Турист Гала Эйснер (user134849)
Гала Эйснер
была 19 мая 2018 13:36

Сухум — Абхазия Сентябрь 2017

Написать отзыв надо было давно, да все не доходили руки. Однако сегодня просматривала один из российских порталов, где туристы пишут свои впечатления о поездках в Абхазию. Почитала-почитала и решила написать свой, с надеждой на то, что кому-то он окажется полезным. Пишу о наших трех днях, проведенных в Сухуеме в сентябре этого года. Обо всем по-порядку. В текст вставлено немного фотографий, т. к. моя фотокамера на момент поездки оказалась неисправна и снимала я на простенький андроид. Однако в прикрепленном альбоме можно посмотреть фото Сухума, снятые на «Кодак» в предыдущие поездки.

Присказка

Первый раз я побывала в Абхазии еще в 1982 году, тогда это была автономия в составе Грузинской ССР. Ездили мы с мамой на трехдневную экскурсию: Гагра-Гантиади (теперь Цандрипш)-Пицунда-Сухум (тогда Сухуми)-Кобулети-Поти-Зугдиди-Батум. Детские впечатления живы до сих пор, хотя и фрагментарно. Но речь не о той нашей поездке. Был долгий перерыв после которого я оказалась в Гагре только в 2012 году.

Три дня сентября в Сухуме

С того года мы ездим с мужем в Абхазию регулярно и часто, иногда каждую неделю. Обычно, это одни и те же направления, связанные с моей работой. Поездки на один, хотя и долгий день.

Раскрученные маршруты: Гагра-Рица-Новый Афон,

Три дня сентября в Сухуме

Пицунда, Лыхны, это нами изучено хорошо. Исходили мы и Гагру на пешеходных прогулках.

Ездим в Абхазию не только по работе, но всегда без ночевки, а много ли успеещь за один день, когда передвигаешься не на своем авто, а общественным транспортом? Времени всегда не хватает. Мы любим Сухум и возвращаться отсюда всегда не хочется. Здесь совершенно особая атмосфера. Здесь нет времени. Особые люди — сухумчане. Всегда отзывчивые, готовые помочь, подсказать. Хотелось побродить по тихим улочкам города подольше, расширить личную географию Сухума. Бывали неоднократно в ботаническом саду,

Три дня сентября в Сухуме

музее (всем советую, отличная коллекция, отреставрированное здание), исходили набережную (Диоскуров и Махаджиров), исторический центр.

Ботанический сад Сухума. Первые посадки в 30 годы 19 века произвел военный гарнизонный врач Багриновский. Он стал выращивать лекарственные растения для помощи солдатам и офицерам, заболевшим лихорадкой. Сразу у входа в сад-памятник Нестору Лакобе (Великий Глухой у Фазиля Искандера)
февраль 17 г, в историческом центре Сухума
Памятник Д.Гулиа. Неподалеку находится его дом-музей. Родоначальник абхазского литературного языка, лингвист, историк, писатель, драматург, общественный деятель. Писал на абхазском и русском языках

Но хотелось подольше побродить и больше узнать. Запланировали себе сходить в музей Гулиа, отыскать дом Лакобы, съездить на экскурсию.

