Турист Татьяна Муравская (Tata0211)
Татьяна Муравская
была 2 ноября 2020 15:56

Измит — Турция Июнь 2017

Повезло нам в 2017 году дважды побывать в Турции, но не на отдыхе, а в командировке. При этом местом пребывания был не совсем известный, а скорее даже совсем неизвестный туристам город Измит. Перед поездкой я попыталась найти о нем полезную информацию в сети, и поняла, что списать не получится и планировать надо все самой. Потому мой рассказ адресуется, в большей степени, «измиточным» командировочным, но вторая часть также содержит ряд советов самостоятельным путешественникам по таким направлениям как Бурса, озеро Сапанджа и пляж Агва. В Стамбуле мы остановимся исключительно «по пути».

Наши командировки, а значит и описанные тут события, выпали на замечательное время — конец июня и вторую половину сентября. Еще/уже не жарко и комфортно. При этом июньская выдалась на Рамадан, что сделало ее весьма колоритной в части «а где тут можно поесть» и «как бы все эти вкусности переварить до утра».

ПРО ИЗМИТ

Измит, административный центр провинции Коджаэли, расположен недалеко от Стамбула, а именно в 120 км от Международного аэропорта имени Ататюрка и в 65 км от Стамбульского же Международного аэропорта имени Сабихи Гёкчен.

Город находится на северном побережье Мраморного моря, но известных курортов тут нет. Провинция Коджаэли является одним из важнейших промышленных и торговых центров Турции. Именно поэтому Измит — город «командировочный».

Турция по-другому или чем заняться в Измите

Размер города обычно описывается численностью населения. По данным Википедии на момент написания эта цифра составляет около 200 тыс. город + 450 тыс. пригород. Но где тут начинается город, заканчивается пригород и все это переходит в другие населенные пункты провинции, население которой около 1,5 млн. человек, мне за две поездки разобраться не удалось. Например, у нашего отеля, который вот тут, почти в центре, в адресе значится другой населенный пункт, а не Измит. Но все же центр города, конечно, определяем. Про него чуть дальше, а сначала краткий исторический экскурс.

Расположение Измита имеет выгодное стратегическое положение, так как тут пересекаются торговые пути, в связи с чем история города насчитывает около 5 тысяч лет, а свидетельства о наличии постоянного поселения относятся к XII веку до нашей эры. В этих местах побывали фригийцы, греки, римляне, византийцы, турки-сельджуки, крестоносцы, англичане, и наконец 28 июля 1921 года город окончательно вернулся к туркам.

Всеми указанными народами городу предавалось огромное значение — его развивали и отстраивали. Например, в римский период город, имя которого в то время было Никомедия, входил в четверку самых крупных городов Римской империи после Рима, Антиохии и Александрии. Именно здесь 23 апреля 303 года во время правления императора Диоклетиана был обезглавлен христианский святой, великомученик Святой Георгий (Победоносец), а уже во времена императора Константина (306–337 гг.), который был сподвижником христианства, в городе были отстроены православные храмы. Более 100 христианских святых именуются Никомедийскими.

Но все это увидеть и даже представить вам не удастся, так как в Измите не осталось памятников былого величия. Мощные землетрясения, каковых здесь было множество, периодически разрушали весь город и инфраструктуру. Последнее крупное землетрясение произошло в 1999 году.

Так что Измит — достаточно современный город.

Турция по-другому или чем заняться в Измите

Между тем, занять себя тут можно, о чем я еще расскажу. Сейчас же мы вернемся к нашему путешествию.

ПРИБЫТИЕ В СТАМБУЛ И КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ИЗМИТА

Первое прибытие у нас было классическое — в Международный аэропорт имени Ататюрка. Так как нам предстояло пробыть в Измите неделю (а второй раз и вовсе две недели), включая выходные, и привязанными к месту не хотелось быть, мы АРЕНДОВАЛИ МАШИНУ прямо в аэропорту, при этом бронировали ее заранее на сайте. Первый раз при оформлении у нас возникло некоторое непонимание ввиду слабого знания английского у сотрудника компании, но потом все удалось успешно решить. Второй раз при аренде авто уже в другом агентстве все прошло быстро и без запинок. Мне бы не хотелось рекламировать ту или иную компанию, так как знаю, что впечатления у путешественников бывают разные. По своему опыту хочу сказать, что арендовать авто в аэропорту Ататюрка — это удобно и безопасно. Единственное к чему надо быть готовым, так это к агрессивному вождению на дорогах Турции. Знаки тут скорее для красоты. Скоростные ограничения и вежливость на дороге — ненужные условности. В общем, автолюбителю из небольшого города с размеренным движением будет очень сложно.

