Турист Елена Блосфильд (blossfeldia)
Елена Блосфильд
был 5 ноября 2023 19:23

Мегри — Армения Ноябрь 2017

Мы с другом решили в Грузию ехать на Тбилисобу (день города Тбилиси), а заодно помочь собрать урожай винограда тем грузинам, кто еще до Тбилисобы этого не сделал (по разным причинам). Тбилисоба всегда проводится после сбора винограда, который зависит от погоды (в начале октября). Далее в Грузии следует такой же праздник в городе Мцхета — Мцхетоба. И в Сигнахи — Сигнахоба. Народ имеет возможность побывать на всех этих праздниках, так как отмечаются они в разные даты. После бурного празднования вместе с грузинскими друзьями (и просто знакомыми), а также туристами из разных стран (чаще всего с украинцами), мы решили чуток сменить обстановку и поехать в Иран (где мы уже были один раз и посещали самые туристические места, каждый из нас — в разное время).

Дорога в Горис

Сделали визу Ирана в консульстве в Тбилиси (об этом я надеюсь рассказать в статье про Иран) и поехали смотреть иранские нетуристические достопримечательности, в основном природные.

Перевал

Думали, через какую страну ехать — через Баку и Астару или же через армянской пункт Агарак (иранский Noordooz); в итоге решили поехать самым экстремальным способом — через Армению, так как там в начале ноября уже лежит снег на перевалах и может быть холодно. Хотя дороги всегда чистят, но ехать по серпантину в тумане в темноте, где повороты никак не обозначены — это опасно. Плюс к тому — идет снег и дорога покрывается льдом. Но не об этом я хочу рассказать.

Ноябрь в Армении

Из Грузии в Армению ведут 3 пограничных пункта, из Тбилиси народ едет через Гугути или Садахло, где дорога получше. Мы ехали из Болниси через грузинско-армянскую границу в Гугути — Гогаван. Пока проводили кое-какие работы с машиной, выехали не с самого утра, поэтому на границе были уже после обеда. В ноябре темнеет рано, но все же мы не теряли надежду оказаться в Ереване засветло.

Осень в южной Армении

За въезд в Армению на своей машине потребовали 30 долларов (обменник есть на пограничном пункте) — таков закон. И еще надо обязательно оформлять страховку — российская не работает (напомню, что в Грузии ничего подобного нет). Ок. Офисы страховых компаний находятся тут же, около границы. Несколько даже. Но, хочу обратить особое внимание читателя, — офисы не работают в субботу и воскресение, и потребуется необыкновенная удача оформить страховку в выходные дни — так как офисы действительно закрыты, а по телефону, указанному на двери офиса, ответить готов (и приехать) далеко не каждый страховщик. А без страховки по Армении ехать — себе дороже. Во всех смыслах.

Итак, нам повезло. Было 1 ноября, среда. Хотя о том, какая была дата, мы благополучно забыли… А зря.

Сидим, значит, в офисе Госстраха, ждем очереди. Страховку сидящему перед нами мужчине оформляют долго. Но вот наконец наша очередь. Парень за столом долго что-то вбивает в компьютере, потом долго ждет, потом звонит по телефону. Думает. Наконец говорит нам, что система зависла и, мол, шли бы вы… в другой офис — рядом.

Ок. Уходим в другой офис — домик через пару десятков метров от Госстраха. Это компания SIL Insurance. Обязательное страхование автогражданской ответственности, вытекающей из использования автотранспортных средств. Минимальный срок страхования — 10 дней (хотя нам нужно было пару дней, чтобы просто проехать до иранской границы). Стоит такое удовольствие 5000 армянских драм (около 600 росс. руб.). Немного.

(Примечание. Вообще, страховку делают на 90 дней, но в исключительных случаях, если турист на своей машине едет транзитом, например в Иран, то делают на 10 дней - так написано в тех правилах, которые на русском языке выдают прочитать водителю.)

В офисе SIL Insurance полно народу — один водитель нам рассказывает, как надо ездить по Армении: мол, если полиция что скажет — надо делать, иначе проблемы… Мы слушаем, не особо обращая внимания на его слова. А зря…

Наконец народ ушел… Худой парень за столом оформляет нам бумаги на машину. Заполняет на компьютере — данные машины, данные владельца… На русском языке. И говорит: вот, готово, мол, вот телефон в Москве, если что — звоните. Написано имя страховщика — ЧП Арутюн Даниелян, Тарон Манукян. Компания SIL Insurance. Дата подписания договора и передачи страхователю — 1.11.2017. А вот дата начала страховки — на что и надо было обратить внимание — 2 ноября. Окончание — 12 ноября. ВНИМАНИЕ! Всегда проверяйте даты. Да, после двух-трёх часов, а может и четырех, на границе, внимание и сообразительность притупляется, а рассмотреть мелкий шрифт на договоре формата А5 многим людям сложно. еще и напечатанного местами на… на плохом принтере… Да и кто бы мог подумать, что страховку, сделанную в 6 часов вечера, будут начинать с завтрашней даты… В общем, пока делали страховку, стемнело… Итак, дата начала страховки 2 ноября, а время подписания договора страхования 18:15. Ночевать на границе мы не собирались. На ошибку это явно не похоже. Понимаете, на что я намекаю?