Поиски отеля

Долго выбирали где остановиться. Прикидывали разные варианты. Загвоздка в том, что 3 дня-не привлекательный срок для держателей жилья в высокий сезон каким является начало сентября. На две ночи никто брать не хочет. Писала владельцам гостевых домов Сухума, никто не ответил. Ну, этого я ожидала, ради двух ночей никто не хочет возиться. Постель перестилать, мыть, убирать…возни много-денег мало. В Сочи летом с краткосрочной арендой такая же история. Писала в гостиницу «Рица»-молчок, при том, что цены там совсем не пролетарские. Из санатория МВО ответили, что путевки продаются только с лечением и на срок не менее чем на 10 дней. Попасть в этот санаторий, стоящий на берегу бухты, можно только через московского туроператора. Пансионат «Кяласур» — бронь от 7 дней. По остальным домам отдыха — такая же история. Удивили и цены на проживание….практически они идентичны сочинским. Это стало неприятной неожиданностью. Из тех вариантов, что были доступны через поисковик Яндекса были такие предложения: комната в частном доме, с общей кухней и туалетом на этаже, без завтрака-по 1500 руб с персоны. Нас двое. Если санузел в номере, дешевле чем 2800 я вариантов не видела. Набирала в поисковике: «Частный сектор в Сухуме» и так искала. После долгих поисков и размышлений, остановились на гостинице Отель Интер Сухум. Когда бываем в городе, часто мимо нее проезжаем. Это не удивительно, стоит в 3 мин ходьбы от набережной. Ее же нам рекомендовали коллеги. Написала в службу бронирования отеля. Мне сразу, в тот же день ответили, что цены, указанные на сайте соответсвуют действительности. Бронь на 1–2 дня возможна. Были у меня потом и другие вопросы к этой службе, я человек дотошный. Но на все я получалила исчерпывающие ответы. Скажу забегая вперед, что в реале все оказалось, как мне отвечал специалист отеля и соответствовало информации на сайте гостиницы. В итоге выбрали двухместный номер за 2700 с завтраком. Решили, что ужинать будем в «Нартаа»-любимой пацхе на набережной Махаджиров, а обедать, где придется.

От границы до столицы

Прошли быстро таможенно-пограничный контроль «Псоу» (всего за полчаса) через пешеходный КПП. Было это в районе 9 часов утра. Живем рядом с границей только с российской стороны, поэтому дошли до нее пешком. Вышли на конечную остановку междугородних автобусов на Псоу. Отсюда они идут по всей Абхазии. Даже до далекого города-героя Ткуарчала. Добраться до Сухума без личного авто нет никаких проблем. Сел и поехал на нужный автобус с конечной остановкой в Сухуме или на любой, что идет дальше-в Очамчыру или Гал. Вот и мы тоже, сели и поехали, заплатив по 150 руб с персоны. Автобус — «Газель», не люкс, конечно, но вполне себе нормальный. Чистый, не раздолбанный. Сиденья не обшарпанные, скотчем не заклеенные, приходилось и на таких ездить, но не в этот раз. Водитель с чувством юмор, как впрочем все абхазы. В районе полудня были уже в столице. Автобус делал конечную остановку не возле здания железнодорожного вокзала Сухума,

Три дня сентября в Сухуме

а возле его центрального рынка (дальше), как нам и надо было. Так что садясь в автобус до Сухума обязательно спрашивайте у водитедя, где будет конечная остановка.

На некоторых форумах приходилось читать слова о грубости абхазов. За все эти годы, что мы с мужем бываем в Абхазии (а это часто) мы ни с чем подобным не встречались. Скорее наоборот. Вот и в этот раз. Когда зашли с мужем в салон, оказалось, что двух мест рядом нет, а лишь на соседних рядах. Делать нечего, расселись. Но хотелось быть рядом, два часа пути до столицы Апсны переговариваться издалека неудобно. Автобус стал трогаться. Уже на ходу в салон заскочил молодой абхаз. Он устроился на место, находившееся рядом с мужем. На сиденье до этого лежал рюкзак парня. Муж попросил товарища пересесть на мое место в другом ряду. Тот без всякого возмущения пересел. На следующей остановке вошли две девушки. Одной из них не хватило места. Тот же парень встал и уступил свое. И до Нового Афона — больше часа-стоял на ногах. Вот такие знаки человеческого уважения к друг другу, не обязательно к своим соотечественникам, мы видим в Абхазии часто и повсеместно. Доехали мы до рынка, попрощались с водителем и пошли к гостинице. Пути от Псоу до Сухума — два часа. От рынка к гостинице сперва идешь по улице Шамиля. В сентябре она была еще вся перекопана. Меняли трубы. Шли как по фронтовой полосе, лавируя среди припаркованных «маршруток» и троллейбусов.

