Турист Евгения Чех (evgeniaczech)
Евгения Чех
была 14 декабря 2022 18:46

Поццуоли — Италия Июнь 2017

Как же грустно было расставаться с чудесным изумрудным островом! Зато впереди нас ждала новая встреча, с городом, считающийся вторым по значимости во всей Римской империи.

«Puteolis litora mundi hospita», говорили римляне — «Путеоли вмещает весь мир». Вот ведь, ирония судьбы. Сегодня о Поццуоли вряд ли кто слышал. Разве что о Флегрейских полях, местожительстве Титанов и входе в подземный мир. Но обо всем по-порядку.

С Искьи мы взяли паром на Поццуоли, дорога заняла еще меньше времени, чем из Неаполя, примерно полчаса. И вот мы, вооруженные адресом, и моей уверенностью, что отель расположен прямо у порта, отправляемся на поиски оного.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

Самостоятельные попытки ни к чему не привели. Ни к чему не привели и попытки спросить у местных. Ни название отеля, Aria di Mare Dimorra, ни, почему-то, даже адрес, никому ничего не говорит. Пришлось обращаться к верной помощнице maps.me. Как мы раньше без неё жили? Но и стоя строго под дверью с указанным адресом, отеля мы не увидели. Звонок с нужным названием, правда, обнаружился. Но на него никто не откликнулся. Я уже начала поиски альтернативного жилья, как подошла-таки хозяйка. «Отель» оказались 2 комнаты, сдаваемые в аренду, в двухуровневой квартире на втором этаже, с общей ванной. Позже нас ждала душная ночь без кондиционера, прожекторы порта в глаза и дешёвый завтрак на утро. Я все это написала в отзыве на Букинге, но, как я сейчас посмотрела, к чтению только одна фраза о приятном виде из окна. Зато вид с балкончика открывался чудесный.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

Мы оставили вещи и пошли гулять по городу, старейшему из всех греческих поселений на итальянской земле. В 6 веке до нашей эры жители Самоса бежали из родного города от тирана Поликрата. И назвали свой новый город Дикеархия, Город Демократии. С 194 года до н. э. Дикеархия — римская колония, и переименован в Путеоли, что означает либо колодец, либо вонь. Запах характерный сероводородный шёл уже тогда с вулкана Сольфатара.

Очень скоро Путеоли становится крупнейшим мировым портом. Прямая дорога, Аппиева, связывает город с Римом. Сюда приходят корабли с зерном из Египта, здесь же и крупнейший рынок работорговли. Особо ценятся образованные рабы, которых приглядывают богатые римляне как домашних учителей или управляющих для поместий.

По принципу «Хлеба и зрелищ» строится огромная арена, на 40000 зрителей!

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

Здесь размещались роскошные виллы , в т.ч., и последнего диктатора Луция Суллы, где он прожил до своей смерти и откуда с почестями прах его был отправлен в Рим.

Город находится на пике своего расцвета. Как вдруг, в первом веке н. э. земля пришла в движение. Это уникальное геологическое явление, брадисейсмическое движение, движение магмы, по сути, подходящей близко к поверхности Земли. Так вот, в результате такого движения часть города с портом просто ушла под воду. И конец могущества. Жители разбежались, многие в Неаполь. А там захватчики довершили дело.

А что самое удивительное в этом брадисейсмическом движении — что спустя какое-то время ушедшее под воду чудесным образом плавно поднимается наверх. Вместе с постройками.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

Вот как Мацеллум, похож на храм, на самом деле, правда, был рынок. Впечатляющие размеры для рынка, что ещё раз подтверждает масштабы древнего города. Так вот, на мраморных колоннах Мацеллум обнаружены окаменевшие ракушки. Часть города все еще под водой. Там сейчас работают археологи.

Немного поднявшись в гору, мы попали в Старый город, район Rione Terra, многократно пострадавший от землятресений, уже и в наше время. Последняя эвакуация населения проводилась в 1970 году. С тех пор велись восстановительные работы, в ходе которых обнаружился под Старым городом город еще более старый, римский. И вот свежеотреставрированный, открытый для посетителей в 2014 году, Rione Terra засиял новым глянцем.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

Здесь потрясающе переплетаются следы более 2500-летней истории. Кафедральный собор оказался построенным на греческом храме.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

Под ним идет параллельно город римлян, с улицами, домами, и даже тюрьмой. Двери в подземные ходы были открыты, и мы зашли, думая, что вход свободный.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

Правда, за нами прибежала служительница и проводила, что-то объясняя на итальянском и закрывая за нами дверь. Мы так поняли, что сюда водят экскурсии, ну да мы уж все увидели)

И пошли дальше гулять.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

В первом веке н. э. Поццуоли стал местом, важным для всех Христиан. Во-первых, именно здесь высадились апостол Павел с соратниками.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

И на этой самой арене Фавия, согласно легенде, отдали на растерзание львам того самого Святого Януария, чьё имя носит кафедральный собор Неаполя, чья кровь ежегодно являет чудеса разжижения. Но львы не тронули Святого, и тогда его приговорили к обезглавливанию, а привели приговор в исполнение в кратере вулкана.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

До амфитеатра Флавия мы дошли, действительно, размеры впечатляют.

И хотели было, отправиться к вулкану, но июньское южное солнце вошло в свои права, и мы почли за благо передохнуть немного в номере, перекусить и переждать жару.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

В порту рыбаки продают свой улов. Вот, оказывается, как осьминога ловят.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

А уже ближе к вечеру отправились на Флегрейские поля. Считается, что название это дали греческие моряки, что означало Огненные. По сути, весь Поццуоли и округа в территории 150 кв.км. — это Супервулкан, огромный кратер, с множеством маленьких кратеров, откуда вырывается то пар, то газ, а то и огонь.

До Сульфатары, вулкана, можно доехать на автобусе, но мы дошли пешком, это заняло минут 20, все время в горку, по указателям.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

Здесь сегодня природный парк, входной билет стоит 6 евро.

Сначала дорожка ведёт лесом, запах характерный сероводородный все сильнее, и вот уже видно кратер. Оказывается, мы уже в нем по лесочку шли.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

Уже римляне использовали горячие пары Сульфатары как оздоровительные курсы. Две парилки сохранились, конечно, и мы залезли, очень жарко, но, наверное, полезно))

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

Сульфатара — это один из 40 вулканчиков Флегрейских полей, и самый молодой, ему всего 4000 лет))

Очень интересно рассмотреть вблизи кристаллы, образующиеся в месте выхода паров, очень горячо, не приблизиться.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

Это реальгар и киноварь, именно здесь лежит разгадка мистического красного цвета Помпеи. Минералы отсюда использовали для росписи домов.

Неаполитанская диадема. Огненный Поццуоли

В центре кратера — булькающая грязь, огорожено, а то бы я слазила) Страшновато, правда, вдруг обрушится).

Насмотревшись, мы спустились снова в город. Там нас ждал красивый закат

и...футбол.

Сегодня вечером финал лиги чемпионов. Италия против Испании. На главной площади установлены экраны. Мы, конечно, тоже, с удовольствием следили за событиями, громко радуясь голу «наших» и печалясь пропущенным. «Наши» проиграли. Но, почему-то никто не расстроился. На обратной стороне бухты салютовали, и мы поняли, что итальянцам ничто не может помешать наслаждаться жизнью.