Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 3:31

Флагстафф — США Октябрь 2017

Мне давно и настойчиво хочется посмотреть все американские национальные парки. Осталось досмотреть не так много, если не считать аляскинские. Это не то чтобы я их коллекционирую или с кем ни будь соревнуюсь, кто больше парков посмотрит, просто каждый следующий парк для меня открытие.

Окаменевший Лес

Американские национальные парки обязательно включают в себя элемент уникальности. Что здесь имеется в виду? Если например объектом поклонения в парке является болото, то это самое крутое болото в Штатах. Если грязь сушеная, то лучше грязи ни где не найти.

Почему, например, моя любимая Белая Пустыня в Нью Мексике не является национальным парком? Потому что в Колорадо есть Великие Дюны, которые уже Национальный Парк, а их не переплюнешь, уж очень высокие. Первый национальный парк в Аризоне, в который мы попали сразу после пересечения границы этого штата, был Петрифаед Форест (Окаменевший Лес). Парков с таким названием по Штатам добрый десяток, но Национальный Парк только один, значит он того стоит.

Все огромные камни, которые вы видите на поверхности  пустыни - это окаменевшие бревна
Все огромные камни, которые вы видите на поверхности пустыни - это окаменевшие бревна

Не так что бы я в этом парке совсем не был, бывал конечно. Он стоит прямо на сороковой дороге, одной из основных трасс Америки, поэтому попадаешь в этот район легко и часто. Здесь есть другой вопрос — погода.

Окаменевший Лес

Люди по разному представляют себе Штаты, но обычно неверно. Большая часть страны — это каменистая пустыня или территория, которая до появления белых была каменистой пустыней. Погода в пустыне традиционно плохая, плохая по разному, но от этого не лучше.

В прошлый раз я был в Окаменевшем лесу в июле. Было не зябко — сорок три, дул сильный горячий ветер и солнышко светило так что ребенок умудрился сгореть через рубашку. На этот раз, в конце октября было здорово, двадцать и совершенно без ветра, что в пустынях бывает очень редко.

Окаменевший Лес

В эту поездку нам впервые удалось погулять по Окаменевшему Лесу. Прогулка дала совершенно другое ощущение по сравнению с ездой от одной смотровой площадки до другой. Для меня принципиально важно смотреть природу в тишине и одиночестве. Мы забрели в глубину территории парка так удачно, что было понятно, найти нас теперь даже если захотят не сумеют. В такой момент ты перестаешь быть частью толпы и сливаешься с природой. Если можно так сказать переходишь на другую сторону, дезертируешь.

Парк состоит из двух частей. Первая часть называется Раскрашенная Пустыня.

Окаменевший Лес

Вторая собственно Окаменевший Лес, между ними раскопки небольшого поселка Пуэбло.
Пуэбло — самое культурное племя индейцев исторически живших на территории США. Они в отличии от других индейцев этого региона умели строить каменные дома, вели оседлый образ жизни и занимались поливным земледелием.

Кладка очень даже аккуратненькая

Видимо для того что бы показать как выглядели дома пуэбло все административные здания парка, гостиницы, рестораны и даже туалеты сделаны в так называемом стиле пуэбло.

Окаменевший Лес

Рядом с раскопками можно посмотреть наскальную живопись. Я в петроглифах не силен, но эти мне откровенно понравились. Пуэбло явно возвращались от туда, куда идут абстракционисты, вот так «с маленьким ранцем…». Кандинский просто поднял флаг, который пуэбло уронили в своем последнем бою с команчерией.

В большинстве американских парков можно снять жилые дома в стиле гармонирующем с окружающей средой. Я, если честно, ни когда не снимаю, дорого и не удобно. Хотя вру, в Брейс Кэнион мы всегда останавливаемся в срубе, который еще и приходится заказывать заранее за полгода, «дорого, неудобно», но очень хочется. В Окаменевшем Лесу тоже есть домики вписанные в местную лаконичную природу.