В гостинице

Отель расположен в 3 мин от городского пляжа и набережной. Чрезвычайно удобно. Заселение в 14.00. Мы пришли на полтора часа раньше. Но нас заселили и ждать не заставили. Хотя мы и не бронировали номер, не оплачивали его, но сотрудница ресепшена нашла мои письма, дала заполнить анкету, выдала ключи. Сказала, что номер уже освобожден и убран. Оркестра и красной дорожки в нашу честь не было, но и хамства никакого. Спокойно и деловито сообщила всю нужную информацию: во сколько завтрак, где купить экскурсии. О том, что можно доплатить по 300 руб и получить еще и обед или ужин. Номер нам предоставили на третьем этаже с окнами во двор. Здание гостиницы построено в 70-е годы, недавно провели ремонт. В коридоре на полу недорогой ковролин. В номере: двухспальная кровать, зеркало, прикроватные тумбочки, холодильник. Столовые приборы на двоих, кувшин, две тарелки, два стакана. Две накрахмаленные салфетки из холста. Посуда оказалась очень кстати. Из мебели еще стул, второй бы тоже не помешал. В прихожей шкаф с двумя одеялами. Постельное белье из бязи, целое, чистое, без пятен и клейм. Все в норме. Телевизор показывал два российских канала с включением абхазских новостей на русском языке. И пары программ на абхазском языке. На балконе натянута леска и даже пара-тройка исправных прищепок в наличии. Номер по площади небольшой, если надолго оставаться может и было б тесновато, но у нас-то-всего две ночевки. Так что нас это не напрягало.

Санузел крохотный, унитаз новый, но по размерам, словно для подростка. Мы с мужем скромной комплекции, нам было не в тягость, но людям взрослых габаритов, наверно, будет неудобно. Душевая кабинка. Дверки закрывались, но что-то в них там заедало. Так как планировка гостиницы советская (здание построено в 70 годы), то установленная позднее душевая кабина «съела» большую часть санузла. В душе установлен нагревательный «атмор», поэтому воды горячей — море, в любое время суток, без ограничения! Так бывает далеко не во всех абхазских гостиницах. На полочке под зеркалом-два крохотных мыльца. И все. Хорошо, что я захватила из дома отельную косметику: зубную пасту, щетки, бутылочки с гелем и шампунем. Отсутствовали в номере тапочки и халат, вот это было неудобство. Из дома захватить не догадалась. По номеру ходили нагишом. Ничего, не замерзли. Температура воздуха в начале сентября в Сухуме была +33. Боясь простудиться, кондиционер почти не включали. Полотенец оказалось в наличие всего один комплект, общим числом 3 штуки. Обошлись. Хотя, если б к горничной обратились, не думаю, что возникли б какие-то проблемы. Но нам было лень. Что стоит иметь в виду, общаясь с абхазами, это особенности их характера. Обсотренное чувство собственного достоинства. «Я начальник-ты дурак!»-вот так в Абхазии разговаривать нельзя. Нигде и ни с кем. А как можно? Спокойно, без суеты и сюсюканья. Воздержитесь от саркастических замечаний, грубости, язвительных замечаний. Будьте доброжелательны. Улыбайтесь искринне. У абхазов отличное чувство юмора. Практически за каждым можно записывать экспромты.

Как только устроились, спустились, купили в холле экскурсию с отправлением следующим утром. «Православная Абхазия»-с 11.0 до 18.00, по 650 руб с персоны, без дополнительных расходов. Первоначально мы хотели поехать в Мокву, смотреть древний храм, очень интересный архитектурно, саммостоятельно. На автобусе. Но найти достоверную и актуальную на сентябрь 17г информацию во сколько из Очамчир в Сухум идет последний автобус, не удалось. Хотелось также попасть в Илор и Дранду. Однако мы понимали, что не имея под попой «колес», объехать все эти места самотёком, невозможно. Даже в высокий сезон общественный транспорт в Абхазии перестает ходить довольно рано. Последний автобус в Сухуме мы видели езе до 9 вечера. В остальных местах и того раньше. В прошлом году мы не смогли уехать на маршрутке из Нового Афона в конце сентября после 20.00. Пришлось добираться на перекладных, попутках и пешком. Расстояние около 40 км ехали 5 час и потратили тогда 600 руб. Помня это, мы и взяли экскурсию. Брать отдельное авто на весь день или такси не позволяла наша смета. Но мы не пожалели ни разу о своем экскурсионном решении. Советую всем, кто только начинает знакомство с Абхазией, поступать также. Никогда сами вы столько не узнаете о природе, истории, климате, традициях этой удивительной, древней, самобытной земли и ее народа. Да и маршруты экскурсионные всегда насыщенны различными объектами, достопримечательностями, расположенными в разных местах. Отправляясь в поездку с экскурсоводом, а не самостоятельно, вы не просто посмотрите, вы УВИДИТЕ и узнаете, ЧТО видели. Грамотный, квалифицированный экскурсовод, живущий в Абхазии, ее патриот, носитель культуры познакомит вас со своей страной. Это будет не набор отрывочных сведений, «фактов», надерганных из интернета, а последовательное, логичное изложение обширного материала, полностью раскрывающего тему экскурсии. Это если повезет с экскурсоводом, а профессионалов в Абхазии большинство. Но нам повезло наполовину. Об этом дальше.

