Турист elena volkov (lenabash)
elena volkov
была 1 сентября 2018 20:37

Испания, Франция Апрель 2016

После зимних путешествий по Португалии и Испании на машине захотелось снова пройтись пешком по Сантьяго да Компостелле. Выдалась свободная неделька между католической и православной Пасхой, и мы с Мишкой решили продолжить наш путь древнему пути пилигримов. Путь наш лежал из Ортеза по Наварре, затем мы должны были пересечь границу Франции с Испанией и перевалить через Пиренеи по Ронсевальскому ущелью. Первые два дня мы шли по равнине, где-то вдали виднелись неопределенные очертания невысоких гор, было совсем непонятно, как далеко они от нас находятся. Дорога была пустынна, встречались редкие деревенские жители и прогуливающиеся отдыхающие с собаками,

Снова по вечному пути. Перевал

в основном французы, стада овец, возвращающихся с пастбищ да дикие пони, которых здесь называют поттоками.

Douce France
Самостоятельный потток

Уютный и гостеприимный край. Докучали только деревенские собаки, выскакивавшие на тебя с отчаянным лаем из амбаров, приходилось отгонять их палкой. Ничего не предвещало трудностей перехода. На четвертый день к вечеру мы подошли к подножью гор, местечку под названием Сан-Жан-пье-де-Пор.

Впереди 27 километров крутого подъема

Небольшой городок с красивой старинной крепостью

Снова по вечному пути. Перевал

оказался очень оживленным, маленькие гостиницы, приюты и закусочные к 5 часам вечера наполнились великим числом паломников. Тебя осматривали с ног до головы, обсуждали твои ботинки, справлялись о твоей готовности к перевалу. Французская речь исчезла почти полностью. Мы решили не останавливаться в коммунальном приюте, где были только большие комнаты на 16 человек, а отправились в жит, где нам выделили отдельную комнату при условии, что мы присоединимся к общей вечерней трапезе. Был первый за сезон теплый вечер и было решено ужинать на террасе. Хорошенькая афро-американка готовила в открытой кухне вегетарианский ужин на 25 человек. Ужин без мяса после 30-километровой прогулки и перед перевалом вызвал легкое недоумение у Мишки, но хозяин успокоил его обещаниями вкусно и сытно накормить.

Ровно в семь начал собираться народ. Несколько голландцев, ирландка, трое американцев, итальянец на велосипеде и испанец за нашим столом. Второй стол тоже быстро заполнялся: компания австралийцев, вслед за ними еще несколько человек. Начали с аперитива и знакомства. Было немножко странно рассказывать о себе незнакомым людям и слушать об их мотивах шагать тысячу километров. Для многих это был первый вечер перед паломничеством, так как Сан-Жан является местом, где сливаются все четыре французских пути с северным и южным. Многие начинают свое путешествие именно здесь.
Перевал из Сан-Жана в Ронсеваль представляет собой подъем на 1400 метров длиной в 27 километров. На высоте в полкилометра начинает дуть ветер, который с высотой усиливается и порой валит тебя с ног. Перед тобой и за тобой, насколько хватает взгляда, видишь темные точки, которые ползут по склону, как цепочка муравьев к муравейнику.

Снова по вечному пути. Перевал

Трава по обе стороны дороги становится все желтее и жестче, затем появляется снег. От фонтана Роланда до самой высокой вершины идем по снегу, но солнечно и ветер стих.

Еще немного, еще чуть-чуть

Начинается

Снова по вечному пути. Перевал

спуск к Ронсевалю. Вот оно место, воспетое в самом великом и древнем памятнике французской литературы,
Место, где погиб от руки сарацинов храбрый друг Шарлеманя, прекрасный Роланд.

Вот здесь и начинаются самые настоящие чудеса. Приют в Ронсевале принадлежат голландцам. Все содержится в идеальной чистоте и порядке, которые и не снились ни французам, ни испанцам. Приют может разместить 400 человек одновременно. На трех этажах находятся дортуары с кабинками по 4 человека, напоминающие плацкарт поезда. Кто-то спит, кто-то знакомится с окружающими, кто-то вернулся из прачечной с корзиной белья, жизнь кипит. После семи все начинают собираться на ужин. Можно самим готовить в огромных кухнях с новейшей аппаратурой либо идти в ресторан с талонами, приобретенными в приюте за 10 евро. Когда мы приходим в ресторан, там уже полно народу. Мелькают знакомые лица. Кормят сытно и добротно: на закуску — макароны с сыром и томатным соусом, затем свиная вырезка с картошкой, на десерт — молочный рис, все это запиваем красным вином. В обычной жизни такое меню просто немыслимо, но здесь это никого не смущает, тарелки и бокалы быстро пустеют, разговоры становятся все громче и оживленнее. В восемь начинается месса в приходской церкви, мы ничего не понимаем, так как служба идет на испанском, но поют красиво и празднично. После окончания службы люди, находящиеся рядом жмут друг другу руки. В десять начинаем укладываешься спать, на нашем этаже свободных мест не осталось. Утром встаем рано, быстро завтракаем, до восьми нужно покинуть приют, его начнут готовить к приходу новых пилигримов.
День после перевала спокойный и нетрудный. Хочется сделать перерыв после трудностей предыдущего дня, поэтому останавливаемся в первой же приглянувшейся деревне на берегу реки.

Снова по вечному пути. Перевал

Мест в жите уже нет, оказывается не мы одни устали, есть и другие умники. Деревенские парни на дороге, видя наши проблемы, тут же звонят куда-то и вот нам нашли комнату в двух шагах. Через полчаса здесь появляются еще несколько человек. Все знакомые.
Следующий день последний в этом году. Идем в Памплону, там ночуем и утром на поезде едем домой. День выдался теплый, почти жаркий. К пяти вечера в субботу приходим в город тореадоров и Хемингуэя, в город, где вечный праздник.

Снова по вечному пути. Перевал

К девяти часам вечера толпа на улице начинает густеть и после десяти достигает максимума. Празднично одетые люди семьями, парами, группами в пять-десять человек толпятся у входов в пустые кафе и рестораны, пьют пиво или легкое вино, закусывая тапасами — маленькими порционными закусками из мяса, овощей или морепродуктов. Это только разминка перед настоящим ужином. Такой плотной толпы веселящихся людей просто в субботний вечер я не могла себе и представить. Нет ни пьяных, ни орущих, ни лезущих в драку, просто нарядно одетые, веселые, радующиеся жизни люди. Сквозь толпу мы дошли до арены, поздоровались с вечным завсегдатаем корриды и простились с Компостеллой до следующего года.