Турист Александр Смирнов (Sanych)
Александр Смирнов
был 6 сентября 2023 13:02

Охрид, Маврово, Скопье — Северная Македония, София — Болгария Июль 2013
Охрид.

Предыдущая Часть. Румыния и Болгария.

9 ДЕНЬ, 14.07.13, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 339 (3067) км

София — Гюешево — Узем — Скопье — Маврово

+23°, облачно

Сегодня воскресенье, выходной день, поэтому путь с озера в Софию не вызвал у нас никаких затруднений. Трасса свободная, правда, дорожное полотно на въезде в город все в заплатках, что совсем не к лицу одной из европейских столиц.

Прокатившись по центральной магистрали, нашли бесплатную стоянку около одного из парков, расчехлили наши велосипеды, и поехали крутить педали и наматывать километры по болгарской столице. Здесь на улицах нет оборудованных велосипедных дорожек, но все равно, покатались мы замечательно.

Первым делом мы оказались в Борисовском саду у памятника Советской армии, установленном здесь в 1954 году. Его тоже, как и памятник Алеше в Пловдиве, неоднократно пытались снести и разукрашивали вандалы. Мы же запечатлели на памятнике вот такую надпись. Кому-то в Болгарии не дают покоя памятники советским солдатам.

Памятник Советской армии.

Около памятника Царю-Освободителю мы увидели целый палаточный городок протестующих, которые требовали отставки парламента. Самое интересное то, что плакат об отставке участники протеста водрузили на памятник. Наверное, по их мнению, это самое наилучшее место.

Болгария и Македония.

Палаточный городок у памятника.

Памятник Царю-Освободителю.

Напротив, через дорогу, располагаются как раз те, кому адресован призыв об отставке. Парламент страны заседает в живописном здании 1886 года постройки, которое причислено к памятникам архитектуры. Оно постоянно перестраивалось, и каждый раз меняло свой внешний облик. Так в 1890 году были пристроены помещения архива и канцелярии, центральный вход с колоннами был достроен в 1928 году. Над центральным входом в народное собрание висит девиз «Объединение — залог силы». Дворец расположен в самом центре Софии на площади Народного собрания.

Здание парламента.

У стен собора Святой Софии, с противоположной от входа стороны, расположена Могила Неизвестного солдата.

Болгария и Македония.

Мемориал у собора Святой Софии.

В самом центре Софии на просторной площади возвышается грандиозный кафедральный собор Александра Невского, который был построен в начале XX века в честь освобождения Болгарии из-под власти Османской империи. Храм поражает своим величием и размерами — одновременно в нем могут разместиться до 5000 человек.

Храм-памятник Александра Невского.

В сквере, недалеко от собора Александра Невского, установлен памятник болгарским ополченцам, принимавшим участие в боях за освобождение Балкан от турецкого ига.

Памятник болгарским ополченцам.

Очень красиво и нарядно смотрится русская церковь Николая Чудотворца, которая строилась для русской общины в 1907–1914 годах.

Болгария и Македония.

Русская церковь Николая Чудотворца.

Статуя Святой Софии украсила столицу Болгарии только в 2000 году. Просто странно, что ее в таком городе раньше не было. Святая София символизирует мудрость, божью благодать и как будто простирает свои руки над городом, защищая его от всех невзгод. Пятитонная скульптура стоит на 12-метровом пьедестале, а в высоту достигает 8 метров.

Статуя Святой Софии.

Церковь Святой Петки всем своим видом говорит о средневековом происхождении. Она совсем небольшая и почти вросла в землю. Время ее постройки датируется примерно XI веком, стены стоят на древнеримском фундаменте. Церковь является действующей, здесь регулярно проводятся службы.

Церковь Святой Петки.

Накатавшись по улицам болгарской столицы и многое посмотрев, мы теперь можем спокойно отдохнуть в тени деревьев недалеко от городского фонтана.

Болгария и Македония.

На отдыхе после велосипедной прогулки.

Возвращаемся к своей машине, собираемся и едем в направлении македонской границы. На выезде из Софии остановились на обед в одной из кафешек. После вкусного обеда едем не торопясь дальше, любуясь из окна красивыми пейзажами болгарской природы. На погранпереход Гюешево — Узем приехали через два с половиной часа, а на прохождение границы затратили всего 15 минут.

В скором времени на подъезде к столице Македонии Скопье на трассе начались платные участки. Но дорога на этих участках отличная и мы быстро доехали до Скопье. Бесплатная парковка нашлась около церкви Климента Охридского, где мы пересели на велосипеды, и покатили осматривать город.

Церковь Климента Охридского.