Экскурсия «Православная Абхазия»

Утром подъехал в назначенное время, без опозданий, хороший автобус. Новый. С рекламой танцевального коллектива на борту. Группа ехала из Нового Афона. Мы садились последними. Двух сидений рядом не было, одно-рядом с экскурсоводом, второе-в заднем ряду салона. Нас это совершенно не устраивало. Без агрессии, но твердо, я сообщила экскурсоводу, что если двух мест рядом нет, то мы тогда не поедем совсем, но врозь сидеть 7 час не будем. Экскурсовод-Яна-тут же нейтрализовала моё недовольство, попросив женщину с заднего ряда пересесть вперёд, а нас усадила вместе назад. Все довольны. Мы тоже. Все было прекрасно видно, слышно, наши соседи-пожилая супружеская пара. Дружелюбные, но не приставучие люди. Так что, отправляясь на экскурсии, не бойтесь оказаться на заднем сидении! Но лучше занимайте места посредине, напротив прохода. Тогда открыается хороший обзор в лобовое стекло. И ноги можно вытянуть. Поехали. Первая остановка — в Агудзере. Осматриваем православную церковь Георгия Победоносца. Первоначально здание строилось для католиков, служило костелом. Вся архитектура выполнена в готическом каноне. Затем объект передали православным. На осмотр дали 45 мин.

Три дня сентября в Сухуме

Следующая остановка — в Дранде. Древний храм находится рядом с действующей тюрьмой (единственная в Абхазии), занимающей бывшие монастырские помещения. С возвышенности, на которой построена церковь, открывается потрясающий вид на долину реки Кодор.

Храм восстановили после грузино-абхазского конфликта. В ходе этой реставрации был оштукатурен и побелен фасад. Однако оставлены местами вставки прошлого, каменного фасада, каким он был до этого. Белые стены придают наряный вид собору, и, субъективно, помешали мне почувствовать трепет древности. Может и надо было восстановить, да не белить? Но это мое личное ощущение, ни на что не претендую. В молельном зале просторно. На полу ковры. Солнечные лучи дробятся в хрустальных гранях люстры, сияют на позолоченных боках светильников. Икона Святого Воина Фёдора Ушакова. Под образом-морской штурвал.

Икона Св.Воина Федора Ушакова и корабельный штурвал. В храме Дранды

Первое помещение внутри церкви-лавка собширным выбором книг по православно-религиозной тематики. Привлек внимание прекрасно изданный фотоальбом «Православная Абхазия» с красочными фотографиями всех храмов (не только действующих). Стоимость альбома, как мне помнится, 750 руб. Потом пожалела, что не взяла. О самом храме в Дранде писать не буду, в интернете во нему много информации, повторяться не хочется. Здесь делюсь только своими впечатлениями. Я все ждала, когда нас привезут в Мокву (Мыку). Именно храм Успения Богородицы-интересовал меня больше всего. Кое-что читала о нем, видела фотографии. К нему стремилось мое сердце. Меня удивило еще до этой поездки, что по фотографиям Моквская церковь выглядит гораздо более древней, чем в Дранде. Хотя построена позднее. (10 век, закат Абхазского царства).

Моква (Мыку)

Храм Успения Пресвятой Богородицы стоит на огороженной территории. Выходим из автобуса, через калитку, вслед за экскурсоводом Яной идем по большой поляне. Церковь не оштукатурена. Сложена из тонкого византийского кирпича. Внутри церковь тоже неоштукатурена лишь грубо на один слой побелена.

