Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был сегодня 16:48

Непал Февраль 2017

В Непал в одиночку. Ч.1.

В Непал в одиночку ч.2. Патан.

В Непал в одиночку ч.3. Покхара.

Я очень люблю природу и пешие походы. Ещё несколько лет назад я копался в интернете в поисках самых живописных треков планеты. Существует много подобных рейтингов, периодически встречаются и утверждения, что все 10 самых живописных трекинговых маршрутов мира находятся в Непале. Возможно, это перебор, но одно точно, эта маленькая горная страна одна из богатейших на самые разные горные пейзажи.

Петля Гандрюк

Последний раз в горах я был ещё в студенческие годы, лет десять назад. Так что сразу рваться к базовому лагерю Эвереста я не собирался. От простого к сложному, а самым комфортным и простым в Непале, является горный массив Аннапурны. Здесь много разных маршрутов от сложных (кольцевой маршрут с выходом к высокогорному озеру Тиличо), до менее сложных (поход в базовому лагерю Аннапурны) и совсем простые одно- и двухдневные, для которых, даже пермиты получать не надо. Я же хотел получить опыт в получении разрешений, при этом трек должен был быть небольшим и несложным. По всем параметрам мне подходил трёхдневный трек, хорошо описанный в LP под названием «Петля Гандрюк». Гандрюк — это крупная деревня, целевая точка данного трека, который, в конечном счёте, выписывает кривую в виде петли, отсюда и название.

Маршрут Петля Гандрюк выделена красным.
Маршрут "Петля Гандрюк" выделена красным.

В мой первый день в Катманду я сделал необходимые для трека документы: карту трекера и пермит для посещения горного массива Аннапурны. Ещё раз скажу, что можно найти живописные треки на пару дней, для которых вообще не требуется никаких разрешений. Но мне был важен опыт в их получении, тем более, что стоит это не дорого и времени занимает не много.

Петля Гандрюк

Итак, позавтракав в своей гостинице в Покхаре, я собрал рюкзак. Ненужные в походе вещи я оставил в отеле, на такси отправился на автовокзал. За пятиминутную поездку таксист узнал куда я отправляюсь и остановился у нужного автобуса. Минут через пять мы тронулись, помимо меня пассажиров было человек десять, все местные. По ходу, мы останавливались каждые две — пять минут и добирали по нескольку человек. Так, минут через пятнадцать набрался полный автобус, пришлось везти свой рюкзак на коленях.

Мой трек должен был стартовать из местечка Пхеди (Phedi), но, то ли кондуктор что-то напутал, то ли недопонял, а скорее всего просто-напросто забыл про меня и высадил в следующей деревне — Канди (Kande).

Петля Гандрюк

Это я понял позже, а пока, уточнив у местных направление, отправился в путь…

Свежий воздух, живописные пейзажи — настроение отличное. Начало трека полностью оправдывало мои ожидания. У встречных несколько раз уточнял дорогу, сориентировавшись по карте понял, что вместо Дамфуса(Dhampus) я выйду к Australian Camp. Проблема небольшая, так как расположены эти деревни близко друг от друга, но всё же немного нервничаю, так как не знаю насколько мой темп соответствует норме дневного перехода.

Минут через 30–40 я уже достиг Australian Camp. Отсюда открываются отличные виды на Мачапучаре и Аннапурна Южная.

Петля Гандрюк

Далее шёл десятиминутный спуск, после которого я вышел на тропу Дамфус — Потана и это был уже плановый маршрут. Везде стоят указатели и информационные стенды. Даже без использования геолокации надо постараться, что бы заблудиться.

Трек идёт в сторону Потана (Pothana), но я решил, всё-таки, добежать до Дамфуса, так как именно здесь ставится первая отметка чек-поста, тем более, что и расстояние небольшое и время позволяет. В Дамфусе дежурный инспектор даже не сразу понял, что я только начинаю трек, а не заканчиваю его. Здесь же познакомился с парнем из Австралии. Он шёл к базовому лагерю Аннапурны, трек на 7–10 дней, а рюкзак меньше моего в два раза.

В ритме дошёл до Потаны (Pothana). Подзабыл об одном из правил в горах — не торопиться, особенно в первый день. Здесь находится ещё один чек-пост, можно было не бегать в Дамфус. Время было обеденное и я решил здесь же сделать пит-стоп. Обед стандартный для Непала — порция чикен мо-мо, вскоре подоспел и мой австралийский друг.

Петля Гандрюк

Далее тропинка идёт через живописный рододендроновый лес, периодически попадается местная живность.

Примерно через каждый час на маршруте есть населенные пункты, в которых можно купить воду, снеки или комплексно пообедать, а при необходимости и снять на ночь комнату.

