Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Байкал — Россия Март 2016

Одной из самых интересных однодневных экскурсий, доступных из Хужира, является, на мой взгляд, поездка по островам и мысам Малого моря. Здесь красиво все: и многочисленные гроты, «заросшие» гирляндами сосулек, и разлапистые «медузы» на прибрежных камнях, и зеркальный лед, при виде которого даже не умеющий кататься на коньках встанет и поедет, и законсервированные в ледяной панцирь травинки и кустарники, и торосы, и трещины частенько со свежевыдавленной водичкой …

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

Я не берусь утверждать, где именно и когда сделаны эти снимки — с какой стороны какого острова или мыса и в каком году. Да это и не важно! Важно одно — на Байкале всегда непредсказуемо красиво!

Хоть и не много остовов в Малом море, но каждый из них достоин хоть небольшого, но отдельного рассказа. С какого начнем? Пожалуй, начнем с Еленки.

Ижилхей (Еленка)

Как раз напротив Шаманки километрах в 20-и от нее и чуть южнее находится остров Ижилхей. Это даже не остров, а скала, торчащая изо льда. Ижилхей всегда обрамлен широкой «юбкой» — полосой торосов из льдин разной величины или грудой стекляшек, рассыпающейся при малейшем прикосновении к ним. Если вам повезет преодолеть эту непроходимую, порой, полосу препятствий, то Ижилхей в качестве награды, может быть, позволит вам заглянуть в один из своих небольших гротов, расположенный со стороны западного берега Байкала. Вроде бы и ничего особенного, а все равно приятно такое доверие!

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

В народе Ижилхей называют Еленкой. Почему? Любопытны людские ассоциации: если посмотреть на островок с южной стороны, то можно увидеть, что он имеет треугольную форму, как треуголка Наполеона, который был сослан на остров Святой Елены. Вот вам и энтимология происхождения названия Еленки.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

Но если посмотреть на Ижилхей со стороны Ольхона, по можно увидеть чуть заваленный на один борт кораблик.

До Еленки можно отправиться в самостоятельную поездку на велосипеде — я так однажды и сделала.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

Это было путешествие на целый день! Прямую дорогу пришлось очень сильно скривить — скорректировать с учетом полей торосов, через которые нельзя было проехать на велосипеде (кое-где пришлось его тащить за собой), попетлять вдоль изгибов становой трещины, чтобы найти место, где можно через нее перебраться. Да и просто красоты кругом немеряно. Поэтому путешествие к Еленке — ради процесса, а не ради результата!

А к закату важно вернуться обратно, домой, к Шаманке, чтобы полюбоваться красками оканчивающегося такого яркого и насыщенного дня.

Огой

Одним из самых посещаемых, а потому и самым уязвимым является остров Огой: в 2006 году на нем установили буддийскую ступу. Появление на острове ступы и, как следствие, многочисленных туристов на нем оказывается губительным для легко ранимого растительного и животного мира острова. Чтобы подняться до ступы от уровня льда, надо чуть в горку пройти буквально 100 метров. Увы, даже эти 200 шагов к просветлению почему-то туристам сделать невозможно: несколько лет я увидела, что вместо изначально сооруженной из плоских камешков тропы к ступе ведет автомобильная колея. Кроме того, остров изгажен, замусорен, мало того — там появилась будка для продажи сувениров. Уважаемые туристы! Не ленитесь сделать двести шагов на своих ногах, чтобы очистить свою карму. И уж если надо обойти ступу 108 раз для того, чтобы освободиться и очиститься, то, пожалуйста, обходите ее по специально выложенный для этого дорожке!

Вид на Огой с Ольхона:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

Давайте немного отдохнем от полученных эмоций: на берегу ли Байкала или где-нибудь в затишке в укромной бухте Ольхона водитель-гид и он же повар приготовит нам вкусный обед. Что это будет — уха из омуля или рыба-гриль? Я знаю одно: это всегда невероятно вкусно!

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

Ну, а мы после вкуснейшего обеда продолжаем путешествие по островам Малого моря.

Замогой

До него я как-то даже ногами доходила из Хужира. Обратно, правда, пришлось возвращаться на машине: до него от Шаманки 15–17 километров по прямой — приличное расстояние, тем более, что прямой дорога по льду никак не получается: трещины, поля торосов, масса красивых льдинок — все требуют коррекции траектории, времени и внимания!

На самой высокой точке острова в его южной части установлен православный крест. Очень хочется надеяться, что православные туристы будут бережно относиться к ранимому миру природы острова, овеваемого всеми байкальскими ветрами, иссушаемого безжалостным солнцем и обжигаемого неистовыми зимними морозами.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

У Замогоя в 2008 году был такой красивый лед, что вызвал у французских туристов полный восторг и переворот мировосприятия:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

А мы, тем временем, двигаемся дальше, к острову Ольтрек, который имеет и другое название — Борокчин.

Ольтрек (Борокчин)

К небольшому продолговатой формы скальному острову с обрывистыми берегами подъехать так, чтобы на него высадиться и подняться наверх, можно, фактически, в одном единственном месте — примерно посередине. Здесь белокаменные скалы расступаются, и имеется довольно покатый склон, в снежные годы (а такое здесь случается!) по которому взобраться, проваливаясь выше, чем по колено, в снег — отдельное приключение.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

Самым упертым, преодолевшим такое препятствие, есть, где разгуляться!

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

В разных частях острова встречаются вот такие слоистые глыбы:

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

Можно, конечно, поспорить, что это такое — остатки древней курыканской цивилизации или творения природы. Скорее всего, последнее — мягкие осадочные породы выветрились со временем, а твердые остались.

