Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 14:36

Вагаршапат, Ереван — Армения Март 2017

Под Новый Год надо раздавать долги. То есть, их желательно б отдать и поскорее, но до сакраментальных курантов — непременно надо! А я уже давно, по лету еще, начала рассказ о чудном месте в Армении — начала, да так и не завершила. Городок этот — сокровище без всяких преувеличений…

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

Его не зря называют «армянским Ватиканом» и самым святым местом республики. Христианство в самой первой христианской стране на свете — оно началось именно отсюда.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

Святой Эчмиадзин — место невероятное. Столько тут всего намешано! И Папа Римский тут отметился, и древние армянские цари, и римляне, и арабы. Святые и деспоты, и деспоты, что стали святыми… Красивые девушки — без них на Кавказе никуда, и такое количество бесценных реликвий, что глазам диво! Я вам уже рассказала историю этого уникального города, показала его главный Кафедральный собор и музей-сокровищницу…

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

А сегодня мы посмотрим еще один храм святого Эчмиадзина. Церковь Гаяне, великомученицы-христианки, святой армянской церкви.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

Гаяне была настоятельницей 37 девушек-христианок, что в поисках лучшей жизни пришли в Армению из Рима. Гаяне, самая взрослая и мудрая, приглядывала за подопечными весь долгий путь — из Рима в Александрию, а оттуда, вдохновившись пророчеством Божьей Матери, в Армению… Все эти события произошли в 301 году нашей эры.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

А сама церковь была возведена в начале седьмого века, на месте языческого капища, того самого, где замучили паломниц-христианок. Ее линии, как у всех армянских храмов, очень плавные и изящные!

Стилистика у храма строгая и простая — гладкие каменные стены, огромные темные блоки плит, трехнефная базилика — новаторство для седьмого века. Именно с храма Гаяне начал распространяться по Армении такой тип строительства храмов, центрально-купольный.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

Купол храма поддерживают четыре колонны, благодаря им церковь внутри имеет форму креста.

Интерьер, как видите, суровый, что привычно в Армении, и лишь слегка разбавлен коврами и иконами. Хотя им это и не нужно. В армянских храмах от этих древних каменных стен идет настолько умиротворяющая аура, что весь дополнительный антураж будет здесь излишним и чужеродным!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

В арочном портике располагается некрополь, где похоронено высшее армянское духовенство.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

А в глубине храма, рядом с алтарем, покоятся мощи святой…

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

Кстати, несмотря на небольшую реконструкцию 17 века — а может, и благодаря ей, собор дошел до нас практически в первозданном виде. Он выдержал землетрясения, войны, нашествия турок и арабов, смены власти. Стоит и по сей день, радуя глаз изяществом линий.

Да и вид со смотровой площадки, на роскошный Арарат, тут невозможно хорош!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

Храм святой Гаяне, вместе с Эчмиадзинским Кафедральным собором и церковью Сурб Рипсиме, включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как один из древнейших христианских храмов в мире. Настоящий подарок судьбы для потомков — увидеть это чудо, а вот другой собор из той же Эпохи Легенд, чудный, воздушный, не выдержал натиск времени и стихий. Послушайте, как красиво — Храм Небесных Ангелов…

По-армянски это звучит как Звартноц. Самый необычный храм Великой Армении был воздвигнут в 640 году, и вся история его строительства и задумки тесто переплетена не только с историей Эчмиадзина, но и всего христианства на Кавказе…

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

Говорят, храм был настолько хорош, что присутствующий при его освящении византийский император Константин пожелал построить у себя в Константинополе такой же! Идти нам с вами, как видите, недалеко. 1000 драм, это примерно пара долларов за вход — и мы готовы к прогулке. Впереди роскошный Арарат — не заблудимся!