Деревня Bhichok Deurali.

На фото, на переднем плане мой рюкзак — 75 литров. Очень удобная спинка, совсем не напрягал позвоночник и поясницу. Половину рюкзака занимал спальник, а половину по весу составлял штатив, он у меня тяжеленный, профессиональный. Вообще, в такой маленький трек вещей можно брать по-минимуму.

Ещё примерно через час я уже приближался к конечной точке первого дня — Толка (Tolka).

Петля Гандрюк

В первых же домах, хозяева зазывают на ночлег. Но, с выбором лучше не торопиться, ценник везде примерно одинаковый, а вот виды из гестов отличаются. Я выбрал самый популярный в деревне гест — Sapana Lodge.

Можно было расслабиться, отдохнуть, закат в этот вечер был замечательный, жаль только, Аннапурну Южную закрыли облака.

В комнате прохладно, немного сыро, есть пара розеток, с электричеством проблем нет. А, вот Wi-Fi отсутствует, хотя хозяин геста, при заселении, уверял в обратном — местные многое готовы пообещать, что бы не потерять клиента. Тем не менее, место вполне приличное. Подходят всё новые и новые постояльцы: ещё пара одиночек, в том числе и мой австралиец, пара китайцев, две девушки, по-моему, из США, две группы человек по 5–7. В общем, компания, как обычно в таких местах — интернациональная. Почти все комнаты заняты, с наступлением сумерек все потянулись на кухню. С час — полтора просидел на кухне, а выйдя на улицу, обомлел от вида Аннапурны Южной. За это время ветер совсем стих и облака вокруг горы рассеялись, в лунном свете окружающий пейзаж был фантастический.

Первый день удался на славу. Спалось хорошо.

Рассвет тоже не порадовал:

Петля Гандрюк

Правда, через полчаса солнце затянуло облаками. Пробежался по окрестностям. У меня особая любовь к деревням и их жителям, это всегда отдельная и очень важная составляющая любой страны.

А мне пора в путь. Сегодня я должен добраться до главной цели моего трека — деревни Гандрюк. Судя по карте расстояние раза в 3 меньше вчерашнего перехода. Правда, идти сегодня гораздо тяжелее, сказывается вчерашняя прыть. Утренний воздух свеж, идти комфортно.

Петля Гандрюк

Завидев туриста, с гор бегут дети. Видно, что живут совсем бедно, сильно пропахли дымом от костра. Угостил их конфетами.

Кстати, с собой надо постоянно иметь горсть конфет в лёгкой доступности. Дети почти в каждой деревни требуют с туристов сладости, если нет сладостей — гони доллар!

Террасное земледелие на склонах холмов. Тяжелейший труд крестьян (местные земли населяют преимущественно гурунги) на протяжении многих поколений создали это красивое сочетание естественного и культурного ландшафтов. Мне они сильно напоминают рисовые террасы «Хребет Дракона» в провинции Гуанси в Китае — одно из моих любимых природных мест на планете. Правда, их я посещал в самую удачную пору, когда колоски риса созрели и поля ярко-жёлтые, зато здесь — заснеженные горы на заднем плане. Вообще, Непал вносит свою изюминку, в какой бы части страны ты не находился.

Петля Гандрюк

Менее чем за час дошёл до следующей деревни — Ландрюк (Landruk). Судя по карте, до Гандрюка рукой подать — час, максимум два. И я уже планирую бросить вещи в гесте и сбегать ещё до следующей деревни — Тадапани, что ж, доберёмся, посмотрим.

От Ландрюка идёт затяжной спуск (перепад высоты почти 300 метров) к мосту через реку Моди. Признаюсь, спускаться мне всегда тяжелее, чем идти в подъём. Мост вполне обычный, очень напоминает наши стандартные железнодорожные мосты. За весь маршрут мне так и не попался ни один красивый высокий подвесной мост.

А, вот, сразу за мостом начинается подъём. Это был самый долгий, затяжной и тяжёлый подъем в моей жизни! Высокие ступени: сантиметров от тридцати до полуметра, и эта лестница на 700 метров в небо. Блин! Когда же она уже закончится? Минут по 10 не спеша поднимаюсь, затем пятиминутный передых, так, где-то около 2-х часов. Я уже не помню, сколько точно времени у меня занял этот подъём. Какая там ещё одна деревня, хоть бы до этого самого Гандрюка (не зря он так неблагозвучно называется) добраться.

На фотографии вид на противоположный склон: Ландрюк — предыдущая деревня, Толка — место моей вчерашней ночёвки:

Петля Гандрюк

Не знаю, на сколько это эффектно смотрится на фотографии, но в живую, это впечатляло. Дух захватывало и немного одолевала гордость, что всё же это сделал.

