Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Егорьевск — Россия Май 2017

Егорьевск — это один из городков Московской области, находящийся в 115 км в юго-восточном направлении от столицы.

На берегу реки Гуслица с давних времен находилось небольшое поселение Высокое. Тысячи лет на этом месте жили финские племена — мещера. Высокое упоминается в духовных грамотах Ивана Калиты (1328 г.), Дмитрия Донского (1359 г.), его сына Василия Дмитриевича (1423, 1424 гг.). В 16 веке в сельце была построена деревянная церковь Георгия Победоносца, и его стали называть Егорье-Высокое, а волость, центром которого оно было, Высоцкой. В 1563 г. Иван Грозный пожаловал Егорье-Высокое и всю волость Чудову монастырю в Москве.

Став городом в 1778 году, через 2 года был утверждён регулярный план с прямоугольной сеткой кварталов. Этот планировочный принцип был использован при расширении городских границ в 1900-х гг. и сохранялся до настоящего времени. Архитектура, определившая облик городской среды, эклектична, носит отпечаток провинциальности.

Поначалу Егорьевск был заштатным городом, но с 1802 г. стал уездным. Население занималось ремеслами (резьба по дереву, портняжничество, сапожничество и др.). Четыре годовых ярмарки делали Егорьевск крупным торговым центром Рязанской губернии.

Строительство железной дороги в 19 веке послужило очередным импульсом в развитии города. Было построено электротехническое училище и городской водопровод, библиотека с читальным залом, Троицкий Храм, очень много торговых заведений. Сегодня этот город с развитой инфраструктурой, приятный для отдыха и достаточно привлекателен для туристов.

Основная магистраль города — улица Советская, в прошлом Московская, улица с тремя организованными на ней площадями. Обширную центральную площадь некогда занимал грандиозный Успенский собор в стиле ампир, служивший композиционным центром и высотной доминантой города. Вокруг площади сосредоточены наиболее представительные торговые и жилые здания, городские учреждения. Ближе к окраинам застройка остается деревянной.

Как добраться из Москвы до Егорьевска на общественном транспорте?

Самым оптимальным вариантом, чтобы добраться до Егорьевска из Москвы является автобус № 325, который отправляется почти каждые пол часа, начиная с 7 часов утра с автостанции Котельники, рядом находится одноименная станция метро, которая является конечной в южном секторе Таганско-Краснопресненской линии Московского метро.

Стоимость проезда 200 р, или чуть больше (данные на начало 2018 года)

Есть еще вариант с электричкой, но он увы малоподходящий ввиду того, что электрички ходят редко. Собственно есть только одна прямая электричка до Егорьевска из Москвы (Казанский вокзал) и несколько вариантов с пересадкой. Варианты с пересадкой мы рассматривать не будем, ибо они слишком усложняют достижение цели)

Итак, я конечно же выбрал наиболее удобный вариант с автобусом. К тому же я сам проживаю на юго-востоке Москвы, так что до станции Котельники мне добираться не долго.

Время в пути на автобусе составляет приблизительно два часа, но, это без учета пробок, а пробки на этом направлении достаточно часто бывают, особенно на участке Москва-Люберцы-Гжель. Я наивно полагал, что через два часа я уже буду в Егорьевске, но, увы дорога затянулась из-за пробок, и, в итоге, до Егорьевска я доехал только через три часа после отправления со станции Котельники

Здание автовокзала города Егорьевск. Судя по карте за зданием автовокзала находится и здание вокзала.
Автовокзал Егорьевска. Привокзальная площадь

Сойдя с автобуса, я двинулся по улице Западная к Советской, которая является одной из основных в городе

На пересечении Западной улицы и Советской есть симпатичные пятиэтажные новостройки

Егорьевск — один из городков Подмосковья

Далее я пошел по Советской улице в южном направлении к центру города, где и находится основная масса достопримечательностей. По пути к центру города можно лицезреть следующие виды

А вот и первая интересная достопримечательность: Троицкий Мариинский женский монастырь

Находится сей монастырь чуть в стороне от основной улицы Советской, но он отлично виден и с нее

Но в первозданном виде церковь долго не простояла...