По летописям, строительство храма велось 20 лет, он был высотой около 50 метров, пышностью в три яруса, и мало зданий на планете могли конкурировать с его красотой!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

История его удивительна, и больше похожа на мистическую сагу, чем на официальный научный труд. Испокон веков, еще до начала точных летоисчислений, это место привлекало своей необычной аурой и какой-то первобытной магией. Чародеи, духи, колдовство и заклинания. На месте живописных развалин храма располагались языческие капища с жертвенными алтарями, и народ шел сюда за утешением и помощью. Время бежало, вкусы менялись, и почти за тысячу лет до нашей эры на эти земли пришел народ Урарту. Я вам о них рассказывала немножко! Урарту тоже были язычниками, они основали тут святилище с каменными клинописными табличками — их нашли и расшифровали археологи. А потом ветер подул со стороны Греции, и люди в окрестностях Звартноц стали поклоняться блистательному Аполлону, ну или Тиру — его армянскому аналогу… Пока в один прекрасный день царь Трдат, тогда уже больной и немощной, и всё еще язычник и греховодник, не встретил именно тут освобожденного из тюрьмы узника. Это был будущий первый Католикос всех Армян, святой Григорий Просветитель. Случилось это примерно в 301 году, и с этой судьбоносной встречи пошла совсем другая история не только Армении, но и всего христианского мира!

Храм Звартноц создали очень легким, изящным, пронизанным светом и солнцем. Ажурное плетение окон и дверей, резьба из виноградных лоз и побегов граната — любимые символы в Армении, пальмовые ветви, переплетение геометрических фигур — все это можно увидеть как в музее Звартноц, там и под открытым небом.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

Вот примерно так он и выглядел. Кстати, эта модель — не пустая фантазия археологов, при раскопках нашли статую царя Гагика, в руках которого была миниатюрка храма!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

Величественный, возвышающийся пьедесталом над грешной землей, храм имел пять входов — к ним вели ступени, которые сохранились и поныне.

Всю эту красотищу поддерживали величественные колонны… Богатое убранство храма можно оценить и сейчас, по их тонкой изящной резьбе.

Барельефам орлов…

И внушительным воротам.

И представьте, ведь из всего великолепия храма, современным археологам едва-едва удалось лишь частично восстановить первый ярус! Чудо средневековой архитектуры простояло недолго. Три столетия — и шедевр армянских зодчих лежит в руинах, не выдержав землетрясения… Слишком изящной и хрупкой оказалась конструкция для суровой кавказской земли.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

Руины Звартноц обнаружили случайно — в начале 20 века, почти полностью погребенные землей. И сейчас место, где стоял величественный собор — архитектурный парк-заповедник, тут есть музей, раскопки, и конечно руины храма, которые понемногу восстанавливаются. Возможно, приехав в Армению через пару-тройку лет, мы застанем уже совсем другую картинку… А нам пора возвращаться в Ереван.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

День, такой насыщенный эмоциями и событиями, встречами и неожиданностями, подходил к концу. Смотрели, узнавали, восхищались и удивлялись — пора б и перекусить! Выбрали кафешку «Шаурма на Туманяна». Во-первых, потому, что здесь очень чистенько и прилично. Сами местные кушают тут и рекомендуют гостям! Продукты свежие, весь процесс готовки идет на ваших глазах, быстро и недорого. Во-вторых, потому, что у нас на родине я такую еду не ем, и любой стрит-фуд для меня — праздник! Особенно мясной! Особенно на Кавказе!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

У меня есть тройка фаворитов уличной еды — это венская сосиска, греческий гирос, и шаурма в Баку. Какая она крутая, ммм… И пусть армянский перекус никакие призовые места не завоевал, это было вкусно, сытно, и быстро. Да и сама кафешка симпатичная, все же съесть шаурму в чистом заведении, за столиком, и с видом на центральный проспект — это не то же самое, что в уличной забегаловке на ходу!

На Ереван тем временем надвигались сумерки. Хоть я и не полюбила этот город, есть в нем, как ни крути, очарование своё!

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

Прогулялись до ночного Каскада, посмотрели на подсветку…

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

… и домой спать! Завтра у нас по плану последний день в Армении — спокойный, размеренно-прогулочный, посвятим его столице. Центр города, площади и скверы, сувениры, кафешки. А поздно вечером — поезд до Тбилиси.

Только это уже совсем другая история!