Турист Виталий Третьяков (zavych)
Виталий Третьяков
был 26 июня 2023 18:09

Бухара — Узбекистан Август 2016

Давненько ничего не писал и уже скопилась гора нового материала, так вот решил добить отчеты по Узбекистану. Я остановился на том моменте, когда нас выгрузили в Бухаре после юртового лагеря на Айдаркуле.

Итак, Бухара. Один из древнейших городов Средней Азии, которому уже более 2500 лет. За свою долгую историю город побывал под властью многих государств, побыл столицей эмирата, а на данный момент является областным центром Узбекистана и одним из самых интересных с туристической точки зрения городов страны.

Отель выбрали в самом историческом центре, который буквально целиком наполнен отелями и гестами. Чистенько, аккуратно, традиционно скудные завтраки и шикарное местоположение за 23 $/ночь на двоих — все это As-Salam***. Во время нашего там проживания отель назывался Rustam&Zukhra. Zukhra — хозяйка отеля, местная бизнесвумен, ну, а Rustam — ее муж, который на старом велике ездил нам менять деньги на рынок. Вот вам и патриархальный Узбекистан.

От Бухары, наверное, остались самые сильные положительные впечатления. Очень самобытно и красиво. В отличие от того же Самарканда, где достопримечательности разбросаны по большой территории, в Бухаре очень компактный исторический центр, который хорошо смотрится именно как комплекс.

Приехали поздно и осталось время только на трапезу и минимальный осмотр. Сразу бросилось в глаза что город прям очень туристический. Наибольшая концентрация туристов из разных стран именно в Бухаре, хотя русской речи по-прежнему не слышно.

Поужинать решили в первом попавшемся красивом ресторанчике.

Город ремесел. Бухара

Красивое оформление, два яруса и тематические представления по вечерам. Подают кальян. Довольно дорогой и никакой по вкусу (являюсь ярым любителем кальянов).

В общем место сильно туристическое, цены завышены, кухня очень средненько… По дороге в отель встретили вот такую живность, хрустящую на всю улицу чипсинкой)

Город ремесел. Бухара

Ну, а с утра началась культурная программа осмотра города. Одним из самых популярных туристических мест Бухары является Ляби-хауз (в переводе «вокруг водоема»). Пустынная утром, по вечерам площадь привлекает толпы туристов и местных жителей. Водоем искусственный, вырыт в 16в.

У Ляби-хауз расположено несколько интересных мест. Памятник фольклорному герою многочисленных сказок и анекдотов — Ходже Насреддину. Кстати анекдоты весьма забавные и без сортирного юмора:

«Насреддин рассказывает, что как-то раз поспорил с эмиром бухарским, что научит своего ишака богословию так, что ишак будет знать его не хуже самого эмира. На это нужен кошелёк золота и двадцать лет времени. Если он не выполнит условия спора — голова с плеч. Насреддин не боится неминуемой казни: — „Ведь за двадцать лет, — говорит он, — кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт — или эмир, или ишак, или я. А тогда поди разбирайся, кто лучше знал богословие!“»

Город ремесел. Бухара

Местные жители делают фото сидя на ишаке вместе с Ходжой, но мы так делать не стали. Прямо за памятником расположено красивейшее медресе с прикольным названием Надир-Диван-беги. Собственно как медресе оно никогда и не использовалось, а было караван-сараем. Птицы изображенные на фасаде — это легендарные птицы счастья «Семург», символизирующие устремленность у духовному знанию.

Город ремесел. Бухара

Ну, а по другую сторону Ляби-хауз расположенно менее красивое внешне, но более важное с исторической точки зрения медресе Кукельдаш. Построенное в 16в. медресе работало вплоть до начала 20в.

Своеобразным входом в старый город служит Токи-Саррафон или «купол менял», где эти самые менялы меняют валюту и сейчас по достаточно хорошему курсу.

Город ремесел. Бухара

Сразу за куполом менял расположено внешне не самое запоминающееся здание, которое является старейшей из сохранившихся мечетей Бухары (12в.), мечеть Магоки-Аттари. Сейчас в здании расположен музей ковров.

По дороге к главной площади также заметны здания медресе Улугбека и Абд ал-Азиз-хана. Видно, что краски обновлены, но впечателения не портит. Хотя к концу путешествия все медресе сливаются в одно.

Город ремесел. Бухара

В одном из отчетов по Узбекистану до поездки я читал, что покупать сувениры можно во всех городах, и что все везде примерно одинаково. Как по цене, так и по качеству. Это неправда, и оставив часть покупок на Хиву, мы в итоге остались ни с чем. Поэтому мой совет: покупайте все, что нужно в Бухаре. Здесь реально самый большой и богатый выбор всего: изделия из шелка, парфюм, чеканка, керамика и разнообразные предметы искусства. На Хиву, если вы движетесь в том же порядке, что и мы, можно оставить только покупку орехов, сладостей и т. д. В Бухаре хорошего рынка замечено не было.

Самой главной и, наверное, самой впечатляющей достопримечательностью города является центральная площадь с потрясающими медресе и мечетью. Огромное медресе Мири-Араб является одним из наиболее почитаемых исламских учебных заведений на постсоветском пространстве и является действующим уже практически 500 лет. Медресе было построено в начале 16в. по заказу шейха Мири-Араба («Князя арабов»). Вход во внутренние помещения закрыт.