Три дня сентября в Сухуме

Центральный барабан высоко поднят над землей. По словам экскурсовода, строителями в стены храма заложены пустые керамические сосуды. Это дает прочность всему барабану и удивительную, воздушную, звенящую акустику.

Моквский собор (10 век, Очамчирский район)

Зашли внутрь, а храм наполнен щебетом латсочек. Они порхают под куполом, порхают по галереям. Много воздуха и звенящие голоса птиц. Это ли не жилище Господа и Богоматери? С первого этажа можно по узкой лестнице подняться на галереи, опоясывающие молельный зал. Окна арочные. Стены массивные, из-за этого оконные проемы вместительные и уставлены выцветшими от солнца бумажными иконками, свечками, усеяны птичьим пометом.

Три дня сентября в Сухуме

На осмотр-20 мин. Мне захотелось остаться там и переночевать. Время перестало существовать. Я оказалась ВНЕ реальности. Там, где существует только свет.

Меня пошла искать экскурсовод. Я сама, когда веду экскурсии, не люблю «опозданцев», но тут…20 мин на такое чудо…. слишком мало. Можно было сократить пребывание в Агудзере, где мы более получаса жарились под палящим солнцем.

Завершающий этап экскурсии-храм Георгия Победоносца в Илоре, весьма известный из-за своих мироточащих икон. О самом храме также написано много, в открытых источниках довольно информации, в том числе и на ЖЖ. Добавлю лишь несколько своих фотографий.

Георгиевская церковь в Илоре

Территория вокруг церкви ухоженная, в цветах. Куры гуляют, в вольере красуется палинья пара.

Три дня сентября в Сухуме

В самой церкви-много почитаемых реликвий, поклониться к которым приезжают издалека. Не только со всей Абхазии, но и с России. Старинный Образ Богородицы в массивном окладе. За него верующие кладут записочками с молитвой помочь в своих нуждах. Считается, что Матерь слышит всех и всем поможет. Народу много. Илорский храм очень известен. Видела ли я мироточащие иконы? Это странно, но нет. К каждой из них стояла очередь, не хотелось толпиться, глазеть как в театре выискивая святыни, а спросить у служительницы я постеснялась. А самая главная причина-я была потрясена храмом в Мокве и душевно находилась еще там. По этой причине мало что замечала вокруг.

После Илора информативная часть закончилась. Экскурсовод сообщила, что везет нас обедать в форелевое хозяйчтво, где можно попробовать «домашнее вино, чачу…вкусные напитки» и даже приобрести их. Это на православной-то экскурсии? В тему! А мы все ждали, когда начнутся зазывы на «дегустации-медовухи»?. Вот и дождались. Подобного добра и в Сочи навалом, тратить 2 часа времени на все это разливное мероприятие не хотелось совершенно. Мы попросили высадить нас в Очамчыре. Водитель подсказал, что там мы можем «застрять», придется ночевать, и довез до автобусной остановки в Дранде. Только поъехали-там стоит маршрутка. Мы прыгнули и за 40 руб с чел и полчаса времени доехали до Сухума. Значительно опередив группу.

Что понравилось в экскурсии «Православная Абхазия»?

Насыщенность маршрута объектами. Местности, которые мы посетили, как все в Абхазии, древние и несказанно живописные. Порадовало, что идет восстановление церквей. В Дранде, в Илоре (тоже оштукатурен и побелен) они в хорошем состоянии. Хотя вопрос у меня так и остался: зачем белят? Это традиция русских православных храмов, но на Кавказе церкви всегда сохраняли внешнюю первозданность камня.

Что не понравилось?

Как ни странно, экскурсовод. Милая, обаятельная девушка. Но! в ее речи присутствовало несколько недочетов, которые совершенно делали невозможным восприятие того, что она говорила. В конце-концов, это заставило нас досрочно покинуть экскурсию. Благо познавательную программу мы всю посмотрели, оставалась развлекательная-обед.

