Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 1 марта 19:02

Выборг, Санкт-Петербург — Россия Январь 2017

Часть 1: https://www.tourister.ru/responses/id_21547
На второй день нашей новогодней поездки мы поехали в Выборг. Добраться до Выборга своим ходом (на общественном транспорте) весьма просто: от станции метро «Парнас» следует автобус № 850, а от Финляндского вокзала в Выборг следуют как обычные электрички, так и более комфортабельные электрички «Ласточка». Время следования в пути как на автобусе, так и на электричке фактически одинаковое: примерно 2 часа 15 минут. На «Ласточке» время в пути на час меньше: 1 час 15 минут. При этом стоимость проезда на «Ласточке» практически такая же, как на обычной электричке. Конечно же, мы решили добираться до Выборга на «Ласточке». Первая «Ласточка» отправляется в 8.05. Было очень удобно ехать именно этим рейсом, так как по приезду мы сразу же намеревались посетить Выборгский замок, который открывается в 10.00. Сказано — сделано. В 9.20 мы вышли из вагона «Ласточки» на вокзале Выборга. И сразу же ощутили на себе, что мы совершили один небольшой досадный промах. Ведь видели же, как многие пассажиры, войдя в вагон «Ласточки», сняли с себя верхнюю одежду. Мы же всю дорогу просидели одетыми в этой комфортабельной тёплой электричке. В результате, выйдя на улицу, сразу продрогли, несмотря на то, что одеты были очень тепло. Но душу грело осознание того факта, что через 40 минут мы согреемся в залах Государственного музея «Выборгский замок». Именно так именуется этот замок в наши дни. Расстояние от вокзала до Выборгского замка составляет ровно два километра

На таком морозе (были всё те же -17 — - 19 градусов) можно было бы запросто пробежать эти два километра минут за двадцать. Но… Нужно было прийти в замок к открытию. И мы не спеша направились к замку, попутно осматривая город. Вот честно скажу — не до фотоаппарата было. И замёрз сразу же, да и к тому же… Я сторонник фотографий-открыток. И, конечно же, построенных по всем правилам композиции. Здесь же сразу стало понятно — нормальных «правильных» фотографий будет мало. Поразила обшарпанность многих зданий. Диковато было видеть немалое количество разваливающихся зданий. В общем, до замка не было сделано ни одного кадра. К замку мы подошли чётко к открытию музея.

Выборгский замок расположен на крохотном островке: один из вариантов «классического» расположения замка-крепости. При «классическим» расположении подобных крепостей строители учитывают некоторые природные особенности местности в качестве дополнительного фактора для защиты от врагов. Такими природными особенностями могут быть холмы, места слияния рек, ну и как в этом случае — небольшие острова. Заложили крепость шведы в 1293 году. Как и многие другие подобные замки-крепости, Выборгский замок за время своего существования неоднократно перестраивался. Самые существенные перестройки проводились в середине XV и середине XVI веков (рисунки с сайта музея)

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

За время своего существования крепость неоднократно использовалась по своему прямому назначению: выдерживала осады новгородцев, войск Ивана III, а вот натиска войск Петра I не выдержала. Т. е. на долю крепости действительно выпала богатая боевая история.

В кассе музея предлагается несколько билетов: Экспозиция музея — 100 руб., Подъем на башню Святого Олафа — 80 руб., Музей подводной археологии — 60 руб., Рыцарский зал — 150 руб. Мы взяли билеты в музей (ну, это как само собой разумеющееся…) и на башню (как и все подобные башни, это вообще — «святое»…). А в музей подводной археологии и рыцарский зал решили не идти. Кассиры предложили вначале подняться на башню, а уже после неё идти в музей. И это правильно. Хоть и говорится, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, но иногда это правило не действует. Лучше было ещё потерпеть несколько минут холода на башне, и идти после этого в тёплое помещение, чем наоборот… Мы так и поступили. И более того… Ведь это были фактически первые минуты после рассвета. Так что, можно сказать, мы встретили на башне рассвет.
Со смотровой площадки этой 75-метровой башни, открывались великолепнейшие панорамы: на исторический центр Выборга

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

на Анненские укрепления, построенные в середине XVIII века для защиты крепости и города с северной стороны

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

В лучах восходящего солнца, очень здорово смотрелось судно, вышедшее из Выборгского порта

