Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 19:28

Москва — Россия Декабрь 2017

Я вот долго думала, с чего мне начать мою московскую эпопею. А в том, что это будет именно эпопея, нет никакого сомнения! Можно было бы начать рассказывать по порядку, с начала, но это как-то не по-праздничному! Я очень люблю неожиданные сюрпризы и импровизации, когда чудес не ждешь — а они берут, и вдруг случаются! Одним из таких чудес и стало наше путешествие в рождественскую Москву…

Моя Москва. Ближе к звездам…

О Москве писать сложно. Правда сложно, этот город настолько неоднозначный, могучий и необычный, что сказать о нем новое, интересное, не усыпить читателя, и не скатиться при этом в банальщину непросто. Расскажу, пожалуй, для начала о самом древнем и знаковом месте великой столицы. Итак, 1147 год от Рождества Христова… «Приде ко мне, брате, в Москов».

Моя Москва. Ближе к звездам…

4 апреля 1147 года, суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на встречу брата, князя черниговского Святослава Олеговича. Ни к себе в Суздаль, который на тот момент уже лет 150 как существовал и процветал, и не в Чернигов к брату напросился сам, а позвал в Москву. Встреча прошла отлично, «учинен был обед силен», и гостей приняли с размахом. С того памятного пиршества и пошла история нашей красивой столицы…

Красная площадь, Варварка, Ильинка, улица Никольская — главная площадь страны и улочки, окружающие ее — самые древние части будущего стольного града. От подола Великого Посада — современного Зарядья, где к одному из семи знаменитых холмов лепились деревянные домишки торгово-ремесленного поселка, шла улица Великая. Не «великая» была она, само собой, в современном понимании, но по тем временам довольно крупная, и соединяла торговцев и работяг из Зарядья с властителями в Кремле.

Моя Москва. Ближе к звездам…

А построили первую крепостную стену — Московский Кремль, кстати, всего через 10 лет после официальной даты основания города. Кремль, или Детинец — так в старорусских городах называли укрепленные городские сооружения. Первоначально они были, конечно, деревянные — пусть даже иногда из толстенных дубовых стволов, прочных и таких огромных, что не охватить руками, а все же деревянные.

Моя Москва. Ближе к звездам…

Несколько позже, в 14 веке, при великом князе Дмитрии Донском Кремль стал каменным, и кстати — белым! Даже в летописях часто встречается — «Москва белокаменная»… Расположение Москвы также было крайне удобным — на север, в Ростов Великий, легко было попасть, и на восток — во Владимир. Москва — порт пяти морей, ну вы в курсе!) Но я сейчас не про моря-океаны, я про крепость рассказываю.

Юрий Долгорукий построил на пригорке, на берегу реки, деревянную крепость — место ему показалось очень удачным. Укрепленные земляные валы, глубокие рвы, реки — Москва-река и Неглинная служили естественной преградой, вкупе с крепкими дубовыми брусьями и приличной площадью цитадели впечатление производили!

Моя Москва. Ближе к звездам…

Князья новгородские и владимирские, купцы с севера и караваны с юга, нашествия Батыя с его монголо-татарами, пожары и кровопролития. И наконец, наступил 1326 год — закладка в Кремле первого каменного Успенского собора.

Главный храм Российской империи. Усыпальница митрополитов и патриархов церкви, уже восьмое столетие этот собор играет важнейшую роль в жизни государства! Именно тут венчали на царство правителей, заключались браки властителей государства и крещение царских отпрысков, избирали глав русской церкви, проводили торжественные молебны перед военными кампаниями, и по случаю побед нашего войска.

Моя Москва. Ближе к звездам…

Здесь до сих пор сохранились места, где молились цари и царицы, раки с мощами митрополитов Руси — начиная с первого, митрополита Петра, который был похоронен тут еще в 1326 году, в недостроенном соборе…

Фотографировать в соборах Кремля нельзя. Совсем никак, за этим строго смотрят и об этом вас на каждом шагу предупреждают таблички. Но, вот честно, мы с Настей были настолько ошеломлены окружающим нас величием, что не удержались и пару кадров запечатлели, на память. У Насти, обычно сознательной к запретам — ну нельзя так нельзя, все же не вынесла душа этого грустного перечеркнутого фотоаппаратика!)