Во-первых, слова-паразиты, употребляемые в каждом предложении: «Представляете? (через каждую пару-тройку слов), дааа, к сожалению». Через десять минут после начала маршрута стал напрягать южнорусский гОвор Яны: «Я вам ЗА Команы говорю (надо: «ПРО Каманы говорю»). Но гораздо более серьезная претензия-это совершенное отсутсвие в экскурсии ее темы-«Православная Абхазия». Информации было выдано много, местами интересно, например, про свадебные обряды…но при чем тут православие? О самих храмах-кратко, то, что можно прочитать в интернете, никакого эксклюзива, который должен выдавать экскурсовод. Иначе зачем он нужен? К церкви подошли, немного послушали общей «воды», пошли ставить свечки. А хотелось УВИДЕТЬ, хорошенько разглядеть, чтоб экскурсовод привлек внимание к деталям, раскрыл глаза на то, что мы видим. Этого не было. Много было сказано лишнего и совсем не по теме…о грузино-абхазском конфликте, с выражением личностных суждений и оценок, что совершенно недопустимо. Экскурсовод должен быть нейтрален и о том, какие у него политические взгляды, помалкивать. Сама тема экскурсии предполагает создание совершенно особой атмосферы…прощения, примерения. Я с большим уважением отношусь к абхазам, восхищаюсь их патриотизмом, и, зная, болевые точки, не стремлюсь их нажимать. Судя по внешности и гОвору, Яна-не гражданин Абхазии, и должна была воздержаться от слишком острых высказываний в сторону одной из сторон военного конфликта 1992-93г. Зато ею ничего не было сказано о том, откуда в Абхазию пришло христианство. Когда это было? (Я это, допустим, знаю. Изучала. Но ведь экскурсия не только для меня). Ни о священниках Абхазии, прошлых и нынешних. Ни о том, как причудливо переплелись в этой стране христианство, ислам, язычество. Что среди граждан РА почти равное количество христиан и мусульман. Кстати, о них тоже было сделано ряд нелестных замечаний. Ничего о том, что мы видели за окном автобуса. А ведь экскурсия-не лекция. Золотое правило: «Без показа нет рассказа» было нарушено. Так подробно пишу о недочетах, потому что отправляясь на экскурсию, в том числе хотели услышать, узнать, то, что недоступно в интернете, редкую информацию от подготовленного человека, по выбранной теме. А услышали о войне и свадьбах. Был и очень неприятный момент, бестактность, которую допустила экскусровод в отношении меня, начав принародно, при всех экскурсантах, обсуждать высказанное мной мнение о форме ведения экскурсии. Сделала это я без свидетелей, меня никто не слышал и авторитет гида не пострадал. Зато меня Яна стала обсуждать, это уже ни в какие ворота.

Но это опять же, наше субъективное мнение. Остальным участникам поездки экскурсия понравилась. Они обступали девушку на остановках и активно распрашивали о том, что творилось тут во-время войны. Повторюсь, но скажу, что не единожды я сталкивалась с абхазскими экскурсоводами. Скажу, что все они профессионалы высочайшего уровня, интересные люди, с отличным живым, образным, правильным языком и чувством юмора. Просто на этот раз нам не повезло.

Любимый ресторан Сухума

В первый день по приезду мы отправились на песчаный пляж «Мокко» (бывший «Синоп»). Но прежде пообедать зашли в «Нартаа» на набережной Махаджиров. Когда пришли, почти все столики в зале с видом на море оказались заняты. Но свободный все же нашелся. Обслуживал нас молодой абхаз, не все у него получалось, но он очень старался. Когда мы захотели пересесть к окну поближе, он сказал, что у него в этом зале, всего три столика. Не хотелось лишать парня заработка и мы остались на «его» территории. Заказывали в этот раз по минимуму, планируя романтический ужин на завтрашний вечер. Взяли: бутылку «Апсны» (330 руб), шашлык из свинины (85 руб за 100 гр), две одинарных «лодочки», фасолевую похлебку, овощное ассорти, тарелку всевозможной «зелени», фаршированный помидор, литр сока, хлеб. Кажется все. Получилось на 1100 руб. Зелень и овощи, помидор не доели, забрали с собой.

Три дня сентября в Сухуме

Обслуживают в пацхе быстро, несмотря на постоянный приток посетителей. Одни встали из-за стола, тут же подходят другие. Мы в каждую нашу поездку в Сухум обедаем в «Нартаа». В разное рвемя года. Есть свободные часы (зимой), но в основном людей здесь всегда много. Огромное спасибо официанткам заведения. Как они все успевают подносить-уносить-расчитать, ничего не перепутать, не представляю.