С Набережной открывается отличный вид на реку Вардар и центральную часть города.

Набережная реки Вардар.

Площадь «Македония» расположена в самом центре Скопье. Эта огромная площадь удивляет своими размерами. Получить такую большую площадь удалось «благодаря» сильному землетрясению 1963 года, разрушившему несколько строений, находящихся на месте теперешней площади. Здесь можно увидеть множество памятников полководцам, царям древности и различным святым. Также на ней расположены клубы, торговые центры, кафе и рестораны.

В центре площади возвышается величественный конный памятник Александру Македонскому, хотя официально он называется «Воин на коне». Высота памятника составляет более 20 метров, а у подножия постамента расположены скульптуры, изображающие восемь солдат из македонской фаланги.

Памятник Александру Македонскому.

Памятник императору Юстиниану I.

Памятник царю Самуилу.

Каменный мост ведет от площади «Македония» на противоположный берег реки. Этот мост был построен, по одной из версий, в XV веке. Сооруженный из крупных каменных блоков, он отлично сохранился до наших дней.

На Каменном мосту.

На другом берегу реки Вардар находится площадь «Воин», и здесь тоже есть монументальные памятники. Красиво смотрится памятник-фонтан под названием «Матери Македонии», хотя всем известно, что он посвящен матери Александра Македонского — Олимпиаде. А немного дальше возвышается монумент «Воин» — памятник отцу прославленного полководца — царю Македонскому Филиппу II.

Памятник «Матери Македонии».

Памятник царю Филиппу II.

Прокатившись по кривым улочкам старого города, мы направились к Крепости Кале, откуда начинался город Скопье. Эта крепость существовала здесь и в период императора Юстиниана, и в царство царя Самуила, неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Последний раз крепость была разрушена землетрясением 1963 года и сейчас снова восстанавливается.

Крепость Кале.

Надо отметить, что в Скопье на некоторых улицах оборудованы велодорожки, по которым мы прокатились, возвращаясь обратно к машине. На сегодня ночевку, после изучения карты, мы запланировали на Мавровском озере, и до наступления темноты нам надо туда доехать. Сразу после выезда из Скопье попадаем на серию платных участков на трассе Е-65.

На Мавровское озеро приехали как раз вовремя. Уже в сумерках нашли неплохое место на берегу за кустами, быстро поставили палатку и приготовили ужин. Жаль, что по соседству совсем не оказалось сухих дров для разведения вечернего костра. Зато неспешная вечерняя прогулка перед сном вдоль берега озера была очень кстати после такого насыщенного дня путешествия.

10 ДЕНЬ, 15.07.13, ПОНЕДЕЛЬНИК, 126 (3193) км

Маврово — Охрид

+27°, облачно

Встаем с утра пораньше, а на улице тепло, светло, птички щебечут, а с берега открывается отличный вид на озеро. Вот только одно неприятно — везде валяется мусор, который разносится ветром по всему берегу озера.

Место ночевки.

Мавровское озеро искусственного происхождения, образовалось в результате строительства плотины ГЭС, и находится на высоте чуть более одного километра над уровнем моря. Вода здесь довольно холодная и мы не рискнули с утра купаться в озере, хотя изначально такое желание было.

Мавровское озеро.

Наша цель на сегодня — доехать до города Охрид, который находится на берегу одноименного озера. Навигатор прокладывает нам путь по скоростной магистрали, но мы предпочитаем ехать по очень живописной дороге Мавровского Национального парка. Путешествовать по таким дорогам одно удовольствие — горы, лес, хороший асфальт и практически никого нет.

Проехав Национальный парк, оказываемся на берегу Дебарского озера, которое тоже искусственного происхождения. Вот здесь дорожное покрытие гораздо хуже — встречаются грунтовые, гравийные и просто ремонтируемые участки, а сама дорога проходит практически рядом с албанской границей.

Болгария и Македония.

Поселок на берегу Дебарского озера.

К полудню мы приехали в Охрид, и чтобы не терять время, сразу направились смотреть старый город. Перед въездом расположена большая парковка, а дальше движение запрещено. Значит, отправляемся на пешую прогулку.

Ворота в старый город.

Сразу после входа за каменной стеной открывается отличный вид на старый город и крепость на вершине горы. Охрид имеет богатое историческое прошлое, а его название означает «на гряде», то есть «на горе». В 1980 году Охрид и Охридское озеро были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Болгария и Македония.

Вид на старый город и крепость.

