Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была сегодня 17:42
Без секрета всему свету

Курильск, Южно-Сахалинск — Россия Август 2012

Переход в Одесский залив. Золотая бухта.

Сейчас, в конце августа, все реки Итурупа забиты идущей на нерест рыбой, кое-где на поверхности воды видны ее разлагающиеся трупики, поэтому вода в реках не годна для употребления в пищу ни при каких обстоятельствах. Но купаться в ней можно, если, конечно, рот широко не открывать и буквально расталкивать локтями толпящиеся в ней горбушины. Особенно много их было вечером, в темноте. Вспоминаю, как я пошла перед сном окунуться в реку, легла в неглубокую протоку и почувствовала, как мои ноги, спину, руки касается что-то очень шелковистое и нежное — это косяки рыбы пытались обойти препятствие в моем лице, найти проход в нешироком и неглубоком рукаве реки, которое я, фактически, перегородила.

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Ну, а я продолжаю рассказывать о приключениях на Итурупе…

На сегодня у нас запланирован переход на моторках в Одесский залив, расположенный в юго-западной части Итурупа.

Нам предстоит почти 4 часа пути по воде. Маршрут вдоль охотоморского побережья очень интересен: мимо нас вереницей мелькали многочисленные бухты и бухточки, мысы, выдающиеся далеко в море, разбросанные повсюду гигантские камни. Из воды выступали стройными обелисками одинокие скалы, облюбованные чайками, бакланами. Грохочущими водопадами срывались с высоких обрывов реки и ручьи. На берегу мы видели медведей, а из воды высовывались головы любопытствующих тюленей, семейка веселых дельфинов долго нас сопровождала.

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Спасибо за фото Оле Куликовой!

В ожидании отставшей второй лодки мы причалили в Золотой бухте. Недолго покрутившись у лодки, мы решили подняться на высокий берег, подальше от воды. И тут же попали в царство цветущих лугов: колокольчики, благоденствующая хоста, чертополох, земля парит теплым и влажным воздухом, наполненным медовыми ароматами цветов. Я засмотрелась на лиственницы — они словно деревья-бансай: все низенькие, корявенькие, замученные, изогнутые ветром в одну сторону — от Моря.

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Порой, попадаются и вот такое раритеты:

Мы стоим на высоком крутом берегу, заросшему ТРАВОЙ выше человеческого роста. Наши моторки ждут нас в бухте изумительной красоты: из воды торчат скалы с арками. Сверху видно, как в море вяло пошевеливаются от неспешного волнения воды заросли мохнатых водорослей.

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Название ЗОЛОТАЯ бухта получила не из-за обнаруженного когда-то на этом побережье драгоценного металла, а из-за обилия замечательных скульптурных композиций, созданных из лавовых скал. Уже по их местным названиям — «Слон» и «Медвежья лапа» — можно представить буйную фантазию матушки Природы.

Чуть замешкавшись, любуясь этой красотой, я тут же потеряла из виду своих попутчиков. Стала искать, как спуститься.

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Двинулась было напрямки вниз, но тут же навернулась в буреломе, не разглядев поваленную полешку. Вернулась назад, наверх, стала бегать вдоль обрыва в поисках более пологого склона. Вскоре поняла бесполезность этого занятия, поэтому пришлось спускаться круто во всех смыслах этого слова. Я не видела неба — ВЫШЕ моей головы шелестели своими зонтами лопухи, какие-то гигантского роста травы, мгновенно изменившие мой масштаб и возраст. Я цеплялась за их стебли, как за ветки кустарников, ощущая себя гномом. Главным было не запутаться в корнях растений, не упасть, не навернуться на всюду валявшихся полусгнивших, обросших мхом и поэтому скользких стеблях и ветках. Внизу на берегу о моем перемещении можно было догадаться лишь по раскачивающимся макушкам растений. Скатилась, в общем.

Но пора дальше в путь! Примерно через 4 часа пути мы прибыли в Одесский залив.

В Одесском заливе. Знакомство с вулканами Стокап и Атсонупури

Здесь расположено несколько будочек смотрителей Государственного природного заказника «Островной» (обращаю внимание, что в Курильске в лесничестве заранее необходимо получить разрешение на посещение ГПЗ «Островной»).

С одной стороны залива возвышается величественный Стокап — самый высокий вулкан на Итурупе (сегодня он в кокетливой «кепочке», которая чуть велика ему по размеру:))):

с другой — красавица вулкан Атсонупури:

Вулкан Стокап (1634 м) — высочайший вулкан острова, им заканчивается юго-западная часть хребта Богатырь, увенчан группой из нескольких конусов и кратеров. На его северном склоне в далеком прошлом неукротимая подземная сила вырвала гигантскую рану — теперь кальдера Хитокаппу.