В отношении же дорожной инфраструктуры у нас проблем особо не было. Все ясно, понятно, удобно. Главное сразу запомнить тип вашего бесконтактного датчика OGS или HGS для платных дорог (он помещен на лобовом стекле) и вовремя перестраиваться по указателям в нужную полосу для пересечения пунктов автоматической оплаты. Счет вам выставит агентство по завершению аренды.

В пути до Измита у нас возникли некоторые трудности с навигацией. Да, в машине был установлен навигатор, но он не учитывал трафик. А кто хоть раз побывал в Стамбуле, знает, что пробки там бывают немыслимые. Потому проехав буквально минут 10 и попав в дорожный затор, мы решили остановиться и купить СИМ-КАРТУ. Кстати, ее можно было купить и в аэропорту, но оператор предлагал минимальный пакет за что-то около 90 лир (почти 1500 руб.) с 4 G интернет-трафика, который нам объективно не был нужен. Как оказалось позже пакет оператора TurkCell с 1 G стоит практически столько же. Дорогой является сама сим-карта. Если вы ее купили, то не выбрасывайте. Когда мы приехали во второй раз, заплатили всего 20 лир за пакет с 2 G.

Второй трудностью были дорожные указатели. Все было понятно, кроме одного — мы ехали в Измит, но не один указатель нам этого не подтверждал. Пару раз я перепроверяла Google Map. Название города мы увидели, будучи уже почти в городе. Как мы потом разобрались, всю дорогу от Стамбула на указателях размещено название провинции Коджаели с расстоянием до Измита. Почему? Вопрос не ко мне.

К слову о Google Map в Измите. Некоторых улочек, поворотов, съездов на картах не существует, зато есть огромное количество ошибок по части «поверните налево», а там оказывается знак «Поворот запрещен» или одностороннее движение. Или же вам будет предложено поехать каким-то длиннющим путем в объезд, а потом вы найдете, что здесь есть прямой выезд. Рассчитывайте время с учетом этих обстоятельств.

Путь от Международного аэропорта имени Ататюрка до Измита не очень долгий, даже с учетом возможных пробок за 2 часа вы доберетесь до места назначения. Но все же в пути у вас может возникнуть желание ВКУСНО ПОЕСТЬ. Мы решили не останавливаться в историческом центре, так как там вечные заторы, узкие улочки и проблемы с парковкой, а перекусить уже в азиатской части. Я даже присмотрела несколько ресторанчиков в районе Кадыкёй, но пока GPS пыталась нас обнаружить после выезда из туннеля Евразия, мы проскочили нужный съезд. Поисковик не выдавал ни одного приличного ресторана по пути, и мы уже хотели ехать до места без остановок, но вдруг я нашла ресторан Kalbur Et ve Kebap с достаточно высоким рейтингом, и это оказалась наша удача. Пожалуй, это был лучший опыт в моей жизни, когда ты получаешь не только вкуснейшую еду за оправданную цену, но и кучу положительных эмоций. Для тех, кто заинтересуется, мой полный отзыв об этом ресторане опубликован на Трипэдвайзер, но хочу заметить, что сам ресторан находится довольно далеко от туристической части Стамбула, потому вряд ли «безлошадные» туристы решаться сюда поехать. Я рекомендую заехать в этот ресторан тем, кто путешествует по Турции на авто и едет из Стамбула или возвращается сюда.

Во второй раз я прилетала в Международный аэропорт имени Сабихи Гёкчен, который на удивление оказался вполне себе приличным и комфортным. Да, добираться до исторической части Стамбула сложно, но можно, даже общественным транспортом. Самый удобный — Havabus Shuttle. Автобусы отходят почти от дверей аэропорта до Кадыкёй и Таксим, а с пересадкой на Таксим можно добраться до Международного аэропорта Ататюрка. И еще одно открытие — это турецкий лоукостер Pegasus, которым я летела. Поначитавшись страшных историй о нашей авиакомпании Победа, я была готова к самому худшему, но все было достаточно ровно, без каких-либо проблем и зверств по поводу ручной клади. Согласна, спинки не откидываются, развлечений нет, кормят и поят за деньги, но когда платишь в два-три раза меньше, на это как-то не обращаешь внимание.

Аэропорт имени Сабихи Гёкчен для тех, кто едет в Измит, является более логичным, так как до города на машине ехать меньше часа. Я была без багажа и решила добираться до отеля общественным транспортом. Так же интереснее!