Амфитеатр Охрида, это большой античный театр под открытым небом. Он является одной из главных достопримечательностей Македонии, так как это единственный древнегреческий театр, который отлично сохранился. Ему более двух тысяч лет, но благодаря тому, что амфитеатр множество веков провел под землей, он практически не поддался разрушению.

Древнегреческий амфитеатр.

Следующее историческое место, к которому мы подошли, называется Плаошник. Это большая площадка, на которой ведутся археологические раскопки. С недавних пор на территории Плаошника началась подготовка к реконструкции еще одного ценного здания — школы, в которой обучали всех желающих грамоте и письменности. В этом здании Климент Охридский трудился над своими произведениями.

Плаошник.

Большую часть Плаошника занимает Пантелеймонов монастырь, который в прошлом был важным научно-образовательным центром, а Святой Пантелеймон являлся покровителем монастыря. Именно здесь хранятся мощи Святого Климента Охридского. Вход на территорию монастыря платный.

Пантелеймонов монастырь.

Из любой точки города хорошо видна раскинувшаяся на горе Самуилова крепость, куда мы теперь поднимаемся. Болгарский царь Самуил построил свою резиденцию в X веке, а сам Охрид стал столицей Болгарского царства. От прежних стен осталось немного, почти все они возведены заново. Крепость активно реконструируют и вход вовнутрь платный. В самой крепости особо интересного ничего нет, зато с ее стен открывается потрясающий вид на озеро, город и его окрестности.

Вход в крепость.

Стены крепости.

Болгария и Македония.

Вид на город, озеро и окрестности.

Болгария и Македония.

Флаг Македонии в крепости.

Болгария и Македония.

Вид из крепости на Пантелеймонов монастырь.

Но все же главной жемчужиной этих мест является Охридское озеро, ведь недаром люди с древних времен селились на его берегах. Оно является самым древним и глубоким озером на Балканах — озеро образовалось около пяти миллионов лет назад, а максимальная его глубина достигает 288 метров.

Закончив осмотр старого города, мы поехали отдыхать, купаться и загорать на городской пляж, который увидели со стен крепости. Послеобеденный расслабляющий отдых на пляже и купание в чистой воде озера явно пошло нам на пользу.

Городской пляж Охрида.

Вид с пляжа на крепость.

Ближе к вечеру мы направились заселяться в кемпинг, который расположен немного дальше городского пляжа, но тоже на берегу озера.

Болгария и Македония.

Въезд в кемпинг и регистрация.

Обследовав огромную территорию кемпинга, приходим к выводу, что здесь очень достойное место для отдыха, и можно остановиться на пару дней. Да и цена самая минимальная, всего 10 евро. Поэтому в тени деревьев ставим большую кемпинговую палатку, размещаемся и готовим ужин.

Болгария и Македония.

Место стоянки в кемпинге.

Вдоль берега озера оборудована неплохая Набережная, и после ужина мы направляемся по ней на велопрогулку. Прокатились достаточно далеко, почти доехав до городка Струга, где берет свое начало Черный Дрин — единственная река, вытекающая из Охридского озера.

На велопрогулке.

Перед сном, как это у нас часто бывает, посиделки у палатки с чашкой ароматного чая, обмен впечатлениями от прошедшего дня и обсуждение планов на следующий день.

11 ДЕНЬ, 16.07.13, ВТОРНИК, 0 (3193) км

Охрид

+28°, облачно

Утро нас снова радует и после завтрака мы решаем прокатиться в Охрид на велосипедах. Затея хорошая, но проехать пришлось немало. Зато физическая нагрузка получилась приличной, а это только на пользу.

Утром в кемпинге.

Прокатились по улочкам Охрида и выехали к озеру в районе городского парка. Здесь установлены памятники Святым Клименту и Науму Охридским, а Набережная красиво обустроена и ухожена. У причала стоят кораблики, на которых можно совершить экскурсию по Охридскому озеру.

Болгария и Македония.

Памятник Святому Клименту Охридскому.

Памятник Святому Науму Охридскому.

Красивый вид на город.

Набережная в районе городского парка.

Болгария и Македония.

Экскурсионные корабли у причала.

По приезду в кемпинг, после обеда, мы отправились в водное путешествие на собственном плавсредстве. Наша желтая «Каравелла» с бортовым номером К65, так долго ждавшая этого момента, плавно заскользила по ровной глади Охридского озера. Причем, мы спокойно поместились в лодку вдвоем. Поплавать у берега в такую погоду было одно удовольствие.

На "Каравелле" по озеру.

Оставшуюся часть дня мы посвятили купанию и отдыху на пляже. А вечером традиционная прогулка перед сном и чаепитие у палатки.

Следующая Часть. Кастория и Кастраки.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия