Julia Alisova Пользователь — была сегодня 10:31

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин и храм Звартноц

7 декабря 14:17 Ереван, Вагаршапат — Армения Март 2017

Под Новый Год надо раздавать долги. То есть, их желательно б отдать и поскорее, но до сакраментальных курантов — непременно надо! А я уже давно, по лету еще, начала рассказ о чудном месте в Армении — начала, да так и не завершила. Городок этот — сокровище без всяких преувеличений…

Его не зря называют «армянским Ватиканом» и самым святым местом республики. Христианство в самой первой христианской стране на свете — оно началось именно отсюда.

Святой Эчмиадзин — место невероятное. Столько тут всего намешано! И Папа Римский тут отметился, и древние армянские цари, и римляне, и арабы. Святые и деспоты, и деспоты, что стали святыми… Красивые девушки — без них на Кавказе никуда, и такое количество бесценных реликвий, что глазам диво! Я вам уже рассказала историю этого уникального города, показала его главный Кафедральный собор и музей-сокровищницу…

А сегодня мы посмотрим еще один храм святого Эчмиадзина. Церковь Гаяне, великомученицы-христианки, святой армянской церкви.

Гаяне была настоятельницей 37 девушек-христианок, что в поисках лучшей жизни пришли в Армению из Рима. Гаяне, самая взрослая и мудрая, приглядывала за подопечными весь долгий путь — из Рима в Александрию, а оттуда, вдохновившись пророчеством Божьей Матери, в Армению… Все эти события произошли в 301 году нашей эры.

А сама церковь была возведена в начале седьмого века, на месте языческого капища, того самого, где замучили паломниц-христианок. Ее линии, как у всех армянских храмов, очень плавные и изящные!

Стилистика у храма строгая и простая — гладкие каменные стены, огромные темные блоки плит, трехнефная базилика — новаторство для седьмого века. Именно с храма Гаяне начал распространяться по Армении такой тип строительства храмов, центрально-купольный.

Купол храма поддерживают четыре колонны, благодаря им церковь внутри имеет форму креста.

Интерьер, как видите, суровый, что привычно в Армении, и лишь слегка разбавлен коврами и иконами. Хотя им это и не нужно. В армянских храмах от этих древних каменных стен идет настолько умиротворяющая аура, что весь дополнительный антураж будет здесь излишним и чужеродным!

В арочном портике располагается некрополь, где похоронено высшее армянское духовенство.

А в глубине храма, рядом с алтарем, покоятся мощи святой…

Кстати, несмотря на небольшую реконструкцию 17 века — а может, и благодаря ей, собор дошел до нас практически в первозданном виде. Он выдержал землетрясения, войны, нашествия турок и арабов, смены власти. Стоит и по сей день, радуя глаз изяществом линий.

Да и вид со смотровой площадки, на роскошный Арарат, тут невозможно хорош!

Храм святой Гаяне, вместе с Эчмиадзинским Кафедральным собором и церковью Сурб Рипсиме, включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как один из древнейших христианских храмов в мире. Настоящий подарок судьбы для потомков — увидеть это чудо, а вот другой собор из той же Эпохи Легенд, чудный, воздушный, не выдержал натиск времени и стихий. Послушайте, как красиво — Храм Небесных Ангелов…

По-армянски это звучит как Звартноц. Самый необычный храм Великой Армении был воздвигнут в 640 году, и вся история его строительства и задумки тесто переплетена не только с историей Эчмиадзина, но и всего христианства на Кавказе…

Говорят, храм был настолько хорош, что присутствующий при его освящении византийский император Константин пожелал построить у себя в Константинополе такой же! Идти нам с вами, как видите, недалеко. 1000 драм, это примерно пара долларов за вход — и мы готовы к прогулке. Впереди роскошный Арарат — не заблудимся!

По летописям, строительство храма велось 20 лет, он был высотой около 50 метров, пышностью в три яруса, и мало зданий на планете могли конкурировать с его красотой!

История его удивительна, и больше похожа на мистическую сагу, чем на официальный научный труд. Испокон веков, еще до начала точных летоисчислений, это место привлекало своей необычной аурой и какой-то первобытной магией. Чародеи, духи, колдовство и заклинания. На месте живописных развалин храма располагались языческие капища с жертвенными алтарями, и народ шел сюда за утешением и помощью. Время бежало, вкусы менялись, и почти за тысячу лет до нашей эры на эти земли пришел народ Урарту. Я вам о них рассказывала немножко! Урарту тоже были язычниками, они основали тут святилище с каменными клинописными табличками — их нашли и расшифровали археологи. А потом ветер подул со стороны Греции, и люди в окрестностях Звартноц стали поклоняться блистательному Аполлону, ну или Тиру — его армянскому аналогу… Пока в один прекрасный день царь Трдат, тогда уже больной и немощной, и всё еще язычник и греховодник, не встретил именно тут освобожденного из тюрьмы узника. Это был будущий первый Католикос всех Армян, святой Григорий Просветитель. Случилось это примерно в 301 году, и с этой судьбоносной встречи пошла совсем другая история не только Армении, но и всего христианского мира!

