак. В кэмпинге и на фестивале работают кафе, некоторые — круглосуточно. Там варят кофе, подают омлеты, пистолето (поджаренный бакет с беконом и омлетом внутри), сендвичи. Цены немилосердны — завтрак в таком режиме выходит в среднем четыре-пять жетонов, то есть 10–15 евро — но отказать себе в этом удовольствии невозможно. Территория вокруг кафе на кэмпинге завалена мусором, поэтому приятнее дойти до основной площадки и заодно прогуляться
Впрочем, есть альтернатива — многие привезли с собой горелки, кофейники, сковородки. Один раз я видел как мужчины пекли в специальной форме вафли себе на завтрак.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Настроение поднимается — выспался, умылся, позавтракал — готов к первому дню. Прохожу территорию фестиваля — везде все еще идет подготовка, идут инструктажи для персонала. Впервые при дневном свете рассматриваю потрясающий арт-объект «Портрет мечтателя»

Найдите в кадре меня!

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Небо пока еще затянуто, но дождя не было ночью и, кажется, уже не будет. Начинает подтягиваться народ. Я смотрю на часы и вижу что времени еще много — сначала долго ищу среди бесконечных авто дорожку к автобусу, даже успел заблудиться. Наконец нахожу табличку «Пенделбус» и понимаю что наверное сюда. Затем быстрая поездка в Лелиштад, в пути читаю и лениво посматриваю в окно на ветряки и ровные прямые поля.
В городе прямо напротив остановки врываюсь в супермаркет — он прекрасен, и не только санкционкой.

Набираю сыра, колбасы, три упаковки безалкогольного пива (одна банка выходит порядка 30 рублей), беру какие-то плюшки к чаю, клубнику — и довольный еду обратно, разгружаю все у палатки, первый перекус на месте — вышло солнышко, жизнь прекрасна!

Сначала иду к зарядочной башне — и у нее я проведу несколько часов за следующие дни, тот случай когда зарядное устройство большого объема мне бы очень пригодилось.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Смотрю на часы — через час выступает Майкл Киванука. Иду к сцене Б, там заканчивает выступление какая-то группа. Сразу же на входе в шатер натыкаюсь на почти непроходимую стену из спин — и поражаюсь своей наивности — неужели фестиваль пройдет в таком же режиме? Почти в отчаянии делаю несколько шагов вперед — и о чудо — оказывается дальше народ стоит свободно, я почти без труда пробираюсь к самой сцене, чтобы успеть увидеть выход к зрителям солиста группы X Ambassadors

Они заканчивают шоу, народ сваливает ПОЛНОСТЬЮ, я встаю прямо по центру сцены. Как обычно меня выручает хоба — пенка под задницу, которую почему-то никто на фестивалях в европе не использует. Сижу у сцены спиной к ограждению, чтобы никто не занял мое место. Вокруг начинает собираться кружок любителей Майкла Кивануки. С болью в сердце смотрю как садятся на пол.

Киванука выступил круто, больше всего меня проняло длинное вступление, кода с последнего альбома Love & Hate, вживую как и представлялось она звучит абсолютно невероятно. Концерт шел час, сыграл весь альбом и хит с первого.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Дальше — главное чудо первого дня фестиваля — концерт канадки Feist.
Я, конечно, догадывался что она великая, но… в общем, у меня есть пятерка лучших виденных в жизни концертов и теперь ее выступление на lowlands точно там.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

После концерта Feist стало понятно, что даже если за оставшиеся три дня мне ничего не понравится, съездил я не зря.

Идеально сыгранный, усиленный необычными жесткими аранжировками, прозвучал весь любимый материал — при этом сама артистка была на вершине контакта с залом, с музыкой и собственным творчеством — она прожила за этот час маленькую прекрасную жизнь — и ты благодарно родился и умер вместе с ней.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Когда заиграла A man is not his song, сердце сжалось от счастья — и вместе с десятком фанатов в нужный момент песни запел -заорал единственную ответную строчку.
Она ждала этого! Благодарно кивнула, остановила выступление, и затем устроила песенный диалог — и мы ещё три раза, нарастающим хором, пели друг другу.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Опьяненный от счастья я потусил на башне-зарядке, а затем двинул в лагерь — и там немного поснимал отдыхающих на фестивале, после чего пошел в сторону второй сцены — там собиралась тусовка на концерт легендарного Iggy Pop. Пожалуй, за весь фестиваль именно в тот момент была максимальная концентрация пьяных людей)