Так же со смотровой площадки можно увидеть и территорию внутри замка

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

На фотографии, снятой со смотровой площадки башни видно, что замок подвергся значительным перестройкам. От первоначальных средневековых построек мало чего осталось. Считаю, что нам весьма повезло оказаться на башне так рано. Помимо того, что мы фактически увидели с башни рассвет, в это время мы были там одни. Уже буквально через несколько минут, когда мы спускались с башни, на винтовой лестнице столкнулись с большой группой туристов (похоже — китайцы). Так что можно представить, какая там была толчея после нас… И не только в этом нам повезло. В эти минуты, когда я пишу рассказ, выяснилось, что с 13 февраля башня Святого Олафа закрыта на реставрацию. После башни мы пошли в музей. Что из себя представляет музей? Это краеведческий музей: история замка и края, флора-фауна, геология, культура. Лично я люблю подобные музеи. И этот музей не стал исключением — мы с большим удовольствием его осмотрели. Я редко фотографирую в музеях, поэтому фотографий интерьеров практически нет. Ну, разве что вот эти обмундирования средневековых воинов

Большой интерес у нас вызвал макет средневекового Выборга. На территории замка всё сурово и аскетично… Впрочем, как и во всех подобных замках

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

Но я не мог спокойно пройти мимо пушек. Для меня фотографироваться на фоне пушек- это «святое»

Позади меня видны полукруглые ворота. Это вход в камеру пыток. Мы не стали туда заходить. А вот дверь в рыцарский зал приоткрыли. Но как открыли, так и закрыли. Почему? Да, потому, что если вы подумаете, что в рыцарском зале выставлены рыцарские доспехи или оружие тех времён, то скажу, что это не так. В рыцарском зале можно облачиться во что-то такое средневековое и сфотографироваться. Разумеется, за деньги. В общем, баловство… Нам это было не интересно. Вот, собственно, и весь замок. Фотографировать особо нечего. Разве что, старинный якорь при входе в замок

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

День уже был в разгаре. Погода была безоблачной. Замок красиво освещался солнцем. Мы покинули территорию замка, и напоследок я поснимал его с разных точек

Поснимав замок с разных сторон, я сказал супруге: веди…
В предыдущем рассказе я говорил, что маршрутом прогулки по Выборгу занималась Наталья. На самом деле был момент, когда и я попытался «приложить руку» к разработке маршрута. Буквально за пару недель до поездки я вдруг совершенно случайно увидел на работе настенный календарь. На фотографии того календаря было изображено весьма непонятное сооружение, а под фотографией надпись: Выборг, парк Монрепо. Вот это строение (фото из интернета)

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

Лично мне строение напоминает некий крохотный европейский замок. Вместе с этим, у меня возникают и другие ассоциации… Помните фильм «Волшебная лампа Аладдина»? Есть там момент, когда магрибский колдун направил Аладдина в город теней. Так вот, Аладдин проник в город теней, пройдя через некое строение, стоящее среди песков пустыни (похожие строения я видел в Марокко…). Сам не знаю, почему у меня возникают эти ассоциации, но что-то общее в этих строениях явно прослеживается. А называется это строение — капелла Людвигштайн и находится она на острове Мёртвых. Дома я сказал об этом сооружении Наталье. Она ответила, что знает о его существовании. При внимательном изучении карты Выборга нам стало понятно, что зимой добраться до парка Монрепо будет весьма проблематично, и мы отбросили затею с посещением этого парка. Жаль, конечно… Как мы поняли, это весьма интересное место. Да и официальное название парка говорит само за себя — Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо». К тому же — единственный в России скальный пейзажный парк XVIII–XIX веков. Но, повторюсь, мы поняли, что нам добраться до него зимой было бы весьма проблематично. Прибавьте к этому короткий световой день и мороз… В принципе, эти два обстоятельства и были главными факторами в решении не посещать в парк Монрепо. Если посмотреть на карту, то видно, что расстояние от замка до одной из точек парка составляет всего-то 2,5 километра

Что такое 2,5 километра для туристера? Сущий пустяк. Тут уж как говорится — бешенной собаке семь вёрст не крюк. Но… не зимой.
Итак, я полностью доверился плану Натальи. А уж, если говорить честно, просто взвалил всё на её хрупкие женские плечи. Весь оставшийся путь мы шли согласно её плану, впрочем, как и начальный — тоже. Первым таким местом возле которого мы остановились, было здание старой ратуши, находящееся в шаговой доступности от Выборгского замка

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

Перед ратушей установлен памятник основателю Выборгского замка шведскому маршалу Торгильсу Кнутссону. Красивое здание. Но… Я уже написал, что когда мы шли от вокзала к замку, меня поразила некая разруха в исторической части города. Так и здесь… Вроде бы чистое отреставрированное здание, но приглядитесь повнимательнее. Не знаю, что это, но мне кажется — над одним из самых верхних окон ратуши видны следы небольшого пожара.