Храм Звартноц создали очень легким, изящным, пронизанным светом и солнцем. Ажурное плетение окон и дверей, резьба из виноградных лоз и побегов граната — любимые символы в Армении, пальмовые ветви, переплетение геометрических фигур — все это можно увидеть как в музее Звартноц, там и под открытым небом.

Вот примерно так он и выглядел. Кстати, эта модель — не пустая фантазия археологов, при раскопках нашли статую царя Гагика, в руках которого была миниатюрка храма!

Величественный, возвышающийся пьедесталом над грешной землей, храм имел пять входов — к ним вели ступени, которые сохранились и поныне.

Всю эту красотищу поддерживали величественные колонны… Богатое убранство храма можно оценить и сейчас, по их тонкой изящной резьбе.

Барельефам орлов…

И внушительным воротам.

И представьте, ведь из всего великолепия храма, современным археологам едва-едва удалось лишь частично восстановить первый ярус! Чудо средневековой архитектуры простояло недолго. Три столетия — и шедевр армянских зодчих лежит в руинах, не выдержав землетрясения… Слишком изящной и хрупкой оказалась конструкция для суровой кавказской земли.

Руины Звартноц обнаружили случайно — в начале 20 века, почти полностью погребенные землей. И сейчас место, где стоял величественный собор — архитектурный парк-заповедник, тут есть музей, раскопки, и конечно руины храма, которые понемногу восстанавливаются. Возможно, приехав в Армению через пару-тройку лет, мы застанем уже совсем другую картинку… А нам пора возвращаться в Ереван.

День, такой насыщенный эмоциями и событиями, встречами и неожиданностями, подходил к концу. Смотрели, узнавали, восхищались и удивлялись — пора б и перекусить! Выбрали кафешку «Шаурма на Туманяна». Во-первых, потому, что здесь очень чистенько и прилично. Сами местные кушают тут и рекомендуют гостям! Продукты свежие, весь процесс готовки идет на ваших глазах, быстро и недорого. Во-вторых, потому, что у нас на родине я такую еду не ем, и любой стрит-фуд для меня — праздник! Особенно мясной! Особенно на Кавказе!

У меня есть тройка фаворитов уличной еды — это венская сосиска, греческий гирос, и шаурма в Баку. Какая она крутая, ммм… И пусть армянский перекус никакие призовые места не завоевал, это было вкусно, сытно, и быстро. Да и сама кафешка симпатичная, все же съесть шаурму в чистом заведении, за столиком, и с видом на центральный проспект — это не то же самое, что в уличной забегаловке на ходу!

На Ереван тем временем надвигались сумерки. Хоть я и не полюбила этот город, есть в нем, как ни крути, очарование своё!

Прогулялись до ночного Каскада, посмотрели на подсветку…

… и домой спать! Завтра у нас по плану последний день в Армении — спокойный, размеренно-прогулочный, посвятим его столице. Центр города, площади и скверы, сувениры, кафешки. А поздно вечером — поезд до Тбилиси.

Только это уже совсем другая история!

Армения: полезная информация

7 декабря 16:13
Под Новый Год надо раздавать долги
Вот точно, Юляш. Сегодня платила по счетам. Так жалко денег!
Арарат, через арочки храма
Звартноц
- сильно красиво! очень впечатляющие даже развалины! Все-таки в Армении и Грузии совершенно другая храмовая архитектура, нигде такой нет.
Будешь смеяться, я шаурму ни разу не ела в жизни!
7 декабря 16:31
Leolik писала 7 декабря 16:13
Сегодня платила по счетам. Так жалко денег
- ага, в то время как рассказы - вещь приятнейшая и полезная)))
Арарат, через арочки храма
- и Настя эту фотку любит)))
Leolik писала 7 декабря 16:13
в Армении и Грузии совершенно другая храмовая архитектура, нигде такой нет.
- да, особенная, уникальная!
я шаурму ни разу не ела в жизни!
- Ленуся, а я вот тоже, в Армении впервые попробовала!
7 декабря 16:45
AnastasiaJulia писала 7 декабря 16:31
в то время как рассказы - вещь приятнейшая и полезная)))
Вот-вот, Юляш, и я о том же!
7 декабря 16:58
На днях, просматривая рассказ о Грузии, задалась вопросом, куда бы я рванула сначала: в Грузию или в Армению? Армения качнула весы в свою сторону.))
7 декабря 17:53
Ой, Натик, тебе, как большому любителю природы, на Кавказе везде раздолье!
7 декабря 17:58
А еще я очень люблю всякие древности. Так что мне, Юляш, прямая дорого туда.))
7 декабря 19:48
Ну кстати да! и в Ростов заезжай по пути!)))
7 декабря 21:40
Сначала ты к нам.
У меня же мама из под Ростова. Почти все родственники там.))
7 декабря 22:13
Ага, Натуль, я помню что ты наша
natchen писала 7 декабря 21:40
Сначала ты к нам.
- скоро-скоро)))
MariaPenina
7 декабря 17:24
Вот ведь удивительно - строгие и правильные формы, тяжелые конструкции, а как красиво! Вид со смотровой на Арарат открывает великолепный - такой могущественный седовласый старец!
Под Новый Год надо раздавать долги

- какая ты молодец, а меня по всей видимости на второй год оставят с недоделанными уроками )))
7 декабря 17:55
Машунь, ты права - есть какая-то магия в древних армянских святилищах! Удивительно красиво!)
MariaPenina писала 7 декабря 17:24
меня по всей видимости на второй год оставят с недоделанными уроками )))
- да я там с тобой рядышком посижу, не сомневайся)))
MariaPenina
8 декабря 9:53
AnastasiaJulia писала 7 декабря 17:55
да я там с тобой рядышком посижу, не сомневайся)))

- дашь списать? )))
7 декабря 18:14
Как по мне, так Храм небесных ангелов самый красивый и эффектный. Кружево в камне!
7 декабря 19:50
Ира, по мне тоже, очень необычный! Точно ни с чем не спутаешь его)
7 декабря 21:05
Да-да, отпчатывается в голове.
7 декабря 19:52
при раскопках нашли статую царя Гагика, в руках которого была миниатюрка храма!
-какая удачная находка, а иначе мы бы и не знали какое чудо тогда было построено! Сохранившиеся колонны, ажурный узор на фоне Арарата и голубого неба смотрятся шикарно! А вот
Церковь Гаяне
-вытерпела все напасти-и природные и посланные людьми!
7 декабря 20:20
NataliaC писала 7 декабря 19:52
ажурный узор на фоне Арарата и голубого неба смотрятся шикарно!
- Натуль, вот очень там живописно, это точно!)
тебе, когда доберешься до Армении, тоже там понравится!)
7 декабря 20:21
AnastasiaJulia писала 7 декабря 20:20
тебе, когда доберешься до Армении, тоже там понравится!)
-даже не сомневаюсь, Юлик!!
7 декабря 20:30
Еще в втиснуть ее в плотное расписание поездок, да, Натуль?)))
8 декабря 11:34
ты прямо всевидящее око!! Или у тебя, Юльчонок аналогичная проблема?
8 декабря 16:01
точь-в-точь такая!
7 декабря 20:34
Церковь Гаяне очень гармоничная и строгая, и цвет камня потрясающий. Юль, а что это за камень? А если б Храм небесных Ангелов восстановить! Хотя конечно и развалины очень эффектны и фотогеничны..
7 декабря 21:21
FMarina писала 7 декабря 20:34
а что это за камень?
- Мариш, я в камнях не очень разбираюсь, но подозреваю что это туф - весь Ереван в такой терракотово-розовой гамме построен)
развалины очень эффектны и фотогеничны..
- очень! мы долго уйти не могли!)
7 декабря 21:28
AnastasiaJulia писала 7 декабря 21:21