В начале 1960-х гг. монастырское кладбище стали разравнивать, сносили кресты и надгробия. Ежедневно, проходя по улице Владимирской, горожане наблюдали, как бульдозеры сравнивали могилы, а человеческие кости и черепа были разбросаны вокруг. Снесли могилы священников, монахинь, солдат Моршанского полка и простых крестьян. Троицкий храм переделали сначала в музей, а потом в клуб. Колокольню и купола снесли, так как они якобы уродовали красоту города. Надгробия Егорьевского благодетеля Н М. Бардыгина и его сестры, первой игумений Олимпиады, были снесены, а могилы забетонированы. Уникальные росписи на золотом фоне закрасили масляной краской, но они с каждым разом проступали сквозь краску. Лики и нимбы святых, которые проявлялись, выжигали паяльными лампами.

История монастыря начинается с городского Егорьевского кладбища, на которое в 1792 году была перевезена с погоста Гвоздна небольшая деревянная церковь Никиты Великомученика. Деревянный храм был типа восьмерик на четверике в классицистическом духе, с трапезной и колокольней. Церковь была летняя, неотапливаемая, поэтому и богослужения там совершались редко. Горожане огорчались, что на месте погребения их родных не возносилась ежедневная молитва, и просили сделать в храме отопление. Власти вняли просьбам горожан, и в феврале 1880 года Егорьевский городской голова, купец 1-й гильдии и почетный гражданин города Егорьевска Никифор Михайлович Бардыгин выступил на заседании Городской Думы с инициативой строительства при кладбище нового храма. Город выделил землю, и летом того же года началось строительство. За три года на средства Бардыгина был выстроен храм с боковыми приделами Никифора Цареградского и Марии Египетской, представляющий собой пятиглавый четверик с шатровой колокольней. Но в первозданном виде церковь долго не простояла... Она была перестроена в 1890-х - начале 1900-х годах когда строился монастырь с комплексом монастырских строений. Инициатива создания монастыря исходила от Марии Владимировны Бардыгиной, жены Никифора Михайловича.   Только в августе 1900 года состоялось открытие Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря. 23 января 1918 г. по декрету совнаркома об изъятии церковных ценностей в монастырь была направлена специальная комиссия. Обитель закрыли. А 1929 году вышло постановление о закрытии Троицкого храма.  После разгрома на территории Мариннского монастыря разместилось летное училище. Никитскую церковь полностью разрушили для строительства на том месте нового корпуса для курсантов. В начале 1960-х гг. монастырское кладбище стали разравнивать, сносили кресты и надгробия. Ежедневно, проходя по улице Владимирской, горожане наблюдали, как бульдозеры сравнивали могилы, а человеческие кости и черепа были разбросаны вокруг. Снесли могилы священников, монахинь, солдат Моршанского полка и простых крестьян. Троицкий храм переделали сначала в музей, а потом в клуб. Колокольню и купола снесли, так как они якобы "уродовали красоту города". Надгробия Егорьевского благодетеля Н М. Бардыгина и его сестры, первой игумений Олимпиады, были снесены, а могилы забетонированы. Уникальные росписи на золотом фоне закрасили масляной краской, но они с каждым разом проступали сквозь краску. Лики и нимбы святых, которые проявлялись, выжигали паяльными лампами. Возрождение святыни началось 7 января 2000 года, когда в Троицком храме состоялась первая божественная литургия. С того дня богослужения стали совершаться регулярно, начались и реставрационные работы. Внутри церкви удалены все позднейшие перегородки и перекрытия, восстановлены своды. Уцелевшие фрагменты храмовой росписи, сохранившиеся плиточные полы свидетельствуют о былом благолепии святыни. В 2006 году, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, при Троицком храме вновь открыта женская община. А в 2008 году община получила статус монастыря
Егорьевск — один из городков Подмосковья

Пройдя вдоль стен монастыря, я неожиданно вышел к авиационному техникуму, который находится по соседству с монастырем на улице Владимирская