Пляжи

Погуляли по центру города в поисках книжного магазина. Набрели на двухэтажный особнячок старинного вида с вывеской фирмы такси. Зашли и заказали у диспетчера машину до пляжа. Несколько автомобилей припарковано прямо у офиса. Нам сказали номер, мы вышли, сели и поехали. Кажется это был «вагон», водитель Тофик. Поболтали с ним о том, о сем. Минут за 10 доехали. Отдали 150 руб. Пляж «Мокко» находится в нескольких км от исторического чентра Сухума. Ракушечный темный песок и мелкая галька. Чистый. Широкий. Раздевалки, душ, деревяные настилы, все есть, все в номальном состоянии. Никакой антисанитарии, как пишут некоторые, на этом пляже мы не увидели. Море прозрачное, хотя за два дня до нашего приезда над городом бушевала гроза. Ветром поломало много деревьев. Купаться в Сухуме очень приятно. Это ведь довольно вольшая бухта, открытой волны нет. Течения не чувствуются. Плывешь себе и плывешь, совершенно не напрягаясь. Не ощущая расстояния. В тот раз «пятерку км» наверно наплавали.

Что не понравилось?

Напротив главного входа на пляж установлено круглое строение бара. С напитками-коктейлями, дамами в купальниках и музыкой. Очень громкой музыкой. Стиль техно или что-то в этом же духе, диджейское. Децибелы разрывают ужи, выносят мозг. Как тут настроишься на бездумье и умиротворение отпускника? Возможно, когда ты в клубе, под страшным «градусом» подобный грохот и заводит. Но у моря хочется слышать плеск волн…..или хотя бы друг-друга. Пробыли 2,5 часа, в основном купаясь, и ушли. Решили вернуться в отель (около 5 км) пешком, заодно посмотреть по пути и другие пляжи. Напротив «Мокко» — «Дендрарий». Старинный парк, заложенный в 19 в лесотороговцем СмЕцким. На его территории сейчас находится одна из резиденций президента РА. Об этом сообщает табличка на воротах. Территория у парка огромная. В некоторых местах забор поврежден. Я тянула мужа вспомнить молодость и проникнуть через эти отверстия. Погулять. Но он заявил, что «Ботанический сад много раз видел, а этот еще больше. Тут и за 3 часа не управишься». Из-за ворот вышел солдат и предложил за 200 руб с чел осмотреть и парк и здание.

— Это самого Хаджимбы резиденция? Он тут бывает?

Солдат заверил, что бывает, внутрь зайти нельзя, но вокруг и по аллеям-можно. Наметили это мероприятие в следующую поездку. Зашли на пляж пансионата «Кяласур». Совсем не понравился. Небольшой. Проход к нему от пансионата по переходу под шоссе. У входа-река впадает. Раздевалки и душ имеются, но рядом с ними-переполненый мешок с мусором. Прямо на пляжной полосе какие-то постройки-настройки. Возможно аэрарии. Но общее впечатление-нагромождение. Зашел на пляж и оказался в окружении каких-то стен. Мы далеко не пошли, может дальше и по-другому, но увиденное пришлось не к душе. Зашли в парк санатория МВО. У ворот на стуле-пожилой абхаз. Рядом, поваленный бурей, кипарис. Охранник на нас не обратил никакого внимания. Погуляли по главной аллее. Старые деревья. Аромат хвои. Маленькие, похожие на теремочки, двухэтажные домики. Симпатичные. Но внутрь не заходили, как там — не знаем. Здания красивые, необычные, но нуждаются в добротном ремонте. Хотя есть у санатория и современные здания-«коробки», они стоят вдоль моря. Вход на пляж-налево от главной аллеи. Идешь вдоль глухого забора. Моря не видно. Потом вдруг-красивая арка. Это и есть вход на пляж. И его мы оставили на будущее. Он гораздо ближе к центру кяласурского и синопского, неторопливой ходьбы-минут 10.

