Турист Andreydsms
Andreydsms
был 11 марта 15:56

Вальсируя под каплями дождя... (Вена в октябре. Часть III — На прекрасном Голубом Дунае)

Вена, Мельк, Кремс на Дунае — Австрия Октябрь 2017

Продолжение. Ссылки на предыдущие части:

часть1 - https://www.tourister.ru/responses/id_21442, часть 2 - https://www.tourister.ru/responses/id_21508

Следующий день также подарил чудесную погоду.

На наши устремления увидеть долину Вахау сервис — планировщик маршрутов

предложил путешествие от Taubstummengasse до Melk Bahnhof: на метро — одну станцию (Taubstummengasse — Südtiroler Pl.) — и далее с вокзала Wien Hauptbahnhof до ж/д станции Melk Bahnhof двумя электричками с пересадкой на ж/д станции St. Pölten. Так и поехали, приобретя на вокзале Wien Hauptbahnhof в автомате ÖBBкомплексные билеты Wachau — Ticket стоимостью 142 евро за троих (2×55 + 32), которыми были оплачены все наши предстоящие перемещения, включая посещение монастыря в Мельке, пароход из Мелька в Кремс, и дорогу на электричке из Кремса домой.

Дорогу из Кремса домой также уточняли заблаговременно с помощью сервиса — планировщика (здесь удобным оказалось прямое предложение Krems Bahnhof — вокзал Wien Heiligenstadt и далее от метро Hütteldorf, U4, до дома с одной пересадкой). По времени «жестко привязаны» были только ко времени отправления парохода из Мелька (в 13–50, MSDǗRNSTEIN — единственный пароход в конце октября из Мелька в Кремс пароходной компании DDSG Blue Danube, участвующей в совместных с компанией ÖBB проектах).

Таким образом, потратив 1,5 часа на дорогу, в начале одиннадцатого мы оказались в Мельке.

Кстати, дорога тоже оставила свои впечатления. До поездки, знакомясь с правилами пребывания в Австрии, где-то наткнулся на информацию, что здесь не принято громко разговаривать в общественных местах, перекусывать вне специально отведенных мест и т. д. В первой электричке, которым оказался поезд международного сообщения до Цюриха, столкнулись с тем, что после отправления поезда с вокзала Вены рассевшаяся по местам путешествующая публика вдруг разом «достала котелки с провиантом» и начала есть. И это при том, что народу было очень много, и тем из нас, у кого в билетах не было указано мест, даже пришлось вставать, уступая места тем, у кого в билетах эти места были указаны. Тем удивительнее было видеть эту дружно жующую толпу, например, молоденькую девчонку, напротив нас, уплетающую гречневую кашу из стеклянной банки ложкой. Вторая же электричка из Санкт-Пельтена сюрпризов не преподнесла. В ней мы ехали практически в одиночестве, наслаждаясь бесшумным ходом колес и осенними пейзажами за окнами.

Панорамное фото пришлось позаимствовать на просторах интернета. Спасибо автору, но только оно передает грандиозный масштаб этого сооружения! Монастырь стоит на скалистом возвышении и виден сразу после выхода на ж/д станции. Путь отсюда к нему недлинный и неутомительный, если только вы не карабкаетесь в гору в 40 градусную жару, как пришлось нам в мае 2014. Сейчас, в октябре, дорога нам показалась в разы короче, да и отреставрированный в 2014 г. поселок у подножия монастыря показался «пряничной» достопримечательностью.

Несмотря на то, что за более чем 900-летнюю историю монастырь не единожды перестраивался и менял назначение и архитектурный облик, единство ансамбля он донес до наших дней, а «современное» обличье приобрел более 300-т лет назад, когда 30-ти летний аббат монастыря Бертольд Дитмайер начал масштабную перепланировку. Судя по результатам его деятельности, аббат обладал незаурядными организаторскими талантами и неиссякаемой энергией. Привлеченные им архитекторы, художники и скульпторы создали одну из самых впечатляющих достопримечательностей Австрии — шедевр австрийского барокко, церковь в монастыре Мельк.