Если честно, я ожидала кучу трудностей, но все оказалось очень легко и просто. Через дорогу от выхода из аэропорта большая стоянка самых разных автобусов, большинство из которых обыкновенные рейсовые по Стамбулу. Havabus Shuttle сильно выделяется, он большой и комфортабельный, мимо не пройдете. Есть автобус на Бурсу. На Измит каждый час отходит АВТОБУС НОМЕР 250. Стоит особо обратить внимание, что это был обычный городской автобус с сильно ограниченным числом кресел и большим пространством для стоячих пассажиров. Я успела занять сидячее место, а некоторые отчаянные стояли, но так как автобус идет не очень быстро, то стоять им пришлось что-то около часа, только потом начали освобождаться места. При входе у водителя надо купить проездной билет, стоимостью всего 13 лир. До въезда в город автобус идет час, а потом еще полчаса по городу, так как он останавливается на любой городской остановке по требованию пассажиров. Я доехала до конечной, до автопарка, после чего можно было взять такси до отеля. Но я решила пойти пешком, что заняло у меня около 40 минут, и открыла кучу новых мест, о которых не знала в свой первый визит.

Турция по-другому или чем заняться в Измите

Всем, кто пребывает сюда первый раз, идти пешком не советую, так как Google Map знает этот район весьма схематично и может водить кругами.

ОТЕЛЬ В ИЗМИТЕ И ГДЕ ПОЕСТЬ

Оба раза мы проживали в отеле Hampton by Hilton Kocaeli. Этот отель очень популярен среди командировочных. Здесь же проходят разные конференции и иные бизнес-мероприятия. Отель относится к эконом-классу и позиционируется как три звезды. Существенное преимущество отеля в том, что он находится на территории торгового центра Symbol Kocaeli, где имеется достаточно хороший выбор магазинов качественных турецких брендов, супермаркет Migros, а также кафе, кофейни и РЕСТОРАНЫ. То есть вечером никуда не надо спешить, вышел во двор и выбрал любое из понравившихся мест.

Среди пунктов питания торгового центра имеется очень достойный стейк-хаус Kasap’in Mutfagi, модный сетевой ресторан Midpoint с разнообразным меню от кебаба до вегетарианских блюд, этакое рок-кафе Hayal Kahvesi, где вечерами иногда играет живая музыка, Starbucks и ряд других небольших заведений. В большинстве мест имеется меню на английском языке. Но… все эти места достаточно «причесанные», и не идут ни в какое сравнение с тем опытом, который можно получить, выйдя за пределы резервации.

Буквально в пяти минутах ходьбы от торгового центра находится весьма колоритное заведение. Называется Kofteci Yusuf, о чем сообщает огромный рекламный шит на дороге. Я даже не знаю, к какому типу его отнести. Что-то среднее между рестораном быстрого питания и столовой с очень вкусной и дешевой домашней пищей. Огромное помещение с постоянно большим количеством посетителей. Меню тут нет, а официанты не говорят по-английски. Основным блюдом в этом заведении являются кёфте или турецкие котлеты, которые заказываешь штуками или граммами, также можно еще заказать салат, суп, картофель, мясо, курицу, десерты и вкуснейший айран. Еда очень простая, без каких-либо изысков, но почему-то на это заведение с его необычным колоритом «подсаживаешься». Если первый раз при заказе мы просто показывали на соседние столы и объясняли на пальцах что хотим, то потом, набравшись нужных турецких слов, уже могли спокойно общаться, и, практически как свои, махнуть рукой проносящемуся мимо официанту с огромным подносом чая (благо чай и в Турции çay). Если вдруг кого заинтересовало это место, пишите, могу очень подробно рассказать куда идти и как заказывать, но вообще советую все опробовать на собственном опыте. Запоминается лучше.

В отношении городских ресторанов особо ничего посоветовать не могу. Мы были в Beyaz Yali Restaurant & Cafe, где «так себе» покушали, а потом пили чай с видом на залив. Местные приходят сюда также ради кальяна с видом.

Турция по-другому или чем заняться в Измите

Привлекли наше внимание рыбные ресторанчики около воды на территории парка Seka Park, но мы туда так и не выбрались. Есть еще неплохое кафе Şelale park cafe около часовой башни.

А вот если решите совершить пешую прогулку от отеля на другую сторону трассы, то минутах в 15 ходьбы есть другой торговый центр Arastapark, примечательный только бОльшим размером супермаркета Migros, палаткой с фруктами и несколькими ресторанами, среди которых я очень рекомендую Happymoons Café. Он тоже сетевой, но на мой вкус более достойный, чем Midpoint.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В ИЗМИТЕ

А сейчас начнутся слайды. Как обычно про то, что надо бы сделать фотографии, вспоминаешь только в туристических местах.