С обеда еще не проголодались, поэтому решили на ужин в пацху не ходить. на рыночке у санатория купили персиков, сыра, лаваш, маленькие полосатые и очень ароматные дыньки (30 руб за 1 шт). Размером не больше яблока и слабой сладости. Но зато мягкие и сочные. Абхазское название этой ягоде не знаю. Добрались до гостинице, перекусили легко, сыром и персиками, записвая все белой «Диоскурией» и тут же уснули. Но несмотря на впечатления пережитого дня и усталость, вскоре пришлось проснуться. Замучали комары. Оставили балконную дверь открытой, вот они и налетели, едва не обглодали нас до костей. Спустилась в два ночи к администратору. Пожаловалась на кровососов. Парень ни слова ни говоря вытащил «Раптор» и дал мне. Это нас спасло. До утра спали без проишествий, при включенном «кондерре». Второй день прошел на экскурсии, о которой я уже писала выше. Когда вернулись, пошли на городской пляж, в 3 мин от гостиницы. Перед завтраком и ужином тоже купались.

Завтрак в гостинице

Хочу рассказать об этом. Когда он включен в стоимость-это очень кстати. Столовая в «Интере» находится в пристройке, но на улицу выходить не надо. Заходишь в нее прямо из хола. В первый же день нам выдали талоны на питание. Столовая обычная. Ничего выдающегося. А что там должно быть? Столы, окна, стулья, раздача. В зале чисто, на столах тоже. ПРетензий к посуде никаких. Столовка как столовка. Не зватает только раковины для мытья рук. Когда идешь с моря подниматься в номер, чтобы это сделать, лень. Поэтому ополаскивались под струей пляжного душа, а потом терли руки антисептическими салфетками. Насчет питания… Организовано оно по принципу «шведского стола». Честно говоря, я думала с выбором блюд и качеством продуктов будет хуже. Что было: каши, вареные овощи (брала стручковую фасоль с яйцом), омлет (как мама готовила, с корочкой зажаристой сверху), отваррной рис с овощами, макароны, несколько салатов (с маслом, майонезом), сосиски (соевые-бэээ), блинчики со сгущенкой (вкусные), манник, тосты, джем, масло, сметана, молоко, пакетики чая (зеленый и черный), кофе в кофейнике. На второй завтрак были еще ломти арбуза. Все кроме сосисок было приемлимо по вкусу, а блинчики, омлет и ленивые голубцы мне понравились, даже хотела взять добавку, но побоялась, что не осилю. Грязную посуду со столов убирали сразу. Насчет перчености-солености блюд тоже никаких претензий, все в норме и пресной еда не была. Мяса, куры, рыбы не было, но так ведь это завтрак, а обед, ужин мы там не брали.

Вечерний Сухум

Везде-город днем и после заката-разные города. Об этом еще Цвейг писал в своей новелле. Вокруг этой разности заверчен весь сюжет повествования. Вечерняя жизнь Сухума начинается с заходом солнца. Наблюдать закат на набережной-удовольствие. Неспешно прогуливаются те, кому не досталось места на лавочках. Краски на небе меняются постепенно. Резкие пламенные оттенки становятся все более приглушенными, сизыми. Амра опустилось в воды Черного моря и наступила ночь. Сумерек, как и везде на побережье, в Сухуме нет. Загорелись огни. Народ кучкуется в центре. Вечером в Сухуме приятно и спокойно. Нет суеты. Никто не пристаёт, с обезьянками, попугаями, экскурсиями. Над наберожной витает аромат свесваренного на песке кофе. Сухум-это город не только для туристов. Горожане не только обслуживают туристов. Они здесь отдыхают, наслаждаются, созерцают. Сидят за круглыми столиками уличных кафе. Потягивают маленькими глоточками густой ароматный напиток, молчат или неспешно беседуют.

Засыпает Сухум рано, чем дальше от центра, тем меньше людей, тише. В десять вечера город засыпает.

На следующий день искупались с утра, позавтракали, опять искупались. Выписались из гостиницы в 12.00. Пошатались по рынку, закупая сыр и вино домой (230 руб за бутылку), потом на тролейбусе доехали до вокзала. там сели на автобус до границы. Прошли ее за 10 минут и еще до пяти вечера были уже дома.