»Тем временем мы оказались в окрестностях Мелька, где до сих пор на утесе над излучиной реки высится многократно перестраивавшийся Stift» [У.Эко «Имя розы»]

Как видим, изображение монастыря на полотне Йозефа Герштмейера (Josef Gerstmeyer, 1849) не сильно отличается от современных очертаний.

Первоначально на месте монастыря на высокой скале над Дунаем располагался замок — крепость. Превращению крепости в монастырь способствовал тот факт, что в 1014 г. здесь был захоронен некий ирландец — пилигрим Коломан, совершавший паломничество в Иерусалим. Время было военное, нравы — бесхитростные и его как иностранца, не говорившего по-немецки, заподозрили в шпионаже и 17 июля 1012 г. вблизи Штоккерау повесили на засохшем дереве бузины. По тогдашнему обычаю преступников не хоронили, и случилось чудо — в течение полутора лет тело пилигрима не подверглось разложению. Монахи поняли, что это неспроста, и со всеми почестями его положили в склепе в базилике в Штоккерау. Но маркграф Генрих I из династии Бабенбергов (994–1018) чуть позже перезахоронил его поближе к дому, в Мельке. С тех пор святой мученик Коломан из Штоккерау стал покровителем всей округи, а также покровителем путешественников и заступником за повешенных, а бенедектинские монахи получили одну из основных святынь.

Случайно ли нам, путешественникам, привиделось здесь облако в форме сердца, пронзенного стрелой?

Другая святыня — частицы от креста, на котором был распят Иисус Христос, -была привезена в Мельк маркграфом Адальбертом около 1040 года. В 1362 году герцог Рудольф IV заказал и подарил монастырю для оправы этих частиц очень дорогой, искусно украшенный крест.

Сегодня Мелькский крест и мощи святого Коломана являются главными святынями монастыря в Мельке.

Вид на фасад со стороны Превратного двора.

А это Прелатный двор, длина которого 84 м, ширина 42 м. В центре двора раньше находился Коломанский фонтан, который в 1722 г. был подарен монастырем городу Мельку, и в настоящее время его можно увидеть на ратушной площади. С XIX в. в Прелатном дворе находится фонтан, перевезенный из закрывшегося монастыря Вальдхаузен.

В правом крыле здания, что на фото, разместилась гимназия с углубленным изучением греческого и французского языков (более 900 учеников и учениц). В левом — анфилада императорских покоев, часть которых сейчас превращена в музей с экспозицией: «Путь из прошлого в настоящее — монастырь Мельк, история и современность».

Виды с террасы Мраморного зала на город.

Вид с террасы на главный фасад церкви.

Интерьеры церкви.

Фото «украдкой»: интерьеры знаменитой библиотеки.

Также на территории монастыря имеется красивый парк с регулярным (в английском стиле) садом и старой частью, где еще можно увидеть 250 летние липы. Парк входит в число наиболее значительных парково-архитектурных ансамблей Австрии и охраняется как памятник культуры.

Если вы предположили, что это вид на Фудзияму, то нет, это фото из монастырского садика.

Вид на павильон (в стиле барокко) и английский сад.

»Местная фауна».

Здесь также есть галерея сказочных ворон, забавные фото которых я использовал во второй части рассказа.

Вид на Мельк и монастырь со стороны башень.

На этом наше скоротечное знакомство с Мельком заканчивается и мы отправляемся на пристань, откуда должны совершить экскурс по голубому Дунаю с осмотром его самой знаменитой и самой живописной долины Вахау. Говорят, особенно красива долина весной, когда цветут абрикосовые сады. А когда цветет виноград, свежий воздух с воды наполнен непередаваем нежным ароматом. Но на дворе поздняя осень, будем довольствоваться тем, что есть.

Что еще следовало бы вспомнить, упоминая Мельк?

Романтические сердечки со стрелами из облаков не всегда встречали путников в этом месте. Здесь много своих мрачных, кровавых и трагических страниц.