Публика резко прибавила в возрасте — я впервые увидел так много посетителей фестиваля ощутимо старше меня самого.
Когда начался концерт, было похоже на энергетический взрыв, удивительные ощущения которые я не испытывал наверное с первых концертов на которых побывал в 90х. Зал моментально сошел с ума от сумасшедшего Игги и встал на уши.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Это было круто, но после лирики Файст душа противилась такому примитивному разгулу. Когда заиграла вторая песня стало ясно что будут меняться только слова — панк есть панк. Потому потусив еще немного для истории я выдвинулся к основной сцене, чтобы занять место у самой сцене на выступлении очень ожидаемых мной The XX.

Там в этот момент публика разбредалась после выступления Moderat, которых я так и не полюбил, хотя слушал их диски начиная с зимы.
Когда началось выступление The XX я не верил происходящему на сцене — это было какое-то жалкое зрелище. Казалось, музыканты совсем не стадионного масштаба слегка растерялись на такой сцене (хотя как такое могло быть ведь они столько лет играют?). Может не растерялись, а просто слажали? Начали очень неуверенно, не попадали друг в друга.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

В любом случае музыки было ощутимо мало, минимализм иксов хорошо играет в наушниках и в гостиной вечером, но на открытой площадке знакомые до слова хиты звучали куда-то мимо. Всего три музыканта чисто теоретически не могли извлекать мощной полифонии.
Посреди концерта фронтмен объявил что у их солистки сегодня день рождения, стало чуть теплее.

Лишь к финалу концерта группа раскачала меня, во многом благодаря ремиксам в финале шоу на самые старые и любимые песни.
Когда все начали расходиться, я обалдел от количества людей — настоящее море, и все пришли на эту, как выяснилось, не лучшую стадионную группу!

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Я вернулся в свою палатку, перекусил и понял, что не могу упустить последний пункт своей программы на этот день — просмотр фильма Baby Driver. На часах час ночи, а в москве три. Вернулся на фестиваль и удачно проскочил мимо всей толпы в тот шатер где крутили фильмы, сев сразу на отличное место. Вскоре зал заполнился и начался фильм, этот просмотр был одним из самых ярких и веселых! Сначала зал хором читал все титры, затем мы хлопали на сцене поцелуев или эффектных трюках, при этом и сам фильм соответствовал настроению фестиваля — музыкальная криминальная комедия, что-то лучше для того чтобы завершить этот вечер придумать было сложно.

Когда мы вышли из зала, фестиваль все еще гудел, я позавидовал этой энергии молодости, которые могут тусить всю ночь напролет с друзьями.

В пять ночи по Москве я в очередной раз я отправился в палаточный лагерь и уснул очень быстро.

День 2

Проснулся около восьми или девяти, сходил в душ, завтракать решил на этот раз на самом фестивале, там работало круглосуточное кафе почти у входа.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Светило солнце, кофе с «пистолето» показались потрясающе вкусными, позади был невероятный день — и прошла всего треть фестиваля!

Вернулся в лагерь, по пути встретил раздачу бесплатных газет — шестнадцатиполосный вестник фестиваля, который печатался ночью — потому что в нем был уже отчет о первом дне, интервью и рассказ о том что предстоит впереди. На голландском, разумеется, но я понял по знакомым словам и фото.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Наконец увидел в работе промо-зону Miele — в огромный барабан приглашали ребят и девчонок в нижнем белье и купальных костюмах, выдавали модные шапочки для душа — так можно было бесплатно помыться в горячей воде. Великолепная промо-кампания.

А я снова отправился на зарядочную трехэтажную башню, поставил телефон и начал снимать людей вокруг.
В конце первого дня я с удивлением вспомнил что за весь день ни разу не услышал запаха травы. Ну что же, прямо напротив меня за стол сел парень и принялся сосредоточенно забивать косяк.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Приближалось время первого концерта, который я отметил себе в приложении — британской группы A Blaze of Feather. Удивительно, что я чуть не пропустил их в общем списке фестиваля, а ведь это новая группа Бена Ховарда, правда поет не он, а его приятель Мики Смит. Есть теория что Бен сорвал голос на выступлениях год назад и появление этой группы весной 2017 года — как раз его новый музыкальный проект, в котором он выступает как гитарист.