Сквозь Армению на своей машине

Короче говоря, ничего не подозревая, подъезжаем к городу Спитак. И тут нас тормознула полиция. И сразу заявляет, что нет страховки. Короче, в процессе долгих прений в темноте на горной дороге оказалось, что сегодня ещё пока что 1 ноября и так как по факту страховки нет… то выкладывай денежки, иначе отберем права, и возвращать их можно только через суд, который только Бог знает когда будет, и всё это время нужно, разумеется, жить в Армении. Кому это понравится? Ну, распрощавшись с 2000 руб. (российскими, ибо в Армении охотно и российские берут, не только полиция, но и на заправках тоже, по курсу 1000 руб. = 8000 армянских драм), поехали дальше. На вопрос: «и что, если страховки нет, теперь полиция каждые 5 минут может останавливать и штрафовать?» — страж армянского порядка ответил: «нет, теперь уже не оштрафуют». И действительно, больше не штрафовали, не останавливали. Проехали Ереван, а далее, где-то около Арарата, заночевали.

Арарат на восходе

На другой день планировали быстро приехать к границе. Но не тут-то было. Навигатор повёл от Гориса через монастырь Татев — серпантин, потом раздолбанная дорога с кусками асфальта (с советских времен), лужами и ухабами, в лучших старых добрых российских традициях (а теперь армянских). Хорошо, армянин на машине, ехавший в ту же сторону, нас вывел из этого ужаса, ведь ехать обратно нам не хотелось. В итоге к перевалу (до границы) приехали уже в сумерках. Вверху был туман, шел снег, на крутых поворотах навстречу ехали фуры. Видимость — пару метров… Но, однако, спустились, заночевали около города Агарак.

Село около Мегри

Утром приезжаем к армяно-иранской границе Агарак-Нордуз. Проходим армянскую границу. Ставят штампы о выезде. Приезжаем в Иран. Говорят, что на машину нужна страховка. И так как в Иран везут машины, чтобы нелегально их там продать (в Иране машины стоят очень дорого), то поэтому, мол, страховка на пару недель будет стоить 300–400 долларов. Но сегодня страховку не делают, так как пятница — выходной день в Иране. И мы можем или оставить машину на границе, поехать на такси в ближайший иранский город в отель (2 часа ехать от границы), либо вернуться обратно в Армению и там переночевать в отеле. А утром завтра снова приехать, сделать страховку и — добро пожаловать в Иран.

Мы решили вернуться в Армению. Вернулись. На вопрос: "А чё вы вернулись?» — ответили, что выходной там, пятница. Погранцы сказали: «Ах, да, мы забыли вам сказать…». Ну, погранцы привыкли уже к народу, который туда-сюда мотается чуть ли не каждый день, например, один мужчина выехал из Армении, а в Иране на границе ему визу не дали, и он вернулся. Да, на границе визы не выдают, а он об этом, конечно, не знал.

Итак, вернулись в Армению. И опять. За въезд на машине нужно платить 30 долларов… А платить нам, конечно, не хочется…

В итоге разрешили оставить машину на границе, забрать нужные вещи и уйти пешком. Дошли мы до отеля в Агараке и заселились. «С горя» купили армянское вино на оставшиеся армянские деньги…

С утра пошли так же пешком до границы, снова прошли все процедуры и уже поехали в Иран. Как там дело обстояло со страховкой — об этом в другой статье.

Но рассказ об Армении на этом не заканчивается!

Мегри

Через пару недель мы въехали в эту чудесную горную дружественную страну снова. Но была суббота. Так же заплатили 30 долларов (в рублёвом эквиваленте) на границе (обменник был, но иранские деньги обменивать отказались). Страховые компании были все закрыты — и поздно было, да и суббота была. Один армянский парень куда-то позвонил, и сказал, что страховщик готов приехать, но минимально страховка дается только на 90 дней. Ну, пошли заселяться в тот же отель. Купили в магазине армянский коньяк, отметить возвращение… Утро вечера мудренее. Однако утром — та же ситуация. Воскресение — выходной.

Обошли весь город Агарак в поисках страховщиков. Вернулись на границу на машине (все время боясь, что нас тормознет полиция, а страховки-то нету). На границе удалось обменять у таксиста иранские деньги, конечно, с выгодой для него. Зато появились армянские деньги, и не только для оплаты страховки… Но об этом чуть позже.

В Иране я старалась тратить рваные иранские деньги, а новые я надеялась обменять, если останутся, но, однако, далеко не везде иранские миллионы принимают…

На границе же мы познакомились с армянином, который часто ездит в Иран. Он сказал, что в соседнем Мегри тоже можно оформить страховку, затем позвонил тамошнему страховщику, и тот приехал (несмотря на воскресение) и оформил всё правильно, с правильными датами.

Озеро по дороге в Горис

Итак, мы поехали дальше… На перевалах уже не было ни тумана, ни снега.

Где-то недалеко от города Ванк нас тормознула полиция (напрасно мы, имея правильную страховку, надеялись со стражами армянского порядка не встречаться), и, сразу отказавшись смотреть страховку и даты в ней, гаишники оштрафовали за превышение скорости. Платить надо на месте, иначе отберут права. И это закон. Так поступают с иностранцами. Только местные армяне могут платить штраф в отделениях банка… На этот раз «сторговались» на 10000 армянских драм. Конечно, мы предварительно позвонили знакомому начальнику полиции (в другом районе), и он объяснил армянские законы.

Сквозь Армению на своей машине

Доехали до Еревана уже вечером, нашли армянскую (вернее карабахскую) тутовую водку, купили и коньяк друзьям, и медленно, не превышая скорости, — хотя разметка и знаки на дорогах оставляют желать лучшего, — уже в ночи пересекли армяно-грузинскую границу Гогаван-Гугути.

И еще немного красивых армянских фото, сделанных из окна машины.

Сквозь Армению на своей машине

Дороги через горы всегда прекрасны, несмотря на их заплаточное состояние.