Помню, когда я на корабле путешествовала по Байкалу много лет назад, здесь, у Ольтрека у нас была ночевка. Под утро спать было ну совершенно невозможно из-за неимоверного гвалта наглых чаек, издавна облюбовавших остров. Может быть, из-за их многочисленности название острова и переводится как птичий остров.

Здесь, на острове, лет 10 назад среди травы еще можно было разглядеть выложенные в форме лодки камни. Говорят, это могила и здесь был похоронен шаман. Правда или нет — не знаю, проверить информацию не удалось.

Остров сложен, в основном, из гранитов и гнейсов с высоким содержанием минерала граната. Так как гранатовая крошка является очень прочным материалом, в прошлом веке на острове Борокчин гранат добывали для изготовления высококачественного шлифовального материала. В узкой прибрежной полосе островов можно встретить выносы гранатового песка. И я находила камешки с вкраплениями кристалликов граната! Тоже давно это было! С тех пор туристы, наверное, по нескольку раз просканировали островок в поисках милого байкальского сувенира.

Но и это еще не все! Самым дерзким и упрямым, не побоявшимся по огромным качающимся валунам забраться на самую верхнюю точку острова, открывается 3D панорама. Главное — надо следить за тем, чтобы внезапный порыв ветра не сбросил вас с верхотуры.

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

Недалеко от острова рыбаки частенько организуют «камчатку» и по нескольку месяцев живут прямо здесь же, на льду. Однажды мне разрешили заглянуть в чудесный домик из фанеры заядлого рыболова-фанатика, приехавшего из Иркутска. Меня потряс и сам аккуратный домик, и обстановка внутри него — небольшой столик, узенькая лавка для спанья, тумбочки со стоящими на них банками с солеными огурцами и вареньем. Яркой голубизной светились лунки в «полу», роль которого выполнял лед. Хозяин домика рассказал, как в Иркутске готовил чертежи, по ним вырезал из толстой фанеры детали, на «Ниве» привез их на Байкал и уже тут, на месте собрал их и все скрутил шурупами. Отличная идея! Несколькими годами спустя я увидела этого же дедуньку еще раз. Рядом с его палаткой стояла вся та же белая старенькая «Нива», но домика не было. «Куда же подевался Ваш чудный дом?» — спросила я его. «Украли» — был грустный ответ.

Иногда на льду можно повстречать профессиональных рыбаков, но они очень не любят выуживать свой улов при туристах — чтобы те не сглазили. Как-то раз мы покрутились у такой рыбацкой будки, да ни с чем и отъехали — рыбаки не разрешили нам взглянуть, как они будут сеть тащить. Но только мы отъехали — смотрим, бежит за нашей машиной один из рыбаков, машет руками, что-то кричит. Мы остановились. Оказалось, в сети попался большой омуль — такие экземпляры сейчас очень редко встречаются. Рыбак кричит мне: «Вылезай из машины! Пойдем к нам! Ты фартовая, побудь с нами недолго, чтобы улов был удачный».

Вот этот красавец-гигант омуль:

Свинья-Копилка

Если вы добрались до Ольтрека, то проехать мымо мыса Уюга совершенно невозможно. Почти двухкилометровая песчаная коса, тянущаяся от западного берега Байкала, оканчивается скальным обрывом, со стороны Байкала похожим на хрюшку:

Я назвала его Свиньей-копилкой. На вершину мыса можно подняться по покатому склону со стороны берега, и тогда вся акватория Малого моря окажется перед вашими глазами. Со стороны льды у мыса есть небольшая арка, но там я никогда не видела ледяных сосулек. Может быть, вам повезет больше?

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

А рядом с мысом Уюга находится мыс Цаган-Хушун. Особенно на закате роскошно красивы его валуны, покрытые красным лишайником. Здесь есть природная каменная арка, которую мне посчастливилось увидеть однажды в декабре:

Не уверена, правда, что после осенне-зимних штормов, когда все прибрежные камни оказываются замурованными в ледяной панцирь, эту арку можно найти. Ну, а вдруг вам посчастливится?

Хубын

На этот небольшой островок почему-то я всегда смотрела лишь со стороны. Водители никогда к нему близко не подъезжали — то ли рядом с ним бывают пропарины, то ли там нет гротов и поэтому он особого интереса не представляет. Мне этот островок симпатичен своей формой — хотя его название переводится как «мальчик», не кажется, он похож на Чудо-Юдо Рыбу-Кита! А вам?

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

Ну, а самый ближайший к Шаманке — остров Харанцы, он находится от нее всего в 7 километрах. Про его гроты с занавесками сосулек я раньше уже рассказывала: Зимняя кругосветка вокруг Ольхона… ч.1. Харанцы.

Какой бы ни была сегодня погода — солнечной или пасмурной, я уверена, что вне зависимости от нее день получился ярким и радостным. Не торопитесь вернуться домой из поездки — встретьте закат на льду. Может быть, вы увидите золотой вечер, или морозный розово-пастельный, а, может быть, солнце расщедрится на нежный окрас редких облаков или будет садиться в строгую свинцовую тучу…

Зимняя кругосветка вокруг Ольхона... ч.8.  По островам и мысам Малого моря

Но… Любое путешествие когда-нибудь оканчивается. Вот так окончится и наш сегодняшний день, который мы провели на льду Байкала, петляя в извилинах становых трещин, объезжая поля торосов или трясясь по колобовнику, увидев просторы зеркального льда или уже чуть припорошенного снежком.

Гроты с гирляндами сосулек, гладкий лед и хрустальные льдины для меня всегда были самым лучшим генератором настроения. Желаю и вам получить удовольствие от поездки по островам Малого моря!

Источники дополнительной информации:

Памятные геологические места (http://www.baikalvisa.ru/baikal/geol-mesta.html)