Измит довольно небольшой город, потому развлечения достаточно лимитированы. Я для себя отметила три основные точки в городе, от которых можно уже двигаться дальше.

Парк Сека (Seka Park) расположен в «нижней» части города около залива и представляет собой некий микс набережной и парковой зоны.

Турция по-другому или чем заняться в Измите

Тут можно приятно пройтись по аллеям и дорожкам, взять велосипед напрокат, порыбачить (для тех, у кого случайно с собой удочка), посидеть на лавочке, любуясь на залив, или поужинать в рыбном ресторанчике.

Место очаровательное и спокойное. Очень рекомендую выбраться туда при хорошей погоде.

Если выйти из парка и пройти немного в направлении «от Стамбула», то можно дойти до корабля и подводной лодки, в которых располагается небольшой военно-морской музей Gayret Gemi Museum (сразу оговорюсь, что музеи мы не посещали, потому рассказать о том, что внутри не могу). Чуть дальше от музея расположено кафе Beyaz Yali Restaurant & Cafe, о котором я уже говорила выше, где можно попить чай/покурить кальян.

Турция по-другому или чем заняться в Измите

Другое наиболее посещаемое место в Измите — часовая башня Izmit Saat Kulesi, которая является символом города. Часовая башня была построена в 1901 году в ознаменование 25-й годовщины восхождения на османский трон султана Абдулхамида II. Башня имеет четыре этажа. На первом этаже расположены фонтаны в османском стиле, часы — на верхнем этаже. Все четыре фасада средних этажей украшены печатью султана.

Вокруг башни разбит маленький сквер, где можно приятно провести время. В вечернее время сквер подсвечивают фонари-факелы.

Еще тут есть фонтан и кафе Şelale park cafe, где можно неплохо поесть, попить чай/покурить кальян. Мы обычно занимали столик у воды с видом на город и залив.

Турция по-другому или чем заняться в Измите

Кстати, где-то здесь же находится дворец-музей Av Köşkü Saray Müzesi, который открыт с апреля по октябрь.

Если вы спуститесь от башни вниз по лестнице, то выйдите на улицу Hürriyet Caddesi, вдоль которой находится вечно многолюдная пешеходная зона длинной около 2 км, которая приведет вас к центральной мечети. Вокруг этой улицы множество банков, магазинчиков, мелких ресторанчиков, каких-то узких проулков. Мне показалось, что это и есть центр города. Еще особенностью этой части города является то, что тут очень тяжело припарковать машину.

Ну и третье место актуально для тех, кто остановился в отеле Hampton by Hilton Kocaeli и любит погулять или побегать. Буквально в шаговой доступности от отеля находиться шикарная прогулочно-пробежочная зона длиной 5 км, которую я обнаружила случайно, когда шла пешком с автостанции.

Турция по-другому или чем заняться в Измите

Здесь же велосипедная дорожка и пункты аренды велосипедов (правда, как их арендовать, я не разобралась).

Я прошла по этой дороге около 2 км по пути в город, а потом она куда-то сворачивает и продолжается еще 3 км, о чем извещают указатели.

Для того, чтобы выбраться на эту дорожку, надо перейти на другую сторону трассы, и вот тут надо знать, что Google Map не в курсе, что в этой части трассы есть надземные пешеходные переходы, и будет отправлять вас в длительный обход. Не верьте ему. Подходите ближе к проезжей части, покрутите головой и слева увидите ближайший переход.

Ну вот, пожалуй, все знаковые места, которые нам довелось исследовать за время поездки. Конечно, развлечения в Измите на этом не заканчиваются, есть тут и парк аттракционов, и зоопарк, но для тех, кто здесь проездом, и этого будет достаточно.

В заключение про Измит хочу еще раз отметить, что город это не туристический, потому какой-либо искусственный глянец отсутствует, а люди в подавляющем большинстве не знают английский язык. Вас здесь очень легко будут принимать за своего и обращаться на турецком. Все это от того, что иностранца тут увидеть не ожидают, а среди местных много людей с европейской внешностью. Но как бы вам не было тяжело объясниться, вас всегда постараются понять и помочь. Мне в Измите было очень комфортно.

Турция по-другому или чем заняться в Измите

Во второй части я расскажу, чем мы себя занимали в выходные, кроме прогулок по городу. Дважды мы выбирались в Стамбул, но эти поездки я описывать не буду, так как мы посетили те туристические места, о которых есть много информации на сайте. А вот про озеро Сапанджа, очаровательный пляж в Агве и нашу сумасшедшую поездку в Бурсу обязательно поделюсь.