Наконец-то меня встречал Гандрюк!

Петля Гандрюк

На оставшиеся силы пошёл искать гостиницу с красивым видом на горы. Гесты на порядок больше и богаче всех тех, что встречались мне на маршруте до этого. Вроде как есть горячая вода и Wi-Fi (за отдельную плату), но это всё буду проверять позже, сейчас надо немного передохнуть. Завёл будильник на 30 минут, потом ещё на 30, надо приходить в себя, спать буду ночью, сейчас надо осмотреть деревню.

Гандрюк. 5 тыс. жителей. Самая большая деревня гурунгов в Непале, здесь есть своя небольшая гидроэлектростанция. В деревне находится штаб-квартира «Проекта сохранения Аннапурны», музей, посвящённый быту гурунгов, красивый буддийский монастырь.

И, конечно, главная достопримечательность деревни — её жители:

Петля Гандрюк

Место вполне колоритное, весь вечер провёл в наблюдении за местными: женщина обрабатывает огород мотыгой, дети возвращаются из школы, караваны груженых ослов. Периодически слышны разговоры туристов, в основном на немецком. На закате снова поднялся ветер и Аннапурну Южную затянуло облаками, видимо, это особенности местного микроклимата. Зато ночью, картина вновь была великолепная:

И рассвет получился шикарный:

Завтракаю и собираюсь в путь, мой начавшийся небольшой трек уже подходит к концу, сегодня я должен вернуться в Покхару.

На небе ярко светит солнце, тропинка из деревни очень комфортная — вымощена камнем, пологая. Каждые пять минут навстречу попадаются караваны ослов.

Петля Гандрюк

Минут через сорок встречаюсь с экскаватором, который крошит горную породу, расширяя пешеходную тропу до узкой горной дороги. Похоже, через пару лет, в Гандрюк можно будет приехать на автобусе.

Петля Гандрюк

Можно порадоваться за местных жителей. Дорога существенно приблизит их к цивилизации (насколько это применимо для Непала). Но, туристы здесь идут в горы, если не за первозданной природной красотой — её, наверное, сейчас невозможно найти на нашей планете, то по максимуму приблизиться к ней.

И, если, виды на окружающие террасные склоны по-прежнему впечатляли, то идти по пыльной дороге удовольствие совсем не приносило. А караваны с ослами начали чередоваться с джипами и микроавтобусами.

В очередной деревне встретил туристический автобус. Оказалось, он идёт напрямую в Покхару.

Петля Гандрюк

Поскольку идти по пыльной дороге, постоянно уворачиваясь от транспорта, в мои планы не входило, решил, что на этом мой трек заканчивается.

Я был первым пассажиром, но минут через десять подошла группа китайцев, человек 20. Ехать с китайцами всегда шумно и весело. Дорога — узкий серпантин, порой автобус проезжал в полуметре от обрыва, в эти моменты думал, что лучше шёл бы пешком.

В деревне Birethanti остановка, здесь обязательный конечный чек-пост. Водитель собрал у всех пермиты и пошёл отмечаться, всё же, за передвижениями туристов здесь следят довольно строго. За чек-постом остановка, все вышли, оказывается, маршрут до Покхары не такой уж прямой.

Петля Гандрюк

Китайцы стали ждать другой автобус, видимо, они едут не в Покхару. Меня же снова возвращают на своё место, трогаемся. По дороге подбираем ещё человек семь, ехать в полупустом автобусе приятно, скоро меня ждёт цивилизация. До Покхары остаётся совсем немного, заезжаем на заправку, тут нас всех просят пересесть в другой автобус, в котором, всего несколько свободных сидячих мест. Но я воспринимаю всё это с улыбкой, очередное мини-приключение.

Минут через 30 добираемся-таки до Покхары, отвергаю предложения таксистов за три цены доехать от автовокзала до Лейк-сайда. Можно было поторговаться, но мне хочется пройтись пешком, сегодняшнюю пешую норму я не выполнил. Всё же, обычные районы Покхары коренным образом отличаются от туристического Лейк-сайда.

Вот, собственно, и всё! Так закончился мой первый трек в Непале.

p. s. Я люблю топать по Миру ногами. Я думаю, что когда человек посещает какое-то место, то оставляет что-то от себя. Но в ещё большей степени он получает, такой своеобразный закон всемирного тяготения. Так вот, наверное, максимальный обмен происходит именно в таких путешествиях.

И ещё раз хочу подтвердить, что Аннапурна по всем параметрам подходит для начинающих трекеров — вся инфраструктура, удобные и самые разные маршруты, потрясающие виды!