Моя Москва. Ближе к звездам…

Еще одно новшество в интерьере собора — вместо привычных на Руси квадратных столбцов использованы круглые колонны, расписные и изящные. Они будто взмывают в потолок и создают ощущение бесконечности этой красоты…

Собор расписан фресками по указу царя Михаила Федоровича, стараниями 150 живописцев! Представьте, 250 целых сюжетных композиций и более 2000! отдельных изображений святых! На сводах храма, под куполами, колонны — все пространство от пола до макушечки храма расписано уникальными фресками.

Моя Москва. Ближе к звездам…

Великолепные росписи украшают и главный вход в собор — Южный, предназначенный для царских процессий. Попадали в собор через медные ворота, украшенные золотом, а благословлял прихожан Образ Владимирской Божьей матери…

Вообще, архитектура собора непривычна для традиций русского зодчества, тут неспроста прослеживаются мотивы итальянского Возрождения. Для обновления храма в 15 веке был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, и в прогулке по Кремлю мы это имя еще услышим!

Моя Москва. Ближе к звездам…

В Успенском соборе проводили торжественные церемонии и обряды, имевшие судьбоносное значение в истории страны. Здесь совершались таинства бракосочетаний государей — Ивана Грозного с Анастасией Романовой, царь Алексей Михайлович крестил в соборе своих детей. Здесь торжественно объявляли наследников престола, когда им исполнялось 10 лет. В 1744 году будущая царица Екатерина Великая приняла в соборе православие и обручилась с Петром Третьим, а в 1812 году государь-император Александр Первый, приложившись к мощам святых, дал обет победить Наполеона… И именно здесь, в 1898 году, короновали Николая, последнего императора царской России.

В Кремле много интересного, подлинная сокровищница исторических артефактов и находок. Но главное украшение древней цитадели, на мой взгляд, она — Соборная площадь!

Моя Москва. Ближе к звездам…

А напротив Успенского собора — Архангельский, храм-усыпальница великих московских и удельных князей, и первых русских царей.

Моя Москва. Ближе к звездам…

Собор посвящен архангелу Михаилу, покровителю русского воинства. В 1333 году, Иван Калита заложил на этом месте небольшую церквушку, и завещал похоронить себя здесь. Позже, в начале 16 века на месте старинного храма возвели величественный собор.

Моя Москва. Ближе к звездам…

Над ним расстарался еще один итальянец — архитектор Алевиз Новый, я еще вас познакомлю поближе, когда мы пойдем гулять по Высоко-Петровскому монастырю. А пока — смотрите какая красота!

Кстати, фресками храм расписан с легкой руки Ивана Васильевича Грозного — он с сыновьями покоится здесь же. История некрополя Архангельского собора полна тайн и чудес! С 1340 года, когда в каменном здании церкви был похоронен ее основатель — князь московский Иван Калита, пошла эта традиция. Московская правящая династия Рюриковичей, и первые цари из рода Романовых — все тут.

Моя Москва. Ближе к звездам…

Некрополь собора — самая большая усыпальница русских князей и царей. Саркофаги опускались под пол, а над ними устанавливались надгробия белокаменных плит с эпитафиями. Более 50 захоронений — самые древние у южной стены, где покоятся Дмитрий Донской и Иван Третий. В храме заведена строгая иерархия — у западной стены похоронены удельные князья, у северной — впавшие в немилость. Иван Грозный и двое его сыновей погребены отдельно, в царской усыпальнице, а представители династии Романовых у столпов храма.

Иконостас собора состоит из четырех ярусов, его высота 13 метров, а иконы создавались от 15-го века до середины семнадцатого.

Моя Москва. Ближе к звездам…

И кстати, роскошно расписаны не только внутренние интерьеры собора, где категорически нельзя фотографировать, западный портал храма — основной и главный вход сейчас, тоже украшен фресками и тонкой резьбой!