Вроде совсем немного времени прошло с момента, как мы вышли из замка, но Дед Мороз знает своё дело туго. Холод был дай бог какой. И совсем неподалёку от здания ратуши, в одном из переулков, я увидел это заведение

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

А призывная надпись, что здесь можно попробовать самый горячий (и как я понимаю — самый лучший) глинтвейн, сделала своё дело. Правда, после такого мороза, думаю, любой глинтвейн был бы спасением. Но цены в этом заведении оказались совсем не провинциальными! Я уже давным-давно заметил, что после Москвы цены во всех городах всегда кажутся весьма терпимыми и разумными. Глядя на цены этого заведения, я убедился в том, что здесь это правило не действует. Но в любом случае… посидели, отогрелись. Да и глинтвейн был, в самом деле, хорош. Далее наш маршрут пролегал мимо зданий старого Выборга. Такими знаниями были:
Дом купеческой гильдии (сохранившийся до наших дней древнейший каменный дом Выборга построенный в XIV веке)

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

Здание XVI века — Костёл Гиацинта (Рыцарский дом). В жизни бы не догадался, что это здание относится к церковной архитектуре

Усадьба бюргера (XVI век)

К числу исторических сооружений относится и это, внешне ничем не примечательное, здание — Дом на скале

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

Ещё одну известную городскую достопримечательность — Часовую башню я не фотографировал. Она была «перебинтована» — стояла в лесах. А пройдя ещё пару сотен метров, мы вышли на Рыночную площадь. Пожалуй, самым интересным объектом Рыночной площади является круглая башня. Башня представляет весьма солидное, отдельно стоящее, строение

А в «своё время» она была частью городских крепостных укреплений

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

В настоящее время в башне находится ресторан. Помимо этого интересного памятника оборонительной архитектуры, украшением Рыночной площади в эти дни была новогодняя ёлка

Важным элементом ансамбля Рыночной площади является здание рынка, построенное в начале XX века

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

Оно и сейчас используется по своему прямому назначению. Любопытства ради, да и просто погреться, мы зашли в него. А вот после того как мы погрелись на рынке, вышли на площадь, я вновь достал фотоаппарат и… у меня округлились глаза! Я увидел, что объектив фотоаппарата заледенел. Такое у меня было впервые. Пришлось убирать фотоаппарат. В итоге, эти фотографии были последними. Правда, несколько кадров я всё же снял на планшетник. Мне очень понравились эти две скульптуры в небольшом парке неподалёку от Рыночной площади

А мы вскоре направились в сторону вокзала и уехали на «Ласточке» в Петербург.

Какое впечатление оставил Выборг? Неоднозначное… С одной стороны интересный город, и я понимаю, что мы увидели лишь часть его культурного наследия. С другой стороны, нельзя не заметить обшарпанности исторической части Выборга, которая зимой выделяется сильнее, чем летом. К тому же зима, с её холодом и коротким световым днём, наверное — не лучшее время для посещения этого города. Что ещё сказать? Приступив к написанию рассказа, я открыл наши наработки по Выборгу. И был здорово удивлён, когда увидел в списке объектов, которые мы собирались увидеть и посетить, такое место как Выставочный Центр «Эрмитаж-Выборг». Удивлён тому, что мы его не посетили. Я зашёл на сайт и был ошарашен, когда увидел это интереснейшее место. Именно увидел! На сайте можно совершить виртуальный тур по залам эрмитажа
Остаток дня мы немного погуляли по вечернему Петербургу, а ещё чуть позже — сидели за столом той же самой компанией, что и предыдущим вечером, ведь наши души «требовали продолжения банкета».

Наступил последний третий день поездки. Игорь с Ларисой уехали в Москву утренним поездом. Мы уезжали в Москву вечерним поездом, так что в нашем распоряжении был целый день. Я уже писал в предыдущем рассказе, что мы взяли комплексный билет, по которому в течение трёх календарных дней можно посетить четыре музея: Русский музей, Михайловский замок (Инженерный замок), Мраморный дворец и Строгановский дворец. Строгановский дворец мы посетили в первый же день. Оставались остальные три музея и плюс музей Фаберже, посещение которого запланировала Наталья. А мне ещё хотелось увидеть Львиный мост. Так и решили — вначале пофотографировать Львиный мост, а затем исполнять «музейную программу». Выйдя на улицу, дали знать о себе те несколько десятков километров, пройденные за первые два дня поездки. Уже прошла та эйфория первого дня от сознания, что после долгого перерыва мы наконец-то вновь оказались в Санкт-Петербурге… И если в первый день я стал ощущать сильный мороз только спустя несколько часов прогулки по городу, то сейчас я прочувствовал этот мороз с первых же минут. А мороз был таким же, как и в первые два дня — всё те же -17 — -19 градусов. И день-то был прекрасный: светило солнышко, под ногами не было никакой жижи, одним словом — красота. Но… На чаше весов эмоционального восприятия мороз перевесил все эти положительные моменты. И, честно признаюсь, хоть мне и очень хотелось увидеть Львиный мост, не я вёл Наталью к этому мосту, а она меня… Помню, как мы проходили мимо памятника Екатерины II на площади Островского, мимо здания суворовского училища. Наталья просила сфотографировать эту красоту. Но мне было не до этого. До Львиного моста мы так и не дошли… Самое смешное, что не дошли всего-то каких-то метров 300, не более. Но это я уже дома измерил после поездки. И всё же один раз я пересилил себя и достал фотоаппарат. Таких львов в моей коллекции ещё не было

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

Два льва «азиатской внешности» украшают вход в ресторан «Гонконг» на Сенной площади. Бросив затею со Львиным мостом, мы решили исполнять намеченную «музейную программу». Чтобы хоть как-то согреться, забежали в метро и проехали одну остановку до Невского проспекта. Мы шли вдоль канала Грибоедова, чтобы затем, пройдя через Михайловский сад, оказаться в Михайловском замке. И вот тут нас вскоре ожидал приятный сюрприз. Когда мы проходили мимо корпуса Бенуа, относящемуся к Русскому музею, я увидел афишу о проходящей в его залах выставке «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения». А ведь я прекрасно помню, что эта выставка проходила перед этим в Москве, помню как я заходил на сайт посмотреть билеты на выставку, и как я понял, что попасть на неё, мягко говоря, непросто… Здесь же мы не увидели никакой очереди из желающих попасть на эту выставку. Чем чёрт не шутит? Может повезёт? В кассе перед нами было 3–4 человека… Вот так нежданно-нагаданно мы посетили эту выставку. Выходя с выставки, мы увидели, что и в кассе народу прибавилось, и на улице появилась небольшая очередь. Что тут скажешь? Повезло! А вскоре мы посетили Михайловский замок

К слову сказать, то ли мы всё же немного привыкли к холоду, то ли днём стало чуть теплее, то ли перебороло желание пройтись по улочкам, по которым никогда не ходили, а может и просто «сжали волю в кулак»… Предложил я Наталье пройтись к ещё одним львам. И эти львы были «азиатами»

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

Намеченную «музейную программу» на этот день мы выполнили полностью. Последним музеем был музей Фаберже. Я даже не знаю, есть ли другие музеи, открытые для посещения в столь позднее время (до 20.45). И хоть мы уже чуть ли не падали с ног от усталости, музей произвёл на нас сильное впечатление. Интересные экспонаты, великолепнейшие интерьеры… Думаю, что после отзыва Андрея Панина мне больше нечего добавить о музее Фаберже. Разве только то, благодаря столь позднему времени закрытия, советую всем, кто уезжает из Петербурга вечерними поездами, посещать его перед отъездом — весьма удобно. Вот и мы, спустя пару часов, уже сидели в поезде и покидали город на Неве.

Что можно сказать «под занавес» о всей поездке в целом? Эх, если бы не эта недобрая шутка Деда Мороза… Ведь по некой иронии, морозные дни выпали чётко на дни нашей поездки в Петербург: ни на день раньше, ни на день позже — день в день! Так и хочется повторить слова из известного фильма-сказки: Злой ты, Морозко! Но… У природы нет плохой погоды. И как пел Михаил Боярский — всё пройдёт… и печаль, и радость. И останутся в памяти только «светлые» воспоминания об этой поездке

Недобрая шутка Деда Мороза. Часть 2

Скажу больше… Если бы не эта некоторая неудача, вряд ли бы я поехал в Петербург этой же осенью. Но, это уже совсем другая история…