Я снова занял место в первом ряду, наблюдал за настройкой, красавица Индия Борн улыбнулась, кажется, лично мне.
Наконец началось выступление — сыграли весь материал дебютного альбома. Я надеялся, конечно, что Бен сыграет хотя бы одну свою песню, но увы, он даже к сцене не выходил, сидел все выступление в глубине и почти не попал на мои фото.
Группа играет очень мелодичный гитарный рок близкий к пост-року, но без обреченности. На альбоме ни одного хита, но он какой-то очень собранный, удачный — слушается отлично. Мики по ходу пару раз отхлебывал из бутылки с текилой)
Снова были развернутые версии лучших композиций, великолепная сыгранность, не мог не почувствовать позитив от этих музыкантов, занятых любимых делом.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

После концерта окрыленный я немного прогулялся по фестивалю, а затем отправился в палаточный городок на перекус у своей палатки. Разложил покрывало, сделал несколько бутеров с салями и сыром, выпил пару баночек безалкогольного пива.

Вернулся на фестиваль и на этот раз решил заглянуть в каждый шатер, посмотреть все фудтраки и кафешки.
Под них была отведена территория вокруг небольшого пруда и дальше до самого конца.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Началась, пожалуй, самая главная ломка приоритетов на фестивале — нужно было принимать решение. На сцене Альфа — Alt-J. Но чтобы оказаться в первых рядах и вообще в партере, нужно было пожертвовать сценой Б и выступлениями London Grammar и почти наверняка Elbow — технически я на их концерт успевал хотя бы на середину, но с учетом зала смотреть получилось бы только издалека, из-за спин.

И все-таки выбрал Alt-J, вместе с какими то ребятами проскочил к сцене. У главного звуковика группы оказалась футболка с Гагариным и надписью СССР. Начался концерт — и увы — оказалось что группа звучит вживую так же малоэмоционально и холодно, как и на альбомах. Световое шоу было впечатляющим, но после нескольких таких искренних живых выступлений какой то волны от музыкантов не чувствовалось.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Простояв так пять или шесть песен, дождавшись пары хитов с последнего альбома, я увидел что ребята перед мной тоже решили свалить — и пристроился к ним паровозиком (отличная тактика чтобы выбираться), с огромным трудом выполз из гигантской толпы у сцены Альфа.
Увы, London Grammar уже доиграл свой сет, но зато мне удалось попасть если не в первый, то в третий ряд на Elbow слева от центра.

И вот тут я вспомнил момент который совсем не учел при планировании поездки — высоченные голландцы закрывали собой обзор. Кое-как нашел точку, с которой было видно сцену. Концерт начался.
Elbow я узнал как-то случайно, сейчас даже не вспомнить где именно, но пару лет назад офигел от их лайва на ютюбе. Перед фестивалем скачал их новый альбом — и он оказался очень хорошим.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

За свою жизнь я видел десятки и десятки выступлений, но мало кто так раскачивал зал, как делал это фронтмен Elbow. Выступление продолжалось полтора часа, в конце пели, как я понял, главные хиты из 90х, когда группа получила свою первую и главную славу — но насколько же велик был талант группы, потому что ты, не зная песен и слов, орешь вместе с толпой эти самые слова и раскачиваешь руками!

Elbow полностью реабилитировали вечер за Alt-J, когда я вышел из-под навеса, начало накрапывать — но уже на трети пути до своей палатки начался настоящий ливень. Понимая что даже если бежать, я окажусь совершенно мокрый, я юркнул под чей-то палаточный навес где уже собралось человек пятнадцать. Мы пережидали дождь и смотрели как мимо нас бегут несчастные. В какой-то момент обратили внимание на скопившуюся на крыше воду и по очереди начали сбрасывать ее с каждой из сторон. Когда дошла очередь до моей стороны, я протянул руку и толкнул штору вверх. Надо же было такому случиться, что в этот самый момент из-за угла выскочил какой-то парень, спасавшийся от дождя — секунду спустя несколько литров воды, которые я выталкивал из нашей крыши, оказались на нем. Он ругнулся и побежал дальше, а у нас начался такой дикий хохот, какой бывает только вот от таких совершенно неспланированных шуток.
Дождь чуть стих и я бегом рванул к палатке — было уже темно, я в свете фонарика кое-как развесил внутри вещи чтобы они начали сохнуть — и попробовал уснуть. В эту ночь я часто просыпался, но идти на ночной рейв под нашу соотечественницу Нину Кравиц так и не решился — так для меня закончился второй день фестиваля.