И тут же совсем рядом, на Соборной площади Кремля, самая уютная и милая церковь, Благовещенский собор.

Моя Москва. Ближе к звездам…

Благовещенский храм неспроста выглядит таким душевным, испокон веков он был домовым храмом князей московских и русских царей. Его начали возводить в 1484 году, на месте древней церкви Благовещения, которую разобрали из-за ветхости — представьте ее возраст! Храм связали с царским дворцом системой переходов, и рядом же соорудили хранилище для казны. Храм по тем временам был очень богатым — сами понимаете, царская вотчина, расписан уникальными фресками и украшен драгоценными иконами в золотых окладах!

Но наибольшего расцвета он достиг в 16 веке, при Иване Грозном. Церковь расширили и перестроили, и сделали златоглавой…

Моя Москва. Ближе к звездам…

Кстати, ближайшая соседка Благовещенского храма — знаменитая Грановитая палата! Грановитая палата — главный парадный зал в царском дворце, тут встречали высоких гостей, проводились заседания соборов и боярская дума. В 1552 году Иван Грозный праздновал тут взятие Казани, а в 1709-ом Петр Великий отмечал свою блистательную победу над Карлом Двенадцатым, позже в Грановитой палате был заключен мир со Швецией. Памятник архитектуры мирового наследия, Грановитая палата сейчас — торжественный зал при резиденции президента России.

А знаете, почему она «Грановитая»? Из-за внешней отделки гранёным каменным рустом, и в этом тоже слышен итальянский ветерок! Архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, как все приличные зодчие того времени, увлекались мотивами эпохи Возрождения, и украсили русские царские палаты в стиле своей родины. К слову сказать, царские палаты построены в 1487 году, и это едва ли не самое древнее не религиозное сооружение в Москве!

Моя Москва. Ближе к звездам…

А напротив Грановитой палаты — колокольня «Иван Великий».

На самом деле, это целый комплекс, состоящий из собственно колокольни, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Тут и действующий православный храм, и выставочный зал музеев Московского Кремля и музей, посвящённый истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.

Моя Москва. Ближе к звездам…

Мы попали на интересную выставку — «Владыки океана. Сокровища португальской империи…»

Моя Москва. Ближе к звездам…

Ее продолжение можно посмотреть в Патриаршем дворце.

Моя Москва. Ближе к звездам…

Тут и старинная трапезная, и крестовая палата, и церковь Двенадцати апостолов…

Моя Москва. Ближе к звездам…

И музей — с сокровищами нашими и заморскими!

Моя Москва. Ближе к звездам…

«Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?..

Он алтарь России, на нем должны совершаться и уже совершаются многие жертвы, достойные отечества… Нет, ни Кремля, ни зубчатых стен его, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть… надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!»

— М. Ю. Лермонтов.

Моя Москва. Ближе к звездам…

Все девять веков истории Москвы можно прочитать в улочках Кремля. В старинных завитках крепостных стен, в золоте куполов, в звездах, взмывающих в небо, старинных пушках и колоколах.… Самые громкие имена в истории России и главные события, определяющие ее судьбу — всё здесь. Древняя, величественная крепость! И даже если вы этих самых крепостей-дворцов видели-перевидели, в Кремле побывать очень интересно. Кремль — это квинтэссенция всего русского, в лучшем смысле этого слова!

Моя Москва. Ближе к звездам…

Практическая информация. Прогуляться по старинным улочкам Варварка, Ильинка и Никольская можно совершенно бесплатно, поглазеть на красивые особняки и дворцы. Вход на Красную площадь почти всегда открыт и свободен, и тут развлечений еще больше! Самое дорогое удовольствие — знакомство с Кремлем, цена билета, в зависимости от его наполненности, стартует от 500 рублей. Хотя есть всевозможные льготы и скидки! И, кроме того, что я вам показала, есть еще Оружейная палата, с сокровищницей русских царей, Алмазный фонд, Грановитая палата, концерты в Кремлевском дворце.

Моя Москва. Ближе к звездам…

Так что я, конечно же, вернусь. Еще раз прикоснусь к Истории!