Вулкан Атсонупури (1205 м) — действующий вулкан, имеет правильную коническую форму, за что в Японии этот вулкан иногда называют «Фудзи Эторофу». Последнее извержение — в 1932 г.

А.Самолюк в своей книге «Курилы — очарованные острова» написал: «…классический одинокий конус стоит особняком на юге острова, вдаваясь полуостровом в Охотское море. С трех сторон склоны вулкана уходят в морские воды, с четвертой — почти до его подножия раскинулся роскошный лес. В нем огромные пихты соседствуют с тропическими видами растений. Кроме того, в лесной чаще можно заметить любопытный феномен: хвойные деревья опираются на корни, высоко поднятые над землей».

Атсонупури в переводе с языка айнов означает «противостоящая гора».

Берег залива устлан роскошными валунами, обточенными штормами и ветрами. Но это ничуть не мешает мне передвигаться от одного камня к другому в поисках самого совершенного, самого красивого. Я готова сделать портрет почти каждого из этих валунов!

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Камешки оказались не только красивыми, но и уютными. Посмотрите, как сладко на них спится:

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Когда стемнело, над нашими головами раскинулось потрясающее звездное небо:

На лавовых полях Атсонупури

Видимо, бесконтрольное передвижение звездного неба по небосводу не давало мне ночью покоя: в 4 утра сна как ни бывало! Пришлось вылезать из уюта теплого спальника и идти на берег. Как только я выбралась из палатки, меня тут же приняла в свои объятия черная-черная ночь. Фонарь-налобник выхватывает из кромешной темноты узкую полоску спящего мира. Жутковато, честно говоря, быть тут одной. Я спустилась к самому Морю — оно тоже еще спало, и на каждом его вздохе поверхность воды чуть колебалась во сне. Я оглянулась по сторонам и остолбенела от ужаса: из темноты на меня смотрела пара зеленых глаз. Слава Богу, сразу поняла, что хозяин этих глазок небольших размеров, примерно с собаку. Глазки двигались в мою сторону. Когда они почти поравнялись со мной, я разглядела лисицу, которая равнодушно на меня посмотрела, о чем-то поразмыслила и двинулась дальше по своим делам. А я понемногу успокоилась. Но уютно себя все равно не почувствовала. Спокойнее мне стало лишь тогда, когда проснулся наш народ и стал подтягиваться на берег.

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

На лодках-моторках мы направились в сторону залива (кальдеры) Львиная пасть. Но как только мы обогнули полуостров Атсонупури и вышли в открытое Море, на высоких встречных волнах лодки начало жестко «мутузить», а когда на горизонте появились подозрительные облака, мы испугались приближения штормовой погоды, не стали испытывать судьбу и благоразумно повернули обратно в Одесский залив. Увы, попытка попасть в залив (кальдеру) Львиная пасть завершилась неудачей. Но нам представилась возможность спокойно полазать по лавовым полям Атсонупури.

СПРАВОЧНО:

Один из самых примечательных заливов Итурупа — Львиная Пасть с монументальной скалой-островком Камень-лев у входа в залив в виде фигуры лежащего льва. Причем сходство с царем зверей полное, есть даже кисточка на кончике хвоста. Островок Камень-Лев весьма значителен по высоте -162 метра.

Залив Львиная Пасть вдается в юго-западный берег острова Итуруп между полуостровами Клык и Челюсть. В плане он напоминает разорванное кольцо размером 7×9 км. Скалистые берега залива поднимаются на высоту 360–400 м, они являются остатками внутреннего края широкой вулканической кальдеры. Огромные глыбы, оторвавшиеся от кромки этой каменной чаши, образуют вдоль уреза воды узкую полосу литорали (Литора́ль — участок берега, который затопляется морской водой во время прилива и осушается во время отлива). Глубина залива — 504 м. По высоте внутренних стенок бухта-кальдера Львиная пасть стоит на одном из первых мест в мире.

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Прекрасен вулкан Атсонопури: обращенный к равнине склон горы рассечен глубокими промоинами. Со стороны моря лавы вулкана образуют скалистые непроходимые черные мысы. Склоны вулкана покрыты густыми зарослями бамбучника (сазы курильской) и ольхового стланика, что делает восхождение на вершину практически невозможным. Со стороны моря хорошо видна шлаковая осыпь, расположенная от вершины до уровня Моря. Наверное, чайка потревожила спокойствие красавицы-вулкана, тронув камешек на осыпи, и мы, как завороженные, следили как он катится по склону, поднимая струйку пыли, до того самого момента, пока он не плюхнулся в море.