День 3

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Традиционный уже душ, но на завтрак в это утро я отправился на основную территорию. Пластиковые фишки в кармане поредели — помимо еды купил себе футболку с логотипом фестиваля, а больше ничего интересного не увидел.
Решил прогуляться по городу и заодно прикупить продуктов в супермаркете — приехал в Лелиштад в 11 утра воскресенья. Более вымершего города трудно себе было представить. Естественно, все закрыто, кроме супермаркета.
Прошелся по пустынным улицам центра(!), взял продуктов и поехал обратно.
День предстоял достаточно свободный — по сути, главное и единственное выступление важное для меня — это Mumford and Sons, та самая группа из-за которой родилась вообще идея поездки на фестиваль.
Потому я решил посвятить время фудкорту и нашел, наконец, некое подобие супа в одном из кафе. Несмотря на его остроту, вязкая горячая жидкость буквально целительным бальзамом начала поступать в организм.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Побродив еще по территории фестиваля, я заглянул в палатку научного центра какого-то университета (там желающие участвовали в опытах), на игровые площадки, прошелся по минирынку, купил сыну футболки с Кобейном и Моррисоном, а затем устроился на травке у основной сцены.

Люди постепенно прибывали и занимали пространство вокруг, отыграла сет какая-то поп-певичка, затем мое поколение качало под воссоединившихся Cypress Hill, я перекусил и двинул ближе к сцене — началась подготовка к выступлению популярного диджея, о котором я не знал до фестиваля — немного неловко себя чувствовал в первых рядах на его выступлении (это был мой хитрый план попасть в первый ряд на Mumford) — но как же смешно мне стало, когда оказалось что почти все вокруг оказались такими же как я — после окончания диджейского сета (а это было красиво и громко) большинство остались на месте, всем очевидно не было дела до диджея, но хотелось попасть на лучшие места на выступлении хедлайнеров.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Я занял самое первое место у оградительной решетки — вскоре прибежали другие фанаты мамфордов и было забавно видеть их разочарованные лица — они надеялись попасть к сцене, но мы уже заняли лучшие места. П-планирование!

Долгое ожидание финального и главного концерта фестиваля… Ребята устроили игру в «Ассоциации» с помощью смартфона — толпа вокруг пыталась подсказать ему слово, он отгадывал на время.
Услышал разговоры — девушка рядом со мной оказалась из Великобритании, она в третий раз была на концерте Мамфордов, рассказывала про впечатления. Потом именно с ней бок о бок мы слушали весь концерт и было такое знаете ли душевное единение фанатов. Жаль не обменялись аккаунтами, у меня осталось фото с ней в инстаграмме.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Мамфорды отыграли блестящий концерт, сыграли две или три новые песни, спели дуэт с фолк-группой First Aid Kit, солист спускался к нам и я даже успел хлопнуть по плечу рукой.
Финал фестиваля оказался в меру эпичным, на I will wait орал в голос вместе с толпой, есть видео-селфи этого момента, один из самых счастливых моментов)

После выходили на бис, был салют и конфетти, затем толпа начала расползаться. Было приятно и чуть с горчинкой послевкусие что праздник закончился.

На фестиваль Lowlands в Голландию!

Я сделал финальный круг по фестивальной площадке, поделился впечатлениями с какими-то ребятами на «зарядочной башне и двинул в палатку.
Проснулся довольно рано, снаружи все было сыро и в росе. Позавтракал, дождался когда лучи солнца хоть немного высушат тент и начал собирать его, сложил вещи и двинул на автобусную остановку.
Палаточный городок вовсю упаковывался и собирался — великолепный Lowlands 2017 закончился!

Теги: Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм