Турист Елена Антюфеева (Elena_Antjufeeva)
Елена Антюфеева
была 17 февраля 19:02

Алтайский край, Республика Алтай — Россия Декабрь 2017
Бирюзовая Катунь

Началом нашего небольшого маршрута стало озеро Ая. Летом это самое теплое озеро Горного Алтая, в нем летом можно купаться, а зимой оно быстро замерзает и на нем устраивают каток.

По дорогам Алтая: зимние маршруты

В высокий летний сезон на Аю приезжает слишком много народу и она теряет свой первозданный вид и очарование, в Новый год на местные базы тоже заселяется много отдыхающих и место наполняется шумом, а вот в начале декабря стоит фантастическая тишина и покой, даже собаки начинают лаять только, когда солнце уже поднимется.

На базах Аи в декабре тихо
По дорогам Алтая: зимние маршруты

Наше утро началось с восторга, вызванного пушистым и обильным инеем, окутавшим все вокруг. Фотографов было не оторвать от деревьев, заборов, даже проводов, которые стали невероятно фотогеничными в белом убранстве.

Озеро Ая, как и многие природные объекты, окутано множеством алтайских легенд.

По дорогам Алтая: зимние маршруты

Самой необычной можно назвать легенду о злобном духе Дельбегене. Он творил зло и чинил всякие неприятности людям, от его зла погибло немало хороших людей. На все эти злодеяния с ужасом смотрела с неба Луна. И вот однажды она не вытерпела: спустилась она на землю и схватила злодея и бросила его в Катунь. Всколыхнулись воды реки и залила низину, которая образовалась от спуска Луны и поглотила Дельбегена. Он до сих пор вредит людям, не давая им свободно проходить к озеру, на месте его падения образовались коварные, труднопроходимые пороги. А люди в благодарность за избавление от злодея назвали новое озеро Ая, что означает Луна.

По дорогам Алтая: зимние маршруты

Летом в водной глади озера Луна отражается очень эффектно. А зимой после захода солнца здесь становится очень темно и жутковато. Утром солнце освещает белый, скованный льдом водоем и глаз радуется такой красоте.

Нагулявшись вокруг озера, мы отправляемся дальше. Следующей нашей целью становится пасека «Медом в ухо», разместившаяся на высокогорных лугах, надежно укрытых со всех сторон горными вершинами.

По дорогам Алтая: зимние маршруты

Место это находится на сотни километров от любых промышленных предприятий, поэтому мед здесь самый чистый и очень вкусный.

По дорогам Алтая: зимние маршруты

Владелец пасеки провел нас по территории, даже завел в «спальню», где зимуют 250 пчелиных семей, рассказал об особенностях добычи меда, а потом началось самое вкусное: дегустация меда, медовухи и какой-то адской настойки на местных гадюках. Летом здесь можно испытать на себе чудодейственное влияние пчел, на пасеке предлагают необычную услугу — сон на пчелах. Но зимой люди приезжают только за продуктами пчеловодства.

Обитатель пасеки

Запасшись медом, травами, прополисом и разными плодами труда пчелок на ближайший год, мы веселые поехали дальше.

Путь наш лежал к настоящему месту силы. Здесь Катунь делает заворот и на выступе стоит памятник Николаю Рериху, который годы жизни посвятил изучению Алтая.

По дорогам Алтая: зимние маршруты

Виды с этого места открываются фантастические, и в определенном ракурсе Катунь показывает свой неповторимый, бирюзовый цвет.

Настоящий бирюзовый цвет Катуни
По дорогам Алтая: зимние маршруты

Летом в этих местах очень оживленно. Это самое сердце рекреационной зоны «Бирюзовая Катунь», здесь проложено много троп, есть немало мест размещения, неподалеку туристы посещают комплекс Тавдинских пещер.

По дорогам Алтая: зимние маршруты

Но в межсезонье здесь царит тишина и наступает настоящая благодать.

По дорогам Алтая: зимние маршруты

К Новому году Бирюзовая Катунь становится популярным местом празднования, мест зимнего размещения пока немного и они раскупаются еще летом.

По дорогам Алтая: зимние маршруты
В районе рекреационной зоны Катунь только начинает затягиваться льдом.

Центром зоны является искусственный водоем с небольшим аквапарком. Зимой его превращают в каток, в центре ставят большую елку. В начале декабря народу почти нет и можно любоваться настоящей природой Алтая.

По дорогам Алтая: зимние маршруты

Перейдя по мосту через Катунь, мы выходим к последней точке нашего маршрута — к источнику Аржан-Суу.

Мост через Катунь
Источник Аржан-Суу

Алтайцы обожествляют родник, приписывая ему и магические и лечебные свойства. У аборигенов существует обряд повязывания лент не деревья рядом с источником. Вода источника обладает признанным целебным свойством, поэтому водой принято умываться и пить ее. Рядом с источником, который очень удобно расположился у самого тракта, раскинут туристический рынок. Здесь можно купить сувениры, местные специалитеты: копченого хариуса, мясо марала, кедровые орехи, ягоды, травы, а также изделия ремесленников.

По дорогам Алтая: зимние маршруты

Умывшись водой Аржан-Суу, мы прощаемся с Алтаем, но ненадолго, сюда хочется возвращаться и возвращаться.