В ходе франко-австро-русской войны 1805 года между русскими и французскими войсками произошло 12 значительных боевых столкновений: 8 на территории современной Австрии и 4 на территории нынешней Чехии (в Моравии). В том числе 26 октября 1805 г. состоялось сражение русской дивизии Милорадовича и французов под командованием Мюрата у стен монастыря в Мельке. Были убитые, раненые и плененные с обеих сторон.

С 26 октября по 29 октября 1805 г. наполеоновские войска заняли Мельк.

30 октября 1805 г. состоялось сражение при Кремсе (или Дюрнштайне). Здесь цифра потерь была еще больше.

Плененные русские воины были отправлены для содержания под стражей в северный бастион монастыря в Мельке. 14 декабря 1805 года здесь вспыхнул пожар, в огне погибли до 300 солдат Русской императорской армии. Их похоронили в братской могиле на полпути между Мельком и деревней Винден. Сначала на могиле был установлен простой деревянный крест, но в 1891 году император Александр III приказал соорудить мемориал из черного мрамора, вокруг которого были высажены деревья.

Координаты для навигатора: 48.218147, 15.309799

В 1945 году мемориал был отреставрирован силами наших военных, при этом была установлена ограда с арочным проемом и надписью «Слава великому русскому войску».

Другая мрачная страница истории — концлагерь Мельк (филиал концлагеря Маутхаузен), который был открыт 21 апреля 1944 года и просуществовал почти год. Общее число узников, отправленных сюда, составило около 15 тысяч человек. Около 5000 из них были убиты или погибли от невыносимого рабского труда. Известно также, что в концлагерь Мельк было депортировано более 900 советских узников, но точное число их неизвестно. 4 июля 1944 года лагерь подвергся бомбардировке Американской авиации, в результате чего погибли около 400 заключенных. На месте крематория концлагеря сейчас находится музей: Schießstattweg 8, 3390 Melk, Австрия (48.220587, 15.324274).
Также в Мельке есть кладбище советских воинов (захоронения с 1945 г. по 1948 г., координаты 48.224190, 15.354572).

Вспомнив в ожидании теплохода страницы истории, вернемся к тематике нашего путешествия. Ровно в 13–50 наше судно отчаливает от пристани и мы остаемся один на один с голубым Дунаем.

Замок Шёнбюэль (Schloss Schönbühel) — страж Вахау.

За бортом «проплывают» замки, сельские дома, украшенные цветочными ящиками, сады в осенней листве и виноградники.

Кстати, та дама, что пригласила нас в музеи Вены и которую я упоминал в первой части рассказа, оказалась родом из этих мест: здесь, за сельскими домиками, в местечке Виллендорф, что в Вахау (Willendorf 68, 3641 Willendorf in der Wachau) в 1908 г., ее и откопали! Венера Виллендорфская здесь, на родине, увековечена в бетоне.

А сам музейный экспонат находится в Вене в Музее естествознания и оценивается в 60 млн. долларов.

Руины замка Hinterhaus в Шпице.

И церкви, церкви и опять церкви!

Наконец, подплываем к Дюрнштайну.

Здесь нас встречают открыточные виды церкви Мариэ-Химмельфарт и замка Кюнрингербург на вершине холма, где в свое время был заключён король Англии Ричард I Львиное Сердце, взятый в плен австрийским герцогом Леопольдом V во время своего возвращения из III Крестового похода.

Отсюда до Кремса рукой подать. И здесь с противоположного пристани берега Дуная на расширении романтической дороги, огибающей долину Вахау вместе с руслом Дуная, расположился импровизированный кемпинг. Видимо, открыточные виды Дюрнштайна столь привлекательны!

А это уже «открыточные» виды на монастырь Геттвайг. В 2014 г. ездили туда на машине. Отсюда, признаюсь, открывается лучшая перспектива на монастырь, чем с автодороги к нему.

И, наконец, Кремс — финальная точка нашего путешествия по Дунаю и место, где заканчивается живописная долина Вахау.

И пароход «Австрия» у причала, как символ нашего расставания с Дунаем.

Отсюда направляемся на вокзал Кремса, по дороге продолжая фотографировать красивые виды. А их здесь много… Побродить бы здесь как-нибудь. В другой приезд!