Окаменевший Лес

За деревней Пуэбло начинается пустыня заваленная окаменевшими бревнами. Я в детстве, проведенном в поисковых партиях, находил куски окаменевшего дерева в оврагах и промоинах — правда маленькие и страшненькие, но все равно гордился. То что я увидел здесь унизило все мои прежние находки. Сотни квадратных километров пустыни были засыпаны окаменевшими стволами раскрашенными во все цвета радуги.

Откуда берутся окаменевшие деревья, и что бы им не сгнить как это полагается нормальному дереву? Деревья не гниют если нет кислорода. Ничего не гниет когда нет кислорода. Если дерево упадет в болото и его засосет в трясину, то оно разлагаться не будет, кругом метан, а он инертен.

Окаменевший Лес

Правда такое дерево красивее не станет, будет просто черное и очень крепкое. Нужно еще что ни будь, что дерево раскрасит. Природа представляет широкий ассортимент красок: углерод — чёрная, кобальт — зелёная/синяя, хром — зелёная/синяя, медь — зелёная/синяя, оксид железа — красная, коричневая, жёлтая, марганец — розовая/оранжевая, оксид марганца — чёрная/жёлтая.

Откуда брать будем все эти элементы? Из вулканического пепла вестимо. Помните в первой части рассказа я показал вам Раскрашенную Пустыню, так вот раскрасил ее вулкан. Двести — триста миллионов лет тому назад (Триас) в этом районе вулканы работали практически бесперебойно. По всей видимости, в те времена здесь была не раскрашенная пустыня, а раскрашенное болото, в котором без дела лежали стволы огромных деревьев.

Окаменевший Лес

Один из вариантов возникновения такого Окаменевшего Леса — это то что деревья падают от удара взрывной волны, при извержении вулкана. На склоне вулкана Ст. Хеленс (я где то про него писал) , со времени последнего извержения в 1980 году, лежат стволы огромных сосен. Лежат все аккуратненько и параллельно, указывая верхушкой направление от центра взрыва. Кроме этого потоки лавы, застыв, перекрыли дамбами ручьи и создали те самые болота, заполненные взвесью вулканической пыли, нужные нам для процесса приготовления каменных деревьев. Так что дело создания окаменевших деревьев живо, через пару миллионов лет можно будет смело создавать новый парк Окаменевшей Лес на склоне горы Ст. Хеленс.

Здесь, в Аризоне процесс насыщения начался давно, деревья сотни миллионов лет мариновались в цветном рассоле, не удивительно что они раскрасились во все цвета радуги. Минерализованная вода насытила дерево и постепенно более стойкие к разрушению минералы полностью заместили неустойчивую целлюлозу. При этом сохранилась исходная структура деревьев.

Окаменевший Лес

Двести пятьдесят миллионов лет назад это были гигантские араукарии высотой до шестидесяти и толщиной ствола до трех метров. Цельных блоков таких размеров не сохранилось, но десятиметровые агатовые бревна на меня произвели неизгладимое впечатление. Видел я минералы — халцедон, ну агат или там аморфный опал, ну с кулак — здорово, а здесь Агатовый Мост.

Окаменевшее дерево переброшено через овражек

Даже сильно выветренные изломы деревьев очень красиво сверкают на ярком солнце пустыни.

Окаменевший Лес

Для того что бы разглядеть структуру минерала нужно полить его водой или еще лучше отполировать. Так выглядит отполированный срез окаменевшей араукарии насыщенной окислами железа.

А здесь чего только нет. Вся палитра.

Окаменевший Лес

Не дожидаясь комментариев отвечаю на традиционный вопрос — Камни спереть можно? Думаю что да, но килограммов двести не больше. На выезде из парка стоит знак — Стоп. Зона досмотра. Тетка реально вышла из будки и посмотрела на машину. Если машина груженная камнями то видно, рессоры проседают.

Там был какой то жучок, супруге так понравился, что хотела экспроприировать этот камешек, но потом застеснялась

Если серьезно парк нам очень понравился. Есть в нем какое то волшебство. Совсем не обязательно разбираться в минералах, что бы с удовольствием играться в цветные камешки, а столько цветных камешков как здесь, наверно нет ни где в мире.