Город ремесел. Бухара

Напротив медресе расположена главная мечеть Бухары — мечеть Калян с одноименным минаретом. Выглядит очень красиво как снаружи, так и внутри.

Город ремесел. Бухара

А вот на подсветке достопримечательностей власти города явно сэкономили. Могло бы быть намного круче при правильной подсветке.

Город ремесел. Бухара

Еще одной известной достопримечательностью Бухары является крепость Арк. Если честно, не впечатлило. Красная Армия в 1920 г. разбомбила крепость практически до фундамента, поэтому то, что туристы видят сегодня — это полностью восстановленная копия. Работы по реконструкции идут и сейчас.

Город ремесел. Бухара

Внутрь не пошли. Стоило немало, а ничего интересного, судя по отзывам, там нет. Можно также отметить довольно красивое и оригинальное здание мечети Боло-хауз с 20 деревянными колоннами.

Город ремесел. Бухара

Также после долгих поисков нашли обозначенный на карте Чашма-Аюб («Колодец») Иова, который является одним из старейших памятников Бухары. По преданию, святой Иов проходил в этих местах и там, где он ударил своим посохом о землю, появился источник с целебной водой.

На этом завершился осмотр основных достопримечательностей города. На следующий день мы оставили места, расположенные на окраинах и за городом. А сами направились отведать традиционного плова, которого не смогли поесть в Самарканде. В Бухаре, также как и в Самарканде и Ташкенте, имеется свой «центр плова», однако знакомые местные направили в неказистое заведение на окраине города со словами: «самый вкусный плов там». Приезжать следует до 12.00, максимум до 14.00. Позже весь плов просто съедят. Заведение внутри — типичная советская столовка. Но плов действительно превосходный. Я заказал максимальную его «комплектацию» с кониной, перепелиными яйцами и курдючным жиром. С курдючным жиром будьте аккуратнее, вещь очень на любителя.

Город ремесел. Бухара

Ну и не могу не упомянуть о происшествии после обеда. Мы, как обычно, ловили машину, чтобы добраться до отеля. Остановился дядечка в новеньком кроссовере и согласился подбросить до отеля. По пути распросил откуда мы, нравится ли нам страна, пробовали ли местные фрукты. Узнав, что дыню мы так и не поели, завернул на ближайший рынок, купил арбуз, дыню и пакет винограда/груш/фиг и вручил нам как подарок. Довез до отеля совершенно бесплатно со словами «вы же гости нашей страны, я хочу чтобы вам все понравилось». Вот такие люди живут в Узбекистане!

Вечером были предприняты поиски очень оригинального медресе Чор-Минор («четыре минарета»). Медресе находится в глубине жилых кварталов, которые дают представление о современной жизни в городе.

Город ремесел. Бухара

Но место крайне фотогеничное.

Ужинали мы опять же в рекомендованном месте, где «подают лучшего барашка в тандыре». Тандыр — такая среднеазиатская печь, в котором баранину долго-долго тушат с хвойными ветками. Просто не оторваться. Сейчас понимаю, что это было лучшее мясо, которое я ел в жизни. Посетите, не пожалеете.

Город ремесел. Бухара

А завершили этот день кальяном в пивном баре возле Ляби-хауз. Не помню названия, к сожалению не сфотографировал. Ребята делают просто офигенный кальян, не думал что попробую такой в Средней Азии. Такой девайс нашел у нас совсем недавно.

Свой второй день в городе мы начали с осмотра более удаленных достопримечательностей, которые находятся на разных стадиях реконструкции, что делает их даже интереснее. Очень самобытные улочки города, где действительно переносишься во времени. Туристов замечено не было.

Город ремесел. Бухара

Из действительно стоящих для посещения мест можно выделить прежде всего ансамбль Кош-медресе («сдвоенный»). Построенные в 16в. впечатляют арабской каллиграфией на фасадах.

Город ремесел. Бухара

И, конечно, знаменитый мавзолей Саманидов, построенный в 9-10вв. как царский мавзолей. Находится на территории парка, возле самого здания играет арабская музыка… Очень приятное место.

Единственным посещенным местом за городом для нас стал некрополь Чор-Бакр. Сторговались с первым попавшимся водителем на 50 тыс. сум (8 $) за туда-обратно+полтора часа ожидания. Чор-Бакр представляет собой один большой город-некрополь джуйбарских шейхов, действоваший с 10в. По территории сейчас неожиданно гуляет стая павлинов.

Город ремесел. Бухара

Место интересное, но однозначно не лучшее что есть в Бухаре. Если времени нет, можно пропустить этот пункт. Либо у нас уже «замылились» глаза, что тоже может быть.

Выводы: 2 полных дня достаточно на осмотр Бухары и ближайших окрестностей. Можно еще съездить в загородную резиденцию бухарских эмиров. Мы почему-то решили что там будет не интересно и не поехали. Покупать сувениры однозначно только в Бухаре, хотя цены чуть выше чем в других городах. Торг возможен и может уменьшить стоимость покупки раз в пять. Бухара — однозначно самый красивый и интересный город Узбекистана, поэтому, наверное, стоит смотреть в конце, как и мы.

Дальше нас ждала долгая и утомительная дорога в Хиву, финальную точку нашего путешествия.