очень красивый цвет. прямо ой- любимая гамма
7 декабря 22:11
и моя!)
Prohoziy
7 декабря 21:21
Классная Армения! Когда нибудь я ещё раз поеду туда!
Спасибо за рассказ, Юлия!
7 декабря 21:23
Очень рада, что понравилось!)
Prohoziy писал 7 декабря 21:21
Когда нибудь я ещё раз поеду туда!
- я тоже!)
7 декабря 21:54
красиво как!!!!! каменные ажуры, каменная вязь - трудно представить, какой это ювелирный труд! )))
красиво, интересно и очень вкусно!!
7 декабря 22:11
Галочка, спасибо! в Армении, кстати, и природа как ты любишь)))
7 декабря 22:16
А я всю природу люблю! ))Но до Армении еще не доехала! Слишком близко она от Москвы. Мне бы куда подальше, что было преодоление посильнее! ))
7 декабря 22:43
Армянские и грузинские церкви очень красивы, не перестаю любоваться! Как же красиво ты смотришься на фоне комплекса и Арарата, твоя Настёна, умничка!
7 декабря 22:57
Леночка, спасибо, моя хорошая! передам ей комплименты, тут конечно и руины храма ну настолько фотогеничные - мимо не пройти)
7 декабря 22:58
AnastasiaJulia писала 7 декабря 22:57
передам ей комплименты
обязательно передай
8 декабря 1:09
Спасибо за рассказ. Фотографии церквей просто роскошные. Повезло вам с освещением. Арарат как на ладошке)
8 декабря 9:34
Миша, нам вообще удивительно повезло с погодой в Армении - и солнце, и снежок местами, и цветение природы... Классная страна, гостеприимная!
8 декабря 11:13
Да, Юляш, если б там не было ничего, кроме вида на Арарат - уже ради этого можно было бы съездить! Но Звартноц, конечно, красавец... даже в том виде, что от него сейчас осталось
Ее линии, как у всех армянских храмов, очень плавные и изящные
мне тоже очень нравится архитектура грузинских и армянских храмов, особенно эти башни-карандаши! Очень просто и гармонично смотрится... Опять вздыхаю, что все никак до Кавказа не доберусь ) Спасибо тебе за экскурсию, дорогая!
8 декабря 16:00
Спасибо тебе, Катюшик, за внимание ко мне!
catys писала 8 декабря 11:13
Опять вздыхаю, что все никак до Кавказа не доберусь )
- всему своё время) Я вот тоже французские виноградники не навещу никак!
8 декабря 16:17
AnastasiaJulia писала 8 декабря 16:00
Я вот тоже французские виноградники не навещу никак!
всему свое время! Мы с тобой потом поменяемся местами, ты во Францию, а я на Кавказ. Надо же как-то разнообразить свою жизнь
Спасибо тебе, Катюшик, за внимание ко мне!
это тебе спасибо, мой хороший, за красоту!
Tatiana_Dudarenko
8 декабря 13:28
Очень красивые места. Удалось передать в фото и эту красоту и настроение.
8 декабря 16:00
Таня, спасибо большое!
8 декабря 23:20
Везёт же некоторым, Арарат видели. Я вот целую неделю в Ереване провёл, а мне он так и не показался, прямо в упор смотрел с Хор Вирапа, а нет, только дымка
9 декабря 13:39
Костя,это он вас видимо еще разок в гости заманивает)
9 декабря 15:09
Кстати, да. Почти решился на такой маршрут, если из Москвы взять билет в Чиангмай, через Доху, а обратно из Чиангмая не в Москву, в в Ереван, то за 4 перелета надо будет заплатить всего 19 тыс.р. То есть можно будет посмотреть северный Таиланд, Лаос, Доху на обратном пути и Ереван, побыть в Армении дня 3-4 и оттуда в Краснодар. Класс!
9 декабря 18:36
Обалдеть маршрут! Я тоже так хочу)))
9 декабря 22:22
Правда хороший? Я вот никак не решусь. Самое главное перелёт за копейки, да и там не очень дорого
Вчера 20:47
Маршрут огонь! да-да, еще и по такой цене,сегодня сестре рассказала, она впечатлилась!)
Сегодня 9:52
цена интересная, но важно, чтобы в Чиангмай из Москвы, а обратно из Чиангмая в Ереван и даты. Я например, смотрел туда 6 февраля, а обратно 21 февраля
9 декабря 12:59
И фото классные,и рассказ! Отлично ! Вот еще смотрю Юль и восхищаюсь,как тебе удается так замечательно передавать атмосферу мест и так удачно выглядеть на их фоне!
9 декабря 13:41
Линочка, спасибо! Да там такая красота природы и архитектуры, это они украшают меня Моей заслуги мало)))
Elena_universe
9 декабря 20:58
KonstantinPavlov писал 8 декабря 23:20
Везёт же некоторым, Арарат видели.

Мы вот тоже недавно наведывались в Ереван по делам и Арарат (вернее его вершину) видели только из иллюминатора самолета, а так все время была дымка.
И в Эчмиадзин хотели съездить, но не получилось. Теперь смотрю Вашими глазами, Юля. Очень красиво!
В следующий раз доедем обязательно.
9 декабря 22:04
Леночка, очень рада, что нравится! Конечно доедете, у вас теперь и путеводитель подробный есть, на всякий случай)))