Очень интересны формы, которая имеет застывшая лава Атсонупури, я бы назвала это кубизмом.

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Мне было жутковато шагнуть на лавовый мостик, образовавший небольшую арку, но любопытство победило. Очень осторожно, шаг за шагом я двигалась по лавовым выступам — «ступенькам», будто по лестнице без перил, по сторонам не смотрела — только под ноги. И ведь прошла! А вслед за мной по мостику прошли и все остальные члены нашей команды.

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Поднявшись чуть выше береговой линии, мы опять увидели цветущие луга:

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

На солнечном пригорке удобно расположились вечно-зеленые заросли шикши. Ее веточки, покрытые небольшие иголочками, как у ели, ни с чем не перепутаешь! Из-за черных блестящих ягод, похожих на глаза вороны, в Карелии ее называют вороникой. У растения есть и другие названия — водяника, водяная черника, медвежья ягода.

Стоящие в море скалах облюбовали чайки, бакланы, устроившие настоящий птичий базар. Они, оказывается, жуткие болтунишки — такой гвалт устроили! Потешные желто-клювые птенцы бакланов — они еще не умеют летать и наше приближение на лодках к скалам восприняли как опасность, забеспокоились, засуетились, начали перепрыгивать с места на место, «прятаться» в углублениях скалы, в прятки играли, как дети: закрыли глазки и думают, что их не видно! Некоторые несмышленыши не могли удержать равновесие и падали в воду! Интересно, как они потом забирались на вертикальные скальные стенки?

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Мы не стали задерживаться в этом птичьем мире и поскорее удалились, чтобы и родители, и птенцы успокоились.

Сегодня стоит такой яркий солнечный день, что, я была уверена — это не надолго. Увы, я оказалась права. К вечеру небо затянуло плотным слоем облаков, а туман накрыл вулканы — Стокапа не видать совсем, а Атсонупури как будто в прятки играет — макушку то покажет, то в облаках спрячет.

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Но не успела я сильно опечалиться, что заката сегодня не видать: как-то незаметно туман рассеялся, и на небе остались только заметно поредевшие облака, в прорехи которых солнце послало нам лучи привета.

Возвращение в Курильск

Два дня в Одесском заливе пролетели как один вздох. Увы, нам надо возвращаться в Курильск. Море кажется абсолютно спокойным, но у самого берега каким-то непостижимым для меня образом появляются серьезные волны. Наши организаторы затылки чешут: как же переправить нас и наши вещи на лодки, припаркованные к буям метрах в 30 от берега? Была предпринята попытка перевезти груз на весельной резиновой лодке. Но куда там: «небольшая волна» залила все содержимое лодки водой и вышвырнула ее обратно на берег. Пришлось одну моторку отвязать от буя и «на моторе», придерживаясь натянутого между буем и берегом тросе, перевезти сначала все вещи на вторую лодку, потом людей, а потом уже в море все это перераспределить по двум лодкам необходимым образом.

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Спасибо за фото Оле Куликовой!

Весь путь до Курильска мы были в напряжении — на Море не шуточные волны, лодки трясло и качало, и я (да и не я одна) в результате укачалась. ПередохнУть предоставилась возможность только в Золотой бухте, где мы сделали небольшую остановку.

Не в состоянии еще раз испытать на прочность свою нервную систему — спускаться среди гигантского роста трав на склонах бухты, я прогулялась по берегу, приводя в порядок вестибулярный аппарат.

Там, где начинается русская земля... Часть 4. Одесский залив

Как же самонадеянно я не взяла с собой солнцезащитный крем! Как я ошиблась и теперь расплачиваюсь по полной программе. И дело вот в чем. Еще по дороге в Одесский залив я пряталась от солнца всеми возможными способами — под свою ковбойскую панамку, поднимая капюшон куртки, отворачиваясь от солнечных лучей. Но чувствовала, что-то пошло не так. Поделать, правда, уже ничего было нельзя. Дальше было гуляние в солнечную погоду у подножия Атсонупури, потом сегодняшняя дорога по морю. Я чувствовала, что с моим лицом что-то не то. Но когда я его увидела в зеркальном отражении в двери магазина в Курильске — я была потрясена: черная иссушенная кожа клочьями сходила с лица. Когда я зашла в магазин в надежде купить что-то спасительное, продавец, в ужасе отшатываясь от меня, спрашивает: «Что это с Вами?».

Всю оставшуюся часть путешествия я всячески пыталась ликвидировать последствия солнечного ожога на лице. Но это никак не повлияло на мое настроение!