Егорьевский авиационно-технический колледж гражданской авиации.
Егорьевский авиационно-технический колледж гражданской авиации. История учебного заведения на самом же деле началась осенью 1918 года. Что же связано с этой датой? В это время была произведена эвакуация лётной школы в Егорьевск. Ранее она располагалась в Гатчине. Через несколько лет после эвакуации учебное заведение перевели в Ленинград, а в Егорьевске создали военную школу авиации. В ней начали подготавливать людей по военным авиационным специальностям. В конце 40-х годов на базе школы основали училище. Именно оно в последнем десятилетии прошлого века было преобразовано в колледж, носящий современное название

Дойдя до авиационного колледжа, я развернулся и пошел обратно к Мариинскому монастырю

Егорьевск — один из городков Подмосковья
Решил зайти на территорию монастыря. Вид на внутренний дворик монастыря

После краткого осмотра Мариинского монастыря, я направился к другой интересной достопримечательности города, находящийся не подалеку: Электромеханическое училище имени Цесаревича Алексия

Механико-электротехническое училище имени Цесаревича Алексея, было построено Барютиным Иваном Тимофеевичем в 1909 году на деньги фабриканта Бардыгина М.Н., сына знаменитого егорьевского головы Никифора Михайловича Бардыгина. Торжественная закладка состоялась 14 мая 1907 года. Для своего времени это было одно из лучших в Российской Империи учебных заведений такого класса

Егорьевск — один из городков Подмосковья

Рядом с Электромеханическим училищем находится скромненький мемориал Великой Отечественной войны

Осмотрев все это, я решил какое то время просто погулять по центральным улочкам города

Егорьевск — один из городков Подмосковья

В Егорьевске есть даже своя прогулочная улица, которая называется Набережная улица, и тянется она вдоль речки Гуслица

Егорьевск — один из городков Подмосковья

Здания бывшей фабрики Хлудовых. Семья Хлудовых построила фабрику с прядильным производством в 1845г. Качественная пряжа пользовалась огромным успехом, как в России, так и за рубежом. Комплекс зданий представляет собой внушительную постройку промышленных зданий. Благодаря неоднократным реконструкциям объект сохранился до настоящего времени в отличном состоянии. Один из братьев Хлудовых являлся поклонником английского стиля, что подтверждает башня с часами на здании, отдаленно напоминающая Биг — Бен

Кое-где даже попадается стрит-арт

Егорьевск — один из городков Подмосковья

С Набережной улицы я двинулся в сторону площади Александра Невского, где располагается одноименный храм

А вот собственно и площадь Александра Невского и Александро-Невский собор. Это пожалуй самый красивый и величественный собор города

Егорьевск — один из городков Подмосковья

Недалеко от собора Александра Невского я также обнаружил Георгиевскую старообрядческую церковь на улице Карла Маркса. Вот она такая симпатичная

С улицы Карла Маркса я намеревался попасть на самую главную площадь города, Советскую

По ходу движения к ней прошел мимо Администрации Егорьевского района

Егорьевск — один из городков Подмосковья

Ну и наконец вышел на саму Советскую площадь. Советская площадь Егорьевска раньше называлась Соборной, здесь велась торговля. В центральной части площади раньше стоял Белый Успенский собор, а сегодня на его месте — памятник Ленину. Созданный в 1927 году, он, говорят, имеет большое портретное сходство с оригиналом. Старые торговые лавки на площади, оставшиеся и сейчас в том же качестве

Егорьевск — один из городков Подмосковья

От Советской площади мне нужно было уже возвращаться к автовокзалу Егорьевска по все той же Советской улице, которая практически тянется через весь город

Егорьевск — один из городков Подмосковья

Так закончилась моя прогулка по городу Егорьевск. Не смотря на свои малые размеры не все достопримечательности города мне удалось охватить, но, я надеюсь, что все-таки большая часть из них. В целом мне город понравился. Не ждите от этого города чего то грандиозного. Тем не менее город ухоженный, чистый, с хорошо сохранившейся исторической застройкой. Не смотря на то, что сей город не является очень популярным туристическим направлением, достопримечательностей здесь вполне достаточно, чтобы вызвать интерес у туриста. Так что, несомненно рекомендую выделить день на поездку в Егорьевск для знакомства с ним